Научно-исследовательская работа ученицы участвовала в Республиканской НПК "Первые шаги"
История развития учреждений культуры – одна из интересных страниц летописи Окинского района.
Цель – исследовать историю развития учреждений культуры в Оке. Выяснить какую роль сыграло развитие учреждений культуры в улучшении жизни окинских бурят.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с видами культурно-просветительских учреждений, которые действовали в нашем крае.
2. Узнать о людях, которые занимались вопросами просвещения в Окинском крае.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kulturno-prosvetitelskih_uchrezhdeniy_v_oke.doc | 62 КБ |
История культурно-просветительских сельских учреждений в Оке
Автор: Дамбаева Александра, 3 класс
Введение
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ — эта задача остро встала с завоеванием власти народом. Советской стране нужны были грамотные люди.
Все грамотное население привлекалось для обучения неграмотных. Надо было всю эту работу сосредоточить в специальном органе. Таким органом стала Всероссийская чрезвычайная комиссия ликбеза, утвержденная при Наркомпросе в 1920 году декретом, который подписал В. И. Ленин.
XIII съезд ВКП (б) особо рассмотрел вопрос о подъеме грамотности среди сельского населения. «Всякая политическая работа в ней (деревне) должна быть связана с работой по поднятию грамотности». — говорилось на съезде.
К 1926 году число грамотных значительно возросло. При этом грамотность среди мужчин была намного большей, чем среди женщин.
Н.К. Крупская призывала к тому, чтобы общества «Долой неграмотность!» примыкали к Советам, чтобы их работа приспосабливалась к местным условиям. С этим вопросом теснейшим образом связан вопрос о помощи самообразовательной работе культармейцев. Одна из важнейших задач на данном этапе развития нашей страны — всем овладеть методикой самообразовательной работы, учиться самим и помогать самообразовательной работе других.
На селе органом политического просвещения масс стали избы-читальни. Заведовали ими добровольцы.
История развития учреждений культуры – одна из интересных страниц летописи Окинского района.
Цель – исследовать историю развития учреждений культуры в Оке. Выяснить какую роль сыграло развитие учреждений культуры в улучшении жизни окинских бурят.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с видами культурно-просветительских учреждений, которые действовали в нашем крае.
2. Узнать о людях, которые занимались вопросами просвещения в Окинском крае.
Методы исследования: литературные.
История развития учреждений культуры прошла сложный путь от красных юрт, изб-читален, красных чумов до развернутой сети Домов культуры (районного и сельских) и библиотек. Эта история подвижнического труда многих поколений культработников, которые несли людям свет культуры и просветительства.
В 20-е годы в условиях глухой тайги и сплошной безграмотности в нашем районе возникает сеть культурно-просветительских сельских учреждений, изб-читален, красных юрт и клубов. Основной их задачей в те годы была ликвидация неграмотности и просветительская работа. Под помещения тогда использовались жилые дома. И здесь ставили небольшие пьесы, пели песни, исполняли акробатические номера, проводили политбеседы по текущим вопросам внутренней и внешней политики государства и партии.
В марте 1928 года в с. Орлик открывается красная юрта. В том же году в Оке возникли отряды культармейцев, комсомольцы начали массовый поход за повышение культурного уровня.
Развернулась культурно-массовая работа в хошуне. Ежегодно возрастали культурные силы в лице партийных, советских работников, учителей и других специалистов. Создавались избы-читальни, кружки художественной самодеятельности и даже «Дом туземцев», велись занятия по ликвидации неграмотности и приобщению к культуре. В те годы появляются и свои кадры культработников. Заведующими избами-читальнями работали в 20-е годы у нас Гомбо Цыбикович Бельгаев, будущий видный партийный и советский деятель культуры. В Бурэнголе работала избачом молодая, энергичная Сырен-Нядбад Замбалова, одна из первых комсомолок Оки. В проведении культурно-массовой работы среди населения активное участие принимают первые комсомольцы Оки – Даря Цыбикова, Биликто Никифоров, Бато Машаев, Дамба Осохеев, Бальжир Соетов, Буда Данцаранов, Данзан Биданов и многие другие.
В начале тридцатых годов в стране еще были подростки, которые оказались вне учебы. И на XVI съезде ВКП(б) встала задача по осуществлению в стране всеобуча. Съезд указал, что одной из решающих предпосылок культурной революции является введение всеобщего начального обучения. ЦИК и СНК приняли постановление «О всеобщем начальном обучении».
Всеобуч стал делом всех и каждого. Основной объем работы по всеобучу ложился на сельскую общественность. Всеобщее начальное обучение являлось боевой задачей партии. В важнейший исторический период превращения России в мощную индустриальную державу, в страну передового сельского хозяйства обойти стороной вопрос ликвидации неграмотности было невозможно. Все эти задачи следовало решать одновременно.
Рост культсети приходится на 30-е годы. В колхозных центрах Алаг-Шулун, Хужир, Шарза, Шаснур, Хара-Хужир, Балакта, Хурга, Сорок появляются клубы, избы-читальни, красные уголки, передвижные библиотеки.
По-разному строили свою работу клубы, красные юрты, избы-читальни. Активное участие принимали учителя, специалисты. В 30-е годы заведующим Бурэнгольской и Шарзинской начальными школами работал Хоборков Цырен Лопсонович и стал активным участником художественной самодеятельности, исполняя бурятские народные песни. Позже стал участником первой декады бурятской литературы и искусства в Москве в 1939 году и народным артистом России.
В октябре 1933 года впервые показали кинокартину в Орлике. По рассказам старейшего советского работника, ветерана КПСС Никифорова Биликто Балдановича, «…Кино решили демонстрировать в Красной юрте, где от силы размещалось 50 человек. В Орлике тогда в связи с увеличением населения, открытием Орликской семилетней школы крестьянской молодежи кинофильмы показывали в только что сданном в эксплуатацию здании. Народу собралось много, жители села и учащиеся из колхозов хошуна. В последний момент было принято решение провести демонстрацию фильма в актовом зале школы. Из организации принесли стулья, скамейки и вынесли ученические парты из классов в зал. Тогда кинокартину показывали только вечером, когда стемнеет. Зал был переполнен, люди стояли вдоль стен, на проходе, даже на улице с окон смотрели кино. На сцене школы - белое полотно – экран , у входной двери школы установили движок – «динамик» и там же недалеко поставили кинопроектор. Киномехаником тогда работал Хаптагаев Доржо Сыренович, окончивший курсы. Руками крутили этот движок по очереди. Кино тогда было немым, без звука. Все разговоры героев показывались на экране».
С тех пор окинские жители стали кинозрителями, приобщились к достижениям кинематографии. Организовали передвижное кинообслуживание. Из воспоминаний Шарастепанова Даши Базаровича – автора книги «Ока: годы и люди», тогда он учился в Бурэнгольской начальной школе – «… Это было в 1938 или 1939 году, холодно, зима, снег. Мы тогда жили в местности Дэбhэг, в трех километрах от школы. Это, как я сейчас помню, был мой первый выход в кино. Киномеханик Физа нам показала немой вариант кинофильма «Мы из Кронштадта». Позже к нам, учащимся этой школы, в Шулутай Тала она часто приезжала с новыми кинокартинами. С большой радостью мы встречали ее и провожали в надежде на скорую встречу. Вскоре началась война. В эти грозные годы мы смотрели кинокартины, киножурналы. С нетерпением ждали Физу. Как помнится, она среднего роста, на вид 25, не боясь трудностей, приезжала в школы, колхозные центры на санях зимой, а летом – верхом на лошади. Тогда стационарных киноустановок, помню, не было, все ленты, движок, аппаратуру ей приходилось возить с собой. До нее киномеханиками работали мужчины, но не выдерживали трудностей и уходили на другую работу…»
В эти 30-е годы прошлого века в Оке появилась радиостанция (1930г.), установлена надежная радиосвязь с Кыреном и г. Улан-Удэ. В 1936-1938 гг. появилась телефонная связь внутри района, в центрах сомонов и колхозов.
В 1938-1941 гг. в с. Орлик проведено радио, жители стали слушать радиопередачи из Улан-Удэ и Всесоюзного радио.
Осуществление всех этих мероприятий имело огромное значение для дальнейшего развития экономики и культуры в Окинском районе.
В военные годы культработники работали с удвоенной энергией, всю свою работу подчинили задачам народа, направленным на скорейшую победу над врагом. По-прежнему работали клубы, избы-читальни, красные уголки, красная юрта, смотрели кинофильмы и спектакли, поставленные силами самодеятельных артистов, читали книги и газеты, слушали беседы и лекции.
Активное участие в культпросветработе во время войны принимали и учащиеся школ района. Так, например, силами учащихся Бурэнгольской начальной школы было подготовлено много концертных программ, посвященных торжественным датам.
В с. Орлик клуб работал неплохо. В начале 30-х годов он находился в здании православной церкви, привезенной из с. Окинский караул, а с 1935 года – в главном здании Жэлгэнского дацана, тоже привезенного из Жэлгэна. В боковом помещении находилась библиотека. Молодежь села активно принимала участие в культурно-просветительской работе. Были замечательные певцы, чтецы, артисты, участвовавшие в постановках пьес. В те годы часто и охотно ставили различные пьесы. Проводились лекции, беседы и другие мероприятия.
На центральных усадьбах колхозов клубы находились в неприспособленных холодных зданиях, но, тем не менее, люди ходили в клубы, брали и читали книги из небольших библиотек.
С глубоким уважением и благодарностью мы вспоминаем сегодня тех, кто в тяжелых условиях горной Оки нес людям просвещение и культуру.
40-50-е годы, особенно послевоенное время, - это годы бурного роста учреждений культуры и оживления всей культурно-массовой работы.
В далёком 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, принимается решение Бюро Бурят-Монгольского Обкома ВКП(б) об издании газеты «Красные Саяны» в отдаленном труднодоступном Окинском районе БМАССР. Это стало огромным событием в политической жизни Окинского аймака и сыграло большую роль в культурной жизни окинцев. Первый номер газеты «Красные Саяны» вышел 13 июля 1944 года. В печать подписал Даши Сыденович Тулуев, член ВКП (б) с 1925 года.
Широко развертывается библиотечное дело. В с. Орлик в 1946 году открывается районная библиотека, чуть позже – сельские библиотеки в с. Сорок, Хужир, Монголжон. Клубы и библиотеки проводили большую работу на отдаленных фермах, гуртах и отарах. Начали свою работу агитационно-пропагандистские группы. В эту группу входили самодеятельные артисты, лекторы, позже влились торговые, медицинские работники.
После войны к нам приехал бывший офицер войска Польского - Жапов Галдан Жапович. Одаренный, талантливый человек. Его назначили заведующим отделом культуры. Коллективы художественной самодеятельности вышли на новый уровень. Стали проводиться ежегодные смотры художественной самодеятельности. Большой любовью зрителей пользовались самодеятельные артисты с. Орлик – Купенова Татьяна Андреевна, Доржиева Дыжид Чимитовна, Мунконова Дора Дагбаевна, Матвей Балданов, Жалсан Замбалов, Мария Замбалова, Рабдан Цыбиков, Зоя Галсанова, Ринчин Жамбалов, Степан Патархеев и многие другие. Участниками Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в Москве в 1955 году стали наши артисты Зоя Будаевна Галсанова, Рабдан Цыбикович Цыбиков и с большим успехом выступили в Большом театре.
Галдан Жапович Жапов организовал драматический кружок. Поставили пьесы Балдано, Шагжина. Большой успех имела постановка пьесы Цырена Шагжина «Будамшу», где главную роль исполняли Матвей Балданов, Даря Замбалова и другие. С этой постановкой исколесили весь район.
После войны, в 1946 году, в Окинский район приехала группа артистов театра Бурдрамы. В группе были известные и любимые артисты Шойжон-Нима Генинов, Цырен Хоборков, Николай Таров и др. Впервые окинские жители видели и слышали «живых» артистов.
В 60-е годы выделяются средства на строительство зданий сельских Домов культуры. В 1967 году в с. Орлик было сдано в эксплуатацию новое светлое просторное здание районного Дома культуры на 250 посадочных мест в зале, с комнатами для проведения репетиций. В эти годы построены новые здания сельских клубов в селах Сорок и Хужир. Открывается в с. Орлик детская музыкальная школа, организован народный театр (1970 г.), который был в районном Доме культуры на основе драматического кружка. Мастерство и талант артистов народного театра оценили на отлично не только зрители нашего окинского района, но и Тунки, Улан-Удэ, Закамны, Баргузинского, Селенгинского и других районов республики. Театр на гастроли выезжал в Монголию, в г. Мурэн.
К концу 70-х годов в основном уже сложилась развернутая сеть учреждений культуры, которые по сути, своим обслуживанием охватили все население района. На 1-е января 1980 года в районе действовали 1 районный Дом культуры и 4 сельских Дома культуры, 4 сельских клуба, 1 детская музыкальная школа, 4 библиотеки, 1 профсоюзная библиотека в п. Зун-Холба.
В 80-е годы прошлого века происходит дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Ведется строительство жилья для работников культуры. В 1977 году библиотеки района объединены в единую централизованную систему, что дало возможность осуществлять единое методическое руководство, укрепить штаты библиотек, создать новые специализированные отделы в районной библиотеке.
В конце 80-х годов строится новое здание Окинского краеведческого музея, а в 90-х годах он распахнул свои двери. С огромной помощью жителей Оки был создан первоначальный фонд, ставший основой нынешнего музея.
Заслуженным уважением в районе пользуются многие работники культуры. Среди них Тамара Шагжеевна Пронтеева, Ольга Жамсаевна Жамбалова, Ольга Бандыновна Балданова, Людмила Анцифировна Банеева, Зинаида Базаровна Мунконова, Валентина Алексеевна Галсанова удостоена высокого звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Она отдала много сил и энергии развитию культуры в районе, с 1983 по 2003 год бессменно руководила отделом культуры, внесла большой вклад в развитие и укрепление культурных учреждений Окинского района.
Заключение
Первая книга в Оке, первый букварь, учебник, первая библиотека, первый красный уголок, первая изба-читальня… - все это волнующие страницы нашей истории.
С глубоким уважением и благодарностью мы вспоминаем сегодня тех, кто в тяжелых условиях горной Оки нес людям просвещение, культуру.
Изменения в социальной и духовной жизни общества и сейчас требуют от работников культуры большой отдачи, настойчивости в выборе главных ориентиров в своей работе. Одним из ключевых направлений в работе учреждений культуры сегодняшнего дня стало возрождение и сохранение народной культуры.
За время «перестройки» район сохранил все учреждения культуры.
Начальник Управления культуры Литвинцева Д.Ц. в своей статье «Возрождение культуры – наша задача» отмечает, что «в сеть учреждений культуры входят 7 библиотек, 4 сельских клуба, 5 сельских домов культуры, районный культурно-досуговый центр, детская школа искусств, районный историко-краеведческий музей, централизованная бухгалтерия. На базе РКДЦ функционируют народный театр и образцовый ансамбль «Уулын сууряан» («Аха» от 20.04.2006 г.)
Трудной стала жизнь, но именно сегодня как никогда учреждения культуры ощущают свою необходимость и востребованность обществом. Ибо неизменным остается их высокое предназначение – служить людям, идеалам Добра и Духовности.
Литература
И тут появился изобретатель
Зимовье зверей
Упрямый зяблик
Заяц-хваста
Иван Васильевич меняет профессию