Исследование культурного наследия в селе и районе
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kulturnoe_nasledie.doc | 82 КБ |
Содержание.
Стр.
Введение……………………………………………………………… 2
1 Обзор литературы …………………………………………………. 4
2 Место проведения и методика исследования…………………… 4
2.1 Место проведения исследования………………………… 4
2.2 Методика проведения исследования…………………….. 4
3 История, исследования, традиции……………………………… 5
3.1 История возникновения ковра …………………………… 5
3.2 Историческая страничка моей малой Родины…………… 9
4 Поиски и решения ……………………………………………………10
4.1 Инструменты, принадлежноси и оборудование,
применяемые для иглонабивного ковроделия …………………. 10
4.2 Технологический процесс…………………………………… 11
4.3 Экология работы …………………………………………… 12
Заключение ………………………………………………………… 12
Литература………………………………………………………………… 13
Приложение ………………………………………………………………. 14
Введение.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает поэтичность и фантазию, образное мышление и мудрую простоту взглядов и чувств. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе и свое понимание красоты, так что не случайно, богата Россия своими гениями. Изделия, выполненные одним из видов прикладного искусства способны раскрыть богатство культуры народа, усвоить нравы, обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
В этом году скорбная годовщина гибели поэта. В школах проходят пушкинские чтения, конкурсы рисунков по произведениям поэта. И я решила свою творческую работу связать с пушкинскими произведениями, попробовав свои силы в декоративно – прикладном искусстве.
Культура начинается с памяти. Просматривая бабушкины фотографии, я увидела на них множество изделий, которые привлекли мое внимание. Оказалось, что эти изделия сохранились не только на фотографиях, но я смогла прикоснуться к ним руками, рассмотреть технику их изготовления. Все эти изделия бабушка сохранила в своем «сундучке», как память и культурное наследие прошлых лет. Здесь старенькие набожники, наволочки, салфетки, занавески. Но особое внимание привлекли красивые по цвету изделия. Бабушка называет их «полосатики».
Из рассказа бабушки я узнала, что и как ткали у нас в селе, где и для чего применяли домотканину. Ткачеством в те далекие времена многие мастерицы зарабатывали себе на кусок хлеба, а это уже ремесло.
Рассматривая эти изделия, у меня появилось желание узнать подробнее, как развивалось ковроделие и научиться тому, что умели делать наши предки. А сюжеты для своих работ мне «подсказали» произведения А. С. Пушкина.
Поэтому я поставила перед собой цель:
- провести исследовательскую работу по истории ковроделия, собрать краеведческий материал по этому ремеслу.
- проследить весь процесс изготовления ковров в одной из техник, овладев навыками ковроткачества.
В ходе выполнения этой работы я решала следующие задачи:
1. Привлечь внимание школьников к декоративно – прикладному искусству.
2. Вызвать интерес к культуре и истории села.
3. Внести свой вклад в оформление интерьера школы.
Исследовательская работа по выбранной теме расширит и обогатит мои знания о родных местах, истоках и традициях. Позволит привить любовь сверстников к культуре не только своего села, но и края и России в целом через участие в вставках декоративно – прикладного искусства. Я считаю, что в этом актуальность моей работы.
Новизна моей работы в том, что я использовала впервые в районе ковровую технику для создания картин по мотивам произведений А. С. Пушкина.
Практическая значимость- дополнение интерьера школы, знакомство с произведениями А. С. Пушкина через изделия декоративно – прикладного искусства. Изучение культурного наследия на уроках литературы и истории, ведь культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которые создало само человеческое общество, она характеризует уровень его развития.
Структура работы: работа состоит из Введения, основной части в которой четыре главы , в них рассматриваются вопросы истории, традиций, а также поиски и решения при использовании инструментов, оборудования, принадлежностей, подробно рассматривается технологический процесс изготовления ковровых изделий. Работу дополняет иллюстративный материал (приложение), список литературы.
1 Обзор литературы.
В ходе работы мне приходилось обращаться к различным источникам познавательного характера. За разъяснением непонятных слов и терминов я обращалась к толковым словарям: словарям иностранных слов, энциклопедии художественных терминов.
О коврах и техники их выполнения материал я нашла в книге С. Харди «Коврики». Об интерьере избы в энциклопедии «русская изба», а так же в журналах «Верона», «Елена», «Сделай сам».
При разработке дизайна работ я много раз обращалась к книге «Конструкторский дизайн ковров», кроме этого я нашла материал в Интернете о цветовом сочетании, правилах составления композиций, художественном конструировании.
Но ничего не обогащает знания так, как общение с теми людьми, которые по крупицам накапливали свой опыт. И пусть они не знают многих научных терминов, но, всматриваясь в их работы, испытываешь чувство гордости и уважения.
2 Место проведения и методика исследования.
2.1 Место проведения исследования.
Исследование проводилось в с. Большая Джалга, Ипатовского района, а так же по материалам Ипатовского краеведческого музея.
2. 2 Методика проведения исследования.
1 этап. Подготовительный.
В кабинете технологии я познакомилась с разными видами декоративно – прикладного искусства. Познакомилась с техникой выполнения имеющихся панно, картин, ковров и ковриков. Особенно подробно интересовалась техникой изготовления картин, их тематикой. Посетила вставку декоративно – прикладного искусства, организованную Ипатовским краеведческим музеем. Здесь я увидела, как оформлялся интерьер сельского дома 30 – 80 годы XX в.
Я работала научными и библиографическими справочниками, толковыми словарями Ожегова, Даля, Брокгауза, чтобы найти толкование «старых» слов. Вместе с учителем технологии была подобрана техника выполнения работы.
2 этап. Основной.
а) Поиск и изучение наследия ковроделия в России, крае, селе.
б) Беседы с жителями села о культуре и быте селян.
Поиск материала о тех, кто занимался ковровыми изделиями у нас в селе и районе.
в) как используют ковровые изделия в современном интерьере.
3 этап. Завершающий.
Анализ полученного материала, определение техники работы, выбор сюжета для работы, цветовое решение композиции.
3 История, исследования, традиции
3.1 История возникновения ковра
История ковра восходит к древности, к временам родоплеменного строя, когда простые полоски ткани переплетали с помощью трех веток. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, персов, скифов в I тысячелетии до н.э.
Что же такое ковер? И какой исторический путь он прошел?
Ковер (арабс.калим) – шерстяная, полушерстяная ткань с ворсом или без него. В старину он прямоугольный или квадратный с центральным узором и каймой. Самые ранние ковры Древнего Египта. XIV в до н.э.у славянских народов XII – XIIIв. Ковры применялись в домашнем убранстве и при обрядовых церемониях. При оборудовании жилищ ковровые материалы и изделия применялись как украшение и покрытие на пол, мебель стены. Изготовление ворсовых и безворсовых ковров было развито в Средней Азии, Китае, Закавказье.
Шли годы. Русь активно торговала с Востоком. Она очень рано познакомилась с восточными коврами, кочевые племена стали вести оседлый образ жизни и ковер стал выполнять не только защитные функции от буранов и суховеев, но стал украшать дом; ценностью, бережно хранимый и предаваемый из поколения в поколение. В деревенском доме коврами традиционно накрывали сундуки, лавки, иногда постель, они заменили насундучники, попонки. Ковры расстилали на сани при катании на масленицу, поездок в церковь или в гости к родственникам. Нередко ковер был героем легенд и сказок. На нем «летали», его с признанием в любви и символами – оберегами посылали девушки любимым в далекие края. В некоторых деревнях Руси слово «ковер» использовалось для названия покрывал, сделанных в другой технике, но по рисунку соответствующих ковру. Традиционно коврами считали полотнища из мелких разноцветных лоскутков, теперь их называют квилты и килтинги. Российские крестьяне называли коврами полотнища ситцевой ткани на толстой подкладке, которые они вешали на стены, или укладывали на сундуке, а в Сибири медвежьи и оленьи шкуры – это тоже ковры.
В крестьянском быту настоящие ковры появились во II половине XIX века под влиянием города. Их покупали на ярмарках, в лавках и магазинах. Это были ковры фабричных или кустарных мастеров, их было достаточно много и связанно это было с развитием овцеводства в губерниях. Так развивалась одна из отраслей художественного промысла – русское ручное ковроделие.
Русское ручное ковроделие.
ворсовые
махровые
высоковорсовые
гладкие
Тканые вышитые (счетная вышивка)
Таблица 1
Гладкие тканые ковры – попоны широко бытовали в народной среде. Крестьяне выполняли их на ручном ткацком станке из шерстяной, льняной, конопляной пряжи.
С XVI – XVII вв. производство санных ковров, полостей, попон – носило промысловый характер. Особый вклад внесли промысловики Ярославля. Многие центры возникали на транспортных торговых путях в Западной Сибири (Тобольск, Тюмень), в Поволжье (Саратов, Кострома), в южных губерниях (Курск, Воронеж).
Сохранились до наших дней крестьянские ковры с первой половины XIXв. Для этого периода характерны рисунки из цветных полос. Такие изделия изготавливали на горизонтальном станке. Рисунок традиционно – геометрический: ромб, розетка, яркие полосы. В конце XIX в. Мастера стали воспроизводить на коврах узоры растительного происхождения, подражая фабричным.
Это были двухсторонние, в основном черные ковры с очень ярким и крупным цветочным узором.
Приспособление для ткачества – рама, на которую натягивали продольные нити - основа, а работающий протаскивал рабочую нить - уток, поочередно через одну. Позднее появился ручной ткацкий станок.
И для гладких и махровых ковров начала XIX в. характерна плотная заполненность всего ковра узором, очень мало места оставалось просветам, которые так же узорны и включены в орнамент. В этом большое искусство декоративной композиции. Цвет строился из сочетания небольшого количества чистых и мягких тонов – красного, зеленого, синего, желтого, а их объединяет, и успокаивают белый, черный, коричневый. Эта традиция дошла и до наших дней. Но какой бы уклад жизни не был, исторические корни культуры возвращают нас в те времена.
Тканые ковровые изделия - традиционны для Руси. Они и сейчас находят достойное место в оформлении дизайна интерьеров. На ковровых фабриках их выполняют станки-автоматы, а дома все та же рама. Эта работа меня очень заинтересовала, но ее я не могу выполнить в короткий срок, из-за отсутствия практики. Но я думаю, что это русское народное ткачество я все-таки научусь делать.
Войлочные ковровые изделия - их получают валянием – соединением слоёв волокна шерсти. Это древнее ремесло, оно отражено в традициях многих стран мира, в том числе – русских. Войлочные ковры были популярны в 70-80г. ХХ века, имели различную структуру и дизайн. Узор – геометрический с элементами флористики и т.д., в современном интерьере очень редко применяют, хотя техника интересна.
Вышитые ковры – они были очень популярны. Такие изделия требуют много времени и больших средств.
Наряду с гладкими коврами на Руси появляются махровые, выполненные из нарезанных кусочков шерстяной пряжи. Модными рисунками были крупные цветы и геометрические узоры
Иглонабивные ковры – ковры, прошитые крючком или иглой с ручкой.
Рисунок выполняется по изнаночной стороне, тогда лицевая получается петельной. Это наиболее подходящий метод для меня, так как я уже видела ковры, выполненные в такой технике.
С конца 60-х годов XX в. до нынешнего начала XXI века предметы ручной работы опять в цене. Дизайн ковровых изделий, как отличный способ воплощения художественных замыслов, стал частью увеличения декоративно-прикладного искусства.
Тканые ковровые изделия сейчас тоже популярны. Но когда я попробовала с бабушкой ткать, то оказалось, что это очень сложно. Надо уметь считывать схему – рисунок правильно пропускать уточную нить, чтобы этому было проще научиться, лучше начать с полос, затем выполнять геометрические узоры. А для моей работы с моими умениями, лучше взять технику более простую и наработку делать на маленьких образцах.
В XVIII веке русские мастера переняли у голландцев и французов искусство гобелена. И в наше время любительницы гобелена тоже выполняют такие работы, только очень часто в миниатюре.
В XX веке был сформирован промысел Воронежские пледы, покрывала и накидки, многообразные по цветовому сочетанию и способах производства, а в Пятигорске в 60-е годы открывается ковровая фабрика, производящая высоковорсовые ковры и паласное безворсовое полотно.
Все эти виды ковров в настоящее время стали востребованными благодаря рекламам глянцевых журналов и телепередач, посвященных дизайну интерьера. Используя эксклюзивные изделия для интерьера, создаются убранства дома не похожие один на один, но способствующие сохранению традиций русского народа.
3.2 Историческая страничка моей малой Родины.
Село редко, когда жило, оно выживало. Но в селе всегда находились мастера своего дела. Они не только делали вещи для себя, но и зарабатывали себе кусок хлеба. Именно здесь создавались артели по изготовлению валяных и гончарных изделий, домотканины. В 40-е годы XX столетия самые первые тканые изделия были изготовлены из ненужных и поношенных вещей, поэтому очень часто имели тусклую окраску. Приспособление, на котором ткали, называли рамой, изделия получались узкие 50-55 см.
Я побывала в гостях у Москаленко Надежды Ивановны, она занималась изготовлением тканья – тканых половиков. А Ересько Вера Алексеевна также занималась изготовлением домотканых половичков, но их реализовывали, как подставку под перину. Надежде Ивановне больше так же приходилось работать и с окрашенными шерстяными нитками. Такие цветные половички клали на пол и накрывали лавки. Без которых половичков не обходилась ни одна сельская семья. Узоры разрабатывали сами, а цвет подбирали по своему вкусу. Ширина была разной, но самая большая 1м, это зависело от предназначения тканья.
А вот в 70-е годы прошлого столетия, изготавливаемые сельскими мастерицами ковровые изделия, поменяли технику и внешний облик. Вместо полосатиков появились вышитые и иглонабивные ковры.
Такие изделия я увидела у Иванниковой Людмилы Кузьминичны. Ее ковер удачно сочетается с вышитыми наволочками. «В то время, рассказывает Людмила Кузьминична – был дефицит не только ковров, но и ниток. Поэтому все применяемые нитки из бывших в употреблении трикотажных вещей, собранных не только дома, но у родственников и знакомых. И работали над этим ковром семейно, наверно, поэтому он получился таким красивым». (фото работ Москаленко Н.И., Ересько В.А., Иванниковой Л.К в приложении).
4 Поиски и решения.
Изучив разные виды ковроделия, и увидев в кабинете технологии работы, выполненные в разной технике. Я пришла к выводу, что мне по душе иглонабивная техника изготовления ковров. Прежде чем приступить к работе я решила детально изучить это вид ковроделия.
Я завела альбом для набросков и идей. В нём были собраны, фотографии, ксерокопии, рисунки (выполненные карандашами), образцы, даже стихи – все, что поможет мне освоить и изготовить ковровое изделие.
И составила план работы:
4.1 Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые для иглонабивного ковроделия.
Для выполнения работы нужна ткань средней плотности и толщины. При тонкой ткани игла не оставляет петлю. Если ткань шерстяная, то при прокалывании иглой сильно растягивается из-за извитости нитей. Значит, нужно найти ткань по плотности и толщине соответствующую требованиям технологии. Хлопчатобумажная мешковина - эта ткань вполне подходит для моей работы.
Оборудование для работы:
4.2 Технологический процесс.
На ткани – основе я отмечаю размеры коврового изделия. Для запяливания оставила со всех сторон по 7см, а чтобы ткань не осыпалась, подшила на 1см.
Существует несколько способов перенесение рисунка на ткань: на просвет, через копировальную бумагу, методом припороха, прошива. Поскольку мне предстоит увеличить до размеров 80x100 см, то я воспользовалась графопроектором
Чтобы помнить, каким цветом забивать, выполнила рисунок в цвете. Для этого применила краски «Гуашь», разбавив их, чтобы не забились отверстия на основе.
После высыхания, запялила ткань – основу на рамку – пяльцы, таким образом, чтобы рисунок, выполненный в цвете, был расположен ко мне.
Заправив нитку в иглу, пробила контур рисунка от центра. Затем продолжила работу, идя от центра к краям.
После окончания работы, подровняла петли, немного увлажнила и дала высохнуть, после чего закрепила в раму.
4.3 Экология работы.
Эта вид работы не только увлекателен, экономически выгоден, но имеет значение с точки зрения экологии. Прежде всего, мы заботимся об окружающей среде, видя мусорные свалки с отходами различного рода. А, перебирая старые вещи, мы находим вязаные изделия с хорошо сохранившимися цветовыми тонами нити. Оказывается, что эти вещи приобретут себе новую жизнь, если заняться ковроделием , вязанием ковриков, так мы позаботимся о животных и птицах. Первые, съедая вязаные вещи болеют, вторые, запутываясь когтями, связаны по ногам – погибают.
Из распущенных ниток можно связать и коврики на стулья, без подбора цвета, из мелких ниток выполнить красивую аппликацию.
История рисунка не только средство передачи информации, но и попытка самовыражения человека. Рисунок, каким бы он не был, способен затрагивать какие-то струнки души, он может отражать окружающую действительность и фантазию. Подбирая цвета в работе, я получила картину, благоприятно влияющую на настроение человека.
Заключение.
Выполняя эту работу, я открыла для себя удивительное ремесло – ковроделие. Имея, такие древние корни оно продолжает жить и развиваться. И я прихожу к выводу:
-Все богатство русской культуры свидетельствует: наши предки с охотой перенимали у всех народов все казавшиеся привлекательным, в том числе и искусство изготовления ковров.
-Я не только изучила виды ковроделия, но и попробовала свои силы в одном из них и получила огромное удовольствие от напряженного труда. Рассматривая готовые работы на мотивы пушкинских сказок, хочется сказать стихами:
Мой любимый поэт! Он творил чудеса
В них русская сила!
Большая душа
… Вот пушкинский кот
Он добр и умен
И сказки и песни
Расскажет Вам он.
Хмурое небо и бедный старик
Он от капризов старухи вдруг сник.
В камни прибрежные бьется волна
Рыбку златую приносит она
Сжалилась рыбка над стариком
И в одночасье построился дом…
Выполняя эту работу, я ощутила связь времен и мне хочется, чтобы не исчезала нить, связующая поколения, чтобы не забывались лучшие традиции нашего народа.
Литература.
1. Барашов Д.А.,Мадлевская Е.Л,Соснина Н.Н. Русская изба.- СПб., 2001.420с.
2. Власов В.А. Русские художественные промыслы. // Народный университет. Факультет литературы и искусства -1984.- .вып. 6 с.10-35.
3. Сокольникова Н.М Краткий словарь художественных терминов.- М. 1985. 120с.
4. Флемент Н.Аксессуары домашнего интерьера.- Лондон. 1999год. 250с.
5. Харди С. Коврики.- М.,2004.150с
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Притча о гвоздях
Золотая хохлома
Весёлые польки для детей
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию