Цель исследования:
Найти в русских народных сказках «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди»обращения и определить их значение в тексте. Задачи исследования:научиться находить обращения в тексте; научиться характеризовать обращения по сфере их употребления; определить, какие чувства говорящего передают обращения, как они характеризуют говорящего и адресат; уметь использовать обращения в устной и письменной речи.
Вложение | Размер |
---|---|
obrashcheniya2.ppt | 2.89 МБ |
Слайд 1
Исследовательский проект по теме: Обращение в русских народных сказках Авторы: Атнишкина Ксения, Шопина Валентина- ученицы 6 «Б»класса МОУ «Средняя школа № 20» Г. Балаково Саратовской области руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С.Н.Слайд 2
Наша речь – это наше зеркало В речи отражается и отношение к окружающим людям, и уровень образованности, и уровень воспитанности, и уровень культуры.
Слайд 3
Цель исследования Найти в русских народных сказках «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк» , «Гуси-лебеди» обращения и определить их значение в тексте.
Слайд 4
Задачи исследования: научиться находить обращения в тексте; научиться характеризовать обращения по сфере их употребления; определить, какие чувства говорящего передают обращения, как они характеризуют говорящего и адресат; уметь использовать обращения в устной и письменной речи.
Слайд 5
Объект исследования: русские народные сказки (волшебные и сказки о животных): «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», теоретические и научно-популярные статьи, толковый словарь.
Слайд 6
Обращение Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Обращения бывают распространенные и нераспространенные. Главное в обращениях – это выражаемый ими тон общения, тип отношений.
Слайд 7
Фольклорная сказка Фольклорная сказка, один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. отвечает трём требованиям общефольклорных признаков; имеет свою специфическую поэтику; имеет жанровые разновидности.
Слайд 8
Исследование сказки обращения в исследуемых сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди» можно разделить на следующие группы: по лицу, которое использует их в своей речи; по адресату; по строению; по способу выражения; по типу предложений, в которые они включены; по лексическому значению; по использованию экспрессивно окрашенных слов.
Слайд 9
Герои, использующие в речи обращения Лисица Волк Иван-Царевич Царь Серый волк Дочка Дед 8 5 15 4 5 8 2
Слайд 10
Обращения По строению По способу выражения По типу предложения По эмоциональной окраске существительные По лексическому значению По использованию экспрессивно окрашенных слов распространённые нераспространённые повествовательные побудительные восклицательные вопросительные
Слайд 11
Обращения в сказке можно разделить: по строению на распространённые (17) и нераспространённые(12); используются повторы 9 раз обращения усиливаются при помощи слов, характеризующих обозначаемое лицо и выражающих отношение к нему. По способу выражения: все обращения в тексте выражены именами существительными. По типу предложений , в которые они включены: повествовательные предложения 8 вопросительные предложения 5; побудительные предложения 5).
Слайд 12
Обращения в сказке можно разделить: По эмоциональной окраске : восклицательные предложения 12. По лексическому значению можно выделить следующие группы: имена собственные (в том числе и клички животных) – 1:; имена нарицательные, называющие лицо по общественному положению -2; имена нарицательные, называющие лицо по родству – 10; имена нарицательные, называющие лицо по возрасту -; имена нарицательные, называющие лицо по полу и принадлежности к определённой категории – 17; имена нарицательные, называющие неодушевлённый предмет как живой (приём олицетворения) – 6; имена нарицательные, выражающие общепринятые формулы уважительного обращения – 4; По использованию экспрессивно окрашенных слов – 9.
Слайд 13
Позиции обращений и пунктуация при них Обращение может занимать место в начале, середине и в конце предложения. Иван-царевич , садись поскорее на меня, на серого волка! Ты , баба , пеки пироги, а я поеду за рыбой Здравствуй, девица ! Зачем на глаза явилась?
Слайд 14
Обращение как средство характеристики героя Мы встречаем добрые, мягкие, человечные обращения: Дети мои любезные!; Добрый молодец!; Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу; Речка, матушка, спрячь меня! Есть здесь обращения и другие - мужик, старуха, баба.
Слайд 15
Обращение как средство характеристики героя Проследим, как изменяется через обращения характеристика героини, дочки, на примере сказке «Гуси-лебеди». В начале пути она к ним обращается заносчиво: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего лесного яблочка - скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала… Уже в конце пути мы слышим от девочки: «Речка, матушка»; « Яблоня, матушка»; « Печка, матушка».
Слайд 16
Обращения к яблоне Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего лесного яблочка - скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала
Слайд 17
Обращения девочки к яблони, печке, речке: Диалог с испытателем очень сокращенный. Заносчивый ответ в начале пути равен отрицательной реакции героя. Девочка не выдерживает испытание три раза и не происходит награждения. В конце пути обращение уже подчеркивает положительную реакцию героини на все те же испытания.
Слайд 18
Заключение Фольклорные сказки несут свет добра и справедливости. В речи героев присутствуют обращения, которые выражают отношение к тому, к кому обращается тот или иной герой сказки, а также характеризуют и самого говорящего.
Слайд 19
Актуальность работы: В сказочных обращениях - мечта о красивых и добрых отношениях между людьми. Для нас – это важный урок, особенно сегодня, когда мы всё чаще нарушаем правила общения, позволяя себе обращаться без должного уважения к собеседнику, заменяя традиционные этикетные формы обращения просторечными или жаргонными словами. Речь человека показывает уровень его образованности, уровень воспитанности.
Слайд 20
Литература и электронные источники Афанасьев А. Сборник «Русские народные сказки» М., Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1989. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II . Синтаксис. Учебн. для студентов. Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 1973. – 360 с. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976. – 148 с. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Афанасьев Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Автор-составитель К.Королёв). – М.: Изд-во Эксмо, СПб, 2003. – 528 с., илл. Электронные источники: 1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/26.php 2.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SKAZKA.html?page=0,3 3. http://bookz.ru/authors/propp-vladimir/skazki/page-41-skazki.html 4. http://book-read.ru/libbook_108046.html
Рисуем лошадь акварелью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как нарисовать черёмуху
Эта весёлая планета
Рисуем кактусы акварелью