Отражение в песенном фольклоре жизни казачества
Кравцова Дарья Алексеевна
Волгоградская область
Российская Федерация
город Урюпинск
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
9 класс
Аннотация.
Актуальность работы: Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
Цели и задачи данной работы:
- познакомиться с фольклорным жанром – казачьей песней, её истоками и героями;
- провести исследование по выявлению структуры казачьей песни;
- побеседовать со специалистом по казачьим песням руководителем фольклорного ансамбля «Казачок» – Маркиной Надеждой Петровной;
- узнать об истории казачьих песен у сотрудников Урюпинского краеведческого музея;
- собрать и проанализировать истоки появления казачьих песен;
- провести анкетирование среди учеников школы и узнать об их отношении к казачьему фольклору;
- развивать чувство патриотизма, гордости за людей, живущих в этом крае;
При написании работы, мы использовали следующие методы:
-словесный (беседа с работниками музея и руководителями фольклорного ансамбля, опрос учащихся);
- эмпирический (наблюдения за исполнением казачьих песен);
- наглядный (работа с иллюстрациями, книжным и архивным фондом по данной теме);
- практический.
В процессе написания этой исследовательской работы, мы познакомились с большим количеством литературы по казачьим историческим, лирическим и обрядовым песням, исследовали архивные данные по истории казачества города Урюпинска. Из бесед с руководителем фольклорного ансамбля «Казачок» – Маркиной Надеждой Петровной и работниками Урюпинского краеведческого музея, которые поделились с нами уникальными материалами об истории создания песен, а также текстами старинных казачьих песен, мы почерпнули много интересной и полезной информации для нашей работы. Провели анкетирование среди учащихся нашей школы из которого следует, что почти 50% опрошенных не понимают смысла дальнейшего возрождения казачества в нашем городе, 35% затрудняются ответить, и только 15 % опрошенных являются сторонниками возрождения казачества в нашем городе.
Из проведенной работы, следует вывод: казачья историческая песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа Прихоперья, то есть своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.
Одним из ярких примеров сплоченности и единства песни с жизнью молодого поколения и его истории является гимн Великого войска Донского.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 109 КБ |
1
Отражение в песенном фольклоре жизни казачества
Кравцова Дарья Алексеевна
Волгоградская область
Российская Федерация
город Урюпинск
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
9 класс
Научная статья.
Песня - это не писаная,
а спетая история народа.
Песни, если они сложены народом,
никогда не отступают от правды.
М. Шолохов.
С вишнёвыми зорями и закатами на терпком полынном ветру люди впитывали в себя всё, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы донского казачества. Впитывали для того, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку, но уже в песнях. Ведь только в песнях русская душа, удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное.
Казачьи станицы и хутора на Хопре издавна славятся своеобразной песенной культурой. Здесь и сейчас широко распространены старинные, военно-походные, исторические, обрядовые, лирические, шуточные, плясовые и хороводные казачьи пени.
Люди не сразу научились писать романы, повести или рассказы о реальных исторических событиях. Наши предки и писать – то сначала не умели, письменность как таковая отсутствовала. Вот почему первым жанром исторической литературы можно считать народные песни. Мы живем в казачьем крае, и поэтому нам стало интересно познакомиться с казачьим фольклором, а именно с казачьими песнями.
Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
В нашей работе мы провели параллель между историей развития казачьих песен с историей Хопёрского казачества, узнали о нравах и быте людей тех далеких лет, получили новые сведения о реально существовавших людях, которые стали прототипами казачьих песен.
2
Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню казаков. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных местах. Их много, песен казачьих - несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал. Собирая материал о казачьих песнях, мы встретились с сотрудниками Урюпинского краеведческого музея. Из беседы с ними мы узнали.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.
В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.
Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную
Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими
3
ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
На уровне содержания музыкального - большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.
Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).
4
У верховых казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще мы слышим в свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ан самблями по 5-6, 10-12 человек. Пение состояло из двух пластов, контрастных по функции: нижнего и верхнего. Нижняя партия (ба са) - основная, верхняя («дишкант» - дискант) - подголосочна. Она противопоставляется басам. Дискантом чаще выступает жен ский голос, но гораздо лучше это делает высокий мужской тенор.
Тональность пения интуитивно определяет «начинщик» (за певала). Он же определяет темп и ритм песни. Остальные, импро визируя каждый по-своему, ведут свои варианты напева. В про тяжных песнях музыкальное сопровождение отсутствует. Протяжные, или тяговые песни всегда четырёх- или трёхголосные. Плясо вые («частые») - необыкновенно ритмичны, в них много синкоп, ритма из-под такта. Они «играются» как мини-спектакли. Ритм подчёркивается бубном, притопыванием, хлопками ладоней, по свистом, ритмичными «Эх!», «Ох!», «Оп!» и так далее.
Музыкальные инструменты казаки привозили из разных мест России, из стран, где проходили службу. Под гармонь пели «страдания», «романсы» («Сухой я корочкой питалась...»), городской русский фольклор. Более всего музыкальные инструменты использовались на «игрищах», «балах». «Балы» проводились в просторных куренях, которые сдавались молодёжи «в аренду». Иг рала гармонь, балалайка, скрипка, бубен. Танцевали танцы «из Ев ропы»: польку, кадриль, падеспань, краковяк и другие. Очень по пулярны были полковые военные оркестры. Они играли в юртовых станицах и городах. Более всего казаки любили воинские, поход ные, «служивые» песни. Их пели и в семьях, и на службе. Испол нялись они и стариками, и детьми, и женщинами.
5
Лирическая казачья песня.
Наши предки несмотря на тяжести и опасности жизни, не теряли душевной теплоты, верили в свои силы и в своё будущее, растили детей своих и внуков в доброте и красоте. Всё это находит отражение в творчестве народа, а народ поистине талантлив. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в песне, а лирические песни являются отражением душевного состояния народа.
В лирических казачьих песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и, в то же время, многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поёт как бы о себе, вкладывая свою душу, от этого песня не меняется, а становится поистине народной. Чтобы более ясно видеть структуру лирической песни, мы произвели анализ текстов некоторых лирических казачьих песен по определенной схеме, которую поместили в таблицу. (Приложение №1)
На основании проделанной работы можно сказать, что казачья лирическая песня начинается с обращения - оно символично. По композиционной форме песня построена в форме диалога или монолога. Кульминационный момент приходится на конец песни. В анализируемых песнях присутствуют устойчивые речевые обороты, повторы, постоянные эпитеты. Сравнительный анализ помог нам увидеть и почувствовать всю глубину и силу человеческих чувств и переживаний, которые нашли свое отражение в песне.
6
Обрядовые казачьи песни.
Казачьи станицы и хутора на Хопре издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров. Мы поговорим о казачьей свадьбе, а через свадебные обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах. Об обрядовых песнях, как наиболее распространенных в казачьих станицах, нам рассказала руководитель фольклорного ансамбля «Казачок» Маркина Н.П. и поделилась с нами текстами собранных ею песен.
Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). До сих пор на хуторах стараются поддерживаться старинного обряда свадьбы.
Свадьба – это веселье, застолье, шутки, пляски, и требует она соблюдения особого ритуала. В далёкие – далёкие времена казаку достаточно было внести свою избранницу на казачий круг, прикрыв её полой своей одежды. Атаман спрашивал их, согласны ли они стать мужем и женою и тут же объявляли их супругами. Обрядовой свадьба стала с начала 19 века. Играли её после уборки урожая (после праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября) или пасхальных праздников – на Красную горку. Обязательным был сговор – это то, что родители жениха и невесты предпринимают до свадьбы. Также распространённым обрядом был выкуп. Всё это веселье сопровождалось казачьими обрядовыми песнями. Самые распространённые из них: «Дай балалайку, дай варган», «По сеням, по сеням», «Мяла сени», «Калина – малина». Все эти обряды и песни дошли до наших дней, и ни одна свадьба без них не обходится.
Также обрядовыми являются и хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядной песни.
7
Исторические песни.
«Донские казачьи песни … более заслуживают названия исторических, чем… исторические русские народные песни. В них есть быт и вся история этой военной общины, где удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
В. Г. Белинский.
Действительно, именно на Дону, в казачьей среде, зародилось большинство исторических песен, получивших затем общерусское звучание и построение. В результате более чем полувековой собирательской работы А. М. Листопадов записал тексты и мелодии (напевы) 1200 казачьих песен. Из них более 150 являются историческими. Они охватывают период в истории русского государства с середины 16 по конец 19 столетия. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами Иване Краснощёкове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, события 1812 года. Элемент фантастики в исторических песнях сведён до минимума.
Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка. Кроме того, нужно обратить внимание на некоторые закономерности развития данного жанра.
Исторические песни – единый жанр, но в нём есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разную структуру. Ранние песни носят эпический характер, который проявляется в повествовательности – характер о событиях, изображающиеся объективно, без вмешательства повествователя в их ход. Сюжет в них сводится к описанию событий. Во второй половине 19 века исторические песни значительно отходят от традиционной структуры. Они принимают форму лирического высказывания по поводу события, или ещё, по поводу поведения какого либо лица. В основе поздних песен – положительные и отрицательные характеристики героев, их прямые оценки. Песни становятся короче, схематичнее и реалистичнее. Но идейно – художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, верность за свою Отчизну.
8
К изучению исторических песен о Платове мы обратились по нескольким причинам: они очень популярны в нашем крае, фигура атамана Платова занимает значительное место в истории России, в истории казачества, о генерале Платове, как участнике Отечествен ной войны 1812 года, мы говорим на уроках истории, и, наконец, характер и манера исполне ния данных песен, в особенности, «Славим Платова-героя...», дос таточно проста и доступна.
Чтобы услышать и понять смысл исторических песен мы встретились с исполнителями казачьих песен, детским образцовым фольклорным ансамблем «Казачок». и попросили их рассказать об исполнении исторических песен. В исполнении ансамбля прозвучала казачья историческая песня «Донцы-молодцы», что задало необходимый эмоциональный тон нашему прослушиванию.
Слушая песни, мы выделили элементы, характеризующие историче ские казачьи песни. Выяснили, что, действительно, именно на Дону, в казачьей среде, зародилось большинство исто рических песен, получивших затем общерусское звучание и рас пространение.
Из беседы с руководителем ансамбля Н.П.Маркиной мы узнали, что эле мент фантастики в исторических песнях сведен до минимума. Осо бенность этих песен в том, что они довольно верно отражают - под линные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко пе редается сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напев ность, яркость и образность языка.
Кроме того, нужно обратить внимание на некоторые законо мерности развития данного жанра. Исторические песни - единый жанр, но в нем есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разную структуру. Ранние песни носят эпический характер, который про является в повествовательности - рассказе о событиях, изобра жающихся объективно, без вмешательства повествователя в их ход. Сюжет в них сводится к описанию событий. Во второй поло вине 19 века исторические песни значительно отходят от тради ционной структуры. Они принимают форму лирического высказы вания по поводу события или, еще чаще, по поводу поведения ка кого-либо лица. В основе поздних песен - положительные и отри цательные характеристики героев, их прямые оценки. Песни ста новятся короче, схематичнее и реалистичнее. Но идейно-художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, гордость за свою Отчизну.
9
Далее мы обратились к народнопоэтическим текстам песен «Ты, Россия, мать Россия...» и «Славим Платова-героя...» и решили убедиться в том, что прослушанные нами песни ярко отражают спе цифику казачьих исторических песен и особенности их развития.
Цель нашего исследования исторических песен – выявить особенности поэтики песен «Ты, Россия, мать Россия», «Славим Платова – героя» и проследить основные изменения происходящие со временем в структуре и содержании песен. Мы провели анализ народно - эпических текстов по следующим вопросам:
1. Какова тема песен?
2. Назовите героев этих песен. Кто главный герой? Есть другие персонажи в песне? Какую роль они выполняют?
3.Какие качества характера Платова восхищают народ, вызывают его уважение?
4. Каким образом представлен сюжет? Как отражены в песне сюжетные элементы?
5.Присутствует ли в песнях вымысел? В чём он заключается?
6. В какой степени? (Приложение № 2).
Прослушав песни и проведя их исследование, мы познакомились с манерой и характером исполнения исторических песен, а также выяснили, что песни донских казаков всегда многоголосны. Протяжные песни очень напевны, с многостишием не совместимы. Если в се верных русских песнях центром тяжести является текст, то в дон ских исторических песнях наиболее видное место занимает «на пев» (мелодия), в них всегда присутствует четкая ритмическая ор ганизация. Такова, например, песня «Славим Платова-героя...».
Вывод.
Казачья историческая песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа Прихоперья, то есть своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. Проведенное анкетирование среди учащихся нашей школы показало, что почти 50% опрошенных не понимают смысла дальнейшего возрождения казачества в нашем городе, 35% затрудняются ответить, и только 15 % опрошенных являются сторонниками возрождения казачества в нашем городе (Приложение №3). Но мы считаем, что должны быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.
10
Список использованной литературы.
1. Трут В.П. Кто же они - казаки? Ростов-на-Дону, 1995. С.15.
2.Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Часть 1. С.5.
3.Казачий словарь-справочник. М., 1992. Т.2. С.31.
4.Трут В.П. Кто же они - казаки? С.18.
5.Краснов П. Н. История войска Донского.— М.: Вече, 2007.
6.Астапенко М. П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Логос, 1992.
7.Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
8.Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
I
Приложение №1
Сравнительный анализ песен.
Название песни | Зачин | Композиционная форма | Образы - символы | Постоянные эпитеты |
«Ой ты батюшка наш, славный Тихий Дон» | Обращение к Дону | Диалог | Дон – символ малой родины | Слава добрая, ясный сокол, круты бережки |
«Чёрный ворон» | Обращение к ворону | Диалог | Чёрный ворон – символ плохой вести, беды, несчастья | Друг залетный, в чужой дальней стороне |
«Ты воспой, ты воспой в саду соловейко» | Обращение к соловью | Диалог | Соловейко – образ казака | Горькая ягода, ягода калина, сладкая малина |
II
Приложение №2
Ты, Россия, мать Россия,
Мать российская земля,
Мать российская земля,
Много славы про тебя,
Много славы про тебя,
Про Платова-казака.
У Платова-казака
Небритая борода,
Нестрижёны волоса.
Платов бороду обрил,
У француза в гостях был,
Француз его не признал,
За купчика почитал,
За купчика почитал,
За белые руки брал,
За белые руки брал.
Он в палатушку вводил, .Он в палатушку вводил,
За дубовый стол садил,
За дубовый стол садил,
Бокал водки подносил.
«Эх ты, купчик, мой голубчик, Выпей рюмку, не держи,
Выпей рюмку, не держи,
Про Платова расскажи.
-А я всех в России знаю,
Только Платова не знаю,
Я Платова-казака.
Кто бы, кто бы мне сказал,
Казны бы денег много дал».
«Ах, зачем казну терять,
Его можно так признать».
-«Ах ты, купчик, мой голубчик,
Покажи-ка свой портрет».
Он портретик вынимал
И из палатушки бежал,
И из палатушки бежал,
Столы, стулья перьломал,
Столы, стулья перьломал
И громким голосом вскричал:
«Ты сорока, ты ворона,
Ты проклятый Бонапарт,
Попадалось тебе счастье,
Не умел ты его взять,
III
Попадал тебе соколик,
Не умел ты ощипать».
***
Славим Платова-героя,
Победитель был врага. Эй!
Победитель был да ну врага.
Слава донским казакам!
Победитель был да ну врага.
Слава донским казакам!
Вы Платова поищите
Между русских войсков. Эй!
Между русских да ну войсков,
Между донских казаков.
Между русских да ну войсков,
Между донских казаков.
Знаем, знаем, где наш Платов,
Знаем, где его сыскать. Эй!
Знаем, Дон течёт откуда,
Знаем, где Дону конец.
Знаем, Дон течёт да ну откуда,
Знаем, где Дону конец.
Вы злодеев не щадите,
Мои милые донцы! Эй!
Храбро Родине да ну служите,
Как деды ваши, отцы!
Храбро Родине да ну служите,
Как деды ваши, отцы!
Анализ казачьих исторических песен.
«Ты, Россия, мать «Славим Платова -
Россия…» героя…»
1. Песня о посещении Платовым французского лагеря. | 1. Песня даёт характеристику генералу Платову. |
2. Главный герой песни – сам Платов. Здесь также присутствует народ, который выражает своё отношение к описываемому событию. Образ Наполеона является второстепенным. Он служит для раскрытия характера главного героя. Именно на фигуру Наполеона направлена сатира в песне. | 2. Главный герой песни – Платов. Народ также выступает в качестве действующего лица. Причём оба персонажа почти равноправны. Их присутствие в равной мере способствует раскрытию идейного содержания песни. |
3. Народ прославляет смелость Платова, его внутренние превосходство над врагом, удаль, хитрость стремительность действия. | 3. Народ восхищается подвигами и военными успехами русской армии под руководством преданного Родине героя. Прославляется близость Платова к простому народу, рядовым солдатам. Народ говорит о Платове – патриоте, с честью несущего высокое звание донского казака. |
4. Сюжет сводится к одному событию. Действие развивается последовательно. Рассказ динамичный, лишён развитых описаний и особой эпической обрядности. Все сюжетные компоненты легко вычленяются. В роли зачина выступают первые шесть строк. Они настраивают слушателя и исполнителя на торжественный лад, указывают на патриотическое содержание песни. Завязка действия выражена в словах: «Платов бороду обрил, У француза в гостях был». В основной части поэтического текста идёт развитие действия. Кульминационный момент приходится на слова, в которых Платов признаётся об обмане. Бегство Платова из французского лагеря - развязка действия. В качестве концовки выступают слова самого Платова, высмеивающие глупость и недальновидность врага. В последних строках песни выражены мысли не только Платова, но и суждение народа. В концовке явственно звучит уверенность в скорой победе над врагом, предвосхищается позорное поражение армии Наполеона. | 4. Перед нами, скорее, не текст- повествование, а текст-описание, в котором выражаются раздумья народа и прямая оценка главного героя песни. Основные сюжетные элементы отсутствуют, за исключением зачина и концовки. В зачине формулируется тема песни и даётся её обоснование. В начальных строках заявляется о патриотическом характере песни и даётся большой эмоциональный посыл. Концовка принимает обобщающий характер, на данный момент звучит более чем актуально. В ней слышится призыв в адрес молодого поколения не посрамить славы своих предков: «Храбро Родине… служите, Как деды ваши и отцы!» |
5. В песне присутствует вымысел. Документального подтверждения посещения Платовым француз ского лагеря не имеется. Но пред положить наличие таких событий вполне возможно. Следовательно, описываемые события не носят характера фантастики. | 5. Вымысел в песне отсутствует. |
6. Особенно ярко лирическое начало представлено в зачине песни. Поэтизируется образ российской земли, фигура Платова. В начальных строках песни народ обращается к «матери России», поёт гимн её славе. Уже затем, как сыну российской земли, поётся гимн «Платову – казаку». Концовка песни по своему характеру похожа на частушку. Здесь ярко выражается сатирическое, ироническое начало. Обличению подвергается не только сам Наполеон, но и вся его армия. | 6. Лирическое начало представлено во всей песне. Оно выражается в приёмах описательности и поэтизации. Форма самой песни -лирическое высказывание по поводу поведения героя. В основе текста - положительная характеристика Платова. Раскрывается психология персонажа, его внутренний мир, оценка его деятельности. Восклицания, обращения усиливают лирический характер песни. С большой силой в произведении выражаются патриотические гордость за свою Родину, в необходимости её защиты. |
7. Композиция линейная. Собы тия излагаются в хронологиче ской последовательности. В песне наблюдается строгость, четкость, стремительность развития действия. Зачин является своеобразным предлогом и носит характер лирического
| 7. Композиция носит достаточно произвольный характер. Последовательность событий в большей мере диктуется сменой настроений лирического героя. |
8.[Язык поистине народный. Лексический состав песни носит фольклорный характер. В тексте присутствуют устаревшие слова («признал», «почитал», «вскричал»),| слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами («палатуш ка», «купчик», «портретик»), просторечия («проклятый», форма краткого прилага тельного («нестрижёны»). Песня богата народнопоэтическими средствами выразительности. В ней встречаются постоянные эпитеты («белые ручки»), аллегория (концовка песни). Двойные повторы, разного рода обращения, диалог героев усиливают динамику песни, придают ей живость, эмоциональность, способствуют сближению исполнителя со слушателем. Благодаря богатству языка, внутренняя | 8. Язык песни приближен к литера турному. В тексте встречаем одно устаревшее слово («сыскать»), один диалектизм («донцы»), одно просто речие («злодеи»). Песня не богата художественными средствами выра зительности. В ней находим один эпитет («милые донцы») и одну раз вёрнутую метафору (3-я строфа). Кроме того, образ Дона, присутст вующий в песне, выступает в роли символа казачьей земли. |
9. По всей видимости, песня была сложена в период войны 1812 года и, скорее всего, до переломного момента, во время наступлений французской армии. Задача повествователя – показать не военные победы Платова, а его нравственную силу, моральное превосходство над врагом. Песня пробуждает веру в скорую победу русского оружия, даёт нравственные силы для борьбы с врагом. | 9. Видимо, песня была создана после победы русской армии над францу зами. В ней прославляется Платов как уже состоявшийся «победитель врага». Народ любит своего атамана за то, что он близок и понятен ему, за то, что он свой, родной, за то, что он донской казак. Казаки гордятся тем, что их донская земля всегда славилась людьми, горячо предан ными, своей Родине, отдающими свои силы, таланты, жизнь на служение Отчизне. Главное в песне – это духовное завещание, оставленное нашими предками юному поколению. |
IV
Приложение №3
Вопрос | да | нет | Затрудняюсь ответить |
1. Вы дорожите традициями ваших предков? | 84% | 1% | 2% |
2. Интересны ли современным слушателям казачьи песни? | 3% | 47% | 38% |
3. Хотели бы вы, чтобы в нашем городе был создан центр казачьего фольклора? | 29% | 35% | 35% |
4. Привлекают ли вас выступления фольклорных ансамблей на городских мероприятиях? | 32% | 44% | 23% |
5. Проводят ли работу городские власти, чтобы развивать казачьи традиции у молодого поколения? | 40% | 29% | 40% |
Тупое - острое
Кто грамотней?
Цветок или сорняк?
Прекрасное далёко
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея