Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица тувинского народа «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать» и вот поэтому я начала свою исследовательскую работу об истории создания моего родного села Аянгаты и о ее прошлом.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela_ayangaty_barun-hemchik.doc | 55.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
История родного села Аянгаты.
Выполнила: Монгуш Надежда О.
ученицы 9 класса МОУ СОШ с. Аянгаты
Научный руководитель: Донгак Владимир Дагааевич,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ с. Аянгаты.
Аянгаты - 2011
Введение
Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица тувинского народа «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать» и вот поэтому я начала свою исследовательскую работу об истории создания моего родного села Аянгаты и о ее прошлом.
Откуда название Аянгаты ?
Значение слова Аянгаты на тувинском языке необъяснимо.
По О.Г. Молчановой (1973 стр 139) слово произошло от монгольского «аянгатуй» означает «громовая, или удар грома».
Жители объясняют: аян «горный луг, лесная поляна», каттыг «изобилующая ягодой» т.е. река с ягодными полянами» (Топонимики )
Село Аянгаты является одним из красивейших мест нашей республики. Оно находится в тридцати километрах от районного центра. Аянгаты состоит из 2-х частей- Улуг-Аянгаты (Большое Аянгаты) и Биче-Аянгаты (Малая Аянгаты).Река Большое Аянгаты правый приток Хемчика.
Цель нашей работы: изучение истории села Аянгаты
Задачи:
1. Выяснить образование сумона Аянгаты
2. Изучить история развития колхозов
3. Выяснить причины развала колхозов
4.Изучить пути развития сегодняшнего села Аянгаты.
5. Выявить известных людей-выходцев из Аянгаты.
Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.
Методы исследования: изучение архивных документов и исторических источников, интервьюирование.
Научная новизна исследования заключается в первой попытке изучить историю своего села.
Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории Тувы, специальных факультативах по краеведению.
Временные рамки исследования охватывает период с середины XVIII в по 2010 год, со временем возникновения сумона Аянгаты .
Становление сумона Аянгаты.
В 1763-1921гг. Тыва состояла из 48 сумонов, 720 арбанов, 9 кожуунов. До их покорения Цинской империей тувинцы хошунов Хемчикского и Бэйсэ принадлежали ванну Сайн-Нойоновского ханства Арадану.Затем они были поделены между его сыновьями Церибом, имевшим титул «бэйсэ» и Дамби,носившим титул гунна, и образовали два самостоятельных хошуна- Хемчикский и Бээзи.Хемчикский хошун насчитывал 10 сумонов, а Бээзи-17 сумонов.(История Тувы том I стр218) Аянгаты являлась одним из сумонов кожууна Даа. Из этого следует, что сумон Аянгаты еще существовал в XVIII веке. Через Аянгаты было очень удобно осуществлять торговые отношения с Монголией и Китаем. Монгольский лама Копчаа, проживавший на реке Малая Аянгаты, вел обширную торговлю с русскими купцами на Хемчике и являлся главным поставщиком гуртов овец и лошадей, скупаемых им у тувинцев из окрестностей Улангоме, Кобдо и Улясутая.( История Тувы томI стр278).
Сумон Аянгаты состоял из 12 арбанов, в свою очередь эти арбаны делились на родственные общины и жили по Большим и Малым Аянгаты. Занимались скотоводством, земледелием и охотой. По словам старожилов, первым правителем сумона в конце 19в. начало 20в.был избран чангы Седелбей.
На территории Аянгаты жили роды Монгушов, Ооржаков и Саая. По сей день эти три рода являются главенствующими в селе. По историческим материалам подтверждается становление сумона Аянгаты во второй половине XVIII в.
Сумон Аянгаты просуществовал до 1947г. В 1947г. Малая Аянгаты был переименован в колхоз «30 летия Октября»
Первым председателем был Алексей Кочаа. Колхоз находился в Малой Аянгаты, местечке Оргелиг-Тей. Там же были магазин и школа. Количество жилых домов насчитывалось свыше 20. Собственность колхоза – 1 машина и домашний скот, собранный народом. Сеяли пшеницу, в земледелии бригадиром был Хомушку Ламажап, бригадиром по животноводству был Сендаш. Директором школы был – Шалыыр. Школа была начальной, только 1-3 класс. Преподавателями были три учителя. Количество учащихся около 40 человек. В основном учили детей читать, писать, считать.После первого председателя колхоза назначили председателем М.Дилгижика, который был родом из Чадана.
Колхоз им. «30-летия Комсомола»
В 1948г. в Большом Аянгаты был построен колхоз им. «30-летия Комсомола» около горы «Сарыг-Бел», по указанию С.К. Токи. Сначала планировали строить колхоз на местечке «Доргун», но по мнению С.К. Токи это было тесным и не подходящим для колхоза место. Он привез строителей на своей машине к месту, где нынче стоит село Аянгаты . По сравнению с местечком Доргун , это земля более плодородная к тому же она находится около реки и просторная. «Центр сумона будет именно здесь» - с такими словами он первым на земле проколол столб и уехал в Кызыл.
С тех пор перед горой «Сарыг-Бел» началась стройка, первыми сюда были перевезены недостроенные дома и школа с местечки «Доргун» (Легенда с Токой).
В 1947-1948гг. постепенно началось строительство школы, больницы, магазина и жилых домов.
А колхоз им. «30-летия Октября», который находился в Малой Аянгаты присоединили к колхозу им. «30-летия Комсомола».
Активистами при присоединении двух колхозов: Соскур-оол Саая, Ашак-оол Ооржак, Данзын Сарыглар, Олзей Саая, Начын Куулар, братья – Самбуу, Седенбал.
Колхоз имел- 2 машины, 2 трактора, 2 фермы – коровника, 1 ферма по разведению черно-бурой лисы, который находился в местечке «Кызыл-Дуруг», 4 стада овец и еще сеяли зерновые культуры. Общее количество домов состовляло свыше 30. В первые годы колхозом управляли С.Авыда, О. Белек, К.Очур и Комбу.
Отделение совхоза « Шекпээр» «Аянгаты». (Развал колхоза)
До 1961г., в течение 14 лет колхоз становится экономически развитым и сильным, возросло количество мелкого и крупного рогатого скотов, развивались фермы и бригады по разведению скотов. Колхоз всегда перевыполнял планы по сдаче к государству молока, мяса и шерсти. В колхозе увеличивалось количество машин, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Главное внимание было направлено на земледелие и скотоводство.
И вдруг неожиданно в марте 1961г. Колхоз присоединили к совхозу «Шекпээр», а Аянгаты стал лишь одним из его отделений и со стороны руководства совхоза, отделению уделялось очень мало внимания.Количество голов скота и техническая база
колхоза стала уменьшаться. Некоторые постройки остались недостроенными. Но даже при таком положении, отделение совхоза постоянно выполнял свой план. Развитие сумона остановилось, все «топталось» на одном месте. По этому поводу жители Аянгаты на собраниях райкома не раз поднимали вопрос «Об отделении Аянгаты от совхоза Шекпээр». Управляющие колхозами этого не разрешали и в течение 30 лет Аянгаты был отделением совхоза «Шекпээр». Только в марте 1991г. Аянгаты стал отдельным совхозом, после распада СССР. В стране начался распад. В это время имущество колхоза насчитывало 100 голов КРС; 150 голов яка; табун из 100 голов лошадей; 12.000 голов МРС; 12 тракторов; 18 автомашин. Директором совхоза был Монгуш Лариса Сынааевна. И после того распада 90-х годов совхоз Аянгаты не мог развиваться дальше вся собственность - животноводческое хозяйство и техническая база ушли в частные руки.
Сегодняшнее село Аянгаты
Социальный паспорт сумона Аянгаты.
1.Численность населения – 610
2. Количество дворов – 128
3. Количество семей – 166
4. Школьники -105
5. Дошкольники -64
6. Студенты -16
7. Служащие в рядах В.С.-7/2-контракт
8. Пенсионеры -200
9. Ветераны -25
10. Безработные -152
11. Лишение свободы -8
12. Инвалиды -41
13. Дети инвалиды -5
14. Ветераны боевых действий -4
15 Обеспеченные семьи -30
16. Семьи со средним достатком -68
17. Малоимущие -42
18. Бедные -3
19. Личное подсобное хозяйство -120
20 Количество скота -1724
В настоящее время численность населения с каждым годом возрастает, строится новые дома, прибавляется личное подсобное хозяйство.
Сельское поселение Аяангаты имеет большой позитивный потенциал в связи с тем, что местность сумона Аянгаты по географическому положению и достопримечательностями является таежной зоной, где 80% составляет лес, богата природными богатствами и достопримечательностями. Поэтому Аянгаты благополучна для развития сельского туризма, заготовки древесины и сбора дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав.В сумоне Аянгаты занято в настоящее время два малых предприятия в сфере производства строительных материалов. Объем выпускаемой продукции с каждым годом увеличивается. На территории Аянгаты имеется 5 аратских хозяйств.Есть перспективы и развития сумона Аянгаты, но нужна помощь со стороны правительства. Я считаю, что благополучие и развитие села зависит не только от главы сумона, а от государственной поддержки
Заключение
Аянгаты является одним из необыкновенно красивых и исторических мест республики.
Самым знаменитым выходцем из Аянгаты является первый председатель ТНР Монгуш Буян-Бадыргы. Он родился в местечке Оваалыг, в семье арата Номчула из рода Монгушей.
Аянгаты входит в буддизме, как один из 9-ти святых мест Тувы Так как наше село очень богат лесными дикими животными, в реках есть большое разнообразие рыб и является одним из красивейших мест нашей республики, поэтому его сделали заказником Тувы.
Из анализа исследования сделали выводы, что народ Аянгаты прошла очень трудную жизнь и тяжелую судьбу, из-за того что прежние руководители вели неправильную политику. Самым обидным и не справедливым является то, что от неправильной работы чиновников страдает простой народ. В настоящее время жители села, так же как и другие, находят новые пути развития рыночной экономики, стремятся к лучшему и смотрят только вперед. Для этого в нашей местности есть все факторы – чистый воздух, леса, богатые очень редкими зверями, лечебными травами и ягодами.
Учить историю родного края всегда интересна и главное поучительна и полезна для молодого поколения.
Каждая страна, город, село и даже каждый построенный дом имеет свою историю становления.
Так что, учите историю родного края и своего народ
Использованная литература
Информаторы
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Ледяная внучка
Лиса и волк
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?