Данная работа была представлена на Межрегоинальной дистанционной конференции-конкурсе учащихся 1-7 классов "Первые шаги в науку", секция краеведение, заняла 1 место. В ней девочки исследовали роль оленей в жизнии коренного населения Кольского краяя саамов.
Вложение | Размер |
---|---|
oleni.doc | 154.5 КБ |
Межрегиональная дистанционная конференция-конкурс
учащихся 1 - 7-х классов
«Первые шаги в науку»
Секция краеведение
Сокровища саамов
Выполнили
Хайтович Стефания Вадимовна,
Халунина Ксения Александровна,
ученицы 4 «Б» класса
МОУ Гимназия №4 г. Мурманска.
Научный руководитель:
Дробаха Ольга Владимировна,
учитель начальных классов.
2011 г.
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть
3. Заключение.
4. Приложение.
5. Литература.
Введение
На Кольском полуострове, откуда мы родом, издавна проживает народ саами, который сумел пронести через века и сохранить язык, культуру, обычаи и традиции. Суровую тундру с ее быстрыми порожистыми реками, обширными болотами и голыми скалами он не просто обжил, а сделал уютным и теплым домом и для себя, и для оленьих стад, пасущихся на огромных пространствах от Белого моря до Баренцева.
На уроках краеведения мы изучали тему «Саами - оленный народ». Так саамы сами себя называли. Вероятно, северный олень для саамов их главное сокровище? Мы часто видели северных оленей в нашем городе на традиционном Празднике Севера. Это небольшие животные с глазками-бусинками. Нам стало интересно, действительно ли такое небольшое кроткое млекопитающее так ценят саамы. Мы решили изучить этот вопрос.
Нами было проведено анкетирование. В опросе участвовало 7 учеников 1-го класса, которые еще не изучали данную тему, и 8 одноклассников. Полученные результаты мы оформили в виде таблицы и диаграммы (см. Приложение 1).
Результаты анкетирования показали, что несмотря на то, что мы живем на Кольском полуострове и знакомимся на уроках краеведения с образом жизни коренного населения саами, знания о северном олене поверхностны. Тогда мы решили провести исследовательскую работу по данной теме.
Объект исследования: северный олень.
Предмет исследования: зависимость саамов от северного оленя.
Цель: изучить особенности образа жизни северного оленя и его значимость в жизни саамов.
Задачи:
- изучить литературу по теме,
- изучить быт и род занятий саамов,
- провести анкетирование учащихся с целью выявления знаний о жизни северного оленя,
- создать словарик саамских слов, связанных с оленем,
- создать презентацию, выступить с учебной презентацией перед учениками.
Гипотеза: северный олень является сокровищем саамов, потому что играет большую роль в жизни этого коренного населения.
Практическая значимость: наш наработанный материал можно использовать на уроках краеведения, на классных часах, внеклассных мероприятиях, для проведения конкурсов и викторин.
Работа проводилась в несколько этапов:
1) изучение литературы по вопросу;
2) общение с Афанасьевой Ниной Елисеевной, президентом Ассоциации Кольских саамов;
3) обобщение и обработка материала,
4) составление “Словарика саамских “оленных” слов”.
Работа выполнена в соавторстве, участие авторов в сборе информации равноправное
Основная часть
Саами - коренной народ Севера
Пролистаем, как книгу
Назад за страницей страницу
Жизнь таежной земли,
И озер, и болотистых тундр,
И уйдем в край такой красоты,
Что во сне не приснится,
Край оленных людей -
Молчаливых суровых натур.
Саами - название северной народности. Это племя смелых охотников, метких стрелков, искусных рыболовов, неутомимых пастухов. Не одну тысячу лет живут саами в тундре.
В далекой древности саами занимали на севере Европы большие территории. Еще тысячу лет назад их владения простирались на значительные части Скандинавии и Финляндии. Затем финские и германские племена оттеснили их в районы Крайнего Севера.
Часть саами с незапамятных времен живет на Мурмане. Жили саами в поселках, так называемых погостах. У каждой семьи было два погоста: зимний находился вблизи лесов, летний располагался у озер и рек. Всю жизнь саамы кочевали за своим небольшим стадом оленей. Легкий чум - шалаш из жердей и оленьих шкур (кувакса), небольшой домашний скарб - вот и все достояние саамской семьи.
Весной саами оставляли зимние погосты. Люди, олени, кережи - все приходило в движение. Переезжали к морю, ловили рыбу до поздней осени.
Хлеб саами не сеяли, печь его не умели. Вместо хлеба изготовляли из ржаной муки и зерна, завозимой купцами, так называемую резку, к которой иногда примешивали и сосновую кору. Из подобного теста на раскаленных каменных плитах выпекалось нечто вроде лепешек.
В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе. Рядом с людьми всегда находятся их верные помощники - северные олени.
Северный олень: внешний вид, образ жизни, питание
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный олень.
Изучив литературу по теме, мы выяснили, что дикий северный олень - самый многочисленный вид из парнокопытных животных. Это очень своеобразный олень.
Внешний вид
Северный олень имеет удлиненное туловище и шею, относительно короткие ноги. Длина тела 150-210 см от хвоста до кончика морды, высота в холке 110-120 см. Вес самки 60-100 кг, самцы 90-180 кг, а масса новорожденного олененка 4-6 кг. У оленя маленький хвостик 10-15 см, для сравнения ухо - 9-12 см. Продолжительность жизни оленя 18-20 лет.
Северный олень сильно отличается от оленей других семейств.
Отличительные особенности северного оленя:
1. Морда и пространство между ноздрями покрыто волосами. Так оленю легче раскапывать снег.
2. У оленя лучше всего развито обоняние, которое действует даже при сильном морозе. Животное чувствует запах ягеля через толстый слой снега.
3. Своеобразно строение ног: копыта средних пальцев образуют подобие большой ложки, удобной для разгребания снега при поиске ягеля. Боковые копытца, имеющие 4 пальца, широко расставлены, что увеличивает поверхность стопы. Благодаря этому северный олень легко проходит по рыхлому снегу и болотам.
4. Большие, ежегодно сбрасываемые рога есть как у самцов, так и у самок. Самцы используют их в битве за самок, а самка для защиты оленят и места, где выкапывает корм. Размер и количество отростков рогов увеличивается с возрастом оленя.
Питание оленя
Летом растительная пища - ягоды (морошка, черника, брусника), трава, листья деревьев, лишайники, грибы (любимое лакомство). Зимой ест ягель, выкапывая его из-под снега (летом не ест, потому что он сухой). Охотно потребляет в пищу леммингов, птичьи яйца. Любит соль.
Образ жизни
Мигрируют. Летом олени продвигаются по тундре к берегу моря, где пьют соленую воду и отдыхают от комаров и мошкары. Зимой уходят в леса.
Основной враг северного оленя тундровый волк. Но также олень служит объектом охоты для росомах, медведей, рысей и орлов.
В Мурманской области дикие олени сохранились в Лапландском заповеднике и в верховьях рек Варзуги и Поноя.
Оленеводство как основная деятельность саамов
Дед на ласку был не скуп,
Мудр был от природы...
Как хотел он, чтобы внук
Стал оленеводом...
Чтобы с тундрой в дружбе жил,
Был ее полпредом
И взахлеб ее любил -
Как и наши деды!
Аскольд Бажанов
В конце XIX — начале XX в. саамы вели полукочевой образ жизни, занимались рыболовством, оленеводством и охотой.
В любом оленьем стаде есть вожак - гирвас, который ведет все стадо. По бокам всегда идут взрослые особи, кучкуя в середине молодняк, и в конце - быки, которые охраняют все это стадо. Быки очень выносливы, саамы использовали их как рабочую скотину. А еще есть важенки, их оберегают, потому что они приносят потомство. Оленят саами ласково называют кормяжкой.
Сам по себе олень - животное более дикое и свободолюбивое, нежели обычный домашний скот. В задачу пастухов входит не только охрана стада от зверей (главным образом от волков), но и наблюдение за правильным передвижением. Летом, спасаясь от множества комаров и москитов, олени устремляются против ветра и, не будучи удержаны пастухами, убегают в течение суток на большие расстояния, до 25 километров. Наконец, олений пастух должен знать клеймение, обладать минимумом сведений по ветеринарным вопросам и хорошо знать режим ухода за новорожденным теленком в период отела.
Летом оленей перегоняют на самые "кормные", т.е. лучшие пастбища, где лучший ягель и много травы. Ягелем в это время олень питается мало, предпочитая траву, молодые листья деревьев и особенно морошечный цвет. По словам оленеводов, цвет этот - любимое оленье лакомство. Пока не спадет цвет, олень с болота не уходит. Кроме того, олень любит выкапывать в болотах некий корень "мыцкень", солено-кислые травы, морские водоросли, поедает яйца и даже куропаточных птенцов. Его таким образом закармливают перед комариным периодом, в течение которого олени мучительно страдают от всяческой мошки и сильно худеют. Комар уже сильно беспокоит оленя в первых числах июля. В прежние годы, когда стада были невелики, оленю помогали разведением дымных костров или устраивали навесы-шалаши (лемы), куда загоняли оленей и перед выходом раскладывали костры.
К осени олени предпочитают пастись на невысоких вараках или плоскогорьях, покрытых некрупным лесом. Здесь кроме сочного ягеля они ищут грибы, которые являются для оленей еще большим лакомством, нежели морошечный цвет.
В конце октября начинается сбор оленей в один кусок. Собрав стадо, его перегоняют в лесную сторону, к зимнему выпасу, и разбивают на два-три стада, готовясь к зиме. Здесь же отделяют старых покалеченных и больных оленей для убоя на мясо.
Главная задача оленеводов в зимнее время - уберечь оленей от хищников. В случае появления волков заботы пастухов увеличиваются. Хищники зорко следят за стадом, прячась днем от пастухов, ночью же, выбрав момент, когда пастухи уходят в куваксу, дерзко нападают. Иногда два волка в течение 15-20 минут успевают зарезать 5-6 оленей. Волк, раз напавший на стадо, не уходит от него длительное время, убивая при слабых и мало бдительных пастухах новые жертвы.
Со второй половины апреля оленевод начинает усиленно готовиться к важнейшему периоду в жизни оленей - отелу. Отел начинается с 10-15 мая и заканчивается в первых числах июня. Главная задача саамов во время отела - сохранить молодняк и этим увеличить поголовье. В порядке подготовки к отелу важенки отбиваются от быков и хирвасов и перегоняются в места отела, которые должны быть защищены от холодных ветров, лишены камней, рек или водопадов и должны содержать достаточно корма для важенок.
Одновременно с наблюдением за отелом оленеводы подсчитывают родившихся важенок и бычков. В день рождения теленка его клеймят при помощи вырезания меток хозяина на ушах, но иногда клеймение производят по достижении им двухмесячного возраста.
Олени в жизни саамов
Но пускай узнает всякий
Об оленях и о тех,
Кто идет в мороз и слякоть
В горы, в тундру, словно в цех.
Тот, кто видел пламень гонки,
Пусть прислушается, пусть, -
И тогда услышит тонких,
Чутких ног олений хруст.
Аскольд Бажанов
“Олень - наш батюшка: он нас возит, кормит и одевает”, - говорят саамы.
Действительно, мы выяснили, что:
- олень - это рабочая сила (перевозит грузы, самих людей, но только в упряжке, так как у саамов отсутствовала верховая езда),
- источник радости (катание детей в упряжке, участие в Празднике Севера),
- олень “отдавал” себя всего: мех, шкура, мясо, кости, жилы и т.п.
Изучая литературу про коренное население Кольского полуострова, мы заметили, что когда говорят о саамах, тут же упоминается и олень. Они как нитка с иголкой, всегда рядом.
Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. Не случайно одним из древнейших праздников народов Крайнего Севера был День оленя.
Первое знакомство саамов с оленем произошло на почве охоты. Первоначальное приручение возможно возникло из потребности передвижения по глубоким снегам при охоте на диких оленей.
Оленей использовали как рабочую тягловую силу. Расстояния были большие, пешком ходить трудно. Также на оленях доставляли детей из тундры в школу.
Существовали и почтовые олени, они, под управлением опытного оленевода-почтальона, привозили почту из Краснощелья в Ловозеро. Таким почтальоном работала Клавдия Григорьевна Матрехина - мама Октябрины Вороновой, саамской поэтессы.
Как только началась Великая Отечественная война, все пастухи ушли с огромным количеством оленей на фронт, чтобы оборонять наши рубежи. Женщины, оставшись дома, занялись оленеводством уже без мужчин.
Во время Петсамо-Киркенесской стратегической операции был создан оленеводческий транспортный олений отряд. Аскольд Бажанов в своей повести “Белый олень” рассказывает о тех событиях войны, когда саамы-оленеводы стали ее героями. Олень был единственным мобильным транспортом, на нем перевозили снаряды, боеприпасы, продукты питания, с полей боев вывозили раненых.
Сегодня же многие саами, живущие в Кольском районе, успешно выступают в гонках на оленьих упряжках на Международном традиционном Празднике Севера, который проводится в нашем городе.
В этом году отмечался 77 Праздник Севера. Не каждого оленя запряжешь в упряжку. Происходит их отбор, как правило, это молодые быки. Оленя тяжело заставить пройти дистанцию, бывает, что они даже сходят с дистанции. Поэтому оленевод, который участвует в празднике, готовит свою упряжку самостоятельно. Работать на этих оленях нельзя. Обычно упряжка состоит из 5-6 специально обученных оленей. Подготовка оленей к бегам начинается задолго до начала соревнований и требует много времени и терпения.
Мы провели небольшое исследование, что же “берут” саамы у оленя.
Во-первых, олень держит саамов в тепле: свое жилище - куваксу - саамы покрывают оленьими шкурами. Они отлично держат тепло и не пропускают влагу.
Во-вторых, шкуры оленей служили простынями, из них шили спальные мешки, использовали как “напольное покрытие” - это тоже для тепла.
В-третьих, одежда и обувь саамов изготовлена из шкур оленя. Из койб- пимы, шапки, камысы, сапожки. Из замши шили анораки, брюки, рюкзаки и мешочки. Конечно, в такой одежде и обуви не страшны любые морозы, ее оленеводы носят и сейчас.
В-четвертых, одежду и обувь саамские женщины шили, пользуясь нитками, ссученными из оленьих жил. Вытянутые из ног и спины оленя жилы сушились, затем расщеплялись пальцами на тонкие волокна, из которых руками сучились любой толщины нити.
В-пятых, не только тепло приносили олени. Из костей и ногтей копыт делают украшения и амулеты (саами - очень суеверный народ), а из рогов делают петли для арканов, рукоятки для ножей, столовых приборов, ручки для кукс и сувениры. Копытца и фаланги служили игрушками для саамских детей.
В-шестых, олений жир - хорошее средство при простуде, а кровь помогает от цинги.
В-седьмых, олень служил пищей для саамов. Мясо оленя чистое, деликатесное. В питании саами используют не только мясо оленя, а также сердце, печень, почки, язык, жир, кровь и молоко.
Мясные блюда саамов очень просты:
мясо оленя вареное (вынч-вер), мясной суп из оленины с подболткой из муки (корьнь лим), мясо оленье жареное (паштнич вынч).
К мясным деликатесам относятся:
мозг ножных костей (кэтыс эттам), печенка жареная (пашт выйвас), язык (нюхчем).
Из крови оленя изготовляют кровяную колбасу, которую “упаковывают” в кишки оленя.
Как мы видим, саами научились использовать оленя полностью, а олень в свою очередь, “отдавал себя всего”. При этом для оленя не надо было заготавливать корм на зиму, не надо строить сараи и т.п.
Как настоящее сокровище, оленей преподносили в дар. Самым ценным подарком у саамов являлся олень - важенка. Дарили оленя к рождению, крещению, появлению первого зуба. Дарили оленя на свадьбу молодоженам. Принадлежавшие девушке олени выделялись первоначально в стаде ее родителей, а после замужества - в стаде ее супруга и маркировались ее личной тамгой. Такие олени назывались "бессмертными" в соответствии с требованиями, "чтоб число оленей всегда цело было".
Олень в саамском фольклоре
До чего же хорош оленёнок,
Он шатается, словно спросонок.
На точёные тонкие ножки
Приобуты копытца-сапожки.
А на шубке каурой ворсинки,
На ворсинках искрятся росинки,
В тех росинках июньской порою
Отражается солнце ночное.
А какие у оленёнка
Удивительные глазёнки!
И добры, и немножко печальны,
И суровы, как Север Дальний.
Т. Курьянов
Через столетия пронесли саами легенды и сказки о северном олене. Олень Мяндаш, олень-человек носится по небу, давая земле и людям всякие жизненные блага. Мяндаш научил саамов искусству охоты. Верховное божество терских саамов - Каврай, покровитель шаманов, создатель оленьих стад.
Мы для исследования ценности оленей в жизни саамов взяли сборник саамских сказок “Семилетний стрелок из лука”. Изучив сказки, мы выяснили следующее:
- из 26 сказок сборника в 9 говорится об олене или он главный герой,
- из 40 саамских слов в словарике в конце книги 13 связаны с оленем,
- на 5 иллюстрациях к произведениям из 17 изображен северный олень.
Таким образом, можно сделать вывод, что олень часто упоминается в сказках как обязательный атрибут саамов: «Ростом чахкли маленькие. И олени у них маленькие», он непременный герой многих саамских сказаний, который всегда рядом с человеком, помогает ему в трудную минуту...
Если в некоторых сказках олень называется "добрым стариком", "сильным молодцом", важенка - "красавицей-девушкой", то и про человека говорят: "хороший, передовой", "сильный бык" или "стройная и проворная, как важенка".
В отличие от рыболовецких занятий, почти не отмеченных песенным фольклором, оленеводство и олени - наиболее часто повторяющиеся сюжеты и образы в песнях. Даже собираясь в гости в старину, саам пел о своих оленях и обращаясь к оленям. В песне о сватовстве подробно описывается упряжка жениха и качества быков.
Существуют также приметы, связанные с оленем и оленеводством. Например, если первая важенка, рожающая первый раз, будет долго рожать теленка, все стадо будет долго рожать, и наоборот: олени быстро бегают в стаде - перед погодой или перед волком. Олень часто встречается и в пословицах. Например, где два оленя пройдут, там и нам большая дорога; глупец и коня за оленя принимает. “Олень учит” - поговорка означает, что в жизни не всегда получается, как запланировано.
Северные мастера использовали во все времена оленя как в качестве материала, так и темы.
Заключение
Когда мы работали над нашей темой, мы познакомились с интереснейшим человеком - президентом Ассоциации Кольских саамов Ниной Елисеевной Афанасьевой. Она саами, родом из поселка Варзино. Много интересных сведений, которые не найдешь в книгах и в Интернете, мы почерпнули из ее рассказов. Мы пригласили этого уникального человека к нам в класс, чтобы и остальные ребята смогли узнать много нового и интересного по краеведению.
Проведя разные исследования, мы выяснили, что северный олень действительно сокровище саамов. Но как любое сокровище его необходимо беречь и преумножать. К сожалению, в наше время распространено браконьерство, численность оленей становится меньше. Но это неправильно. И своей работой мы хотим показать, что нужно бережно относиться ко всему, что создала природа.
Человек, знающий историю родного края, любящий свой родной край, природу с детства, никогда не допустит варварского отношения к окружающему, будет беречь и уважать все то, что досталось ему от предков.
Ребята! Глядите, олень заглянул
И бусинкой-глазом нам подмигнул!
Он - не простое животное,
Олень - золотое животное!
Одежду саамам он подаёт,
И в санках нас возит, здоровье дает!
Жилища он строить нам помогает.
И сказок миллионы о нём сочиняют!
Давайте же будем мы тоже добры,
Оленей спасем от грозящей беды!
Фото можно посмотреть в презентации.
Литература
1. Бажанов А. Белый олень. - Мурманск: Север, 2007.
2. Бажанов А. Солнце над тундрой. Сборник стихов, 1983 г.
3. Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3-х т. Том 1: Млекопитающие. - М.: Терра, 1992 г.
4. Воронова О. Сборник стихов. - Мурманское книжное издательство, 1986г.
5. Двинин Е. Край, в котором мы живем. - Мурманское книжное издательство, 1966.
6. Дребенцов В., Сурков С. Животный мир Мурманской области. - Мурманское книжное издательство, 1974 г.
7. Евгений Халдей. От Мурманска до Берлина. Фотоальбом. - Мурманское книжное издательство, 1984 г.
8. Кольский полуостров. Майстерман С.А. Фотоальбом. - Санкт-Петербург, 2002.
9. Моё Заполярье. - Мурманск, 2008
10. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е. Пация. - Мурманск: Кн. изд-во, 1990.
Электронные ресурсы:
http://www.saami.su - Российские саами
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC - Википедия
В работе использованы материалы из архива Афанасьевой Н.Е. (стихи, фотографии, газетные статьи)
Приложение 1
Анкета «Знаете ли вы?»
1. Почему олень сбрасывает рога?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 1 | 6 |
нет | 6 | 2 |
2. Чем олень питается?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 2 | 8 |
нет | 5 | 0 |
3. Умеет ли олень плавать?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 0 | 4 |
нет | 7 | 4 |
4. Какая средняя продолжительность жизни оленя?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 0 | 5 |
нет | 7 | 3 |
5. Кто такой чахкли?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 1 | 8 |
нет | 6 | 0 |
6. Основной вид деятельности саамов охота?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 5 | 1 |
нет | 2 | 7 |
7. Олень - сокровище саамов, это так?
Варианты ответов | 1 класс | 4 класс |
да | 3 | 8 |
нет | 4 | 0 |
Приложение 2
Словарик саамских “оленных” слов
Бурдух – национальное саамское блюдо: суп из оленины и лесных ягод.
Важенка – самка оленя, олениха.
Вукс – мешок из оленьих шкур с костяными застежками.
Гирвас – олень–самец, олень–вожак.
Каньги - обувь из койб с загнутыми вверх носками.
Кегора – возвышенное место с оленьим пастбищем.
Керёжа - сани для езды на северных оленях в виде узкой лодочки или корыта с острым носом.
Койб, койбы - шкура, снятая с нижнеколенных частей оленьих ног для пошивки обуви.
Койбица - рукавица из шкуры, снятой с оленьих ног.
Коньтсун - нитки, приготовляемые из оленьих жил.
Кувакса- походный шалаш из жердей, бересты или оленьих шкур.
Малица - одежда из оленьих шкур с капюшоном.
Налэть – часть оленьего рога.
Олень-дикарь - дикие олени, основное промысловое животное.
Пойда – оленье стадо.
Пыжик - олененок.
Тихтэ - клеймение оленя.
Тоборги - рабочая обувь из шкуры оленя.
Чуэрвькарт - в местах жертвоприношений груды оленьих рогов.
Ягель - основной корм северного оленя.
Яры - сапоги с длинными голенищами.
Лиса-охотница
Яблоко
Лепесток и цветок
Солнечная система. Взгляд со стороны
Ель