В работе рассмотрена теорема Пика и ее доказательство.
Рассмотрены задачи на нахождение площади многоугольников
Вложение | Размер |
---|---|
uvlechenie_matematikoy_chasto_nachinaetsya_s_razmyshleniya_nad_kakoy_avtosohranennyy.docx | 561.94 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПЕРМСКОГО КРАЯ
VI МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
УЧАЩИХСЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №11»
СЕКЦИЯ: МАТЕМАТИКА
Применение формулы Пика
Автор работы: Старкова Кристина
учащаяся 8 «Б» класса
МАОУ СОШ №11Чайковский
Руководитель:Батуева Л,Н.,
учитель математики МАОУ СОШ№11
г. Чайковский
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Введение……………………………………………………. 2
II. Формула Пика
2.1.Решетки .Узлы………………………………………… .4
2.2.Триангуляция многоугольника………………………5
2.3. Доказательство теоремы Пика………………………6
2.4 Исследование площадей многоугольников…………9
2.5. Вывод…………………………………………………..12
III.Геометрические задачи с практическим содержанием…13
IV. Заключение………………………………………………..14
V. Список используемой литературы………………………..16
Увлечение математикой часто начинается с размышления над какой-то задачей. Так при изучении темы «Площади многоугольников» встал вопрос есть ли задачи , отличные от задач рассмотренных в учебники геометрии . Это задачи на клетчатой бумаге. У нас возникали вопросы: в чём заключается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге. Увидев такие задачи в контрольно – измерительных материалах ЕГЭ и ГИА, решила обязательно исследовать задачи на клетчатой бумаге, связанные с нахождением площади изображённой фигуры.
Я приступила к изучению литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Казалось бы, что увлекательного можно найти на клетчатой плоскости, то есть, на бесконечном листке бумаги, расчерченном на одинаковые квадратики? Не судите поспешно. Оказывается, задачи, связанные с бумагой в клеточку, достаточно разнообразны. Я научилась вычислять площади многоугольников, нарисованных на клетчатом листке. Для многих задач на бумаге в клетку нет общего правила решения, конкретных способов и приёмов. Вот это их свойство обуславливает их ценность для развития не конкретного учебного умения или навыка, а вообще умения думать, размышлять, анализировать, искать аналогии, то есть, эти задачи развивают мыслительные навыки в самом широком их понимании.
Мы определили:
Объект исследования: задачи на клетчатой бумаге
Предмет исследования: задач на вычисление площади многоугольника на клетчатой бумаге, методы и приёмы их решения.
Методы исследования: моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.
Для достижения поставленной цели предусматриваем решение следующих задач:
многообразие задач на бумаге в клеточку, их «занимательность», отсутствие общих правил и методов решения вызывают у школьников затруднения при их рассмотрении
При решении задач на клетчатой бумаге нам понадобится геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения, которые известны всем.
II. Формула Пика
2.1.Решетки .Узлы.
Рассмотрим на плоскости два семейства параллельных прямых, разбивающих плоскость на равные квадраты; множество всех точек пересечения этих прямых называется точечной решеткой или просто решеткой , а сами точки –узлами решетки.
Внутренние узлы многоугольника - красные.
Узлы на гранях многоугольника - синие.
Чтобы оценить площадь многоугольника на клетчатой бумаге, достаточно подсчитать, сколько клеток покрывает этот многоугольник (площадь клетки мы принимаем за единицу). Точнее, если S – площадь многоугольника, В - число клеток, которые целиком лежат внутри многоугольника, и Г - число клеток, которые имеют с внутренностью многоугольника хоть одну общую точку .
Будем рассматривать только такие многоугольники, все вершины которых лежат в узлах клетчатой бумаги – в таких, где пересекаются линии сетки.
Площадь любого треугольника, нарисованного на клетчатой бумаге, легко посчитать, представив её как сумму или разность площадей прямоугольных треугольников и прямоугольников, стороны которых идут по линиям сетки, проходящим через вершины нарисованного треугольника.
2.2.Триангуляция многоугольника
Любой многоугольник с вершинами в узлах сетки может быть триангулирован – разбит на «простые» треугольники.
Пусть на плоскости задан некоторый многоугольник и некоторое конечное множество К точек, лежащих внутри многоугольника и на его границе (причём все вершины многоугольника принадлежат множеству К).
Триангуляцией с вершинами К называется разбиение данного многоугольника на треугольники с вершинами в множестве К такое, что каждая точка из К служит вершиной каждому из тех треугольников триангуляции, которым эта точка принадлежит (то есть точки из К не попадают внутрь или на стороны треугольников, рис. 1.37).
Рис. 1.37
Теорема 2. а) Любой n-угольник можно разрезать диагоналями на треугольники, причём количество треугольников будет равно n – 2 (это разбиение – триангуляция с вершинами в вершинах n-угольника).
Рассмотрим невырожденный простой целочисленный многоугольник (т.е. он связный — любые две его точки могут быть соединены непрерывной кривой, целиком в нем содержащейся, и все его вершины имеют целые координаты, его граница — связная ломаная без самопересечений, и он имеет ненулевую площадь).
Для вычисления площади такого многоугольника можно воспользоваться следующей теоремой:
2.3. Доказательство теоремы Пика.
Пусть В — число целочисленных точек внутри многоугольника, Г — количество целочисленных точек на его границе, — его площадь. Тогда справедлива формула Пика: S=В+Г2-1
Пример. Для многоугольника на рисунке В=23 (желтые точки), Г=7, (синие точки, не забудем о вершинах!), поэтому квадратных единиц.
Сначала заметим, что формула Пика верна для единичного квадрата. Действительно, в этом случае мы имеем В=0, Г=4 и .
2)
Рассмотрим прямоугольник со сторонами, лежащими на линиях решетки. Пусть длины его сторон равны и . Имеем в этом случае ,В=(а-1)(b-1) , Г=2a+2b, тогда по формуле Пика,
3)
Рассмотрим теперь прямоугольный треугольник с катетами, лежащими на осях координат. Такой треугольник получается из прямоугольника со сторонами и , рассмотренного в предыдущем случае, разрезанием его по диагонали. Пусть на диагонали лежат целочисленных точек. Тогда для этого случая В=а-1)b-1 , 2 Г=Г=2a+2b 2+с-1 и получаем, что 4)Теперь рассмотрим произвольный треугольник. Его можно получить, отрезав от прямоугольника несколько прямоугольных треугольников и, возможно, прямоугольник (см. рисунки). Поскольку и для прямоугольника, и для прямоугольного треугольника формула Пика верна, мы получаем, что она будет справедлива и для произвольного треугольника.
Остается сделать последний шаг: перейти от треугольников к многоугольникам. Любой многоугольник можно разбить на треугольники (например, диагоналями). Поэтому нужно просто доказать, что при добавлении любого треугольника к произвольному многоугольнику формула Пика остается верной. Пусть многоугольник и треугольник имеют общую сторону. Предположим, что для формула Пика справедлива, докажем, что она будет верна и для многоугольника, полученного из добавлением . Так как и имеют общую сторону, то все целочисленные точки, лежащие на этой стороне, кроме двух вершин, становятся внутренними точками нового многоугольника. Вершины же будут граничными точками. Обозначим число общих точек через и получим B=MT=BM+BT+c-2 — число внутренних целочисленных точек нового многоугольника, Г=Г(М)+Г(T)-2(с-2)-2 — число граничных точек нового многоугольника. Из этих равенств получаем : BM+BT+c-2 , Г=Г(М)+Г(T)-2(с-2)-2 . Так как мы предположили, что теорема верна для и для по отдельности, то S(MT)+S(M)+S(T)=(В(М)+ГМ2-1)+В(T)+ГT2-1)=( В(М)+ В(T))+( ГМ2+ГT2)-2=Г(MT)-(c-2)+B(MT)+2(c-2)+22-2= Г(MT)+ B(MT)2-1.Тем самым, формула Пика доказана.
2.4 Исследование площадей многоугольников.
1) На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен треугольник.Найдите его площадь в квадратных сантиметрах | ||
Рисунок | По формуле геометрии | По формуле Пика |
S=12ah a=6; h=5. S=1/2∙6∙5=15 | S= В+Г2-1 Г=12 ; B=10 . S=10+12/2 -1=15 |
2) На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен треугольник.Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. | ||
Рисунок | По формуле геометрии | По формуле Пика |
S=12ah Sтр.ABD=1/2 AD∙BD=1/2∙2∙1=1 Sтр.BDC=1/2 DC ∙BD=1/2∙3∙1=1,5 Sтр.ABC=Sтр.BDC-Sтр.ABD= 1,5-1=0,5 | S= В+Г2-1 Г=3 ;В=0. S=0+3/2-1=0,5 |
3)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех- угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. | ||
Рисунок | По формуле геометрии | По формуле Пика |
S=a∙b Sкв.KMNE=7∙7=49 Sтр.AKB=1/2∙KB∙AK=1/2∙4∙4=8 Sтр.AKB=Sтр.DCE=8 Sтр.AND= 1/2∙ND∙AN=1/2∙3∙3=4,5 Sтр.AND=Sтр.BMC=4,5 Sпр.= Sкв.KMNE- Sтр.AKB- Sтр.DCE- Sтр.AND- Sтр.BMC=49-8-8-4,5-4,5=24 | S= В+Г2-1 Г=14;В=19. S=18+14/2-1=24 |
4)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах | ||
Рисунок | По формуле геометрии | По формуле Пика |
S1=12a∙b=1/2∙7∙1=3,5 S2=12a∙b=1/2∙7∙2=7 S3=12a∙b=1/2∙4∙1=2 S4=12a∙b=1/2∙5∙1=2,5 S5=a²=1²=1 Sкв.= a²=7²=49 S=49-3.5-7-2-2,5-1=32см² | S= В+Г2-1 Г=5;В=31. S=31+42-1=32см² | |
5)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. | ||
S=a∙b a=36+36=62 b=9+9=32 S=62∙32 =36 см2 | S= В+Г2-1 Г=18, В=28 S=28+182-1=36см2 | |
6)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах | ||
S1=12a∙b=1/2∙3∙3=4,5 S2=12a∙b=1/2∙6∙6=18 S3=12a∙b=1/2∙3∙3=4,5 S=4,5+18+4,5=27 см² | S= В+Г2-1 Г=18;В=28. S=28+182-1=36см² | |
7)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах | ||
S1=12a∙b=1/2∙3∙3=4,5 S2=12a∙b=1/2∙6∙6=18 S3=12a∙b=1/2∙3∙3=4,5 S4=12a∙b=1/2∙6∙6=18 Sкв.=9²=81см² S=81-4,5-18-4,5-18=36см² | S= В+Г2-1 Г=18;В=28. S=28+182-1=36см² |
8)На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен четырех угольник. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах | ||
Рисунок | По формуле геометрии | По формуле Пика |
S1=12a∙b=1/2∙2∙4=4 S2=12ah=1/2∙4∙4=8 S3=12ah=1/2∙8∙2=8 S4=12ah=1/2∙4∙1=2 Sпр.= a∙b=6∙8=48 S5=48-4-8-8-2=24 см² | S= Г+В2-1 Г=16;В=17. S=17+162-1=24 см² |
Вывод
Итак, моя гипотеза оказалась верной
III.Геометрические задачи с практическим содержанием .
Поможет нам формула Пика и для решения геометрических задач с практическим содержанием.
Задача 9. Найдите площадь лесного массива (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1(см) в масштабе 1 см – 200 м (рис. 10)
Решение. Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + - 1
Рис. 10 В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 – 1 = 10,5 (см²)
1 см² - 200² м²; S = 40000 · 10,5 = 420 000 (м²)
Ответ: 420 000 м²
Задача 10. Найдите площадь поля (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1(см) в масштабе 1 см – 200 м. (рис. 11)
Решение. Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + - 1
В = 7, Г = 4. S = 7 + 4/2 – 1 = 8 (см²)
Рис. 11 1 см² - 200² м²; S = 40000 · 8 = 320 000 (м²)
Ответ: 320 000 м²
Заключение
В процессе исследования я изучила справочную, научно-популярную литературу , научилась работать в программе Notebook. Узнала , что
задача на нахождение площади многоугольника с вершинами в узлах сетки с подвигла австрийского математика Пика в 1899 году доказать замечательную формулу Пика.
В результате моей работы я расширила свои знания о решении задач на клетчатой бумаге, определили для себя классификацию исследуемых задач, убедились в их многообразии.
Я научилась вычислять площади многоугольников, нарисованных на клетчатом листке Рассмотренные н задания имеют различный уровень трудности – от простых до олимпиадных. Каждый может найти среди них задачи посильного уровня сложности, отталкиваясь от которых, можно будет переходить к решению более трудных.
Я пришла к выводу, что тема, которая меня заинтересовала, достаточно многогранна, задачи на клетчатой бумаге многообразны, методы и приёмы их решения также разнообразны. Поэтому наша я решила продолжить работу в этом направлении.
Литература
1.Геометрия на клетчатой бумаге. Малый МЕХмат МГУ.
2.Жарковская Н. М., Рисс Е. А. Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25.
3.Задачи открытого банка заданий по математике ФИПИ, 2010 – 2011
4.В.В.Вавилов, А.В.Устинов .Многоугольники на решетках.М.МЦНМО,2006.
5.Мтематические этюды. etudes.ru
6.Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.Геометрия .7-9 классы.М. Просвещение ,2010
Пустой колос голову кверху носит
Снег своими руками
За чашкой чая
Барсучья кладовая. Александр Барков
Пока бьют часы