Работа посвящена творчеству политзаключенных эпохи репрессий. Особое внимание отводится литературному творчеству.
Вложение | Размер |
---|---|
potaennoe_slovo_siblaga.doc | 174 КБ |
Введение
Актуальность проблемы. Одна из наиболее драматических страниц в истории Кузбасса связана с периодом сталинских репрессий. За 30-юю историю Гулага наш край был, по существу, одной сплошной лагерной зоной. Около 50 крупных исправительно-трудовых лагерей располагалось на территории Кемеровской области. С 1942 по 1954 центром Сибирского ИТЛ НКВД (СИБЛАГа) являлся г. Мариинск. Через 11 лагерных пунктов, в том числе Кожуховский ОПЛ, прошло около 200 тыс. заключенных, из которых 70 % - политзаключенные.
Изучение проблем, связанных с периодом репрессий, в современных условиях приобрело актуальное звучание. Общество попыталось осмыслить суть тех страшных десятилетий и извлечь из них должные уроки, один из которых – урок выживания. Как сохранить в себе чувство собственного достоинства? Что делает человека человеком?- эти вопросы остаются актуальными и в наше кризисное время.
Поиски привели нас к книге «Письма из сибирских лагерей», автором которой являлся Владимир Левитский, расстрелянный в 1937 году в СИБЛАГе. В этой книге много неожиданностей - лагерное меню и расценки на продукты питания, лагерный театр и лирические стихи, рисунки бараков и светлые акварели сибирской природы. Эти письма дают возможность понять, что заключенных от полного отчаяния и опустошения спасало творчество, некая «культурная» среда, которая все же существовала в лагерях. Автор утверждает, что потребность в творчестве являлась отдушиной для самоутверждения и самосохранения.
Такой отдушиной являлось, прежде всего, литературное и фольклорное творчество, потому что именно оно было скрыто от лагерной цензуры, так как существовало преимущественно в устной форме. В. Боков, А. Баркова, У. Насыров, И. Габай, М. Богун, Я. Скрыган, Д. Быстролетов, С. Бондарин, Г. Горчаковский, Т. Гнедич и др. – это писатели и поэты, которые пережили ужас сталинских репрессий, рассказали нам лагерную правду. Для нас их воспоминания бесценны – они прошли наши лагеря, лагеря СИБЛАГа.
Исходя из актуальности, целью нашей работы явилось изучение литературного и фольклорного творчества как формы культурной жизни
заключенных.
Исходя из поставленной цели, в своем исследовании мы выделили следующие задачи:
- выяснить, существует ли понятие «лагерная культура»;
-составить карту творческого СИБЛАГа, выявив роль литературного и фольклорного творчества;
-сформулировать основные темы и мотивы литературы и фольклора ИТЛ Кузбасса 30-50х гг.
Объектом нашего исследования является культурная жизнь заключенных исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) 30-50-х годов, которые располагались на территории Кузбасса.
Предмет исследования: литературное и фольклорное творчество заключенных.
Гипотеза: Литературное и фольклорное творчество являлось способом самовыражения и самосохранения узников лагеря.
Методы исследования: изучение исторических источников, анализ материалов печати, музейных и архивных документов.
Новизна данной работы заключается в том, что, используя комплексный подход, сделана попытка рассмотрения особенностей литературного и фольклорного творчества на примере узников лагерей СИБЛАГа.
Проблемой культурной жизни ГУЛАГа занимались исследователи В. Земсков, Б. Яковлев, Я. Бурцев, В. Козлов, В. Бердинских, А. Безбородов. О фольклоре как факте культурной жизни писали В. Шевченко, В. Головин, В. Лурье, Н. Солохин и др. В 2005 году была издана антология «Поэзия узников ГУЛАГа» под редакцией А.Н. Яковлева, тем самым в литературоведение закрепилось понятие «литература ГУЛАГа». До этого момента государственные архивы не собирали произведения безвестных авторов ГУЛАГа, и вообще такого понятия, как «поэзия узников ГУЛАГа», в советском литературоведении не существовало. К сожалению, за это время умерли и многие поэты, и их друзья — хранители рукописей. Многое исчезло бесследно. Комплексный подход выводит тему на культурологический уровень. В центре исследования - человек, а объектом рассмотрения предстает устный текст. Все это и определяет методологию изучения литературного и фольклорного творчества узников.
Глава 1. Понятие лагерной культуры.
Формы культурно-воспитательной работы
Под лагерной культурой следует понимать субкультуру заключенных: особенности их мировосприятия, языка, общения и творчества. Приспосабливаясь к тяжелым условиям жизни, человек адаптировался в них настолько, что его внутренняя культура претерпевала серьезную трансформацию, приобретала резкий контраст с традиционной культурой.
В сталинских лагерях основой «перевоспитания» провозглашался принудительный труд вкупе с пропагандой «всех преимуществ советского строя». Именно это было главным в деятельности культурно-воспитательных отделов (КВО) и культурно-воспитательных частей (КВЧ), призванных вести политмассовую, библиотечную и спортивную работу, а также заниматься кино- и радиообслуживанием и курировать театрально-концертное творчество заключенных. Кроме этого, в «Положении об исправительно-трудовых лагерях» от 1930 г было прописано выделять на одного заключенного в день по 1 руб. 15 копеек в день на «культурные нужды».
Вот документ от 1944 года, который представляет отчет о проделанной культурно-массовой работе в ИТЛ страны:
«Культурно-массовое обслуживание заключенных проводится в клубах и культуголках, которых имеется в лагерях и колониях свыше 1.500. К активной общественной работе привлечено 77.000 заключенных.
Из состава заключенных организовано 2.600 кружков художественной самодеятельности (драматические, музыкальные, хоровые и другие), силами которых, за три года поставлено более 100 тыс. спектаклей, концертов и вечеров художественной самодеятельности.
За этот же период времени проведено свыше 110 тыс. киносеансов. Для заключенных в лагерях и колониях имеется 950 стационарных и передвижных библиотек с книжным фондом в 400 тыс. экземпляров[1]».
Из документа следует, что культурно-воспитательной работе уделялось значительное внимание и большие средства. Но все проводимые мероприятия были подчинены идеологии партии и имели цель в «промывании мозгов».
Участие в культурной жизни лагеря поощрялось начальством в виде дополнительного пайка, освобождением от работ. Местным талантам лагерное начальство заказывало портреты и картины, скульптурные работы, изделия народных промыслов.
Особое отношение в лагерях было к музыке. В некоторых лагерях существовала самодеятельность заключенных, подобие музыкальных кружков (Орлово-Розово, Ново- Ивановка). В некоторых источниках указывается на то, что заключенные работали под музыку.
Несколько слов о такой форме культурно- воспитательной работы как театр. Актерами были сами заключенные, а репертуаром и режиссурой занимался политотдел.
К официальным мероприятиям, направленным на перевоспитание заключенных, можно отнести кружки самодеятельности, в том числе театральные. Актерами были сами заключенные, а репертуаром и режиссурой занимался политотдел. Пьесы, в основном, были идеологического содержания, прославляли Сталина, политику партии и т.д. Идеологи считали, что искусство, а особенно пролетарское, поможет «врагам народа» стать людьми. Такой лагерный театр был в Орлово-Розовском отделении Сиблага. Он был организован при участии осужденного Алексея Григорьевича Алексеева, бывшего артиста Мосэстрады.
Музыкальная и театральная самодеятельность концентрировалась в основном около творческих личностей: актеров, поэтов, писателей.
Глава 2. Потаенное слово СИБЛАГа
2.1. Литературное творчество
В СИБЛАГе, как это ни печально, побывало большое количество поистине великих людей. Через лагеря Кузбасса прошли более 200 тысяч человек. Среди них видные военачальники, общественные деятели, артисты, писатели, поэты. Изучив архивные материалы, мы составили «Творческую карту СИБЛАГа» (приложение).
Особою значение имело литературное творчество, которое являлось в лагере едва ли не единственной отдушиной для самоутверждения и самосохранения.
Чем же интересно лагерное литературное творчество? Во-первых, потаенная литература узников ГУЛАГа помогает нам понять, как смог сохранить человеческое в себе тот, кто был раздавлен и обескровлен сталинской машиной. Во-вторых, эта литература была равноудалена и от казенной лагерной печати, и от блатных песен и жаргона воровских зон, значит она является частью культурного наследия страны, о котором нельзя забывать.
Анализируя состав творческого СИБЛАГа, мы выяснили, что ИТЛ Кузбасса отбывали срок такие поэты и писатели, как В. Боков, А. Баркова, У. Насыр, И. Габай, М. Богун, Я. Скрыган, Д. Быстролетов, С. Бондарин, Г. Горчаковский, Т. Гнедич и др. Но не только лагерные сроки и отбывание наказания в Сиблаге объединяет этих писателей. Желание рассказать о том, как выжил человек в лагере, как сохранил душевную теплоту, честь, надежду. Эта роль была отведена, прежде всего, поэзии.
Значит, время стихам — и ныне и присно вовек,
И в тюрьме, и на нарах, и в бормоте смертной минуты, —
Ведь пока есть стихи, человек до конца человек,
Для себя разорвавший наручные путы
Александр Гладков
По мнению составителя сборника «Поэзия узников ГУЛАГа» (2005) С. С. Виленского, «стихи писали все – рабочие и ученые, крестьяне и бывшие герои Гражданской войны, священники, безусые юнцы, взятые на зону буквально со школьных парт и седобородые старцы, знакомые еще с царской каторгой»[2]. Правда слово «писали» следует заменить на «запоминали», так как до окончания репрессий все поэтическое творчество существовало в устной форме. Или, если позволяли обстоятельства, хранить в записи на бумаге, носовом платке, внутри наволочки, набитой соломой.
Что же объединяет профессиональных поэтов и самоучек? Какие темы и мотивы характерны для их творчества?
Прежде всего идея абсолютного и необратимого расчеловечивания в условиях геноцида и лагерного произвола. И как ответ - пружина сопротивления произволу. Вот строчки о несломленности духа В. Бокова:
На что надеешься,
Помятый стебель вики?
Никто тебя не хочет охранять.
О как твои усилия велики –
Раздавленную голову поднять!
(«Умру в урмане…»)
Объединяющим началом служит и нравственная безупречность, гражданское мужество:
Поэзии сто первая верста,
Кто может запретить тебя, скажи мне.
Когда и при каком режиме
Ты закрывала наглухо уста?
- читаем у Виктора Бокова[3]. Подтверждение этих мыслей находим и у Анны Барковой[4].
Хоть в метелях душа разметалась,
Все отпето в мертвом снегу,
Хоть и мало святынь осталось, —
Я последнюю берегу.
Пусть под бременем неудачи
И свалюсь я под чей-то смех,
Русский ветер меня оплачет,
Как оплакивает нас всех.
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен.
Творчество выживало и под конвойным прицелом. Оно преодолевало бесчисленные заграждения, особенно на пути к Богу. «О, Господи, услышь мой плач!» (Анатолий Александров). Отчаяние, обращённое к Творцу Вселенной, обретало силы. ”Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим“(Пс.118:71) — говорит псалмопевец. Обретшие веру видели, что любое их положение не безнадёжно, что в окружающем кошмаре есть состояние от кошмара не зависящее
Он вернёт из любой разлуки,
Вознесёт из любой глубины.
Предаюсь в его крепкие руки
И спокойные вижу сны.
Александр Солодовников
Это на нарах-то видеть спокойные сны?! В городской квартире, куда как раз ночью и вламывались «дорогие гости»?! Да, именно там, у смерти на краю, самые независимые из бесправных обретают жизнелюбие и тайную свободу.
Среди поэзии узников СИБЛАГа мы можем найти не только образцы высочайшей духовной сосредоточенности, но простодушные жалобные исповеди, иронию и насмешку.
Наш начальник, умный вроде,
Говорил нам на разводе: —
Убегать вам нет резона —
Ведь вокруг сплошная зона.
Ни за что не убегёте,
Ни к какой едреной тете.
Все равно мы вас поймаем...
Поздравляю с Первым маем.
Николай Домовитов
Писателями остро поставлен вопрос о нравственном смысле исторического прогресса. Несмотря на трагические ошибки истории и кривизну её дорог, время предстает как главный воспитатель человека. Опыт прошлого важен не только для понимания причин трагедии всего народа, но и для определения путей возрождения человека и общества на основе общечеловеческих моральных норм. Эту мысль развивал в произведении «Пир бессмертных» Дмитрий Александрович Быстролетов[5], и Генрих Горчаков[6] в книге «Л-1-105» и др.
Но все же полного представления о литературном творчестве узников СИБЛАГа мы уже никогда не сможем получить, как и не узнаем имен и судеб многих авторов. Даже после освобождения из лагеря, в «хрущевскую оттепель», редко кто из бывших заключенных решался посылать в литературные журналы стихи о пережитом.
2.2. Лагерный фольклор
Как было сказано выше, в условиях лагеря любое творчество неизбежно приобретало устный характер: парадокс заключался в том, что узники, сплошь грамотные. Устность стала, помимо всего прочего, вынужденной формой общения и выражения. Но фольклор создавался и жил не ради будущего записывания и чтения: его функция была - жить устно, воспроизводиться в живых бытовых ситуациях, выступать как естественная часть текущего бытия, немедленно откликаться на происходящее, выражать оценки и суждения на месте, быть действием.
Основой массовой лагерной культуры можно считать традиционные жанры фольклора: пословицы, поговорки, присказки, анекдоты, небылицы, легенды, а также стихи, куплеты, песни и др. К элементам культуры заключенных можно отнести и всевозможные ритуалы, игры, розыгрыши заключенных.
Авторство же при этом либо вообще скрывалось, либо сообщалось доверительно, обязательно устно. Порой стихи подписывались инициалами. У заключенных было много переделок известных текстов, нередко доходило до полной трансформации оригинала.
Жанровая система. Основные темы и мотивы
Зачастую фольклорное творчество носило устный характер, сочиненное передавали из уст в уста.
Жанровая система для фольклорного материала предстает таким образом:
Мы побывали в краеведческих музеях г. Мариинска, п. Чебулы, где познакомились с образцами фольклора заключенных ИТЛ. Побеседовали А.И.Шимун, Н.А.Сидоренко, Н.С.Кожейкиной, М.Н.Роговой, А.С.Целищевой, З.Н.Тимофеевой, Л.И.Музыка, бывшими узниками СИБЛАГа, проживающими в Мариинском районе. Кроме этого на страницах виртуального Музея ГУЛАГа ознакомились с архивными фото- и видео - документами.
На основании этого можно сделать вывод, что основными темами и мотивами лагерного фольклора были следующие:
арест (ночной, в праздничный день, на работе, приглашение в партийные органы); обыск; поиск арестованного родными по тюрьмам; стояние в очередях (тюремных, приемных); причина ареста (нечаянная порча портрета вождя, пуля, рогатка, камень, использование газеты и т. д.); причина ареста (узнавание подлинного облика вождя: маленький, рябой и т. д.); размышления о жене, детях, о женщинах; неузнавание вернувшегося из заключения; провокация (ситуация, специально подстроенная охраной для компрометации заключенного: подброс ножа, книги, золота); наказание стукача; "сучья война"; неожиданное спасение; замена жертвы; спектакль, концерт; предложение заключенного родным отречься от него; отречение родных (получение информации об этом); побег; запугивание (труп пойманного беглеца выставляется публично); массовые смерти, расстрелы; отношения матери и детей; малолетка в лагере; переодевание; лагерные "университеты"; лагерное "высшее общество"; добрый начальник; наложница и проститутка в лагере; отношения мужчины и женщины; использование умершего для получения пайки; шпион, проникнувший на руководящую должность; случаи вредительства в лагере и т.д.
Изучая материалы мы наткнулись на такую интересную форму фольклора как «стихи на бревнах». В годы репрессий многие матери и жены невинно осужденных пытались следовать за ними и по-возможности селиться недалеко от лагерей. Иногда единственным источником информации из лагеря была вырезанная надпись на бревнах, которые сплавляли вниз по течению. В местах их скопления или складирования родные искали какую-нибудь весточку. Обычно это была вырезанная или вырубленная фамилия и очень редко место заключения. Фамилия свидетельствовала о том, что заключенный жив. О такой записи нам рассказал Новожилов Степан Семенович, сын репрессированного, проживающий в г. Мариинске. Его отец запомнил такую запись:
Кому ты Сталин поверил,
Невинных людей посадил.
В лесах и на реках Сибири,
Россию ты загубил.
Детский фольклор
Анализируя лагерный фольклор нельзя не сказать и о детском фольклоре. Из архивных документов следует, что в СИБЛАГ насчитывал около 5 тыс. заключенных детей. Они вносили в культуру лагерей свой определенный фольклорный репертуар, сложившийся еще на воле. В лагере он дополнялся и перерабатывался.
Основными формами детского фольклора являлись песни, частушки, пословицы и поговорки.
Формы детского фольклора сохранились и в наше время. Она представлена альбомами, которые чаще всего бытуют в замкнутой социальной среде - школе, армии и тюрьме. Альбомы юных заключенных представляют собой красочно оформленные записные книжки или блокноты. Жанpовый состав входящих в них текстов достаточно стабилен. Это различные песни, стихотворения (альбомные, авторские, или собственного сочинения), пословицы, поговорки, афоризмы и др.
Альбом не простое собрание текстов, это особым образом организованное целое со своими специфическими формулами зачинов и финалов:
Открой блокнот, мой друг или подруга,
И пробегись глазами по строкам.
Они написаны в часы досуга,
Когда скитался я по лагерям.
Большую часть текстов в альбоме составляют песни и стихотворения.
В них можно выделить набор мотивов:
1. Несчастная, неразделенная любовь. Это, как правило, "жестокие" романсы, типа "Малыш", или "Жил мальчишка на краю Москвы...". Эти песни очень популярны в среде школьников, часто их можно встретить на страницах девичьих альбомов или песенников.
2. Женская верность, счастливая встреча. Например: парень и девушка встречаются в "зоне", через некоторое время она освобождается. Он ее провожает, а когда возвращается , она встречает его на вокзале. В дpугом тексте девушка готовится выpучить из тюpьмы парня, который "красив и сердцем очень горд". Парень бежит, но его настигает пуля часового. Девушка мстит за гибель любимого.
3. Любовь к матери; мать для заключенного - единственный всегда любящий и верный человек.
4. Свободная, разгульная жизнь после освобождения. Основное содержание таких песен - попытка компенсиpовать свое существование в изолированных условиях. Но таких текстов немного.
5. Песни о тяжелой судьбе заключенного. Вспомним, что этим ребятам нет еще 18 лет. И обыкновенная лагерная тоска усиливается тоской по загубленной молодости. Герои этих песен из отчаянных ребят превращаются в сентиментальных, чувствительных до крайности. Доля воровская - нелегкая, опасная, лишена привычного ореола "романтики" блатных песен, она как бы вынужденная.
В альбомах много переделок pазличных известных текстов. Чаще всего пеpеделка пpиводит к почти полной трансформации оpигинала.
Таким образом, можно сделать вывод, что лагерный фольклор с особой жанровой и образной системой, несомненно, является фактом культурной жизни ИТЛ. Лагерная поэзия, да и лагерный фольклор, несли в себе не только ноты тоски и боли. В них слышны были все звуки жизни, в них томилась, но не умирала не желающая сдаваться душа человеческая.
К сожалению, фольклор ГУЛАГа продолжает пребывать в некоем культурном запаснике невостребованным, а значит - убывающим в своем составе и постепенно, с необоримой закономерностью, уходящим в небытие. Ибо давно известно: фольклор, не зафиксированный современниками или ближайшими потомками, исчезает безвозвратно.
Заключение
Изучив источники и литературу, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, мы убедились, что в период сталинских репрессий в лагерях ГУЛАГа сформировалась особая лагерная культура, которая включает в себя особое мировосприятие, язык, общение и творчество заключенных. Можно утверждать, что эта особая субкультура получила развитие и в последующие эпохи. Там, где личность нивелируется, стёсывается карательной машиной, творчество удерживает её от распада. У заключённых проявляются таланты. Можно создать уникальный музей творчества заключённых — краснодеревщиков, резчиков, скульпторов, переплётчиков книг, поэтов, иконописцев. Творчество действует, как магнит в процессе собирания личности. «Человек живёт, пока творит. И в этом он уподоблен Творцу». Отец Александр Мень говорил, что дьявол начинается там, где кончается творчество.
Во-вторых, литературное и фольклорное творчество являлось способом самовыражения и самосохранения узников лагеря. Для нас произведения узников сталинских лагерей открывают мир страданий и боли, но они же учат нас стойкости, мудрости, чести.
Список литературы
Приложение
Карта «СИБЛАГ творческий»
[1] Сталинские лагеря на территории Кузбасса. Кемерово. Кузбассвузиздат. 1994.- с. 54
[2] «Поэзия узников ГУЛАГа» под ред. Н. Яковлева. – М.:»Международный фонд демократия». – 2005.- с.6
[3] Виктор Боков (1914-009) –поэт, отбывал срок в Сиблаге (Орлово-Розово) по ст. 58. Воспоминания о ИТЛ вылились в сборник стихов «Сибирское сидение».
[4] Анна Баркова (1901- 1976) – поэтесса, провела 22 года в лагерях, последний срок в Сусловском ИТЛ.
[5] Дмитрий Быстролетов (1901-1975) – разведчик, юрист, писатель, сценарист. Отбывал срок в Сусловском ИТЛ. Тайно вынес рукопись «Пир бессмертных» из лагеря.
[6] Генрих Горчаков (1929)- писатель, публицист. Отбывал срок в Сусловском ИТЛ.
Ветер и Солнце
Ледяная внучка
Городецкая роспись
Рисуем осенние листья
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)