Данная работа получила 2 место в конкурсе научно-исследовательских проектов школьников "Эврика, ЮНИОР" Малой академиии наук учащихся Кубани в 2010 - 2011 учебном году
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_zavtrak.doc | 125 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гулькевичи.
Научно- исследовательский проект
Так ли важен завтрак?
Выполнил
Приходько Владимир Сергеевич
ученик 3 «Б» класса,
Научный руководитель:
Глазкова Т. В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
г. Гулькевичи, 2010
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г.Гулькевичи, МАОУ СОШ № 3, 3 «Б» класс.
Содержание.
1. Введение _______________________________________ стр. 3
6. Приложение ___________________________________ стр.12-16
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.
1. Введение.
Я, Приходько Владимир, учусь в третьем классе во вторую смену. Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак и часов в 9 мама или папа звонят домой и задают постоянный вопрос, позавтракал ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему??? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решил провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.
Цель, которую я перед собой поставил в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;
- завтракают ли дома ученики нашего класса;
- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;
Гипотеза исследования:
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- собеседование.
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.
2. Вступление.
Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснил, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация". (Смотри приложение)
Здоровье российских школьников.
В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей.
Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней:
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;
из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.
Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.
Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.
Витамин В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень нужен в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.
2. Каким должен быть завтрак?
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период весеннего авитаминоза нужно употреблять цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешню, клубнику.
Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. (Смотри приложение)
В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнал, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.
Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников
Продукты | Возраст школьника | |
7 – 10 лет | 11 – 13 лет | |
Хлеб пшеничный | 150 гр | 200 гр |
Хлеб ржаной | 70 гр | 100 гр |
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 гр | 50 гр |
Картофель | 200 гр | 250 гр |
Овощи разные | 275 гр | 300 гр |
Фрукты свежие | 150 – 300 гр | 150 – 300 гр |
Сахар | 60 гр | 65 гр |
Кондитерские изделия | 10 гр | 15 гр |
Масло сливочное | 25 гр | 30 гр |
Масло растительное | 10 гр | 15 гр |
Яйцо | 1 шт | 1 шт |
Творог | 40 гр | 45 гр |
Сметана | 10 гр | 10 гр |
Сыр | 10 гр | 10 гр |
Мясо, птица, колбасы | 140 гр | 170 гр |
Рыба | 40 гр | 50 гр |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться. (Смотри приложение)
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
Первая смена
Вторая смена
3. Исследование данного вопроса.
Я провёл исследования питания детей и подростков школьного возраста. А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? Что говорит о питании заведующая столовой? (Смотри приложение)
Заведующая столовой нашей школы отвечала на следующие вопросы:
1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?
(Из 120 учащихся 1 смены не завтракают только 10 человек)
2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?
(В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен. У нас имеется двухнедельное меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников)
3.Ваши пожелания ученикам и их родителям.
(Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие)
Также я провел анкетирование учащихся. Были опрошены 70 человек.
Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?
Ученики считают:
По данным анкетирования, можно сделать вывод:
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию пищеварительной системы.
Я взял интервью у нашего школьного врача (смотри приложение):
Вот, что она ответила на мои вопросы:
1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с пищеварительной системой и сколько выпускников?
(Если в начальных классах это 6 - 7 учеников, то к окончанию школы это до 12 учеников. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.)
2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?
(Весь процесс приготовления блюд контролируем обязательно)
3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.
(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах)
4. Как устранить выявленные проблемы?
Я считаю, что необходимо:
* Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
*Рекомендовать родителям и детям два завтрака.
* Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.
*Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?».
Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.
4. Выводы.
В результате своего исследования я пришел к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то наше поколение будет более здоровым. Я затронул пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.
Так ли важен завтрак? Приходько В.
Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.
Литература:
1. «Воспитаем детей здоровыми», Змановский Ю. Ф., М.: «Медицина», 1989
2. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
3. «Основы рационального питания. Как правильно питаться»Скурихин И. М., Шатерникова В. А. М.: «Медицина», 1986
4. «Разговор о правильном питании» М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников Москва,ОльмаМедиаГрупп,2008
5. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.
Рисуем домики зимой
Северное сияние
Почему Уран и Нептун разного цвета
Марши для детей в классической музыке
Девятая загадочная планета Солнечной системы