· Изучение проблемы снижения зрения у младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_o_zrenii.doc | 224.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Автор:
Чекин Денис, 4 в класс
Научный руководитель:
Чекина Елена Германовна,
учитель начальных классов,
вторая квалификационная категория
Рецензент:
Веснина Елена Викторовна,
врач офтальмолог
г. Новый Уренгой
2011 год
Содержание
Введение
Глава I
1. Строение глаза
2. Причины нарушения зрения у школьников
Глава II
1. Гигиена зрения – консультация у врача офтальмолога
2. Результаты мониторинга
Глава III
1. Зрение и рациональное питание
2. Интересные факты
Заключение
Приложение
Информационные ресурсы
Введение
Кроме знанья и уменья,
Всем необходимо зренье!
Чтобы книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Современная цивилизация облегчала значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза.
Современные исследования показывают, что более 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но, как видно из таблицы 1, очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-нибудь мере считать нормальным.
Таблица 1
Приближённый процент нормального зрения среди лиц разного возраста.
Возрастная группа | Процент лиц с недостатками зрения |
Новорождённые | 0,5 |
Учащиеся средней школы | 20 |
Студенты | 40 |
40 лет | 60 |
95 лет | 95 |
Вопрос, касающийся зрения меня очень заинтересовал, потому что в этом году я заметил, что стал немного хуже видеть и в результате – я в очках. Но из класса не я один, еще 6 моих одноклассников в этом году приобрели помощников для хорошего зрения – очки.
Целью нашей работы стало:
Задачи исследования:
- влияния фактора наследственности на плохое зрение ребенка;
- соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
- следят ли педагоги за режимом зрительных нагрузок учащихся при выполнении различных заданий на уроке;
- делают ли ребята гимнастику для глаз;
- выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения;
Методы исследования:
Результат исследования:
Глава I
1. Строение глаза
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза.
Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
Человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа.
СТРОЕНИЕ ГЛАЗА:
Глаз - волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружен -
Стенкой гладкой, белой,
Назвали ее склерой.
Впереди кружочек тонкий -
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, -
В мир чудесное оконце
В глаз проходит свет от солнца.
В центре радужки - зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло - зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет - наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой -
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Все прозрачное такое
И почти невидное.
2. Что является причиной ухудшения зрения?
У многих людей нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?
Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году американским ученым Янгом, который работал на Аляске, изучая семейства эскимосов. Эскимосы – родители были неграмотными людьми, а их дети - первым поколением, начавшим посещать школу. То, что открыл Янг обеспокоило специалистов по проблемам со зрением. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдались небольшие проблемы. С другой стороны, у более половины детей была выявлена значительная близорукость. (Близорукостью называют неспособность четко видеть отдаленные предметы.) Зрение у родителей и детей должно быть одинаковым, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством, у них были равные условия проживания, одинаковая пища. Ясно, что дети – эскимосы не унаследовали эту болезнь. Янг сделал заключение, что долгое время, проводимые детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость.
Также можно выделить еще несколько фактов:
Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался своими глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете – для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаза кончались. Конечно, первобытный человек не работал целый день с предметами, расположенными вблизи глаз, не смотрел телевизионные передачи в течение нескольких часов, не проводил время за компьютером и не читал книгу далеко за полночь.
Глава II
Нас заинтересовал вопрос:
Что такое перенапряжение и от чего оно возникает?
Чтобы ответить на этот вопрос мы отправились в МУЗ ЦГБП №2 к врачу – офтальмологу Весниной Елене Викторовне.
Елена Викторовна пояснила, что перенапряжение глаз это – чувство усталости - астенопия, когда после длительной зрительной работы, после чтения мелких текстов или после нескольких часов работы на компьютере появляется покраснение глаз, чувство усталости и тяжести век, зуд и ощущение инородных тел в глазах. Данная ситуация не является заболеванием. Глаза, как и любой другой орган человека состоят из тканей, которые имеют определенный предел усталости.
Для того, что бы понять как устают наши глаза мы провели такой эксперимент:
Если на несколько секунд поднять руку, то не испытываешь никакого неудобства. Но если держать её так на протяжении нескольких минут, то ощущаешь напряжение. Мышцы начинают сводить судороги, и чувствуется утомление, а затем и некоторая боль. Так же глазные мышцы реагируют судорожным сжатием на длительные периоды работы на близком от глаз расстоянии.
Сначала это ощущается как быстрая утомляемость глаз, обычно сопровождаемая головными болями, удвоенным изображением и снижением выработки слёзной жидкости, что вызывает сухость глаз, покраснение и часто бывает очень болезненно. Глазные мышцы постепенно привыкают к этим условиям и человек становится близоруким.
Наша основная задача – не доходить до этого предела, а решать этот вопрос с помощью простейших правил гигиены зрения и гимнастики для глаз.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
С помощью литературы и информации, полученной от Оксаны Владимировны мы выделили несколько основных правил гигиены зрения:
1. Не читать лёжа, поскольку невозможно сохранить расстояние до текста (не ближе 35 см.)
2. Не читать в транспорте, поскольку присутствуют постоянные установочные движения глаз, что сильно утомляет зрительный аппарат.
3. Не читать и не писать при плохом освещении, поскольку зрачку глаза трудно быть суженым для поддержания глубины резкости.
4. Не читать и не писать «носом», т.е. ближе 30-35 см от текста, поскольку при этом глаза сильно смещаются к носу (конвергенция), фиксируя каждую точку.
5. Длительность допустимой зрительной нагрузки без отдыха не более 45 минут, после чего 15 минут надо посидеть с закрытыми глазами или смотреть вдаль.
6. Без отрицательного влияния на зрительный аппарат человек может смотреть телевизор не более двух часов подряд, после чего необходимо на 1 час сделать перерыв. Работа на компьютере с телемонитором допустима в течение 1 часа с 15 минутным перерывом.
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
Глава III
После беседы с Еленой Викторовной, нам стало интересно, соблюдают ли ребята наших школ элементарные правила гигиены зрения? Мы с мамой составили анкету и предложили ее ребятам 3-4 классов. В анкетировании приняло участие 115 ребят из 3-4 классов двух школ нашего города. Также в анкетировании приняло участие 38 родителей, 12 педагогов школ города.
Результаты анкетирования учащихся:
ВЫВОДЫ:
Результаты анкетирования родителей:
ВЫВОДЫ:
Результаты анкетирования педагогов:
ВЫВОДЫ:
Исходя из полученных данных по всем анкетам, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
1. Зрение и рациональное питание
Так же Елена Викторовна большое внимание уделила правильному питанию, способствующему укреплению зрения.
При этом обратила внимание на обязательное присутствие в рационе овощей и фруктов:
Морковь - богатый источник бета-каротина;
Черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения,
снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные
свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов,
способствующих питанию сетчатки глаза;
Красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина,
который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо
только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается,
поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
Кукуруза, апельсины, манго и персики - богаты зеаксантином,
который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает
помутнение хрусталика;
Рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных
кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
Шиповник - признанное профилактическое средство при
дистрофии сетчатки.
Цитрусы - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций,
а также для предотвращения возрастных заболеваний.
Дополнительно можно применять фармацевтические препараты,
способствующие улучшению зрения. Полезны для глаз комплексные
поливитаминные препараты «Триовит», «Аевит», «Миртилен-форте», в
которых витамины сочетаются с микроэлементами (цинком, кальцием). В
аптечной сети есть также пищевые биодобавки и витамины с черникой -
«Фиточерника», «Черника-форте», Стрикс-кидс, Стрикс-отличник и т. д.
А также лекарственные средства:
Arnica (Арника)
Когда затрудняется зрение вдаль.
Agaricus (Агарикус)
Становится трудно читать, кажется, что буквы двигаются.
Веки подёргиваются, краснеют, зудят, в них ощущение жжения.
Alumina (Алюмина)
Быстро наступающее утомление глаз во время зрительной работы.
Argentum nitrucum (Аргэнтум нитрикум)
Глаза устают от работы на близком расстоянии.
Хуже от тепла.
Глаза болят, устают: становится лучше, когда они закрыты или на них оказывается давление.
Causticum (Каустикум)
Ощущение, что перед глазами плёнка.
Веки воспалены.
Euphrasia (Эуфразия)
Утомление глаз и обильное слезотечение от напряжённого чтения или под влиянием ветра.
2. Интересные факты
Заключение.
В заключение, хотелось бы отметить, что наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрел ряд защитных приспособлений. И все-таки он остается весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на глаз невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам.
Результаты исследования, информацию, полученную из различных источников, нам бы хотелось донести до других ребят 3-4 классов, а также их родителей. Для этого мы проведем классный час для ребят и родительское собрание по теме «Зрение – бесценный дар природы».
А для того чтобы и ваши глаза немного отдохнули, мы предлагаем вам минутную гимнастику для глаз «Солнышко»
Информационные ресурсы:
Интернет ресурсы:
Наш консультант:
Веснина Елена Викторовна, врач офтальмолог, МУЗ Ц ГБП№2
Приложение
Гимнастика для глаз
Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. По статистике люди занимающиеся йогой имеют 100%-ое зрение.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ:
* Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
* Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
* Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу— по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
* Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
* Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удаленный объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Это упражнение можно также выполнять, используя таблицу для проверки остроты зрения. Для этого возьмите в руки какой-нибудь текст. Расположите таблицу на таком расстоянии, чтобы вы могли различать только контуры букв самой верхней строки. Сфокусируйтесь на тексте перед собой, а затем переведите взгляд на таблицу. Затем снова переведите взгляд на текст. Повторите упражнение несколько раз. При ежедневной трени ровке вы сможете видеть сначала вторую, затем третью строчку и т.д.
Упражнения разработаны сотрудниками МНИ И глазных болезней им. Гельмгольца на основе монографии: Аветисов Э.С., «Близору кость». Изд. «Медицина». 1999.
Результаты анкетирования учащихся
Хорошее ли у тебя зрение? | Носишь ли ты очки? да; 6 нет; 94 |
Носят ли очки родители? да; 25 нет; 75 | Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания? |
Сколько времени ты проводишь за компьютером? | Есть ли на рабочем столе у тебя дома настольная лампа? да; 70 нет; 30 |
Делаешь ли ты ежедневно гимнастику для глаз? | Кто такой офтальмолог? |
Результаты анкетирования родителей:
Хорошее ли зрение у вашего ребенка? да; 68 нет; 32 | Носит ли он (она) очки? да; 7 нет; 93 |
Носите ли очки Вы? да; 25 нет; 75 | Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашнего задания? 19 19 43 19 3 30-50 1 час 2 часа 3 часа 4 часа |
Делает ли перерывы при выполнений заданий? да; 54 нет; 35 иногда; 11 | Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером? 14 39 21 18 8 0 1 час 2 часа 3 часа 4 часа |
Достаточно ли хорошо освещено рабочее место вашего ребенка? да; 93 нет; 7 | Делает ли ты ваш ребенок ежедневно гимнастику для глаз? да; 7 нет; 93 |
Результаты анкетирования педагогов:
Учитываете ли Вы рекомендации офтальмолога при рассадке детей в классе? да; 100 нет; 0 | Чередуете ли Вы виды заданий (устно, письменно) при работе на уроке с учащимися? да; 100 нет; 0 |
Следите ли за осанкой учащихся на уроке? да; 100 нет; 0 | Делаете ли физ. минутки на уроке? да; 100 нет; 0 |
Делаете ли физ. минутки для глаз на уроке? да; 50 нет; 50 | Хорошее ли освещение в классе? да; 75 не очень; 25 |
Сколько времени в день в среднем должен тратить учащийся Вашего класса на выполнение домашнего задания? 1-1,5час; 100 ; |
Госпожа Метелица
Юрий Алексеевич Гагарин
Усатый нянь
Груз обид
Прекрасная арфа