Исследовательская работа выполнена учеником 2 "А" класса Новиковым Иваном. В ней рассказывается истори бумаги: от наскальных рисунков до современных технологий. Показано, как сделать бумагу в домашних условиях
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.97 МБ |
Слайд 1
БУМАГА Работу выполнил ученик 2 «А» класса Новиков Иван МОУ СОШ № 33 Дзержинского района города Волгограда Руководитель: учитель начальных классов Елизарова Елена Михайловна Исследовательская работаСлайд 2
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Иное сообщение стоит дороже жизни.
Слайд 3
По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
Слайд 4
Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный объект или среда, содержащий (несущий) информацию, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в/на него информацию — камень, дерево, бумага, металл, пластмассы , лента с намагниченным слоем, пластик со специальными свойствами, CD, DVD и т. Д.
Слайд 5
Носители информации в быту, науке, технике, общественной жизни применяются для: - записи информации, - хранения информации, - чтения информации, - передачи (распространения) информации.
Слайд 6
Предмет исследования: бумага как один из носителей информации, ее виды и свойства. Цель работы: Исследование бумаги: происхождение, история, свойства. Мы поставили следующие задачи : проанализировать исторические предшественники бумаги – древние носители информации; изучить историю изобретения и распространения бумаги в мире; сравнить различные определения слова «бумага» и дать свое определение данному понятию; рассмотреть свойства и виды бумаги; получить бумагу опытным путём в домашних условиях; показать необычные и удивительные факты о бумаге.
Слайд 7
Мы выдвинули гипотезу : история бумаги насчитывает многие века, в домашних условиях тоже можно изготовить бумагу. Методы исследования : - изучение и анализ научной литературы; - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; - сравнение, анализ, синтез, аналогия; - классификация; - обобщение; - интервьюирование, анкетирование; - выполнение практической работы. База исследования : МОУ СОШ № 33, учащиеся 2 «А» класса Время исследования : с 20 октября 2011 г. по 15 марта 2012 года
Слайд 8
Этапы исследования: 1-й этап. Подготовительный. Изучение проблемы, актуальность, разработка мероприятий, анкетирование. 2-й этап. Основной . (Сбор информации о бумаге, поиск интересных фактов, проведение практической работы) 3-й этап . Заключительный . Подведение итогов, оформление работы. Представление работы на районный конкурс «Я - исследователь»
Слайд 9
Рисунки на камнях: вырезанные, выбитые, выскобленные на камне образы, символы, значки, обозначающие нечто. Глава 1. Из истории бумаги 1.1. Предшественники бумаги.
Слайд 10
Пиктографическое письмо на глине (появилось более 5 000 лет назад). Глиняную клинопись считают достижением шумерской цивилизации, которая существовала на территории современного Ирака. Шумеры выдавливали знаки на табличках с сырой глиной тростниковой палочкой, заостренной «клином». Отсюда и название - клинопись. Большие документы из десятков глиняных «страниц» хранились в ящиках.
Слайд 11
Папирус (3000 лет до н.э.). В Египте научились делать почти настоящую бумагу из высокого тростника, который рос в дельте Нила. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier – во французском и немецком, paper – в английском, papel – в испанском.
Слайд 12
Пергамент (2 век до н.э.). В Египте был запрещен экспорт папируса из страны. В это время в Пергаме планировалось создание большой библиотеки, открытие которой без поставок папируса могло сорваться. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергама стали искать замену папирусу. Они стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон. Полученный материал назвали «пергамент» (по-гречески)
Слайд 13
Берестяные грамоты (Древняя Русь), костяной или металлической палочкой – писалом - прорезывали буквы в верхнем слое березовой коры. Много таких грамот найдено в новгородских землях.
Слайд 14
1.2. Изобретение и распространение бумаги. Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во 2 веке н. э. и постепенно проникла на Запад. Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопрядов, обрывки старых сетей. Во 2 веке новой эры бумага достигла Кореи, а в 3 веке полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма, и двинулась к берегам Японии. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги.
Слайд 15
А в 11 веке бумага применялась уже повсеместно, ее стали применять даже как упаковочный материал. Есть письменные свидетельства путешественника того времени о том, что в Каире на рынке покупки заворачивают в бумагу. К 12 веку появились разные сорта бумаги, бумагу научились красить в разные цвета (синий, красный и желтый), была изготовлена бумага даже для голубиной почты, так называемая «птичья». Доподлинно неизвестно, как секрет бумаги попал в Западную Европу, но есть легенда о том, как один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику».
Слайд 16
В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 основных и 15 вспомогательных операций. В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Его замачивали в извести, потом растирали до однородной массы. Мастер определял готовность сырья, после чего его зачерпывали специальным ситом, вода через него сцеживалась, уплотнялась и получалась заготовка бумаги. Ее клали между листами войлока, он впитывал лишнюю влагу, операция повторялась несколько раз. После этого стопку из войлока и бумаги уплотняли прессом, отжимая остаток влаги, и влажные листы заготовок развешивали в тени под навесом для сушки.
Слайд 17
Подсушенная бумага поступала к гладильщикам, на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком. Далее бумага поступала к проклейщику – он пропитывал лист желатиновым раствором и снова просушивал, после чего лист снова возвращался к гладильщику. Если нужна была полированная бумага, листы отправляли к полировщику. Он полировал их слоновой костью и завершал обработку поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Почти готовая бумага поступала к резчику, он обрезал заготовки под нужный размер и складывал их десятками. Упаковщик собирал готовую бумагу блоками, положив снизу и сверху блока по деревянной дощечке для лучшей сохранности, все это укрывалось тканью и перевязывалось, затем поступало на склад или сразу к покупателю.
Слайд 18
1. 3. Бумага в современном понимании. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля находим несколько определений данного понятия: БУМАГА ж. хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения Gossypium , хлопчатника; | прядево, нитки из этого хлопка. | Грамотка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами. | Бумагой вообще называют и всякого рода деловое письмо, служебное и частное. | ассигнация, бумажный денежный знак. | Род переплета, кожаной сумки, двойной или одинакой , различной величины и устройства, иногда с тетрадкой для заметок и пр.
Слайд 19
Таким образом, мы можем самостоятельно дать определение бумаге: бумага – это материал из растительных волокон, обработанных определенным образом, предназначенный, прежде всего, для записи и хранения письменной информации, а также для создания различных документов.
Слайд 20
1.4. Свойства и виды бумаги. Известно более 600 видов бумаги. В зависимости от назначения бумага характеризуется различными показателями : массой 1 м2 — 4—250 г, толщиной — от 4 мм до 400 мкм, механическими свойствами — разрывная длина, излом, продавливаемость , истираемость , сжимаемость, скручиваемость и т.д. (данные свойства проиллюстрированы нами в Приложении …), - влажностью, - цветом, - белизной, - гладкостью, - впитывающей способностью, воздухо -, паро -, жиронепроницаемостью и др. свойствами.
Слайд 21
По принятой классификации бумага делится на 11 классов: 1. Для печати 2. Для письма 3. Чертёжно-рисовальная 4. Электроизоляционная 5. Папиросная 6. Впитывающая 7. Бумага для аппаратов 8. Светочувствительная 9. Переводная 10. Обёрточная 11. Промышленно-техническая разного назначения.
Слайд 22
Современный процесс производства бумаги – это сложный физико-химический процесс, который состоит на нескольких этапов. 1.5. Современная технология производства бумаги
Слайд 23
1.6. Занимательные факты о бумаге. Денежная бумага является самой высокосортной, главное требование к ней – износоустойчивость (сопротивление излому и разрыву); особое значение для денежной бумаги имеют водяные знаки, которые являются важной защитой от подделки; Сейчас уже выпускается бумага, состоящая на 80% из камня (мел, мрамор) и на 20% из пластика. Производители утверждают, что это самая экологичная бумага в мире. Кроме того она прочная и водонепроницаемая. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами. Средний европеец потребляет ежегодно около 250 кг. Бумаги, а австралиец – 130 кг. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось бы вырубить 6 деревьев. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, три кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества. Только этой электроэнергии достаточно для того, чтобы в течении года питать среднюю семью. В 1920-1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей.
Слайд 24
Глава 2. Мои опыты. 2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях. Изучая историю бумаги, нам стало интересно, а можно ли изготовить бумагу дома? Мы провели опыт по изготовлению бумаги в домашних условиях. Для этого опыта нам понадобились следующие материалы и приспособления: Бумажная основа Красители Деревянная рамка с перфорированной решёткой Палочки для перемешивания Пластиковые ёмкости Сетки Впитывающая салфетка Губка Клей Декоративные элементы Трафареты
Слайд 25
Этапы работы 1 этап. Сначала мы налили в ёмкость тёплой воды (для более быстрого растворения и впитывания в бумагу красителя). Добавили краситель.
Слайд 26
2 этап. Поместили 1/6 часть основы для создания бумаги.
Слайд 27
3 этап. Интенсивно перемешали бумажную основу в течение 7 минут, а после дали настояться массе в течение 15 минут до образования «бумажной кашицы» - пульпы.
Слайд 28
4 этап. Наполнили вторую ёмкость на ¼ тёплой водой и установили в неё деревянную рамку.
Слайд 29
5 этап. На дно рамки положили сетку, утопив её в воду.
Слайд 30
6 этап. Аккуратно перелили бумажную кашицу в рамку.
Слайд 31
7 этап. Равномерно распределяем бумажную кашицу внутри деревянной рамки интенсивными круговыми движениями при помощи палочки.
Слайд 32
8 этап. Аккуратно подняли деревянную рамку над уровнем воды, слили излишки воды.
Слайд 33
9 этап. Опустили вторую сетку в рамку. Промокнули губкой поверхность листа через сетку для удаления избытков влаги, отжали губку над одной из ёмкостей и повторили операцию несколько раз, пока губка не перестала впитывать воду из листа.
Слайд 34
10 этап. Расстелили на ровной поверхности впитывающую салфетку. Аккуратно достали из рамки сетки с бумагой, расположенной между ними и положили на впитывающую салфетку. Удалили сетки с листа.
Слайд 35
11 этап. Для получения более тонкого и ровного листа воспользовались скалкой для удаления влаги излишков и выравнивания поверхности листа. И оставили на 12 часов для высыхания
Слайд 36
Бумага готова!!!
Слайд 37
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги. 2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. Мы познакомили со способом изготовления бумаги в домашних условиях учащихся нашей школы и предложили им использовать бумагу ручной работы для детского творчества на уроках технологии. 3. В результате анкетирования, проведённого среди учащихся нашего класса, выяснилось, что большинство ребят осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры. Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства, мы предлагаем: шире вести разъяснительную работу среди учащихся по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – ворую жизнь»; улучшить работу пунктов приёма макулатуры. Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
Слайд 38
Спасибо за внимание!
Какая бывает зима
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Любили тебя без особых причин...
Заколдованная буква
Рисуем кактусы акварелью