В данной раобте автор, взяв интервью у известного земляка -поэта Н. А. Зиновьева пытается провести аналогию взглядов на отношение к Православной вере молодого поколения и людей среднего возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
suvorova_tatyana.doc | 101.5 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках научно-практической конференции «Эврика»
малой академии наук учащихся Кубани
Поисково-исследовательская работа по теме:
««Жить по правде – жизненное кредо Кореновского поэта Николая Зиновьева».
Секция «Кубановедение»
Выполнила :
ученица 9 –А класса
МОУ СОШ № 19
МО Кореновский район
Суворова Татьяна Александровна
Научный руководитель:
Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения
МОУ СОШ №19
МО Кореновский район
г. Кореновск
2010 год
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Тема данной работы:
«Жить по правде – жизненное кредо Кореновского поэта Николая Зиновьева».
Цели и задачи:
- рассмотрение явлений правового и морально – этического характера, которые проявляются в индивидуальной сфере и в поле, так называемой «нетрадиционной» религиозности среди кубанской молодёжи;
- выявление приоритетных жизненных и философских и эстетических установок, взглядов на соотношение роли веры и знания, веры и нравственности кореновского поэта Н. А. Зиновьева. Методы работы:
- историографический метод
-изучение научно – публицистической литературы, поэтического наследия кореновского поэта
- углубленное интервью
- социологический опрос
Проблема, поставленная в данной работе:
Слабая и стихийная динамика мировоззренческих трансформаций современной молодёжи, так называемая «сумма теологии»- светское религиозное мировоззрение.
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
АННОТАЦИЯ
Обоснование выбора темы:
Тема работы: «Жить по правде – жизненное кредо поэта Николая Зиновьева» выбрана мною не случайно. Встреча с человеком, ставшим гордостью не только нашего родного города, но и всей Кубани Н. А. Зиновьевым (в 2003 году стал победителем Всероссийского конкурса «Поэзия 3- го тысячелетия»), приглашённым на классный час потрясла меня до глубины души.
Коренной уроженец города Кореновска. В 1987 году в возрасте 27 лет поехал на седьмое Всесоюзное совещание писателей со своей первой книгой стихов «Я иду по земле», где был замечен «как самобытный, с обострённым мировосприятием человек».* В конце 90-ых годов издал сборники стихов «Полёт души», «Седое сердце», «Дни, дарованные свыше», «На самом древнем рубеже», «Новые стихи» - вот, впрочем, и вся биография автора, рассказанная им самим. Но как же скромен этот человек, всей своей жизненной и творческой биографией подтверждая, что поэтам на Руси во все времена жилось несладко! Стихи его были замечены ещё в 80 –е годы прошлого столетия, а широкая известность пришла только сейчас, спустя почти четверть века, когда уже и несколько сборников вышло, и появились подборки стихов в «толстых центральных журналах» **. На нашей встрече Николая Зиновьева попросили прочесть свои стихи. И зазвучали из уст поэта строки, которые держали слух всех учащихся в постоянном напряжении. Цель их звучания мне показалась далеко не безобидной: показать в окружающей жизни страдания обыкновенных людей и найти нужным заострить на них своё внимание, убеждённо полагая, что бороться с равнодушием, злом можно только силой предельного откровения, силой пусть горькой, но правды. Никого из одноклассников не оставили равнодушными стихи о нищенке, копающейся в мусорном контейнере, об очереди в собесе, про гроб из цинка из Рязани.
* «Литература Кубани» (хрестоматия 9 класс), Ю. Г. Любимцев
** «Поэт божьей милостью», В. Т. Сосновский, ректор АГПУ, доктор филологических наук, профессор
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
По окончании встречи с Зиновьевым, получив в подарок сборник стихов «Души печальные порывы», я попросила его о встрече, чтобы поближе узнать о жизненных приоритетах «Учителя жизни», о его духовных и нравственных взглядах на современную действительность. Глубже изучив творчество Зиновьева, проведя ряд встреч и бесед в форме интервью с кореновским поэтом, опираясь на научные труды Ю. Г. Любимцева, В. Т. Сосновского, О. Т. Паламчук, Л. Г. Крившенко, используя мнения выдающихся деятелей искусства и культуры России, мною была написана данная работа. В ней я постаралась отразить «жизненное кредо» Николая Александровича, в котором он видит одну лишь задачу: «разбудить в человеке человеческое, заставить каждого встать рядышком с собой и посмотреть на себя со стороны критически, спросить себя: «А всё ли чисто в душе моей?»*
Цели и задачи:
- рассмотрение явлений правового и морально – этического характера, которые проявляются в индивидуальной сфере и в поле, так называемой «нетрадиционной» религиозности среди кубанской молодёжи;
- выявление приоритетных жизненных и философских и эстетических установок, взглядов на соотношение роли веры и знания, веры и нравственности Кореновского поэта Н. А. Зиновьева.
Методы работы: историографический метод; изучение научно – публицистической литературы, поэтического наследия Кореновского поэта; углубленное интервью; социологический опрос.
Проблема, поставленная в данной работе:
Слабая и стихийная динамика мировоззренческих трансформаций современной молодёжи, так называемая «сумма теологии»- светское религиозное мировоззрение.
*«Поэт правды», О. Т. Паламчук, ректор КСЭИ, доктор филологических наук, профессор
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение (теоретическая часть) ______________________________стр.1 - 3
2. Основная часть (исследование) __________________________стр.4-7
3. Заключение (вывод)_________________________________стр. 8-9
4. Используемая литература ____________________________________________стр. 10
5. Приложения_______________________________________________________стр 11 -14
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
«Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью»
Святейший Патриарх Алексий Второй
ВВЕДЕНИЕ (теоретическая часть)
Попытка изучить жизненные приоритеты Николая Зиновьева дались мне нелегко - уж слишком неординарная и, можно сказать, обособленная личность наш Кореновский поэт – как говорят многие- поэт от Бога. Он как бы не совсем подсуден нашему мнению. Всё, что вышло из-под его пера – Поэзия. Гениальный, талантливый автор. В толковом словаре слово «гений» трактуется как «высшая творческая способность, мифологический дух – покровитель человека. Олицетворение добрых и злых сил». Валентин Распутин сказал о Николае Зиновьеве: «… это талант особенный, вызванный сначала тревогой в благополучные, казалось бы, ещё времена, тревогой ощущаемой только очень чуткими душами, а затем и обрушившимися на Россию несчастьями. Этот талант отличен от других ещё и тем, что он немногословен в стихе и чёток в выражении мысли, он строки не навевает, как это часто бывает в поэзии, а вырубает настолько мощной и ударной, неожиданной мыслью, мыслью точной и яркой, что это производит сильное, если не оглушающее впечатление…»* «Талант» - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Иначе, качества, предающиеся нам по наследству. Поэтому, для полного понимания жизненного креда поэта, при первой нашей встрече, я решила узнать – где растут и как воспитываются гении?
Родители Николая Александровича – простые люди. Мама Лидия Александровна – учитель – словесник, отец Александр Дмитриевич – штукатур – маляр. В семье росли трое мальчишек. Как и все дети, Николай шалил и влюблялся. Кстати, у его мамы, Лидии Александровны, сохранились самые первые стихи Николая и все они о любви «мужчины к женщине»!
_____________________________________________________________________
* «Талант особенный», В. Распутин
-1-
Писать стихи начал по нынешним меркам поздно. После армии. Был очень внимателен, интересовался историей семьи. Дед со стороны матери – казак – погиб в Великую Отечественную. Со вторым дедом по линии отца, прошло всё Колино детство. На плечах мальчика была забота о корове, без молока было трудно. Сена накосить, почистить, напоить. Трое братьев отца, двоюродные братья и сёстры собирались за большим столом, в небольшом хуторском доме бабушки. Эти живые нити родства, особенно ярко проступают в творчестве Николая Зиновьева, в его особом умении не смотреть, а видеть, не ощущать, а чувствовать. По словам Николая Александровича, ему везло на хороших людей, то ли это нищий старик, или бомж, вокзальная проститутка – в каждом он видит зерно добра и святости, исконно русских праведных людей.
Смотрит ясно, ходит боком,
Через грудь – ремень и сумы.
Да, он тронутый. Но Богом.
А кем тронуты все мы?
В наше меркантильное время, когда люди озабочены добыванием куска хлеба, острота чувств в переживании и боли за страну, за россиян особенно необычна. Николай Зиновьев рассуждает о своём месте в жизни, о «нужности» своих стихов.
Приходят мысли, но не те, Кто я, сидящий у воды,
Которым радоваться можно. Пекущий до утра картошку,
Сияют звёзды в высоте, Когда со звёздной высоты
А на Земле темно, безбожно. Россия кажется с ладошку?
Глубже познакомившись с творчеством нашего земляка, я обратила внимание на то, что в своих стихах Николай Александрович, зачастую, косвенно или напрямую обращается к «Творцу земли нашей» - Господу Богу. Что это – порыв души, стремление к возрождению духовности, призыв к нравственности или просто дань моде? Сегодня тема «постатеизма», суть которого заключается в «показательном изменении общества и государства к религии и церкви»* стала очень популярна. Причём в период эпохи «атеизма», в коммунистическом государстве отношение к религии было «фанатично враждебно»*, результатом чего стала кавалерийская атака 20 –ых годов прошлого века на церковь и превращение «Святой Руси» в страну безбожников.
* «Современная ситуация в сфере общественного сознания», Н. А. Бердяев
-2-
Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
И вот, спустя небольшой по историческим меркам период, Российское государство вновь обратилось к либеральным ценностям, в том числе к свободе совести. Естественно, что такие ломки приоритетов и взглядов не проходят бесследно. Поэтому, готовясь к беседе с Николаем Зиновьевым, я изучила статью Л. Ембулаевой (кандидата философских наук, профессора кафедры философии Кубанского государственного аграрного университета) «Проблемы постатеизма». В данной работе автор путём социологического опроса студентов университета пытается исследовать динамику мировоззренческих трансформаций современной молодёжи, определить так называемую «сумму теологии»* в молодёжной среде. Целью опроса Л. Ембулаева считает:
- рассмотрение явлений правового и морально – этического характера, которые проявляются в индивидуальной сфере и в поле, так называемой «нетрадиционной» религиозности среди молодёжи;
- выявление приоритетных жизненных и философско-эстетических установок, взглядов на соотношение роли веры и знания, веры и нравственности, церкви и государства, школы и церкви.
Я решила отобрать 5 наиболее интересных и значимых вопроса, на которые давали ответы студенты, провести аналогичный социологический опрос среди своих сверстников –учащихся старших классов, узнать отношение к данной проблеме Николая Зиновьева и постараться самостоятельно ответить на данные вопросы цитатами из поэзии Кореновского поэта.
*Проблемы постатеизма / по материалам социологического опроса/, Л. Ембулаева
-3-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (исследование)
В самом начале нашей беседы с Николаем Зиновьевым я задала ему свой вопрос: «Николай Александрович, вы верующий человек»?
- скорее всего верящий. Верящий, что все, что происходит сегодня, в том числе и возвращение к Православию – это стремление народа измениться в лучшую сторону, сохранить национальную культуру, научиться ценить и уважать духовное наследие и традиции людей, живущих рядом и принадлежащих к разным вероисповеданиям.
1.Вопрос.
Как вы оцениваете современную политику государства по отношению к религии и церкви?
Результаты социологического опроса:
- одобрительно – 73 %;
- «современная церковь – хороший способ зарабатывать деньги», «в церкви много лицемерия» - 13 %;
- «религиозность – влияние моды», «фарс» - 12 %;
- не одобряют политику государства по отношению к религии и церкви – 11, 3 %
Мнение поэта.
К сожалению, в моём понимании, это только «политика» в чистом виде и ничего более. Но не теряю надежду, что государство действительно пытается повернуться навстречу богатому культурному и духовному наследию наших предков. И постройка новых храмов, восстановление культурных памятников старины – это не веяние моды, а попытка найти новые механизмы самоорганизации общества, чтобы защититься от различных угроз, от терроризма, религиозного экстремизма, проявления национализма.
Подбор стихотворений.
Необычная эпоха.
Необычная эпоха, Несуразные года!
У любого спросишь: «В Бога веришь?» Сразу скажет «да».
Отчего ж воров, как грязи ? Да и шлюх – невпроворот.
Он таким быть должен разве, Православный мой народ?
-4-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
Мы старый храм восстановили. И в небе ангелы кричали,
И двор очистили от хлама. Что солнце сплющивалось в дыню,
А в небесах к плечам Марии Но мы, но мы не замечали
Христос припал: «Мне страшно, мама!»… Нас обуявшую гордыню…
2 Вопрос. В чём вы видите причины современной религиозности?
Результаты социологического опроса:
- «вера способствует сохранению национальных обычаев и традиций – 29 %;
- «религия – это наша культура» - 24 %;
- «отсутствие веры в светские идеалы» - 16 %;
- религиозность – это «врождённое чувство человека» - 14 %;
- затруднились с ответом – 8 %;
Один респондент дописал: «В Бога надо верить».
Мнение поэта.
Если эта попытка осуществляется со стороны государства, то, возможно, привести сформировавшееся поколение неверующих людей, если не враждебно относящихся к религии, то глубоко к ней равнодушных, к переосмыслению моральных и духовных ценностей. Но это только моё мнение, возможно, оно субъективно.
Подбор стихотворений.
И в ней метель мела, Душа моя от зла,
Как колокол из дерева, Но сила, сила крестная
Никчёмной жизнь была. Навек её спасла…
3. Вопрос. Известны ли вам случаи, когда люди скрывали свою религиозность или атеистические убеждения?
Результаты социологического опроса:
- Не сталкивались с такими фактами – 44 %;
- Известны такие случаи – 3 %
- Затруднились ответить – 11 %
Любопытны дополнительные суждения опрошенных учащихся по этому вопросу:
- «это вызвано страхом» - 7 %;
- обусловлено стыдливостью – 3 %;
- «отношение государства к неверующим и религии заставляет камуфлировать свои убеждения» - 21 %;
- «на Кубани чаще всего скрывают свои религиозные убеждения мусульмане и иудеи» - 13 %;
- «верующие не умеют отстаивать свои убеждения, только баптисты не скрывают их – 5 %; -5-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
Из общего массива 45 % ответов свидетельствуют об отсутствии какого – либо мнения о том, какую религию исповедуют люди, боящиеся выявлять своё мировоззрение. Обычно опасаются общественного мнения представители всех религий, кроме Православия.
Мнение поэта.
Об этом я знаю не понаслышке. Моя мама Лидия Александровна, учитель по образованию, долгие годы скрывала своё отношение к Православию. И только сейчас она имеет возможность посещать храм, ставить свечи за души усопших родственников и молиться за здравие ныне живущих. А вот моя бабушка была человеком глубоко религиозным и верующим.
Подборка стихотворений.
Осталась от бабушки прялка Никто мне «Мыкола» не скажет,
И светлая скорбь на душе. Но в снах моих полных тоски
О, Господи, как же мне жалко, Я вижу: в раю она. Вяжет
Что нет её с нами уже. Христу шерстяные носки.
4 Вопрос Ваше отношение к свободомыслию и атеизму.
Результаты социологического опроса:
- «атеизм не умер» - 59 %;
- «затрудняюсь ответить» - 19 %;
- считают «веру и неверие» личным делом каждого – 10 %;
Мнение поэта.
В своё время нас тоже считали «потерянным поколением». Мировоззрение же современной молодёжи – это яркое отражение черт нынешнего, как вы выразились, «постатеистического» времени. Следствием этого времени можно считать – отречение от православной веры более половины молодёжи и увлечение определённой части неомистическими культами, которые молодые люди воспринимают как откровение, как истину в последней инстанции. Но не надо забывать о «ссудном дне» - дне, когда нам придётся отвечать за свои поступки перед Господом Богом. А что этот день настанет – я верю.
Подборка стихотворений.
-6-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
Потерянное поколение.
Вполне понятное явленье: А в рай? Не место нам в раю.
«Портвейн» мы пили, а не квас, И Он нас, отряхнув от пыли,
И вот опять с недоуменьем Засунул в пазуху свою.
Глядит Христос: куда деть нас? … А по земле пошло волненье:
В аду мы вроде бы как были, Куда пропало поколенье?
5 Вопрос.Что же религия даёт людям?
Результаты социологического опроса:
- утешает и спасает - 41 %;
- помогает воспитанию – 34 %;
- спасает душу – 12 %;
- приносит вред или не даёт ничего – 3 %.
Ответы же на вопрос об основаниях нравственности людей оказались неожиданными:
почти 65 % учащихся не связывают нравственность с верой или неверием.
Болшая часть опрошенных учащихся считает, что нравственен тот, кто честен перед собой и обществом, кто думает не только о себе, но и о других.
Мнение поэта. Сложно дать однозначный ответ на данный вопрос. Православная вера у многих людей, особенно у молодого поколения, часто связывается с ожиданием и надеждой на поддержку в трудную минуту. Это тоже имеет своё объяснение: молодёжи недостаёт уверенности в будущем. У неё слабо развита способность к самосовершенствованию. Поэтому очевидно, что, стремясь к душевному покою и согласию с собой, молодёжь ищет стихийно и спонтанно. Сразу на ум приходит стихотворение В. Маяковского, только немного в другой интерпретации: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: религия - это хорошо, или очень плохо?». Вопрос – то хорош, плохо только, что отцы на него внятно ответить не могут и потому разговоров на эту тему избегают. Мало обсуждается этот вопрос и в обществе, поэтому, и идеология уходит на уровень бессознательного, отчего молодёжь и не может толком сама в этом разобраться.
На смену тьме приходит утро, Ума пока не достаёт. И солнце красное встаёт. От этого в душе такая кутерьма!..
Понять, что мир устроен мудро, Пока или уже не достаёт ума?..
-7-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (выводы)
Работая над данной темой, я постаралась провести аналогию между взглядами на отношение к Православию молодого поколения и людей так называемого «среднего возраста», к которому можно отнести Николая Александровича Зиновьева.
Как показывает социологический опрос, современная молодёжь в лице моих сверстников в данный момент находится на перекрёстке разных культур. Взаимодействие этих культур, с одной стороны, явление столь же старое, как сам мир. Но, с другой стороны, культура есть способ, которым определённая группа людей справляется с трудностями мира и придаёт смысл свой жизни. И если эта группа обречена в силу обстоятельств взаимодействовать с другой группой, то это взаимодействие должно протекать в духе сотрудничества, а значит что – то должно произойти и с мировосприятием и ценностями каждой из этих групп. И этот постулат нам, молодым, придётся ещё долго и поступательно изучать.
Что же касается Николая Зиновьева, то из беседы с ним я поняла, что он Православный человек и, конечно же, в своих суждениях исходит из моральных основ свой религии. Жизненная мудрость позволяет ему контролировать самого себя, вести свою, не похожую ни на чью линию в поэтическом творчестве. А его вера как основа мировоззрения, безусловно, формирует авторское отношение к происходящему вокруг. Поэтому и стихи поэта – это не только духовная биография его самого, но и правдивая история России конца прошлого века, переданная через мысли, поступки и чувства простых людей, среди которых вырос и он сам.
-8-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
Николай Александрович твёрдо убеждён, что главное богатство России – духовность. «Самый надёжный бастион нашей Родины – Душа человеческая, очищенная от меркантилизма, от стяжательства, от пустого потребительства», - считает поэт. И действительно, что может быть страшнее «ожирения души»? Николай Зиновьев не ставит перед собой грандиозной политической задачи «глаголом жечь сердца политиков», тем более современных. Его задача скромнее, но масштабнее: «разбудить в человеке человеческое, заставит каждого встать рядышком с собой и посмотреть на себя со стороны критически, спросить себя: «А всё ли чисто в душе моей?»*
Вот сменила эпоху эпоха,
Что же в этом печальней всего?
Нынче тайно мы верили в Бога,
Нынче тайно не верим в Него.
Поэтому, если говорить о приоритетах и моральных ценностях Кореновского поэта, то можно сказать так: ЖИТЬ ПО ПРАВДЕ – жизненное кредо Николая Зиновьева. Ведь слово ПРАВДА – исконно русское, включающее в себя несколько понятий: и истину, и справедливость, и милосердие, и нравственность, и человечность, и наконец, ответственность перед Богом, а значит – перед людьми.
* «Поэт правды», О. Т. Паламчук
-9-
«Жить по правде – жизненное кредо кореновского поэта Николая Зиновьева».
Автор: Суворова Татьяна Александровна
Россия, Краснодарский край МО Кореновский район
МОУ СОШ № 19, 9-а класс.
Научный руководитель: Морозова Ольга Юлиевна,
учитель кубановедения МОУ СОШ № 19
ЛИТЕРАТУРА
-10-
Огонь фламенко
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Притча о гвоздях
Барсучья кладовая. Александр Барков
Девятая загадочная планета Солнечной системы