В исследовательской работе рассматриваются малые архитектурные формы в селе, их роль и значимость в воспитании, привитие культуры. Дается понятие малых архитектурных форм.
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologiya.doc | 85 КБ |
МОУ Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1.
Культурология.
тему:
«Малые архитектурные формы
в с. Тасеево как средство воспитания
патриотизма и культуры населения».
Выполнила: Терентьева Ирина, ученица 9 Б кл.
Проверила: Дегтева Н. А.
с.Тасеево 2011
План.
- Памятники на территории района.
- Оформление въезда в с. Тасеево.
- Автобусные остановки в с. Тасеево.
- Парковая архитектура.
- Наш парк будущего.
3. Значение малых архитектурных форм для воспитания культуры населения.
4. Заключение.
5. Приложение (фотографии, схемы).
6. Список литературы.
Но сегодня
Как и вчера, -
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера!
Р. Рождественский.
Культура рождается в провинции, вырождается в столицах и в этой форме возвращается в провинцию.
Х. Ворциль.
Когда мы говорим архитектура, архитектурная форма, сразу вспоминаются грандиозные египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон, древнеримский Колизей. Встают перед глазами величественные ансамбли Московского Кремля, великого Новгорода – замечательные творения зодчих прошлых лет. Но посмотрите вокруг – жилые дома, школы, дом культуры, автобусные остановки – все это также архитектура, и она связана со всей жизнью человека. В одних зданиях мы живем, в других отдыхаем, работаем. Все здания и сооружения строятся для практических нужд человека, но строятся они по законам красоты и поэтому обладают определенной художественной выразительностью. Еще 2 тысячи лет назад великий Римский зодчий Витрувий определил 3 качества, которым должно отвечать произведение архитектуры. Это – прочность, польза и красота, т.е. в архитектуре обязательна взаимосвязь инженерноконструктивных, функциональных и идейно – эстетических элементов. Значит, архитектура всегда связана с обществом – с его экономикой, техникой и культурой. В силу такой многогранности она занимает особое место среди искусства. Некоторые исследователи относят архитектуру к искусству «промышленному», конечная цель которого сделать красивой всю человеческую жизнь. Наши архитекторы опираются на опыт и традиции прошлого, ведь Россия, Русь всегда была страной зодчих.
Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и невысокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Каждый народ использует в первую очередь те прикладные материалы, которые распространены в данной местности. В нашем районе нет запасов мрамора, гранита, известняка, но зато есть дерево. Тема нашей работы связана с малыми архитектурными формами у нас в селе.
Что же это такое – малая архитектурная форма? Это, прежде всего, скульптура, все виды памятников, автобусные остановки, стелы въезда и выезда из населенного пункта, украшения в парке, оформление парка, беседки и многое другое. Мы ходим по улицам нашего села и ужасаемся его автобусным остановкам – грязные, неухоженные, зачастую разбитые – а ведь были когда-то (и не очень давно) чистенькими, эстетическими (в духе того времени, когда они строились) оформленными. Что же случилось с нашим сознанием? Почему в своем доме мы стали варварами? Почему ветшают и приходят в негодность те немногие скульптуры (памятники), которые есть у нас в районе? Почему такой убогий наш парк?
Да, мы любим наше село, хотим сделать его красивым, и своей работой мы желаем привлечь внимание одноклассников, школьников, сельчан к проблеме сохранения памятников, малых культурных форм с. Тасеева и еще в своей работе мы хотели помечтать о том, каков может быть парк в центре села.
С. Тасеево – наша малая родина. В. Арцыбашев, сосланный революционер, в 1891г. писал: «Раскинуты частью на двух довольно высоких буграх, частью в низине и опоясанные вечнозеленым поясом не вырубленной поскотины, с широкой голубой лентой перерезывающей его Усолки, белой, как снег, церковью, красивыми и чистенькими домиками, между которыми высятся двухэтажные дома местных купцов, Тасеево точно просится в раму».
Центральное место в с. Тасеево и, пожалуй, самое важное, то, где находится памятник воинам – тасеевцам. Это первая и единственная скульптура в нашем селе.
Скульптура – один из видов малой архитектурной формы, в котором мастер создает объемные изображения, вылепленные из камня, вырезанные из дерева, отлитые из гипса или бронзы. Скульптурные изображения являются неизменной формой увековечения и прославления красоты и человеческой силы.
Основное художественное средство скульптуры – осязательный реальный объем, цвет применяется в ней ограниченно и условно. По назначению скульптура подразделяются на монументальную, декоративную и станковую.
Основные виды скульптурных произведений – круглая статуя и рельеф. Круглая скульптура – полнообъемное изображение скульптурного объекта. Одна из ее разновидностей – статуя – значительное по размерам произведение, изображающее человеческую фигуру в рост и бюст – погрудное изображение человека.
Рельеф – вид скульптуры, в котором все изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью.
К скульптуре относят и обелиски – памятники, посвященные
каким-либо событиям или отдельным личностям. Для скульптуры характерно влечение к возвышенным сюжетам и телам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей, прекрасных физически и духовно. Это искусство героическое, наиболее полно выражающее человеческие и гражданские идеалы своего времени. Именно поэтому она чрезвычайно сильно воздействует на зрителя – в этом отношении ни одно живописное произведение не сравнится с памятником. Памятники увековечивают события, определяющие исторические идеи эпохи, они несут в себе большое общественное содержание. В создании памятников, кроме скульптора, непременно участвует архитектор. Он проектирует размер и расположение памятника, его архитектурное обрамление и постамент.
Как правило, памятники отличаются большими размерами (два – три человеческих роста) и делаются из прочных, так называемых «вечных» материалов: камня, бронзы, бетона, стали; они рассчитаны на многие годы, и рассказывают о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне.
В книге «Памятники истории и культуры Красноярского края», изданной в 1995г. Администрацией Красноярского края, комитетом по делам культуры и искусства, Центром по охране и использованию памятников, КГПУ есть и памятники нашего района. Это исторический памятник – обелиск, посвященный 30 погибшим партизанам в 1919г. и похороненным на кладбище в с. Тасеево. В 1956 году (см. приложение №1) на могиле был установлен двухчастный обелиск, верхняя часть которого имеет форму пирамиды, нижняя – форму параллелепипеда. Обелиск изготовлен из кирпича и оштукатурен. На фасадной стороне укреплена мемориальная дощечка с надписью: «Здесь похоронено 30 тасеевских красных партизан, погибших в бою за освобождение села Тасеево от колчаковцев в феврале – июле 1919г. Светлая память о них будет вечно жить в сердцах благородных потомков». Могила обнесена металлической оградкой. Размеры обелиска 3 на 1,5 на 1,5м. Увы! Пришли новые времена, некогда ухоженный и почитаемый памятник забыт, оторвана табличка – вот она – наша «культура и память потомков»!
К памятникам краевого (местного) значения относят и обелиск в д. Пронино, исторический памятник, посвященный расстрелянным колчаковцами 13 жителям деревни. Это двухчастный обелиск в форме четырехгранной пирамиды, на постаменте параллелепипедной формы, завершен металлической звездой.
Материал – сварное железо, окрашенное масленой краской стального цвета. Мемориальная доска утрачена. Могила обнесена деревянной изгородью. Размеры обелиска 1,4 на 0,4 на 0,4 , постамента – 0,5 на 0,6 на 0,6м. К историческим памятникам краевого значения относится и обелиск в деревне Яковлево. (И д. Пронино и д. Яковлево не существуют уже давно). Это обелиск (первый в 1919г, в 1967г. – новый) посвящен расстрелянным колчаковцами 14 местным жителям. Он выполнен из кирпича, на лицевой стороне в нише мемориальная доска с текстом: «Здесь похоронены жители д. Яковлево, расстрелянные колчаковцами в июне 1919г. Вечная память о них будет жить в сердцах благодарных потомков». Обелиск изготовлен из кирпича, оштукатурен и побелен. Высота верхней части обелиска – 2м, нижней – 1м.
В парке, в центре села, стоит обелиск, посвященный партизанским семьям. Автор этого обелиска – ссыльный инженер Заруцкий. Обелиск из кирпича с цементной облицовкой высотой 10м, площадь основания 3,5 на 3,5м. Надпись на памятнике: «Слава партизанам Северо – Каннского фронта, погибших феврале 1919г. за установление Советской власти». Обелиск установлен в 1933г. Состояние его удовлетворительное.
На кладбище с. Тасеево есть братская могила 13 граждан (прил. №3), расстрелянным за оказание помощи партизанам. Автор – Латышев Т. И. , обелиск в виде стелы из кирпича с цементной облицовкой. Высота 1,1 на 0,6 на 0,4. установлена в 1969г.
Много памятных мест в районе. Это и братская могила 14 убитым партизанам в д. Кайтым (прил. №4) с изображением партизан с оружием в руках, изготовленный из бетона; памятник жителям д. Устье (прил. №5), погибшим в 1919г, и памятник 35 партизанам с. Троицкого .Е. Титова, директор Тасеевского музея, в газете «Сельский труженик» писала: «Места захоронений в борьбе за свободу должны быть для нас священны. На обелисках, установленных на могилах, есть слова: «светлая память вечно будет жить в сердцах благодарных потомков». Так давайте в самом деле быть благодарны нашим дедам и прадедам, отдавать им долг памяти, ухаживая за могилами и не предавая их забвению! Мы считаем, что история нашего района для нас священна, и призываем школьников взять шефство над могилами красных партизан, побелить и покрасить обелиски – это будет дань памяти. И мы будем организаторами этой акции, это ведь не только история, это и памятники культуры. (Государство только их не охраняет, а жаль…).
Интересную статью Дмитрия Семенова «Кайтым: вахта памяти» недавно мы прочитали в 63 номере «Красноярской газеты» за 27 сентября 2005года. В ней рассказывалось, как четверо молодых энтузиастов из Красноярска и Канска побывали на месте Кайтымского поля и увидели, в каком заброшенном состоянии находятся установленные в семидесятые годы памятники. «…Памятник у деревни Кайтым стал покрываться плесенью. В некоторых местах отвалилась штукатурка, повреждены некоторые детали памятника». Не в лучшем состоянии оказался и второй памятник, который находится в двух – трех десятков метров от речки Кайтым: «Штык лежал у подножия памятника. Своими силами мы смогли закрепить его рядом со звездой. Сразу было видно, что и этот памятник обделен вниманием человека». На памятнике у реки прикреплена табличка «50 лет Советской власти. Мужество ваше и доблесть чтят благодарные потомки». Для того чтобы быть «благодарными потомками», члены экспедиции решили привести эти памятники в порядок и через «Красноярскую газету» обратились ко всем людям, неравнодушным к нашей истории и памяти, и предложили собрать средства для восстановления памятника тасеевским партизанам. А они, в свою очередь, его отремонтируют.
Философ В. Розов писал: «Народ, если хочет быть великим, должен верить в свое величие и уважать свое прошлое, каким бы оно не было». Есть в с. Тасеево памятник партизанам, изготовленный из искусственного камня. Это барельефная стела, установленная 1967, скульптор Левашов. Находится по улице Луначарской возле ПТУ. Высота его 10м. Что же такое барельеф? Существует древняя легенда о возникновении барельефа (рельефа) – одного из основных видов скульптуры. В ней рассказывается о коринфском горшечнике, его дочери и ее женихе. Вместо свадьбы началась война, девушка сидит возле очага с женихом, фигура юноши, освященная огнем, бросает тень на стену. Девушка обвела эту тень углем, а отец заполнил силуэт глиной и обжег. Так возник рельеф, гласит легенда. На территории Тасеева есть только один барельеф; в настоящее время он находится в плачевном состоянии, частично разрушен, испачкан краской и требует скорейшего ремонта. Мы будем стараться при помощи нашей работы обратить внимание местных властей на погибающий памятник, а ведь шефство над ним могут взять и ПТУ, и ММЦ, и РУО, и даже суд – эти организации находятся совсем рядом с ним.
Но есть одна скульптура, к которой не зарастает народная тропа.
«А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет,
Она так в вечности сияет
Как ночью в море лунный свет», - писал Г. Л. Державин.
К тридцатилетию Победы над фашисткой Германией красноярский скульптор В. А. Виноградов, архитектор Дум С. В. по предложению местной администрации выполнили заказ. Это скульптура – солдат в бетонном исполнении, высота 3,9м, тонирован под бронзу, стоит на холме пирамидной формы. Фигура солдата стоит с наклоненной головой, в одной руке держит пилотку, в другой – наставленный на землю автомат. Идея, заложенная в памятнике, - солдат, вернувшийся с фронта, скорбит о погибших товарищах.
Вокруг холма, уложенного дерном, монолитная бетонная площадка прямоугольной формы, на подходе к памятнику по оси бетонные дорожки с цветочницами, в конце бетонной площадки по обеим углам декоративные стенки высотой 0,5м, облицованные спецпокрытием, и установлены 2 скамьи. В сквере, где находится памятник, (его в народе зовут Алеша) есть стелы – плиты с фамилиями тасеевцев, погибшими на войне.
9 Мая здесь проходят митинги, возлагают цветы к монументу. Память о войне всегда будет жить в наших сердцах.
Этот памятник выполнен из бетона (основные его компоненты – цемент и заполнители бетона), песок и мраморная крошка.
Мы узнали, как проходит технологический процесс формирования скульптуры из бетона. Это подготовка модели, снятие гипсовой формы, приготовление бетона, набивки бетонной смеси в форму, выдерживание бетонной скульптуры во влажных условиях, удаление формы, снятие швов, удаление дефектов формования и декоративная отделка.
Данная скульптура сейчас окрашена под бронзу, а до этого в серебряный цвет.
Эта статуя легко и свободно воспринимается зрителем, убеждает нас в своей жизненности, подлинности. Памятник очень выразителен, вся гамма человеческих чувств – переживания, скорбь, раздумья изображены на лице бывшего воина. Скульптура правдива и реалистична. Автор памятника создал собирательный образ воина, его чувства, внутренний мир определяет пластику всего произведения, выражает его содержание и целенаправленность.
Укрупняя и монументализируя высокие чувства, воплощая духовное в зримом облике, скульптура является могучим воспитателем. Перед памятником с особой силой пробуждаются патриотические чувства: гордость своим отечеством, любовь к нему, память о людях, отдавших жизнь за свободу, пожертвовавших своей жизнью ради жизни других людей. «Скульптура – это открытая взорам всех людей книга истории человека. Книга, каждая страница которой учит ценить высокое человеческое достоинство и великие человеческие свершения» (В. Мухина)
При въезде в любой населённый пункт нас встречает щит, стела или просто стенд, в худшем случае - дощечка с надписью этого населённого пункта. У нас на въезде в Тасеевский район (у границы с с.Дзержинском) стоит деревянная стела с надписью - « Тасеевский район». На нём изображен лес- главное богатство района. Нужно отдать должное архитектору - стела с указанием района периодически обновляется (например, к 70 летию района), красится в яркие цвета. Так и должно быть - ведь это визитная карточка нашего района.
При въезде в село встречается другая стела- с указанием конкретного населенного пункта: с. Тасеево. Его постоянно обновляет сельская администрация.
Наши родители до сих пор помнят деревянную стелу с указанием: « Аэропорт с. Тасеево» (при выезде из с.Тасеева), на решетке было изображение белого самолёта. Давно уже не работает аэропорт, а вот память сохранила эту стелу с указанием аэропорта, потому что для каждого из нас село (деревня) нашего детства имеет вполне конкретный образ. Где бы ты ни был, в любом возрасте ты вспоминаешь свой дом, свою деревню, а значит, думаешь о Родине, а Родина- это домик в виде древнерусской сторожевой башни - околица нашего села. Она выполнена местными умельцами к 50 -летию района и служит своеобразной визитной карточкой села. Летом она служит прибежищем для сторожа, охраняющего поскотину, чтобы животные не вытаптывали засеянные поля. Красивая башенка с жестяной крышей продолжает традиции древнерусского зодчества- бревнышки подобраны ровные, чистые, круглые: сруб, сложенный из венцов. Венец укладывается на венец - вырастает сруб. Четыре бревна, уложенные горизонтально в квадрат и по углам связанные врубками - это есть венец. Так строили на Руси с X века, так строят, и сейчас. Традиции сохраняются. Главное - чтобы эта башенка сохранялась, ведь не раз её поджигали подростки, не осознавая, что это культура, память, визитная карточка нашего села.
Когда-то, не очень давно по историческим меркам, в нашем селе не было автобусного движения. Но прогресс, более высокий уровень жизни требовали современного движения: появился автобусный маршрут №1 (с. Тасеево). А коль появился автобус, совершающий регулярные поездки по маршруту (цена билета 3- 5 коп), то нужны автобусные остановки. И они появились - в начале это были бетонные плиты, а затем из красного кирпича появились укрытия от дождя со скамьями внутри. Они были оригинально выполнены рабочими из ПМК 17 и долго радовали сельчан.
Прошло не так уж много времени - что такое 20 лет для истории? Пылинки. Но эти пылинки в лице местных варваров сделали своё чёрное дело - остановки, чистенькие, красивые 20 лет назад превратились в разрушенные, изуродованные, загаженные места. Внутри вместо скамеек - горы мусора, грязи. И люди, ожидающие автобус, даже в непогоду туда не заходят. Не сохранили. Погубили красоту, уют. Нет у многих современных подростков чувства прекрасного. И мы предлагаем (об этом мы написали в газету «Сельский труженик») взять шефство, если так можно выразиться, «губернаторским» отрядам уборку и восстановление автобусных остановок, побелку, покраску ремонт. Это остановки в ПМК- 17, по улице Лихачёва, возле приюта.
Американцы говорят: « Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Всё это могло сохраниться, если бы мы всегда помнили о своей обязанности беречь и сохранять то, что создано для людей. А обязанность эта не такая уж сложная и обременительная. Надо любить своё село, свою улицу, свой дом, быть аккуратным во всём самому и не проходить мимо, когда видишь варварское отношение к деревьям, земле, воде, строениям. Главное - не быть равнодушным. Бойтесь равнодушных, всё плохое в мире- от равнодушия. С равнодушием мы проходим по нашему парку- это центр села Тасеева.
Люди устали. Устали от грязи и мусора, от битых стекол, обломанных ступеней. И если в городе идут отдохнуть от усталости в парк, где красиво и чисто, где журчат фонтаны, то куда идти нам? В парк, где деревьев осталось совсем мало, где есть только грубые скамьи ( по- видимому, специально сколоченные из очень толстых брусьев, чтобы нельзя было утащить, сломать, разобрать). А ведь когда-то был парк с танцплощадкой, эстрадой, кинотеатром. От былого культурного наследия осталась часть сгоревшего кинотеатра как бы в назидание нам, потомкам… «Это сделали вы, это ваша культура». И самое страшное- никому нет дела. «Отдыхают» в парке вечером подростки, компании, а люди « приличные» туда не заходят, особенно после совершенного в парке преступления.
Что же сделать, чтобы нам парк стал настоящим Парком?
Мы провели небольшое исследование по данному вопросу. В предложенной нами анкете участвовали учащиеся 8- 11 классов. « Что бы вы хотели видеть в парке? Какой он должен быть?».
Парк - это малая архитектурная форма, учитывающая ландшафт; место, где человек отдыхает душой.
Ребята пишут, что парк должен быть уникальным, деревья, клумбы, разные виды скамеек (от кованых до деревянных), фонари;, чистые, широкие, замощеные плитками аллеи. Многие хотят видеть фонтаны (а почему бы и не помечтать?), Ученики 8х классов повесили бы в парке кормушки для птиц (они ещё подростки), а вот ученики 11х классов хотели бы видеть в парке летнее кафе, столики с музыкой, летнюю эстрадную площадку, ведь в парке работники ДК проводят с детьми мероприятия. Сейчас это проводятся на траве, а как здорово было бы, если бы люди сидели на специальных скамьях (по типу римской арены), была бы эстрадная площадка. Много ли надо на это средств? Наверное, нет. Мы предложим наши исследования Отделу по делам молодёжи и сельской Администрации, и, может быть парк станет Парком. Несколько человек (11кл.) предложили устроить в парке «Детский городок», где будут спортплощадка, карусель, аттракционы. Очень интересный проект.
«Мы хотели видеть такой парк, чтобы было не стыдно гулять с девушкой - чистый, светлый, красивый, с приличными скамьями.» Романтические отношения могут родиться только в романтическом месте. Что же самое главное нужно сделать в парке?
Вот что об этом пишут в нашей анкете учащиеся.
И это самое главное для молодёжи. Это ведь не сложно сделать, и средств много не нужно затрачивать. А вот культура поведения здесь должна воспитываться. Может, тогда и не будет разбитых бутылок, мусора. Мыслители прошлого писали: « Вся задача воспитания – заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим».
Некоторые чертежи, зарисовки мы предложили работникам ДК. Будем ждать результатов. Несколько учащихся предложили свои графические варианты оформления парка малыми архитектурными формами. Несколько человек предложили эскиз оформления пляжа на реке Усолка.
По тому, с каким интересом отнеслись учащиеся к заполнению анкет, можно судить о том, как мы любим своё село, свою малую родину, мы хотим видеть Тасеево красивым, благоустроенным. И тогда захочется здесь жить, а не уезжать в город.
«Нет ничего милее Родины»,- писал древнегреческий философ Лукиан; а русский поэт Н. А. Некрасов говорил: « Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и посвящения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нём и благодарном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию»!
В своей работе мы попытались исследовать малые архитектурные формы с Тасеева, их роль в воспитании патриотизма и культуры населения. К памятникам следует постоянно привлекать внимание, ибо они будят нашу память, воспитывают уважение к делам наших предков, а так же учат нас понимать и ценить прекрасное, помогают осваивать строительное дело.
Очень важно знать свою историю, хранить память предков, ведь без памяти нет человека. Не случайно в древности у некоторых народов самым страшным наказанием считалось лишение человека памяти.
Использование малых архитектурных форм в оформлении открывает замечательные возможности на пути преобразовании села. Нужно использовать в строительстве всё лучшее, сохранить своеобразие и красоту, декоративные приёмы. А мы обязаны сберечь красоту села и преумножить её.
Заключение.
Изучив соответствующую литературу по данной теме и проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:
В каждом слове, в каждой песне
Литература.
Приложения.
Два петушка
Мороз Иванович
Агния Барто. Сережа учит уроки
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Госпожа Метелица