С 1997 года на территории Трехостровского сельского поселения проводятся планомерные археологические работы по изучению культового сооружения "Трехостровское Огневище-святилище", находящегося практически в центре малой излучины Дона. В работе описывается Храм огня - святилище огнепоклонников бронзового века. Кроме этого даны маршрутные ориентиры и отзывы.
Вложение | Размер |
---|---|
trehostrovskoe_svyatilishche..docx | 378.63 КБ |
Фамилия, имя, отчество автора работы: Карманов Владимир Александрович
Учитель-консультант: Ерохина Любовь Александровна
Название работы: « Трехостровское святилище»
Территориальная принадлежность: Иловлинский район
Наименование организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Трехостровская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Номер контактного телефона: 89047551897
Адрес электронной почты: erohinasilaeva@mail.ru
2. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Трехостровское Огневище – храм Огня – святилище огнепоклонников бронзового века.
Трехостровское Огневище (вид с космоса)
С 1997 года на территории Трехостровского сельского поселения проводятся планомерные археологические работы по изучению культового сооружения «Трехостровское», получившего свое название по близлежащему населенному пункту. Огневище-святилище находится практически в центре малой излучины Дона.
Это уникальный исторический памятник, не имеющий аналогов среди известных археологических объектов на юге России. Древнее святилище, располагающееся на плато «Венцы», в семи километрах к северу от станицы Трехостровской Иловлинского района, привлекает к себе огромное количество ученых и туристов со всех уголков страны.
3. СОДЕРЖАНИЕ.
Внешне это искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м, окруженный мощным рвом шириной до 30 м, а современная его глубина – 2 м. Таким образом, диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200 м.
Детальные исследования этого сооружения, проводившееся с 1997 по 2003 г. экспедицией Волгоградского государственного университета (Скрипкин А. С., Дьяченко А. Н. и др.) совместно с Институтом физико – химических и биологических проблем почвоведения РАН, подтвердили предположения о его культовом назначении. В результате комплексных археологическими исследований ученые высказали ряд предположений по особенностям памятника, о времени его возведения и продолжительности функционирования.
Строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. Первоначально на площади диаметром около 100 м был срезан гумусный слой, который аккуратно переместили на периферию и уложили на ненарушенную дневную поверхность в виде кольца шириной до 15 м, за этим кольцом начал сооружаться ров. Из верхнего слоя – светло – коричневого суглинка, вынимаемого из рва были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специального очага. Большая же часть грунта, первоначально вынутая из рва, была выложена по наружному краю.
Следующий этап связан с возведением очага. Материалом для этого служили выше упомянутые блоки, изготовлявшиеся в простых формах, сделанные из прутьев, отпечатки которых сохранились на поверхности блоков. Своеобразная печь представляла собой круглую конструкцию диаметром до 40 м. высоту ее определить трудно, она могла равняться нескольким метрам. Дно и внутренние стены печи предположительно были выложены сепеолитом (минерал класса силикатов, обладающий, как асбест, термоизолирующими качествами), выходы которого имеются в обнажениях близлежащих оврагов. Пространство между внешней стороной стены печи и кольцом, выложенным из гумуса, было заполнено жидкой глиной, а сверху устроен настил из радиально расположенных по отношению к печи стволов деревьев. Печь была заполнена древесиной, доставленной из поймы Дона, и сверху закрыта крупными обломками известняка. После всех этих операций дрова были подожжены. Для поддержания процесса горения в стенке печи, вероятно, были сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи, по данным химических анализов шлаков, могла достигать 1100 – 13000С. Как долго функционировала печь, сказать трудно. В 2002 г. при раскопках рва с восточной стороны было выявлено три уровня погребенных почв, свидетельствующих что процессы горения могли охватывать десятки, а возможно, и сотню лет. Но в какой – то период времени печь была развалена. После чего весь этот развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом, вынутым ранее изо рва. Образовавшейся насыпи была придана определенная форма. Ото рва она круто поднималась вверх, затем шла практически горизонтально дневной поверхности, а в центральной части имела куполообразное возвышение. Затем, после придания сооружению такой формы, вся его поверхность была покрыта щебенкой из известняка. Таким образом, все сооружение внутри рва приобрело белый цвет чистоты и гармонии.
Сложность установления времени возведения исследуемого памятника и соотнесения его с определенной археологической культурой заключалась в том, что в прессе раскопок не были обнаружены предметы, характеризующие эпоху.
Отобранные образцы древесного угля для радиоуглеродного датирования были отправлены в лабораторию Института географии РАН; Бета – аналитическую лабораторию университета Аризоны (США); лабораторию радиокарбонатного датирования штат Пенсильвания (США); Потсдам (Германия) и другие. Были получены следующие результаты: три даты пришлись на поздний бронзовый век в пределах XV – XII вв. до н.э. (лаборатории Института географии РАН и университеты США), в других лабораториях были получены даты скифского времени (VII – IV вв. до н. э.).
Почвоведческие исследования так же подтвердили более раннюю дату возведения сооружения у станицы Трехостровской, поскольку характеристики погребенной под ним почвы более соответствуют почвам окрестных курганов, достаточно убедительно датирующимся поздним бронзовым веком.
Образцы, отобранные в Огневище
Принятая дата возведения памятника – поздний бронзовый век и отнесенного к времени существования в волго – донских степях срубной культуры позволяет допустить, что оно соответствовало тем мировоззренческим понятиям, которые сложились в среде древних народов индоиранской языковой общности. Храм, или святилище, у этих народов воспринимался как центр Космоса и отождествлялся с
местом входа в три царства: небо, землю и преисподнюю. Неизвестная земля отождествлялась ариями с «Хаосом». Возведение алтаря являлось актом преобразования «Хаоса» в «Космос» - упорядоченную реальность.
Огонь служил видимым проявлением высшего божества в зороастрийском учении, его «телом». Последователей зороастризма называли огнепоклонниками.
Сооружение святилища содержит идею, по которой священной огонь не может гореть на естественной поверхности земли, между огнем и землей должен быть алтарь. Возведение насыпи и придание ей белого цвета символизировало завершение борьбы добра со злом, погибающим в огне. Получает объяснение и круглая форма Трехостровского святилища. Круг как один из наиболее распространенных элементов древней символики чаще воплощал идею единства, законченности и высшего совершенства.
Поражает объем работ, выполненных при создании сооружения. Только на возведение насыпи требовалось переместить около 25 тыс. куб. м грунта. Кроме того, дополнительные трудовые затраты были необходимы для производства суглинистых блоков, строительства печи или «жерла», добычи и подвоза дров, воды, заготовки известнякового щебня и т.д. Поэтому не исключено, что данный монумент возводился достаточно долго, возможно, несколько лет.
Можно предположить, что возведение этого святилища, кроме отправления традиционного культа, было вызвано и другими практическими целями. Например, как акт закрепления за собой какой – либо группой населения определенной территории. Такой обычай существовал в ведийской Индии, когда считалось, что законное вступление во владение землей начинается только после возведения алтаря в честь бога Огня.
Проведенное в 2002 г. обследование округи Трехостровского сооружения позволило выявить следы нескольких поселений срубной культуры, которые являются синхронными ему по возрасту. Возможно, население этой культуры и возводило данный неординарный памятник археологии, который требует дальнейшего всестороннего изучения.
Согласно Закону Волгоградской области от 01.07.2009 года № 1908 – ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ на территории Волгоградской области» он включен в единый реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации и подлежат охране.
4. КАК ДОБРАТЬСЯ.
Если в районе станции Качалино свернуть с широкой и шумной автострады Волгоград-Москва на узкую полоску асфальта, круто убегающую влево среди полей и садов в донскую пойму, то и заметить не успеешь как промелькнет за окошком машины несколько километров и вырастет перед глазами высокая серебристая стела. На ней надпись: «Совхоз Трехостровской» Основан в 1957 году»
Отсюда начинаются владения нашего поселения. Здесь царство пойменных лугов. Еще несколько километров – и прямая, как стела дорога выносит нас на песчаный берег Дона. Асфальт обрывается у самой кромки воды… Здесь паромная переправа.
А на противоположенном правом берегу Дона открываются взору строения старинной казачьей станицы Трехостровской …
Автобусное сообщение с городом Волгоград:
отправление из Волгограда: 5ч40м, 15ч.40м
отправление из Трехостровской: 7ч.30м, 18ч30м.
Промежуточные остановки: ст.Качалино, Паньшино, Первомайский.
Далее 7 км по грунтовой дороге автомобильным транспортом.
5. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 403084 Ст.Трехостровская Иловлинский район Волгоградская область
Телефон: 89047551897
Автор работы: Карманов Владимир Александрович, 14 лет,
учащийся 8 класса МБОУ Трехостровской СОШ
Учитель-консультант: Ерохина Любовь Александровна, учитель географии и экологии МБОУ Трехостровской
СОШ
При написании работы я использовал информацию, полученную мною в ходе экскурсии на Огневище, которая была организована в экспедиции «Донские просторы» работниками ГУ ПП «Донской» и из бесед с местными жителями: Третьяковым А.А. и Орловым П.М. Кроме этого я ознакомился с газетными статьями «Тайны древних курганов» (Донской вестник. 30.10.2010г.) и «А на Дону гора священная есть…» (Волгоградская правда. 24.09.2011г.). Изучил дополнительную литературу:
1.Топоров В.Н. Мифы народов мира. М., т.1, 1980, с.35-36
2. Топоров В.Н. Мифы народов мира. М., т.2, 1980, с.18
3. Научный ежегодник «Стрежень». Изд.Волгоград, 2008, выпуск 6, с.125-129
6. ОТЗЫВЫ.
Я живу в уникальном донском крае на территории природного парка «Донской». Природа края разнообразна и уникальна в любое время года. Очень часто хожу по окрестностям станицы, много раз ездил с бабушкой в экологические экспедиции, работал в областных и районных экологических школах, с интересом слушаю рассказы местных жителей, и каждый раз я радуюсь за то, что некоторые территории нашей местности сохранились в своей первозданной красоте и не претерпели никаких изменений. Я думаю, что и наши предки восхищались степью, поражаясь ее широтой, огромным пространством и необъятностью. Поэтому –то и есть на нашей трехостровской земле более 30-ти уже обнаруженных археологических памятников, сооруженных нашими предками. А среди них – святилище огнепоклонников бронзового века. Приезжие люди потоком устремляются к древнему святилищу «подзарядиться силой» . Но чтобы это произошло, человек должен осознавать все и поверить в это. Только тогда тебя услышат боги или установится связь с космосом, или произойдет что-то не менее впечатляющее. А еще в этом месте, говорят. Нездоровится тем, кто энергетически с ним «не совпадает». Впрочем нет ничего удивительного: древний пророк Заратустра, как известно, проповедовал три основные добродетели: благие слова, благие дела и благие мысли. Мне ясно: странный круг является одним из наиболее загадочных объектов нашей местности. И ставить точку в его исследованиях пока еще недопустимо рано… Так можем ли мы в напряженной нашей деятельности забывать о природных и исторических достопримечательностях, а иногда и уничтожать их? На этот вопрос может быть только один ответ: «Нет!».
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сила слова
Дымковский петушок
Весёлая кукушка
10 осенних мастер-классов для детей