Цель проекта : показать значимость понятия «цвет» в жизни людей.
Цвета способствуют хорошему настроению так же ,как приятная музыка и удобный диван. Они дают нам возможность самим создавать свой собственный мир в соответствии с личными представлениями. У нас есть свобода выбора. Из множества комбинаций цвета мы можем выбрать те , которые нам нравятся. Какими были бы искусство ,реклама и архитектура без цвета ? Однотонными и скучными. Из этой работы вы узнаете , какое влияние оказывает на нас цвет.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_cvet.vzaimodeystvie_sveta_s_veshchestvom..docx | 640.55 КБ |
Подготовил уч-ся : 10 б
Горбунов Сергей
Руководитель : учитель физики
Черепкова Я.Ю.
Содержание
Цель проекта : показать значимость понятия «цвет» в жизни людей
Задачи проекта :
1.Основные положения
Если направить пучок белого света на стеклянную призму , то после преломления он разлагается в разноцветный спектр со всеми цветами радуги.
Разложение белого света доказывает , что белый свет является составным , т.е представляет совокупность световых волн , каждая из которых соответствует определенному цвету. Зависимость показателя преломления света от частоты волны называется дисперсией света.
Поскольку белый свет является составным , т.е. представляет собой совокупность различных цветов , окраска предметов может возникать по двум причинам :
ЭКСПЕРИМЕНТ №1
Если осветить красный мяч белым или красным светом , он останется красным. Если заменить свет зелёным , в котором отсутствует красная часть спектра , мяч станет чёрным. Тело может иметь насыщенный ярко-голубой цвет, потому что отражает только голубой свет , или тусклый светло-голубой , потому что поглощает свет только в дополнительном цвете , остальные же компоненты спектра рассеивает.
2 . Как глаз различает цвета ?
На сетчатке глаза расположены светочувствительные элементы- нервные окончания , называемые палочками и колбочками. Палочки различают только степень освещенности , а колбочки – цвет . Именно три типа колбочек , которые мы будем условно называть «красными» , «зелеными» , «синими» , имея в виду цвет спектра , соответствующий максимуму чувствительности колбочек данного типа . Т.о. , все многообразие различаемых глазом цветов обусловлено сигналами , посылаемыми в мозг этими тремя типами колбочек. При определенном соотношении интенсивности этих сигналов цвет будет казаться белым , а если в мозг идут сигналы только от красных и зеленых палочек , то цвет будет казаться желтым.
Поэтому восприятие цвета глазом довольно субъективно : скажем , «чистый» желтый цвет из спектра мы не отличим от смеси красного и зеленого спектральных цветом. Желтым нам будет казаться и белый свет с «исключенным» синим. Это свойство глаза «раскладывать « все цвета на красный , зеленый и синий используется при разработке цветных телевизоров и мониторов компьютеров.
Цветовой тест
Эксперимент № 2
Цветовую слепоту можно определить с помощью особых таблиц.
Человек с нормальным зрением увидит на табличке стилизованный глаз , составленный из цветных точек на зеленом фоне и на второй картинке число 96 , а человек с нарушением зрения- одноцветные точки.
Цветовой тест
Эксперимент № 3
В результате смешивания двух цветов получается третий цвет другого оттенка. В ходе эксперимента установлено , что человек различает около 1400 оттенков синего цвета.
Распределите цветные квадратики справа в соответствии с девятью полями квадрата.
Цветовой тест
Эксперимент № 4
Цветовой последовательный образ представляет собой след , который остается на сетчатке после того , как цветной объект выведен из поля зрения.
В течение 30 секунд смотри на голубой крест , а затем несколько секунд на светлую поверхность. Крест начнет медленно проявляться на поверхности в дополнительном цвете.
3 .Существует ли систематизация цветов ?
Попыток расположить цвета в определенном порядке было предпринято немало. Идея цветового зрения анг.врача Т.Юнга (1773-1829) и нем.физика г.Гельмгольца получила название «Теория трех цветов», потому что в ней идет речь о трех видах колбочек .
В 19в. нем.врач Э.Геринг (1834-1918) выдвинул «Теорию четырех цветов» , согласно которой цветовое восприятие считалось основанным на антагонистических парах: синий -жёлтый, зелёный-красный.
Существует ещё одна «нецветная» антагонистическая пара – черный-белый. Считается , что теория трех цветов больше подходит для описания процессов , происходящих на сетчатке глаза , а дальнейшая обработка цвета совершается в соответствии с теорией четырех цветов.
Эксперимент № 5
С помощью цветного волчка можно , смешивая цвета , получать новый цвет.
Нередко к волчку прилагаются уже готовые пластины для экспериментов.
Мы использовали пластину с красным и зеленым цветом , а в результате вращения получили желтый.
4. Цвет в нашей жизни.
А) Цвет в архитектуре.
Для достижения гармоничного результата цветовое оформление здания продумывается еще на этапе его планирования. Унылая бетонная коробка не очень приятна для проживания. Нахождение верных цветовых решений так же важно для оформителя , как выбор материалов и поверхностей. На необработанной деревянной доске и искусственном материале один и тот же цвет будет смотреться по-разному. Качество самой поверхности тоже оказывает влияние на цветовосприятие. Цвет может сделать помещение визуально больше или меньше, а здания контрастировать с окружающей средой. Мировое признание получили работы архитекторов : БруноТаут и Ле Корбузье. Они использовали яркие цвета и ступенчатое расположение цветов.
Б) Цвет в живописи.
Цветовые контрасты используются в искусстве для того , чтобы выделить объекты из общего фона и привлечь к ним внимание.
Выбор цветов определяется содержанием картины , выразительностью, которой хочет добиться художник , и техникой рисования. Раньше в выборе цветов существовали ограничения. Пурпур получали из улиток , поэтому эта краска использовалась в очень дорогих картинах. В эпоху Средневековья голубой цвет символизировал связь между небом и землей.
В) Корпоративный дизайн и использование цвета в рекламе.
Корпоративный дизайн является составной частью образа фирмы или организации. Он устанавливает единообразное оформление шрифтов, символов и цветов.
Цвета и оттенки имеют унифицированное обозначение- веер фирмы Пантоне. Голубой цвет символа BMW имеет обозначение «Пантоне 299» , красный цвет шрифта фирмы BOSCH – «Пантоне 485», желтый цвет IKEA- «108 С» , голубой цвет IKEA- «293 С»
Рекламодателям становится все сложнее привлечь внимание потребителя ,т.к. идея должна быть донесена до него в течение нескольких секунд. Цвет в рекламе передает настроение и обеспечивает узнаваемость продукта. Создатели рекламы учитывают ассоциативное восприятие цвета. Лимонно-желтый сигнализирует о гигиене и свежести , голубой- о нежном уходе и отдыхе , зеленый – о натуральности и безопасности. Цветовое оформление призвано привлечь внимание и одновременно подать сигнал об удовлетворении определенных потребностей.
Г) Мода и цвет
В каменном веке одежда служила единственной цели – защитить и согреть. Позже цвет и материал стал отражать разницу в социальном положении и происхождении людей. Сегодня мода является средством самовыражения. Индустрия моды использует желание человека меняться . Костюмы, шляпы, платья, хотя бы и очень дорогие, могут казаться очень простыми и даже смешными, если в них неправильно применены комбинации цветов. С другой стороны, хорошее сочетание цветов может значительно усилить очарование и привлекательность. Цвета весны лёгкие и светлые , пастельных тонов. Летом яркие и насыщенные. Осенью мы выбираем одежду более темных тонов. Зимой на первый план выходят черный и серый цвета.
5 .Значение цветов.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гете. Он любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла разных цветов. Он наблюдал как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
ЖЁЛТЫЙ
Символизирует открытость, свободу , общение и движение. Это самый светлый и сочный цвет. Под влиянием желтого цвета человек становится более восприимчив к новым идеям. Жёлтое помещение внушает беспокойство, человек становится нервным .Иоганн Гёте (1749-1832) назвал жёлтый цвет «самым близким к свету». Жёлтому приписывают как позитивные (оптимизм , интуиция , дружелюбие , так и негативные ( зависть, сомнение , переоценка ) качества.
ЗЕЛЁНЫЙ
Это цвет природы и жизни. Он вносит гармонию. Полезен для глаз. Школьные доски часто бывают зеленого цвета , это помогает школьникам лучше концентрироваться. Он означает покой , надежду , осторожность , безопасность, прочность, неподвижность , сохранение , отдых, молодость, здоровье , весну. В негативном смысле : незрелость, зависть, яд.
ГОЛУБОЙ
Это цвет покоя и концентрации , способствует понижению кровяного давления и нормализации пульса .Светло-голубые помещения кажутся больше по размеру. Ассоциируется с холодом, далью, тоской , верностью, защищенностью, покоем , логикой , гармонией , небом и океаном.
КРАСНЫЙ
Психолог Генрих Фрилинг описывает воздействие красного цвета на организм : «Появляется чувство удушья , пульс учащается , повышается кровяное и внутриглазное давление, возникает головная боль, содержание адреналина в крови резко увеличивается» Красный не должен доминировать в помещении , предназначенном для отдыха. Красный цвет ассоциируется с активностью , энергией и любовью , а также с властью и войной.
ЧЁРНЫЙ
Это цвет ночи и тьмы . Это отсутствие каких либо цветов. На черном полу человек чувствует себя неуверенно, не решается зайти в такое помещение , возникает ассоциация с бездонной глубиной. В дизайне черный цвет =это сдержанность и ограничение. Чёрный ассоциируют с угрозой ,силой, концом, печалью, смертью, отказом, глубиной, обороной, вытеснением раздражающих влияний ,отделением от общества.
БЕЛЫЙ
Это цвет символ чистоты , ясности , света и холода. Белая комната больше и светлее. Халат врача- белый. Во многих религия белый -это Божественное начало, просветление. Ассоциации : снег , лед , невинность, величие , совершенство.
СЕРЫЙ
Серый нельзя заставить светиться , поэтому многие люди считают его скромным, деловым , скучным. Это цвет печали , серых осенних дней , осторожность, сдержанность, нужда , одиночество , безнадежность, неуверенность и страх Но некоторые тона серого действуют успокаивающе.
ЭКСПЕРИМЕНТ №6
Насколько важен психологический аспект цветового зрения, доказывает следующий оригинальный опыт: со вкусом накрытый стол был освещен светом, прошедшим через специальные фильтры. При этом окраска блюд резко изменилась: мясо выглядело серым, салат - фиолетовым, зеленый горошек - черным, молоко - красно-фиолетовым и т.д. Участники этого эксперимента смогли только попробовать пищу, но не смогли ее есть, не смотря на то, что качество пищи при освещении не изменились.
Выводы :
Цвета способствуют хорошему настроению так же ,как приятная музыка и удобный диван. Они дают нам возможность самим создавать свой собственный мир в соответствии с личными представлениями. У нас есть свобода выбора. Из множества комбинаций цвета мы можем выбрать те , которые нам нравятся. Какими были бы искусство ,реклама и архитектура без цвета ? Однотонными и скучными. Из этой работы вы узнали , какое влияние оказывает на нас цвет.
Используемая литература :
Ворона
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Марши для детей в классической музыке
Как нарисовать ветку ели?
Пчёлки на разведках