Изучается влияние ультразвука на живые организмы.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_ultrazvuka_na_organizm.doc | 230.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КИСЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(Юргамышского района Курганской области)
Влияние ультразвука на организм
Работа учащихся 10кл.Кислянской СОШ
Логиновских Валентины Сергеевны,
Портнягиной Татьяны Владимировны
Руководитель: Борчанинов Сергей
Николаевич учитель экологии
Кислянской СОШ, педагог
дополнительного образования отдела
эколого - биологического образования.
Ультразвуковой генератор изготовил
учащийся 9 - го класса Санкин Евгений
Андреевич под руководством учителя труда
Кислянской СОШ Санкина Андрея
Александровича
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Обзор литературы…………………………………………………….5
1.1. Характеристика звуковой волны…………………………………..5
1.2. Влияние звуковой волны на организм…………………………….5
1.3. Физика ультразвука………………………………………………....7
1.4. Ультразвук в природе……………………………………………....10
1.5. Влияние ультразвука на человека………………………………....12
2. Методы исследования………………………………………………..14
2.1. Физические методы исследования………………………………...14
2.2. Анкетирование учащихся……………………………………….....16
3. Результаты исследования……………………………………………17
4. Обсуждение результатов…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………….22
Приложение…………………………………………………………….23
Введение
В наш век человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к различным нарушениям в организме, изменениям наслед ственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возросло количество мутаций за послед нее время.
Отклонения от определенных привычных свойств ок ружающей среды можно отнести к факторам риска, определяющих возникновение различных заболеваний.
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья: 1. Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и др. - 49 -53%.
2. Генетика, биология человека, предрасположенность к наследственным болезням - 18 – 22%.
3. Внешняя среда, природно-климатические условия, загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и другие излучения - 17-20%.
4. Состояние системы здравоохранения – 8-10%. Существуют данные о наибольшем влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий внешней среды. Достаточно изученными являются механические колебания с частотой, воспринимаемой слуховым аппаратом человека. Неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на организм: изменение психики, настроения, деятельности кровеносной и нервной систем, химических процессов на уровне клетки, изменение структур клеток, общее ухудшение самочувствия. К неслышимым звукам можно отнести ультразвук, источниками которого могут быть различные электрические приборы, электродвигатели, компьютеры, телевизоры и др., которые окружают человека в повседневной жизни. Ультразвуковые приборы используются достаточно широко в медицине, в быту, в промышленности, где применяются излучатели направленного действия, но большая часть источников ультразвукового излучения имеют рассеянный характер действия, негативно влияя на живые организмы.
Поэтому тема нашей исследовательской работы: «Влияние ультразвука на организм».
Цель: исследовать влияние ультразвука на живые организмы.
Задачи:
Методы исследования: проведение физических исследований (применение генератора со слабым ультразвуковым излучением), наблюдение, анкетирование, сравнение полученных результатов с данными литературных источников.
Значение результатов исследования:
- научное – осуществление изучения влияния ультразвукового загрязнения на организм;
- практическое - результаты исследования используются на уроках экологии, биологии, физики, на внеклассных мероприятиях.
1. Обзор литературы
Звук - упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Если отвлечься от наших индивидуальных и возрастных осо бенностей, то в среднем можно считать, что ухо человека способ но воспринимать звуковые волны в интервале частот от 20 до 20 000 Гц.
Звуковые волны, частоты которых находятся вне этих гра ниц, мы не слышим. Так, как они не вызывают у нас слуховых ощущений. Звуковые волны с частотой, меньшей 20 Гц, были на званы инфразвуком, а с частотой от 20 000 до 109 Гц — ультра звуком. Звуковые волны особенно большой частоты—от 109 до 1013 Гц — называют гиперзвуками.
Человек всегда жил в мире звуков. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.
Шум акустический, беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты и др. В быту — звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе. Шум оказывает вредное воздействие на организм человека.
Уровень шума в 20—30 децибел (ДБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого не возможна человеческая жизнь. Для «громких звуков» допустимая граница составляет примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 — становится для него непереносимым. Звук в 180 децибел вызывает усталость ме талла, а при 190 — заклепки вырываются из конструкций. Неда ром в средние века существовала казнь «под колоколом». Звон ко локола медленно убивал человека.
Любой шум достаточной интенсивности и длительности мо жет привести к снижению слуховой чувствительности. Помимо частоты и уровня громкости шума на развитие ту гоухости влияют также возраст, слуховая чувствительность, про должительность, характер действия шума, ряд других причин. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха постепенно происходят необратимые изменения. При вы соких уровнях шума понижение слуховой чувствительности на ступает уже через 1—2 года работы, при средних уровнях оно обнаруживается гораздо позднее, через 5—10 лет.
Сначала повреждение нервов сказывается на восприятии вы сокочастотного диапазона звуковых колебаний (4 тыс. герц или выше), постепенно распространяясь и на более низкие частоты. Высокочастотные звуки "ф" и "с" становятся неслышимыми. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько по врежденными, что атрофируются, гибнут, не восстанавливаются.
Шумная музыка также притупляет слух. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающую модную современную музыку. У 20% юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой же степени, как у 85-летних людей.
Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, на рушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным расстройствам. Поэтому защите сна от шумо вых раздражителей должно уделяться большое внимание. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибу лярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения, угнетающе действует на психику, способствует значительному расходованию энергии, вызывая душевное недовольство и протест. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Ультразвук, не слышимые человеческим ухом упругие волны, частоты которых превышают 20 кГц. Ультразвук содержится в шуме ветра и моря, издается и воспринимается рядом животных (летучие мыши, рыбы, насекомые и др.), присутствует в шуме машин.
Электромагнитные излучения (поля) радиочастотного диапазо на используются в различных отраслях народного хозяйства, нау ки, техники, а также в телевидении, радиовещании, радиосвязи. Электромагнитные излучения радиочастот имеют различные дли ны волн от километровых до миллиметровых. Биологическая ак тивность их возрастает с укорочением длины волн и является наиболее высокой в области ультразвуковых частот (УВЧ), сверх высоких частот (СВЧ) и крайне высоких частот (КВЧ).
Диапазон частот изучаемых современной акусти кой, весьма обширен — от 1 до до 1013 Гц. Ультразвуковой диапазон частот интересует ученых самых различных специальностей. Это связано с особенностью ультразвука распространяться узким, направленным пучком. Его мож но фокусировать, что помогает повысить интенсивность ультра звукового излучения.
Мощные ультразвуковые колебания активно взаимодейству ют с веществами, в которых распространяются. Например, в жидкостях и твердых телах они порождают различные интерес ные явления. Все эти особенности ультразвуковых колебаний и обусловили их широкое практическое применение. В период первой мировой войны проблема своевременного обнаружения невиди мых препятствий приобрела еще большее значение в связи с задачей обнаружения немецких подводных лодок. С помощью ультразвука решить эту проблему удалось русскому инженеру К. Шиловскому и французскому физику П. Ланжевену. В настоящее время ультразвуковая локация является един ственным средством обнаружения подводных препятствий. Ультра звуковые лучи можно использовать, например, для диагностики, дефектоскопии, сигнализации и навигации.
Чем короче длины волн, тем направленнее будет их распространение. Если длина звуковой волны во много раз меньше размеров поперечного сечения из лучателя или размеров преград, находящихся в звуковом по ле, то можно говорить о звуковом «луче», и тогда для звука справедливы законы геометрической оптики.
В жидкостях и газах звуковые волны явля ются продольными, а в твердых веществах — и продольными и поперечными, так как в твердых веществах, кроме деформации растяжения и сжатия, возникает деформация сдвига, которая вызывает смещение частиц, перпендикулярное направлению распространения волн.
При распространении ультразвука вследствие внутреннего трения (между молекулами) происхо дит нагревание среды. Кроме внутреннего трения, наблюдается еще и внешнее, по верхностное трение, которое возникает на границе раздела двух сред с различными акустическими сопротивлениями. Причина внешнего трения заключается в том, что амплитуда смещения частиц в волне имеет конечное значение, различное в разных средах, поэтому на границе сред движение частиц происходит то вдоль границы, то перпендикулярно ей. С этим пограничным движением частиц и связано сильное нагревание контактирую щих поверхностей.
Например, поверхность термометра, внесенного в жидкость, где есть ультразвуковое поле, может вследствие поверхностного трения между стеклом и жидкостью, нагреться настолько сильно, что обжигает кожу пальцев руки, хотя температура жидкости, в которую опущен термометр, может быть небольшой до 30°С.
Постоянный поток (звуковой ветер). В ультразвуковом поле в жидкостях и газах, кроме переменного давления, существует постоянное давление — радиационное, в соответствии с чем, кроме переменного движения частиц, в ультразвуковом поле появляется постоянный поток, называемый звуковым ветром.
Ультразвук может вызвать не только коагуляцию, но и пря мо противоположный эффект — диспергирование, т. е. мелкое дробление какого-либо вещества. С помощью ультразвука мож но получить дисперсию твердых веществ в жидкостях (гидрозо ли), дисперсию одной жидкости в другой (эмульсии), диспер сию твердых тел или жидкостей в газах (аэрозоли). Дисперги рование ультразвуком эффективнее, чем другими способами, и дает устойчивые эмульсии.
Наблюдаются электрические эффекты. Это является причиной лю минесценции некоторых жидкостей, например воды, глицерина, этилового и пропилового спиртов, нитробензола.
Ультразвук вызывает большое коли чество химических эффектов, которые обусловлены различными действиями ультразвука, поэтому о причинах того или иного хи мического эффекта не всегда можно сказать однозначно. Сильные сжатия и электрические поля, вызываемые кавитацией, обусловливают окисление и восстановление. Например, если в облучаемом растворе есть вода, то вследствие кавитации и электризации происходит ионизация воды. Появляются ионы Н и ОН, которые очень активно вступают в химические реакции, что приводит к образованию пероксида водорода Н2О2, вызыва ющего окисление.
Другой химический эффект состоит в ускорении реакций. На пример, можно ускорить гидролиз, процесс полимеризации, а также кристаллизацию из пересыщенных или переохлажденных растворов.
Особые свойства ультразвука обусловили применение его в самых различных областях науки, промышленности, медицины. Применяется в практике физических, физико-химических и биологических исследований, а также в технике для целей дефектоскопии, навигации, подводной связи, для ускорения некоторых химико-технологических процессов, получения эмульсий, сушки, очистки, сварки и других процессов и в медицине — для диагностики и лечения.
Ультразвук позволяет металлургам заглянуть в глубь метал ла, а медикам внутрь человеческого тела и тела животных. Уль тразвуковое исследование материалов является основой широко распространенного неразрушающего контроля — дефектоскопии.
В биологии посредством ультразвука производится воздей ствие на бактерии и вирусы, на семена растений. Широко при меняется ультразвук в пищевой промышленности, например, для старения вин, стерилизации молока, эмульгирования ве ществ. Пищевые продукты, такие, как маргарин, майонез, плавленые сыры, приправы, краски, косметика, фармацевтические
изделия, представляют собой эмульсии. Приготовление эмульсий
посредством ультразвука практически вытеснило все другие
способы.
В окружающей природе мы встречаемся с ультразву ком, он присутствует в шуме ветра, морского прибоя и водопадов.
Способностью излучать ультразвуковые колебания облада ют и многие животные: комары, пчелы, летучие мыши, дельфи ны, киты и др.
Человек изобрел радиолокацию примерно полвека назад. Гидролокационные устройства помогают самолетам и судам ориентироваться при отсутствии видимости, с их помощью оп ределяют глубины, обнаруживают вражеские подводные лодки.
Человек не знал, что природа уже давно решила эту зада чу. Дельфин обладает совершенным звуколокационным аппара том. Он излучает ультразвуки, имеющие частоту от 750 до 800 кГц. Частота посылок и интервалы между ними зависят от расстояния до отражающего предмета. Воспринимающий ап парат дельфинов настолько совершенен, что дельфин может различать ультразвуковые сигналы, отраженные маленькими рыбками, от сигналов, отраженных другими предметами таких же размеров.
Летучие мыши обладают очень плохим зрением, но это не мешает им прекрасно ориентироваться и ловить на лету мел ких насекомых, которыми они питаются. Впервые на эту особенность летучих мышей обратил внима ние итальянец Спалланцани. Его опыты (1794 г.) показали, что именно слух позволяет летучей мыши определять направление своего полета. Но правильно ориентироваться с помощью зву ков, распространяющихся во всех направлениях, нельзя, поэ тому загадка летучих мышей оставалась очень долго неразре шенной. Только когда было выяснено, что ультразвук способен распространяться узким направленным пучком, разгадка была найдена. Оказалось, что летучие мыши издают ультразвук, а потом улавливают эхо, отраженное от препятствий. Они обла дают способностью оценивать сверхкороткие интервалы време ни, очень точно определяют расстояния до насекомых, за кото рыми охотятся, и, не натыкаясь на препятствия, летают в тем ноте, даже в лесу.
Исследователи обнаружили, что некоторые насекомые и ба бочки, которыми питаются летучие мыши, также воспринима ют ультразвуки и под действием их бросаются в стороны или падают на землю. Несомненно, что такая чувствительность к ультразвуку является защитным приспособлением.
Животные благодаря способности улавливать звуковые колебания, могут предчувствовать землетрясения, извержение вулканов и другие стихийные явления в природе.
Исследования показали, что и неслышимые звуки также опас ны.
Длительное воздействие электромагнитных излучений умерен ной интенсивности изменяет биологические процессы в клетках и тканях, прежде всего центральной нервной и сердечно-сосуди стой систем. Характерны жалобы на хроническую головную боль, повышенную утомляемость, понижение кровяного давления (ги потония), урежение частоты сердечных сокращений (брадикардия). Наблюдаются также похудание, выпадение волос, ломкость ногтей.
Ультразвук, занимающий заметное место в гамме производ ственных шумов, неблагоприятно воздействует на организм, хотя ухо его и не воспринимает. Пассажиры самолета часто ощущают недомогание и беспокойство, одной из причин, которых является ультразвук.
Воздействие ультразвука на биологические объекты является сложным процессом, так как структура объектов очень сложна и неоднородна. На биологические объекты одновременно в большей или меньшей степени действует большинство из рассмотренных эффектов, однако их про явление определяется интенсивностью колебаний.
Кроме интенсивности, решающее значение для биологиче ского воздействия имеют частота звука и длительность облучения. При этом следует заметить, что если дозу облучения, например рентгеновскими лучами, можно установить, так как она прямо пропорциональна времени облучения и интенсивности, то при ультразвуковом облучении такое соотношение не вы полняется. Поэтому определение биологической дозы облучения ультразвуком затруднительно.
Было обнаружено, что ультразвуко вые колебания могут разрушать клетку или стимулировать ее жизненные процессы. Основная трудность при оценке биоло гического действия ультразвука заключается в том, что в жид кой среде ультразвуковое поле вызывает ряд явлений, из кото рых каждое в какой-то мере оказывает воздействие на озвучи ваемый объект. К таким явлениям относятся:
4) химические и фотохимические реакции, возникающие в
процессе кавитации.
Природа механического воздействия, имеющего место при распространении ультразвука, не однозначна. Исследования показали, что на границе кавитационного пузырька в началь ный период его возникновения создаются огромные давления порядка 109 Па. Если пузырек расположен в непосредственной близости с клеткой, то его колебания могут вызвать значительное смеще ние оболочки клетки, что приведет к разрушению оболочки или к повышению ее проницаемости.
Для биологического действия ультразвука некоторое значе ние имеет термический фактор. Причина его заключается в том, что периодические сжатия среды приводят к адиабатному по вышению температуры. Кроме того, вследствие движения ча стиц соприкасающихся сред происходит нагревание поверхно стей раздела клеточных структур. Нарушаются многие химические процессы в организме.
Используется генератор для получения слабого ультразвукового излучения (изготовлен учащимся 8 – го класса Санкиным Е. А. под руководством учителя труда Кислянской СОШ Санкина А. А.).
Технический паспорт
Генератор ультразвуковых колебаний
Генератор ультразвуковых колебаний предназначен для практических исследований звуковых волн и явлений, изучения влияния звука и ультразвука на живые организмы, растения, химические и физические процессы. Может найти широкое практическое применение на уроках физики, химии, экологии, биологии.
Технические характеристики
Обнаружение термического воздействия
Оборудование:
термометр, пробирки с водой.
Ход работы:
внесем термометр в жидкость, где есть ультразвуковое поле, сравнив с данными о температуре в контрольной пробирке.
Обнаружение механического воздействия
Оборудование:
свеча.
Ход работы:
для обнаружения «звукового ветра», перед излучателем помещаем горящую свечку.
Обнаружение электрических эффектов
Оборудование:
пробирки, глицерин, вода, этиловый спирт.
Ход работы:
подействуем излучателем на пробирки с данными жидкостями, проверив их свечение в темноте.
Обнаружение химического воздействия
Оборудование:
пробирки, вода, прибор Н. И. Алямовского для определения значения рН, соль хлорид алюминия.
Ход работы:
подействуем излучателем на пробирку с водой, определив значение рН в опытной и контрольной пробирке (в каждую добавляем по несколько кристалликов хлорида алюминия).
Для определения влияния ультразвука на организм человека применяется анкетирование групп учащихся: контрольная группа, группа учащихся на уроке информатики, группа учащихся в кабинете с работающим генератором ультразвукового излучения (слабое ультразвуковое излучение в течение 10 минут, имитирующее подобное в кабинете информатики).
Анкета:
1. При проведении физических методов исследования для моделирования процессов воздействия ультразвукового излучения на живые организмы, было выявлено: термическое воздействие – повышение температуры в пробирке находящейся в ультразвуковом поле (фото. 1 в приложении) в среднем на один градус; механическое воздействие – отклонение пламени свечи под действием «звукового ветра» (фото. 2 в приложении); химическое воздействие – увеличение значений рН в экспериментальной пробирке (увеличение скорости гидролиза хлорида алюминия под действием ультразвукового поля) (фото. 3 в приложении); электрические эффекты не обнаружены.
2. Животные по разному реагируют на ультразвук – собаки нейтрально, кошки проявляют беспокойство, пытаясь определить источник.
3. При проведении исследования по влиянию ультразвука на организм человека было проведено анкетирование групп учащихся в количестве 20 человек каждая: группа учащихся в кабинете с включенным генератором слабого ультразвукового излучения в течение 10 минут, группа учащихся на уроке информатики (после работы длительностью 45 минут), контрольная группа учащихся.
Выбранные для ответов звуки, любимые и влияющие на самочувствие, можно условно разделить на громкие и тихие – предпочитают тихие 90% учащихся, громкие 10%.
Общее самочувствие учащихся: экспериментальной группы – хорошее 58%, плохое 42%; группы учащихся после урока информатики – хорошее 69%, плохое 31%; контрольной группы – хорошее 88%, плохое 12% (диаграмма 3.1.).
Экспериментальная
На информатике
Контрольная
Особенности памяти и внимания: экспериментальной группы – хорошее 63%, плохое 37%; группы учащихся после урока информатики – хорошее 65%, плохое 35 %; контрольной группы – хорошее 78%, плохое 22% (диаграмма 3.2.).
Экспериментальная
На информатике
Контрольная
Появление усталости отмечают: экспериментальная группа 45% учащихся; группа учащихся после урока информатики 36%. контрольная группа 15% (диаграмма 3.3.).
Экспериментальная
На информатике
Контрольная
Предпочитаемые виды отдыха: экспериментальная группа – активный отдых 13%, пассивный 77%; группа учащихся после урока информатики – активный отдых 32%, пассивный 68%; контрольная группа – активный отдых 54%, пассивный 46%.
Ультразвук оказывает влияние на живые организмы: механическое, химическое, тепловое, что было обнаружено при проведении экспериментов с горящей свечой, скоростью гидролиза соли, повышением температуры жидкой среды. Можно предположить, что подобные процессы будут происходить в живых клетках. Электрические эффекты не обнаружены, так как мала мощность ультразвукового генератора.
Наличие реакции кошек можно объяснить врожденными инстинктивными особенностями реагировать на звуки, издаваемые мышами, чья частота близка к значениям работы ультразвукового генератора.
Общее самочувствие, память и внимание учащихся экспериментальной группы и учащихся после урока информатики ухудшаются по сравнению с контрольной группой, появляется усталость, то есть можно отметить одинаковое действие и наличие ультразвукового излучения в кабинете информатики (помимо других факторов воздействия). Трансформаторы, электроннолучевые трубки, работающие микросхемы и др. являются источниками слабого ультразвукового излучения.
Влияние ультразвука на организм определяется индивидуальными особенностями организма, хотя можно выделить общие симптомы. Ультразвук вызывает головокружение, головную боль, слабость, понижение работоспособности, снижение внимания и ухудшение памяти (по результатам анкетирования). Подобное влияние оказывает длительное пребывание возле телевизора.
Способы восстановления работоспособности – это отдых, причем в двух первых группах предпочтение отдается пассивному отдыху (результат снижения общей работоспособности, ухудшения самочувствия), в контрольной группе примерно одинаковые предпочтения активному и пассивному отдыху.
Заключение
Научно техническая революция вывела общество на новый этап развития, в результате которого возникли новые источники отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Звук является одним из воздействий внешней среды на организм, в частности ультразвук.
После изучения литературных данных и составления методов исследования, было обнаружено, что ультразвук оказывает влияние на живые организмы: механическое, химическое, тепловое, что было обнаружено при проведении экспериментов с горящей свечой, скоростью гидролиза соли, повышением температуры жидкой среды. Можно предположить, что подобные процессы будут происходить в живых клетках. Обнаружена реакция кошек на ультразвук.
Влияние ультразвука на организм человека прослеживается: общее самочувствие, память и внимание учащихся экспериментальной группы и учащихся после урока информатики ухудшаются по сравнению с контрольной группой, появляется усталость, то есть можно отметить одинаковое действие и наличие ультразвукового излучения в кабинете информатики (помимо других факторов воздействия). Трансформаторы, электроннолучевые трубки, работающие микросхемы и др. являются источниками слабого ультразвукового излучения.
В наше время приборы, созданные человеком необходимы, но использовать их нужно разумно без ущерба своему здоровью. Для того чтобы ограничить вредное воздействие ультразвука на организм человека, необходимо ограничивать время пребывания возле компьютеров, телевизоров, больше времени проводить на природе. Естественные звуки благоприятно влияют на здоровье, настроение, самочувствие человека. Многое зависит от самого человека и от того, как он организует свой день, насколько злоупотребляет современными достижениями науки и техники.
Список литературы:
Приложение
Фото. 1.
Термическое воздействие
Фото. 2.
Механическое воздействие
Фото. 3.
Химическое воздействие
Снеговик
Ералаш
Этот древний-древний-древний мир!
Солнечная система. Взгляд со стороны
Мороз Иванович