Основополагающий вопрос исследования: Как нам живется в мире звуков?
Гипотеза: «Музыка способна влиять на окружающий мир. Озвученная вода меняет свою структуру и способна повлиять на живые организмы».
Цель работы: выяснить, может ли, озвученная музыкой вода, влиять на рост растений.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_muzyki.ppt | 484.5 КБ |
volshebnyy_mir_muzyki.doc | 317 КБ |
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей
Наименование секции: «Ботаника и экология растений»
Исследовательская работа
Тема: «Волшебный мир музыки»
Автор работы:
Алексеенко Марина Сергеевна,
ученица 10 класса, МОУ СОШ №1
ст.Ольгинской, Аксайского р-на,
Ростовской области
Руководитель:
Сущенкова Ирина Александровна,
учитель биологии МОУ СОШ №1
ст.Ольгинской
Г. Ростов-на-Дону
2010 год
Содержание
и развитие растений…………………………………………………………14
4.1. Опыт с Плектрантусом…………………………………………..15
4.2. Опыт с Сеткреазией……………………………………………...18
4.3. Опыт с декоративной фасолью………………………………….21
5. Заключение…………………………………………………………………..23
6. Выводы и рекомендации…………………………………………………….24
7. Список литературы………………………………………………..................25
8. Приложения……………………………………………………….................26
Введение
Любая культура, да и вся наша жизнь основана на звуке. При резком звуке мы вздрагиваем, при тихом - прислушиваемся, при спокойном – засыпаем, полная тишина нас пугает. Звуки - это колебания, которые воспринимает наше ухо. Эти колебания стимулируют нервы внутреннего уха, где они переходят в электрические импульсы, а затем попадают непосредственно в мозг. Музыку мы, иногда, называем языком звуков.
Му́зыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.
Музыка... земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц.
Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого.
Давно замечено, что музыка способна влиять на настроение, с помощью музыки можно воздействовать на здоровье и состояние человека. Но музыка способна влиять не только на человека, но и весь окружающий мир. Древние философы считали все природные организмы живыми, но пребывающими на разных уровнях сознания. Самый низший - минералы, более высокий - растения, потом животные. Все сущее на Земле, по их мнению, способно думать, чувствовать, переживать.
Современные ученые, преодолевая выработанный за многие века защитный барьер скептицизма, постепенно приходят к той же мысли. По мнению одних, музыку могут воспринимать не только человек и животные, но и растений, у которых тоже имеются свои музыкальные пристрастия. И не только растения, но и вода, по мнению некоторых исследователей, меняет свои свойства и структуру под влиянием звуков. В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет мы нашли сведения на эту тему, впрочем также как и критические статьи, посвященные информационным свойствам воды, в частности «памяти воды» озвученной музыкой.
В ходе эксперимента нам предстоит ответить на основополагающий вопрос: Как нам живется в мире звуков?
Гипотеза, которую мы проверяли исследованием: «Музыка способна влиять на окружающий мир. Озвученная вода меняет свою структуру и способна повлиять на живые организмы».
Цель исследовательской работы: выяснить, может ли озвученная музыкой вода влиять на рост растений.
Задачи работы: анализируя литературные источники изучить
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, при озеленении кабинетов и фойе школы.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ при экспериментальном фенологическом наблюдении, проводимом с использованием различных музыкальных произведений.
1. Влияние музыки на рост и развитие растений
Древний Мыслитель говорил: "- слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться."
Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?
Результаты опытов в разных лабораториях мира подтвердили: растения - это сложные организмы, имеющие память и музыкальные способности, страдающие от простуд, плохого пищеварения и даже от скуки.
Еще в старых книгах и журналах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли.
В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю.
Все это – далекое прошлое, и оно кажется сказочным и фантастическим, не укладывается в сознании людей, привыкших к тому, что в развитии растений есть определенные фазы и стадии, зависящие только от погодных условий, от светового и температурного режимов, условий полива и питания.
Но что заставляет нас внимательно отнестись к фактам влияния музыки на растения? Это существование подтверждений и доказательств, полученных уже не так давно в опытах, проведенных в строго контролируемых условиях с соблюдением научных требований.
Опыты, проведенные учеными
I. Опыты Т.Ц. Сингха
Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Вместе со своими учениками и сотрудниками школы ботаники при университете он многие годы исследовал влияние музыки на растения.
Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древних индийских сказаниях, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у опытных растений число устьиц на листьях было больше, эпидермис листьев толще, клетки палисадной паренхимы длиннее и шире, чем у контрольных растений, не получавших музыки, но росших в аналогичных условиях.
Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше, и у них активнее шли процессы обмена веществ (на 75%). Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии, белые лилии, космейя - и сельскохозяйственные культуры: лук, редис, батат, тапиока, кунжут. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели, гармони или вины – длилось по получасу ежедневно.
Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. Несколько позже было доказано, что аналогичное действие вызывает музыка, записанная на граммофонной пластинке: декоративное растение Photos (Арасеае) в течение 30 минут ежедневно с 5 до 6 часов вечера озвучивалось игрой на флейте. У озвученных растений наблюдалось положительное действие музыки – увеличивалась высота (на 25%), число листьев (на 50%), корней (на 100%) по сравнению с контрольными, росшими в тишине.
Важно то, что в работах Сингха и его сотрудников было обнаружено резкое изменение физиолого-биохимических свойств растений под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с контролем. Эксперименты с влиянием музыки и звука электрически действующего камертона на растения выявили, что у озвученных растений усиливался фотосинтез, а также ускорялся обмен веществ, и процессы синтеза (анаболизма) преобладали над распадом.
II. Опыты Джорджа Е. Смита
В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое, выращиваемых в вегетативных сосудах в 2-х одинаковых по режиму теплицах с той лишь разницей, что в одной из них непрерывно звучала музыка Джорджа Гершвина. Опыты были положительными: вновь, как и в других исследованиях, озвученные проростки у обеих культур появились раньше, их стебли были толще, прочнее и зеленее по цвету, а вес семян превышал контроль на 42% у кукурузы и 24% - у сои.
В результате исследований было установлено, что наилучшие результаты (удвоение урожая) дает озвучивание растений с частотой 5 килогерц. По мнению экспериментаторов, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Этот вывод о роли резонансного механизма хорошо подкрепляются работами шведского биофизика Х. Бурстрема (1971), разработавшего резонансно-частотный метод изучениия свойств живых растительных тканей. На основе этого метода определяется тургор клеток и тканей, проницаемость, действие гормонов, ростовые характеристики.
III. Опыты Дана Карлсона
В семидесятых годах ХХ века в знаменитую книгу рекордов Гиннеса было занесено имя фермера Дана Карлсона, вырастившего самое большое растение в мире. С помощью ежедневной игры музыкальных произведений И.С.Баха, А. Вивальди, музыки, напоминающей щебетание птиц, а также особого раствора для внекорневой подкормки (опрыскивания) он вырастил растение «страстоцвет пурпурный» длиной в 180 метров ( по словам исследователя 560 метров) при обычной его длине 54 сантиметра.
Д. Карлсон пришел к выводу, что лучшим способом поднятия урожайности растений является внекорневая подкормка их через устьица листьев, с помощью которых растения связаны с окружающей воздушной средой. Даже на бедных почвах в засушливых районах или на почвах, отличающихся сильной кислотностью (или щелочностью), растения могут хорошо произрастать при правильном проведении внекорневой подкормки. Но, в свою очередь, для этого необходимо, чтобы на листьях растений было максимальное число устьиц и они активно работали - были полностью открыты, поглощали эффективно углекислоту и аэрозоли, водяные пары из окружающего воздуха. Опыты привели Карлсона к убеждению, что активизация устьиц может быть вызвана музыкой и в особенности звуковыми частотами в пределах пяти-восьми килогерц. Для подбора музыки, удобной для использования на небольших приусадебных участках фермеров, Карлсон обратился к профессиональному музыканту М. Хольцу. Уже первые их совместные исследования показали, что индийские раки увеличивают объем поступления органических веществ при внекорневой подкормке в семь раз и способствует поглощению водных паров из воздуха даже в условиях жаркого и сухого климата. Исследователи использовали музыку из произведений знаменитого итальянского композитора Антонио Л. Вивальди "Времена года", а точнее ту его часть, которая называется "Весна", а также скрипичную сонату И.-С. Баха "Весна" и др. Кроме того, растения прослушивали пение, голоса и щебетание птиц, на которые Карлсон с самого начала интуитивно обратил внимание, и они действительно оказались самой активно воздействующей частью записей.
Кропотливый подбор музыкальных мелодий и вкрапление голосов птиц (имитация естественной среды обитания растений) привели Карлсона к успеху.
IV. Опыты П. Вайнбергера и М. Мезюреса
Канадские исследовательницы П. Вайнбергер и М. Мезюрес на основе своих опытов с озвучиванием-игрой на флейте для кукурузы, тыквы, овса - показали, что высота растений, сырой и сухой вес, число листьев увеличиваются в два раза, а число почек в три раза по сравнению с неозвученным контролем. А вот пение не вызвало отличий у растений, за исключением почек, число которых увеличивалось на 50 процентов.
А. П. Дубров (1990) анализирует ряд работ, объясняющих биохимический аспект действия музыки на растения. Известно, что обмен веществ в живом организме осуществляется с помощью специальных активных белков - субстратов (ферментов, которые действуют на соответствующие вещества), в результате чего образуются «фермент-субстратные комплексы». Скорость образования таких комплексов измеряется числом оборотов, показывающим, сколько раз в единицу времени молекула фермента соединяется с молекулой субстрата. Когда ученые сравнили число оборотов «фермент-субстратного комплекса» в некоторых биохимических реакциях, то оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков - до, ре, ми, фа, соль! А. П. Дубров цитирует биофизика С. Э. Шноля, который пишет: «...то или иное состояние клетки характеризуется определенным звуковым ансамблем, так что... биохимия роста травы характеризуется... целой симфонией звуков». «Помимо молекулярных звуков в живых клетках, состоящих из оболочек и многочисленных мембран, возникает новый механизм генерации звука - движение мембран, так что вокруг каждой клетки возникает сложное звуковое поле». Все это служит обоснованию гипотезы, согласно которой в основе биологического действия музыки на растения лежит резонансный механизм.
В связи с этим интересно отметить, что генетик профессор А. Н. Мосолов (Новосибирский государственный медицинский институт) в одной из своих работ отмечает, что "кроме химического языка... клетки способны, по-видимому, обмениваться и на более привычном для нас языке - языке звуков, правда, ультразвуковых частот". По словам профессора А. Н. Мосолова "если гипотеза акустических полей подтвердится, мы должны будем пересмотреть и наше представление об информационных взаимодействиях в живых системах". Не исключено, что звуковые колебания могут косвенным образом вызывать появление новых электрических токов и полей и через них оказывать свое влияние на биоэлектрические поля, существующие в растении. А эти низкочастотные электромагнитные поля, как показал советский биофизик Н. Я. Шлиппенбах (1980), окружают растение своеобразным ауральным полем. На нем можно было бы закончить рассказ о влиянии музыки на растения, поскольку есть четко установленные эффекты и вполне достоверные объяснения возможных механизмов действия, если бы не одно обстоятельство: но может, все-таки растения слышат?! Конечно, органов слуха в обычном понимании у них нет, а есть другие способы восприятия музыки, неизвестные до сих пор науке?
Все согласятся с тем, что интенсивность музыкального воздействия при нормальном воспроизведении записи, передающаяся в виде звуковых колебаний воздуха, физически очень мала, а в энергетическом выражении ее величина просто ничтожна: она составляет миллиардную долю энергии, необходимой для разрыва химических связей. Но в таком случае возникает вопрос: может быть, звуковые мелодии, музыка в целом имеют для растений информационное значение? Может быть, растения воспринимают музыку "осознанно", по-своему "растительно осмысливая", и затем реагируют электрофизиологически, отличая благотворные мелодичные звуки от разрушительных, диссоциирующих с их основными резонансными частотами внутренних структур?
Вопросов много и науке еще предстоит на них ответить.
2. Влияние музыки на структуру воды
Люди всегда поклонялись и поклоняются воде. О ней слагают сказки, легенды, саги. У всех народов вода считается колыбелью, источником жизни. С водой связано много примет и поверий ( Приложение 1).
Вода обладает удивительными особенностями
Свойства воды объясняют полярностью ее молекулы и способностью соединяться друг с другом образуя целые ассоциация, называемые кластерами. Кластеры - это совокупность одноименных молекул и ионов, соединенных между собой водородными связями.
Молекулы воды формируют кластеры различных форм. При определённых условиях и определённой температуре (в зимних облаках) шесть молекул воды присоединяются своими протонами атомов водорода к кольцевым электронам другой молекулы воды или атома кислорода. В результате образуется шести лучевая структура, которая с увеличением размера и усложнением формирует ажурную шестилучевую структуру – снежинку. Этот естественный процесс реализуется при строго определённых энергиях связи валентных электронов, которые зависят от энергий поглощаемых и излучаемых фотонов.
С водой проводилось много экспериментов, некоторые доказывают, что на структуру кластеров, их форму и правильность можно влиять музыкой, словом, молитвой.
Опыты Масару Эмото
Особенно наглядно изменчивость воды продемонстрировал японский исследователь Масару Эмото — выпускник университета в Иокогаме и доктор наук по проблемам альтернативной медицины в двух томах своей книги «Послания воды». Доктор Эмото провел исследования, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при температуре - 5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их встроенной в микроскоп фотокамерой. Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее замораживал, фотографировал и сравнивал изменения.
По мнению исследователей, молекулярную структуру воды меняют вибрации человеческой энергии, мыслей слов, идей и звуков.
Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики (Рис 1, 2)
Рис. 1 Кристаллы, замороженные после прослушивания "Пасторали" Бетховена.
Рис. 2 Кристаллы, замороженные после прослушивания «Лебединого озера» П.И.Чайковского
Менее эффектные, но тоже гармоничные дает народная музыка.
И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла» (Рис. 3) .
Рис. 3
В процессе исследования невозможно было отыскать двух одинаковых кристаллов, как и синтезировать дважды одну и ту же форму. Однако, исследователи заметили, что при одинаковых условиях все формы кристаллов в своей кристаллической решетке проявляют похожую тенденцию кристаллизации. По этой тенденцией кристаллы и могут быть классифицированы.
Наиболее интригующий аспект этих фотографий состоит в том, что они показывают то, как вода реагирует на некоторые качественные факторы окружающей среды и трансформируется в соответствии с ними в различные формы кристаллов. Открытием стало то, что форма кристаллов одного и того же самого образца воды зависит от многих факторов, в частности таких как - материал сосуда, звук, свет, музыка и даже человеческие мысли и эмоции.
Опыты отечественных ученых
С идеей структурированной воды тесно связана концепция «памяти воды». Это понятие (базовое для теоретических основ гомеопатии), согласно которому вода на молекулярном уровне обладает «памятью» о веществе, некогда в ней растворенном и сохраняет свойства раствора первоначальной концентрации после того, как в нём не остаётся ни одной молекулы ингредиента.
Наши отечественные ученые проводили исследования со святой водой. Оказалось, что она и в самом деле долго не портится и ею можно исцелять различные заболевания, самые тяжелые — с помощью святой «трехзвонной» воды. Ее берут в трех разных храмах, отстоящих друг от друга настолько, что бы колокольный звон одной церкви не был слышен в другой, а потом воду сливают вместе. Такая вода обладает удивительной восстановительной программой. И при ее исследовании были получены сенсационные результаты.
В лаборатории доктора технических наук профессора Алтайского государственного технического университета Павла Госькова поставили интересный эксперимент. Святую воду доливали в сосуды разной емкости, наполненные обычной водопроводной водой. И хотя соотношение было 10 граммов святой воды и 60 литров водопроводной, следующий анализ показал, что простая вода целиком превращалась в святую — по своей структуре и биологическим свойствам. Значит, объяснима и гомеопатия.
Вопрос о «памяти воды» спорный. Некоторые считают, что вода действительно запоминает все события и эмоции. С.В. Зенин защитил диссертацию, посвященную памяти воды. До сих пор считалось, что вода не может образовывать долгоживущих структур. Однако его расчеты показали, что вода представляет собой иерархию правильных объемных структур, в основе которых лежит кристаллоподобный "квант воды", состоящий из 57 ее молекул. Эта структура энергетически выгодна и разрушается с освобождением свободных молекул воды лишь при высоких концентрациях спиртов и подобных им растворителей. "Кванты воды" могут взаимодействовать друг с другом за счет свободных водородных связей, что приводит к появлению структур второго порядка в виде шестигранников. Они состоят из 912 молекул воды, которые практически не способны к взаимодействию за счет образования водородных связей.
Другие же считают, вода может воспринимать слова только как акустические колебания – т.е., если очень громко кричать, то можно даже вызвать круги на воде. При этом не имеет значения, что именно вы кричите и на каком языке.
Именно поэтому, опыты Масару Эмото некоторые считают спекуляцией на доверии людей, которым хочется быть обманутыми. И все его опыты – реклама высокоприбыльной корпорации «Hado», организовавшей продажу «заряженной воды» и извлекающей доход непосредственно из сентиментальности и доверчивости покупателей.
3. Исследования влияние «озвученной воды» на рост и развитие растений.
В литературе мы нашли упоминание об опытах Советского ученого-лесоведа А. Ф. Лисенкова (Сибирский технологический институт, Красноярск) еще в 1966 году сообщившего о своих исследованиях по предпосевной обработке семян лиственницы и клена озвученной водой, звуком и ультразвуком. Такая обработка повышала всхожесть семян, их морозостойкость, активность ферментов и улучшала рост сеянцев в полтора-два раза.
Мы тоже решили провести эксперимент, позволяющий наглядно проверить гипотезу: «Озвученная вода влияет на рост растений».
В качестве исследуемого материала мы выбрали генетически-однородные материалы комнатных растений Плектрантуса (мольное дерево) и Сенкреазии, полученные путем вегетативного размножения и семена декоративной фасоли, также принадлежащие одному растению.
Опыт проводился в стенах школы, в пустующем кабинете. Растения размещались на окне, выходящем на юго-запад, в равноценных условиях: освещенности, температуры, влажности. Отличие состояло только в поливе: растения поливали отстоянной водопроводной водой, которая до этого помещалась между двумя колонками и озвучивалась в течении 45 минут произведениями классической музыки (1), тяжелым роком (2) и контрольный образец – простая водопроводная вода (3). Вода набиралась в один день в пластиковые бутылки. Полив, после высаживания растений в грунт производился два раза в неделю (по мере высыхания земляного кома) – по вторникам и пятницам.
В качестве образцов классической музыки были выбраны следующие произведения:
Для исполнения в стиле рок мы подобрали композиции бразильской метал-группы Sepultúra – «Biotch is Godzilla», «Necromancer», «Activist». Название группы в переводе с португальского значит «могила». Она является исполнителем трэш-метала. В целом трэш характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большой жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур и агрессией, вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло. Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой.
Опишем наблюдения
Начало эксперимента – 1 декабря.
С материнского растения (рис 1) срезали 6 черенков содержащих по 4 пары листьев.
Рис.1 «Материнское» растение Плектрантуса
Размеры черенков приблизительно одинаковые: длина – 3,3 – 3,8 см, длина нижних листьев – приблизительно 2 см.
Срезанные черенки поместили в пластиковые стаканчики с водой «озвученной» классической музыкой (образцы 1), рок-музыкой (образцы 2) и контрольные образцы (3) поместили в чистую «неозвученную» воду (на каждый вариант по 2 экземпляра). Воду в стаканчиках меняли 2 раза в неделю, предварительно озвучивая. Корни появились через 14 дней – одновременно на образцах 1 и 2, на контрольных образцах (3) корни не выросли.
22 декабря провели посадку черенков в универсальный грунт «ЭКЗО» (Изготовитель «Селигер-Холдинг», Россия, г.Тверь), предварительно посчитав количество корней (рис 2).
Рис.2 Стеблевые черенки растения
Таблица 1
показатели | Классика | Рок | контроль | |||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Количество корней | 12 | 13 | 8 | 7 | 0 | 2 |
Таким образом, прирост корней на образцах 1 больше на 40 % чем на образцах 2. Следует отметить, что образцы 2 и 3 потеряли нижнюю пару листьев (Рис. 3).
3
1
2
Рис. 3. 22 декабря
Таблица 2
Классика | Рок | контроль | |||||
опыт | дата | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Высота побега (см) | 1.12 | 3,3 | 3,5 | 3,4 | 3,5 | 3,3 | 3,8 |
22.12 | 4,5 | 5,8 | 4,1 | 3,5 | 3,3 | 3,8 | |
11.01 | 6,5 | 8 | 5 | 4,5 | 3,5 | 4 | |
27.01 | 11 | 11,1 | 9,1 | 7,4 | 3,5 | 4 | |
9.02 | 15 | 15 | 13 | 12,1 | - | 7 | |
Прирост (см) | 11,7 | 11,5 | 9,6 | 8,6 | - | 3,2 | |
Средний прирост (см) | 11,6 | 9,1 | 3,2 одно растение пропало |
Можно сделать вывод, что прирост растений поливаемых водой «озвученной» классической музыкой превышает прирост над растениями поливаемыми водой, озвученной рок-музыкой на 22% и на 72 % по сравнению с контролем
Также наблюдение велось над появлением боковых побегов.
Первые боковые побеги появились на образцах № 1 (классика) 10.01- на 6 дней раньше по сравнению с образцами № 2 (рок) и на 15 дней по сравнению с образцами № 3 (контроль) (Рис.4)
Рис.4. 10 января
На момент завершения эксперимента (Рис.5) – 9 февраля – количество боковых побегов составило:
Таблица 3
Муз стиль | Классика | Рок | Контроль | |||
№ образца | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Колич.боковых побегов | 14 | 14 | 10 | 8 | - | 6 |
Расположение побегов | В пазухах первых 7 листьев | В пазухах 4 и 5 первых листьев | В пазухах 3 листьев |
Длина боковых побегов также различна, приведу в пример длину самого крупного, развившегося в пазухе 1 листа: 1 образцы (классика) – 6 см,
2 образцы (рок) – 0,5 см; 3 образец (контроль) – 0,5 см (рис 5).
Рис. 5. Вид растений 9 февраля
Общее количество листьев составило:
1 образцы – по 12 пар супротивно расположенных листьев (классика);
2 образцы – 8 и 10 пар супротивно расположенных листьев (рок);
3 образец – 6 пар супротивно расположенных листьев (контроль).
2. Опыт с Сеткреазией.
Начало эксперимента – 1 декабря 2009 года.
Для опыта взяли 6 примерно одинаковых черенков одного растения сеткреазии (рис. 6).
Рис.6 Исходное «материнское» растение Сеткреазии
Черенки имели по три листа. Срезанные растения поставили в озвученную воду. Корни появились через 7 дней одновременно на всех образцах. Через 22 дня растения с подросшими придаточными корнями посадили в почву, предварительно измерив длину корней (рис.7). Итоги измерений занесли в таблицу:
Таблица 4
показатель | Классика | Рок | Контроль | ||||||
1 | 2 | среднее | 1 | 2 | среднее | 1 | 2 | среднее | |
Длина корней (см) | 6 | 5 | 5,5 | 3 | 3,5 | 3,25 | 2 | 6 | 4 |
Рис. 7. 22 декабря.
Средняя длина корней в 1 образцах (классика) превысила контрольные (3) на 27 % и образцы 2 (рок) на 36%.
При посадке в почву добавили в каждый горшок еще по одному растению без корней (рис. 8)
Рис.8. Высаженные черенки 22 декабря
Наблюдая за ростом растений, измеряли длину побегов, количество листьев.
Таблица 5
Классика | Рок | контроль | |||||||||||
1 | 2 | 3 | Среднее | 1 | 2 | 3 | среднее | 1 | 2 | 3 | среднее | ||
Длина побега | 22.12 | 3 | 3,5 | 4,5 | 3,2 | 5 | 5,5 | 3 | 5 | 4 | |||
9.02 | 16,5 | 16,5 | 25,5 | 19 | 21 | 27 | 17 | 21 | 22 | ||||
прирост | 13,5 | 13 | 21 | 15,8 | 15,8 | 16 | 22,5 | 18,1 | 14 | 16 | 18 | 16 | |
Количество листьев | 8 | 11 | 12 | 10,3 | 7 | 10 | 10 | 9 | 7 | 10 | 11 | 9,3 |
Из таблицы 5 хорошо, что наибольший прирост получен у растений, поливаемых музыкой, озвученной роком, но количество листьев оказалось меньшим, при большей длине побега. Стебли у этих растений более тонкие, вытянутые (рис 9).
Рис. 9. 9 февраля
2. Опыт с декоративной фасолью.
Семена фасоли посадили в готовую смесь для выращивания комнатных растений 26.12.2009 года в три одинаковых горшка по 5 семян в каждый на глубину 3 см (Рис 10.)
Рис. 10.
Семена предварительно не замачивали. Землю поливали водой озвученной классической музыкой (1 опыт), роком (2 опыт) и чистой водопроводной водой – контроль (3). Проростки появились в одно время в 1 и 2 опыте – 3. 01. 2010, в 3 горшке семена не проросли – пропали (рис. 11).
На рисунке 11 видно, что из пяти семян в 1 и 2 образцах проросли 3, но в 1 опыте (классика) всходы дружные и более мощные.
Рис. 11. Проростки фасоли 11 января.
Через 45 суток с начала эксперимента – 9 февраля – растения фасоли выглядели следующем образом (рис 12).
Рис. 12. Растения фасоли 9 февраля.
Таблица 6
Показатели | классика | рок | ||||||
1 | 2 | 3 | среднее | 1 | 2 | 3 | среднее | |
Высота побега (см) | 64 | 73 | 92 | 76 | 66 | 72 | 44 | 60 |
Количество настоящих листьев на главном побеге | 5 | 4 | 7 | 5,3 | 4 | 5 | 3 | 4 |
длина боковых побегов | 13 | 10 | 48 | - | 3,5 | - | ||
Количество листьев на боковых побегах | 3 | 3 | 5 | - | 1 | - | ||
Общее количество листьев (включая первые листья-семядоли) | 10 | 9 | 14 | 11 | 6 | 8 | 5 | 6,3 |
Из таблицы видно, в 1 опыте по сравнению со 2, средний прирост растений больше на 21 %, количество листьев – на 55 %.
Заключение
Растения чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники. Мы убедились, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходимы не только свет, воздух, вода, их развитие также зависит от таких компонентов как звуки музыки.
Мы далеки от мысли, что растения могут "слышать", "думать", "осознавать значение", "размышлять" над вариациями скрипки с оркестром или соотносить свои "внутренние чувства" с лирически звучащей музыкой Чайковского и Вивальди. По-видимому, у растений просто иной способ восприятия музыки, нежели у других живых организмов, и восприятие музыки растениями не надо подгонять под сознание человека.
Эксперименты, проводимые биологами, несложны технически и легко воспроизводимы в домашних условиях. А результат дают везде один и тот же: растения вовсе не глухонемые. Они способны видеть, ощущать вкус, обонять, осязать и слышать. Более того, они могут общаться, страдать, помнить и анализировать.
Обычно мы не можем увидеть результаты наших молитв, мыслей и чувств. Исследования доктора Эмото впечатляющим образом демонстрируют нам материальность этих действий. А проведя самостоятельные эксперименты мы убедились, что вода может изменяться под действием музыки и влиять на рост растений. Конечно наши эксперименты лишь капля в море истины, это не полноценное исследование вопроса влияния музыки на воду, а через нее на состояние растений, тем нее менее это хороший наглядный опыт, которым дает некоторое представление о влиянии музыки на объекты живой и неживой природы. Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.
Опыты наглядно подтвердили нашу гипотезу - «Озвученная вода влияет на рост растений». Причем лучше развиваются растения, политые озвученной классической музыкой водой.
Весной мы продолжим начатые исследования, и проведем эксперименты с рассадой разных растений, тем более, что нашими опытами заинтересовались не только учащиеся, но и сотрудники школы, имеющие у себя на приусадебных участках теплицы для выращивания овощных культур.
Выводы и рекомендации:
Литература
1. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие. – М., 1999.
2. Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990.
3. Канарёв Ф.М. Тайны формирования и разрушения кластеров воды. http://kubagro.ru/science/prof.php?kanarev
4. Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного»http://turlo.narod.ru/texts/text_10_cont.html
5. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/17-03-2003/34059-water-1/
6. Мосин О.В. Открытия: Как вода хранит и передаёт информацию.
http://www.inauka.ru/blogs/article83085.html
7. Устюгов В.В. Факторы, определяющие качество жизни, или почему мы не бессмертны. Природная вода. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/010a/02020078.htm
8. Вячеслав Феникс «Живая вода» http://www.jera.ru/voda.htm
9. Робин Локсли. Сеанс водяной магии с разоблачениями . http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000315
10. Википедии — Структурированная вода http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Кто должен измениться?
Самый главный и трудный вопрос
Четыре художника. Осень
Цветок или сорняк?
Голубая лягушка