Описание работы:
Каждая семья особенна по-своему: своими традициями, укладом жизни, вероисповеданием. И каждая имеет свое имя, которое передается нам по наследству от наших предков – это фамилия. Ее не выбирают, а наследуют. Фамилия есть у каждого, но далеко не все знают о ее происхождении, многие об этом даже не задумываются. Мы не осознаем, что через фамилию семьи осуществляется связь с нашими далекими предками, не видим того, что в фамилиях скрыт неисчерпаемый источник информации об истории и культуре наших предков. Поэтому цель работы - привлечь внимание учащихся к фамилии как наследию наших дедов и прадедов, к которому нужно относиться уважительно. В работе также представлена классификация фамилий по способам их образования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 117.5 КБ |
Исследовательская деятельность
младших школьников.
Тема проекта: «Имя семьи».
Работу выполнила: Кварацхелия Диана
ученица 3 «г» класса;
гимназия №42
г. Санкт-Петербург
Руководитель: Соколова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
гимназии№42.
2008 год.
Актуальность исследуемой темы.
Часто, общаясь со сверстниками, приходится зачастую слышать обидные обращения относительно друг друга, типа: «Эй, Воробей, дай списать», или «Пузырь, пойдёшь в кино?» Мы называем друзей не по именам или на худой конец фамилиям, а используем в адрес своих товарищей какие-то исковерканные прозвища. То ли это производные от фамилий, то ли делается акцент на внешний вид или качества характера человека. С недавних пор, я стала задумываться, откуда берутся эти обидные прозвища, почему многие попросту стесняются своих фамилий?
Каждая семья особенна по-своему своими традициями, укладом жизни, вероисповеданием. И каждая имеет своё имя, которое передаётся нам по наследству от наших предков – это фамилия. Её не выбирают, а наследуют. Она даётся человеку при рождении от отца или матери. Фамилия есть у каждого, но далеко не все знают о её происхождении, многие об этом даже не задумываются. Мы не осознаём, что через фамилию семьи осуществляется связь с нашими далёкими предками, не видим того, что в фамилиях скрыт неисчерпаемый источник информации об истории и культуре наших предков.
В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать своё генеалогическое дерево. Ещё с древних времён люди стремились к сохранению памяти о своих предках. Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево. Появилась особая наука, занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин «генеалогическое дерево». Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придёт к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная
.
Цель работы.
Привлечь внимание учащихся младших классов к фамилии как наследию наших дедов и прадедов, к которому нужно относиться уважительно.
План действий.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было наметить план действий.
Реализация плана.
1. Объектом своего исследования я выбрала учащихся третьих классов.
Всего было задействовано 79 человек.
2. Основными методами исследования являлись: поисковый, описательный,
метод анализа и обобщения, метод опроса и анкетирования.
Прежде чем приступить к исследуемой теме я сама изучала научно-
популярную литературу, обращалась к толковым словарям, к статьям в
Интернете, прибегала к помощи родителей и учителей.
3. Анкетирование. Ребятам было предложено ответить на 3 вопроса:
4. Анализ анкет.
На первый вопрос многие ребята затруднялись в ответе. Приведу
некоторые из высказываний:
«Фамилия – это второе имя», «Это семейное имя», «Это наследство от родителей», «Это часть человека», «Семейная религия», «Фамилия – это то, что делает звёзд знаменитыми, а нас - счастливыми», «Это то, что есть главное у человека, фамилия даётся от отца», «Это семейная ценность», «Фамилия нужна, чтобы не потеряться», «Это что-то типа прозвища, характеризует род занятий и характер человека», «Это название занятия твоего древнего рода», «Это гордость тех, кто её носит».
Третий вопрос, о происхождении фамилии, также вызвал затруднения у ребят. Так 17 человек уверенно ответили на него, 6 – выдвинули свои предположения. Остальные (56 учащихся) не высказали никаких версий.
5. Классификация фамилий.
(Смотри дальше)
.
1.Алексеев – Алексей 11. Семёнова - Семён
2.Мартынов – Мартын 12. Никонорова - Никонор
3.Пахомова – Пахом 13. Васильева - Василий
4.Сергеева – Сергей 14. Егоров - Егор
5.Антонов – Антон 15. Филиппова - Филипп
6.Никитин – Никита 16. Никифорова - Никифор
7.Абрамова – Абрам 17. Гаврилко - Гавриил
8.Потапова – Потап 18. Евграфов - Евграф
9. Герасименкова – Герасим 19. Ефимова – Ефим
10. Демко – Дементий 20. Исакова - Исак
21. Логвиненко – Логвин
22. Терещенко – Терентий
23. Романова - Роман
11. Паукова – паук
12. Воробьёва - воробей
1. Виноградова – виноград
2. Зеленькова – зелень
3. Бушмилёв – бушма (брюква или репа)
4. Вербная – верба
5. Капустина - капуста
1. Крымская - Крым
2. Волгунцев – река Волга
3. Исмаилова – город Измаил
4. Озеров – озеро
5. Утёсов - утёс
1.Кожевников – кожа 6. Борец – борец
2. Никанкин – никакой 7. Мотора - мотор
3. Лопатина – лопата 8. Таланцева – талант
4. Багрова – ухватистый мужик 9. Бабинцев – дамский угодник
5. Старавойтов – сельский староста 10. Диковский – дикий
11. Гуляевская – гулящая
12. Звягольская – крикун, плакса
13. Сигарёва - сигары
черноволосый
3. Набиев (тюрк.) – пророк
?
1.Хацкельсон (евр.) 6. Мчедлидзе (груз.)
3. Пурвин 8. Каган
4. Кулыба (белорус.) 9. Зыльков
5. Рахимов (татар.) 10. Оснач
11. Шкель
Выводы.
Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что практически все поставленные задачи удалось решить:
классов начальной школы.
Происхождение и способ образования некоторых фамилий мне не удалось выяснить, в основном это фамилии иностранного происхождения. В такую группу вошли 11 человек. В связи с этим, я для себя наметила следующие перспективы в своей работе: попытаться понять и определить способы образования иностранных фамилий.
Пока бьют часы
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Растрёпанный воробей
Рождественские подарки от Метелицы
Весёлая кукушка