Вложение | Размер |
---|---|
vzglad_mld_kalaev.doc | 50 КБ |
МОУ Новокурлакская СОШ Аннинского района Воронежской области
Областной конкурс
«Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления»
среди выпускников средних общеобразовательных школ,
учреждений среднего и начального профессионального образования
Направление:
«Развитие местного самоуправления на территории моего
муниципального образования: история и современность»
Выполнил: Калаев Евгений Юрьевич, МОУ Новокурлакская СОШ, 9 класс
Руководитель: Гранкин Юрий Михайлович, МОУ Новокурлакская СОШ, учитель истории
2011
Я живу в селе Моховое. Это очень красивое село, раскинувшееся в живописном месте на левом берегу реки Курлак, которая плавно несёт свои воды в Битюг.
Когда-то огромное поселение в 1200 жителей за последние годы народом на треть оскудело: осталось 408 взрослых и 30 детей. Село небольшое, но оно мне очень дорого тем, что это моя малая родина, и я горжусь тем, что в нём родился и живу. В нём живут замечательные люди, которые своим трудом прославляют его. Несмотря на все трудности, которые испытывает современная деревня и сельское хозяйство, моховчане сохранили своё коллективное хозяйство, не уничтожили отрасль животноводства, а наоборот, успешно развивают её, успешно внедряют интенсивные технологии в растениеводство, имеют свои перерабатывающие предприятия и, главное, работают без привлечения инвесторов из Москвы, как их соседи. В селе жизнь «бьёт ключом»: работает сельский дом культуры, в недавно отремонтированном тёплом здании проводятся праздники, вечера, молодёжные дискотеки.
Руководитель агрохозяйства ООО «Нива» Люков Василий Ефимович выделил из бюджета 800 тысяч рублей на ремонт и переоборудование здания бывшей школы, закрытой два года тому назад. И открыл там, на радость местной ребятне и взрослым, культурно-спортивный центр! Заметьте, не на себя потратил без малого миллион, не на премии работникам и даже не на развитие предприятия. И стала бывшая школа настоящим общественным достоянием.
Душевая, бильярдная, тренажёрный и теннисный залы, места для настольных игр (шашки, шахматы, нарды), массажная, настенный телевизор, фитобар (чай из самовара с полезными травами)… Жители Мохового до сих пор при каждом удобном случае благодарят за это руководителя ООО «Нива» Василия Люкова. Причём он не просто отремонтировал здание школы, а насыщает его инвентарем. Он оплачивает содержание спортивного центра (200 тысяч рублей ежегодно), выделяет средства на проведение соревнований и праздников, покупает призы и подарки.
Денег в спортклубе ни с кого не берут - ни с местных, ни с соседей (новокурлакские тоже с удовольствием ездят мышцы размять, чайку с травами попить, силушкой, ловкостью и умом помериться).
Надо сказать, примеру Люкова последовали руководители других хозяйств Аннинского района: помогли привести в порядок и оборудовать школьные спортзалы, за счёт агрохозяйств открыли несколько детских садиков. По словам главы района Василия Авдеева, это верный курс на формирование на селе здорового образа жизни.
В нашем селе регулярно проводятся праздники, в которых принимают участие все местные жители. Самым ярким из них стал юбилей села в ноябре 2010 года. Да, моему селу исполнилось 200 лет. В его подготовке и проведении приняли участие и ученики нашей Новокурлакской школы. Чтобы ближе узнать историю села, мы вместе с учителями проделали немалую работу (перечитали много литературы, работали в интернете, разбирали архивы нашего школьного музея, беседовали со старожилами). Оказалось, что наше село основали выходцы из соседнего Старого Курлака. Наш населённый пункт зафиксирован в документах в 1810 году. Сначала он назывался Старый Курлак казённый, затем Старый Курлак 2-й. Первые жители были лично свободными, так как являлись потомками «служилых людей», посланных в конце XVII века Петром Первым на охрану тогдашних южных рубежей Руси. Постепенно они стали однодворцами, то есть вольными землепашцами. А остальные жители Старого Курлака были крепостными и принадлежали графине Лобановой-Ростовской, урождённой княгине Безбородко, дочери видного государственного деятеля конца XVIII века. Её такое положение дел не устраивало, и тогда она решила избавиться от «этих непокорных и гордых однодворцев», а так как добровольно они не желали покинуть обжитые места, то пришлось прибегнуть к силе, вплоть до такого изуверства, как поджог их жилищ. Крестьянам ничего не оставалось делать, как переехать на новое место, расположенное на болоте, так как здесь располагались их «казённые» земли. Я узнал, что первых переселенцев вначале было немного, так же как и фамилий коренных моховчан. Среди них – Веретины, Подлесных, Пронины, Торопцевы, в том числе – и Калаевы. Нелегко пришлось им. Но они справились. На 1859 год в Моховом было уже 90 дворов и 670 жителей. Была построена Димитриевская церковь, открыта церковно-приходская школа. В 1910 году в селе уже 190 дворов и 1234 жителя, а также 11 мелких кустарных предприятий.
Конечно, такому росту села способствовали Великие реформы 60 – 70-х годов XIX века, проведённые императором Александром II. И хотя отмена крепостного права практически ни чего не давала жителям Мохового (они и до неё были свободными), за то последующие за этим реформы местного самоуправления и судебная, сыграли важную роль в дальнейшем развитии села. Издавна существовавшая крестьянская община стала юридическим лицом. Общие свои хозяйственные вопросы крестьяне каждого сельского общества решали на сельских сходах. Несколько смежных сельских обществ составляли новую административную единицу – волость. Село вошло в Новокурлакскую волость (вместе с Новым и Старым Курлаками, Бродовым и Хлебородным). Крестьяне могли напрямую участвовать в решении важных вопросов, выбирали сельских старост и волостного старшину, гласных в уездные земские собрания. Не обходилось, конечно, без конфликтов. Так, новокурлакские крестьяне, узнав, что за «землю и волю» надо платить большой выкуп, а земли они получат даже в этом случае в два раза меньше, отказались ходить на барщину. К ним присоединились крестьяне Старого Курлака, Бродового и Хлебородного, также принадлежащих помещикам Станкевичам. Для усмирения крестьян сюда прибыли войска во главе с губернатором. Участники волнений были выпороты, наиболее активных выслали в Сибирь. И это был не единственный случай.
Но при всей «половинчатости» реформы послужили стимулом для развития всей страны. Происходит настоящий «демографический взрыв», появляются различные перерабатывающие промышленные заведения. Растёт число маслобоек, салотопен, строятся мельницы, в начале в основном ветряные, реже водяные, а к концу XIX века - и паровые. Новокурлакским сельским обществам принадлежало – 33 ветряные мельницы, 4 рушки, две пекарни.
Спустя более 100 лет после описанных событий Россия столкнулась с целым рядом экономических и политических проблем. Межнациональные конфликты, противостояние власти в центре и в регионах, падение производства, вымирание и разорение деревни заставили задуматься о причинах сложившейся ситуации и поиску путей выхода из неё. Важным с этой точки зрения было принятие ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вступление его в силу с 1 января 2006 года.
Так что же изменилось на местах? Закон разграничивает полномочия центральной и местных властей. На местах созданы органы местного самоуправления, которые реально обладают широкими полномочиями. Теперь мы видим, что местная администрация несёт ответственность за всё, что происходит на территории сельского поселения.
Я живу в селе, мои родители, как и все, платят налоги, и мне стало интересно узнать, а куда же они расходуются. Я решил спросить об этом главу нашего сельского поселения Уразова Виктора Николаевича. Из беседы с ним я выяснил, что с принятием федерального закона о местном самоуправлении большая часть налогов, выплачиваемых жителями села, остаётся в местном бюджете. Это:
Теперь администрация поселения сама формирует собственный бюджет и решает, на что потратить эти средства. А расходы немалые. Необходимо содержать в порядке инфраструктуру села: дороги, мосты, объекты социальной сферы, водопровод и многое другое. И люди видят реальную пользу от нового закона. Если раньше многие улицы села «утопали» в зарослях сорняков, то теперь у администрации есть собственный трактор с косилкой, который регулярно окашивает все улицы и дороги. Этот же трактор зимой чистит снег. Так же проводятся ремонтные работы, огорожены новой металлической оградой сельские кладбища, здание врачебной амбулатории, перекрыта крыша сельского дома культуры. А как удобно было этим жарким летом купаться и загорать на речке в специально оборудованных для этого местах! Разве это плохо? Всё это делается для нас же самих. Из беседы я также узнал, что, к сожалению, бюджет сельского поселения является дефицитным, т.е. расходы превышают доходы и приходится просить дотации из районного фонда. Из этой ситуации есть два выхода. Первый – это увеличение налогов, например, земельного. Но это вряд ли даст необходимый эффект. Ведь даже нынешняя налоговая ставка в 20 рублей за одну сотку огорода для многих пожилых людей является обременительной, и старушки, которые не в состоянии обрабатывать 30-40 соток, отказываются от части своего земельного участка, чтобы уменьшить сумму налога. В итоге часть участков больше не обрабатывается и зарастает сорняками, чего раньше никогда не было, и многие семьи брали себе в аренду дополнительные огороды. Второй путь пополнения бюджета – расширение налогооблагаемой базы. Если доходы сельчан будут увеличиваться, если больше людей будут заниматься предпринимательской или иной коммерческой деятельностью, то и поступления в бюджет в виде налогов начнут неуклонно расти.
Когда я работал над этим сочинением, я также понял, что не всё зависит от администрации поселения. Сами люди должны понять, что нельзя сваливать мусор, где кому вздумается, что нужно экономить воду их местного водопровода, который был построен более 30 лет тому назад и требует постоянного ремонта, что нужно вовремя платить налоги. И тогда наша жизнь станет заметно комфортнее, а село – чище и краше.
Используемые источники:
Госпожа Метелица
Сочные помидорки
Цветок или сорняк?
Иван Васильевич меняет профессию
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?