Конкурсная работа " Насилие в семье" ученика 7 а класса МОУ " Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова" посвящена проблеме насилия в семье, жертвами которого становятся дети.
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, поскольку насилие в семье - явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их государственного и общественного строя. Интерес к проблемам подобного рода у части современных образованных людей есть попытка противостоять кризису общества, предотвратить его.
Автором проведена серьезная работа по изучению ряда Международных документов, включающих перечень прав человека, а также кодексов РФ. Немаловажным является и то, что Дик Роман высказывает свое отношение к проблеме, формулирует пожелания, предлагает собственное решение данных вопросов.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 87.5 КБ |
1.Введение,возникновение насилия в семье
Домашнее насилие — (англ. domestic violence) неустойчивое выражение для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой сфере. Явление известно так же под названиями: бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Насилие над детьми (англ. child abuse), жестокое обращение с животными, насилие в однополых семьях, насилие на свиданиях (англ. dating violence), насилие между интимными партнерами (англ. intimate partner violence), не состоящими в браке, насилие между друзьями и соседями входят в общую категорию домашнее насилие. Наиболее общее определение домашнего насилия звучит так: «Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, экономического или сексуального оскорбления, власти и контроля одного человека над другим» Классифицируется на подразделы физического, психологического, сексуального, эмоционального и экономического насилия. Переходит в разряд преступления в зависимости от степени причиненного жертве ущерба.
Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30 - 40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. 38 процентов от общего числа убитых на почве семейно-бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, неспособные себя защитить. Подлинным национальным бедствием стали убийства с целью избавится от больных и немощных членов семьи, завладеть их имуществом. По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие, а процесс криминализации семьи не только не ослабевает, а наоборот, с каждым годом усиливается.
В конечном счете, главные жертвы насилия в семье - дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда - самосуды - расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.
Разумеется, что насилие в семье - явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.
Насилие - это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти.
Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей
жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека, действовавшего агрессивно.
Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке. Это приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми. Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.
Но даже при отсутствии матери и ее любви из ребенка может выйти полноценный член общества, способного к полноценному развитию и не отличающемуся высокой агрессивностью. Для этого с ребенком должен находиться хотя бы один взрослый человек близкий ребенку, любящий и безоговорочно принимающий.
Реальное поведение родителей оказывает огромное влияние на ребенка. Их не агрессивное поведение, выяснение отношений в случае необходимости не в присутствии детей, являются очень значимыми в формировании будущего стиля поведения ребенка. Родители должны заранее оценивать содержание телевизионных программ, чтобы пытаться оградить своих детей от просмотра жестоких сцен по телевидению. Если ребенок все же видит фильм или телепередачу, в которых встречаются акты насилия, то родителям следует прокомментировать их, чтобы дети понимали, что реальная жизнь отличается от того, что они видят, и чтобы они не остались равнодушными к злу и страданию.
2.Правовые аспекты проблем насилия в семье , международные положения , важные для правовой защиты от насилия в семье
Насилие в семье нарушает такие права человека, как:
право каждого на равную защиту перед законом, т. е. преодоление дискриминации по признаку пола;
право не подвергаться жестокому обращению;
право на жизнь и физическую неприкосновенность;
право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
Положения, важные для правовой защиты от насилия в семье, закреплены в следующих документах:
Всеобщая Декларация прав человека;
Конвенция о политических правах женщин;
Декларация прав ребенка;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Международный пакт о гражданских и политических правах;
Декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин;
Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака;
Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
Конвенция об охране материнства;
Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями;
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий и т. д.
Почти все названные документы ратифицированы Российской Федерацией.
Международная правовая практика стремится к тому, что бы юстиция в случаях семейной жестокости руководствовалась в первую очередь характером актов насилия, а не взаимоотношениями между насильником и жертвой. Активная политика арестов и преследования в судебном порядке оказывается наиболее эффективным средством сдерживания дальнейшего насилия, особенно если оно имеет серьезные последствия или совершается в отношении детей. Значение государственных законов, устанавливающих пределы допустимого поведения в семье, очевидно.
В Уголовном кодексе РФ физическое насилие определяется как реальное или потенциальное причинение физической вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством применения физической силы, холодного и огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, сыпучих веществ и т. д., а также в воздействии на внутренние органы человека без повреждений наружных тканей путем отравления или спаивания одурманивающими средствами.
Психическое насилие трактуется как угроза применения насилия, когда жертва подвергается устрашению, запугиванию с применением физического
насилия. Психическое насилие может включать и причинение душевной, или психической травмы, и ограничение свободы волеизъявления (независимо от реальности наступления физического вреда).
Физическое и психическое насилие тесно взаимосвязаны. Совершая физическое насилие над человеком, ему причиняют и душевную травму. Использование же психического насилия, всегда вызывает определенные, пусть и незначительные изменения в организме человека.
Под насильственными преступлениями понимаются любые общественно опасные и уголовно-противоправные деяния, совершаемые путем причинения физического вреда, душевной травмы или ограничения свободы волеизъявления человека с использованием его беспомощного состояния (ст. 132 УК РФ). Применительно к насильственным преступлениям, имеющим место в семье, можно уточнить, что общественно опасные и уголовно-противоправные деяния, о которых было сказано выше, совершаются членами семьи в отношении друг друга.
Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Как уже указывалось, выделяют три типа семейной жестокости: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
В российском законодательстве проблемы насилия в семье находят свое отражение в Конституции РФ (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»), в Семейном кодексе РФ (глава 11 «Права несовершеннолетних детей»). Статья 31 Семейного кодекса провозглашает принцип равенства супругов в семье при решении различных вопросов.
Уголовный кодекс содержит исчерпывающий перечень составов преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность любого члена общества независимо от его пола, национальности, социальной принадлежности и т. п. с использованием разнообразных форм физического и психического насилия. Однако и в прежнем, и в новом Уголовном кодексе отсутствуют специальные статьи, предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в семье лицами, находящимися в родственных отношениях.
Речь, таки образом, идет только об уголовных преступлениях, к которым в Уголовном кодексе отнесены следующие общественно опасные деяния:
убийство (ст. 105);
убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106);
убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107);
доведение до самоубийства (ст. НО);
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113);
умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115);
побои (ст. 116);
истязание (ст. 117, 118);
угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119);
оскорбление (ст. 130);
изнасилование (ст. 131);
насильственные действия сексуального характера (ст. 132);
хулиганство (ст. 213);
склонение к потреблению наркотических или психотропных веществ (ст. 230).
Квалификация действий как преступлений влечет за собой уголовную ответственность и некоторые другие правовые последствия.
Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, в частности на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (в том числе на защиту от сексуальных злоупотреблений), определяется Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 56 Семейного кодекса защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, а в некоторых случаях — органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Кроме того, несовершеннолетний, но достигший 14 лет, признанный судом дееспособным до достижения 18 лет, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и право на защиту. Если же злоупотребление совершено родителями, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
В Семейном кодексе РФ, как и в ряде зарубежных законодательств, закреплена обязанность должностных лиц и организаций, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, а орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Согласно статье 69 Семейного кодекса родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если они покушаются на половую неприкосновенность своих детей, на их физическое здоровье. В соответствии со статьей 70 лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей, прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложена обязанность по охране прав несовершеннолетних. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
Согласно статье 77 Кодекса, в случаях, когда существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них). Эти органы обязаны незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться с иском о лишении родительских прав.
Однако действительность пока такова, что, если даже факты насилия и жестокого обращения с детьми, женщинами и стариками становятся известными, меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда из-за отсутствия эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности — ребенка, женщины, других членов семьи, их чести и достоинства, охраны жизни, здоровья, других прав.
Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.(11)
4.Жестокое обращение с детьми
Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами.
У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию". (16)
Такие дети, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.
Заболевания в следствии насилия над ребенком могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних
органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем. (19)
Кроме того, независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: Ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание. (16)
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. (17)
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. (18)
5.Международные законодательные акты
Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах.
Основными источниками международных норм в области прав человека являются: договоры и конвенции, а так же общее международное право.
Международное законодательство, можно условно разделить на два вида: документы, касающиеся прав человека вообще и документы, касающиеся прав женщин и детей.
К таким документам относятся:
Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека
Африканская Хартия прав человека и народа.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин
Американская Конвенция о правах человека
Международная Конвенция о защите прав ребенка
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (КЛДЖ)
Американская Декларация прав и обязанностей человека (АДПОЧ)
Общая Декларация прав человека (ОДПЧ)
Международный Пакт о социально-экономических и культурных правах (далее МПСЕКП) (14)
Международной и российской законодательную базу в области защиты прав женщин и детей, можно условно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей.
К этим законодательным актам о правах человека относятся
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) В которой говорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.
К актам касающиеся прав женщин и детей относятся:
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в которой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщин необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет право вмешаться во внутреннею жизнь семье и брать на себя функции защиты. Когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Международная Конвенция о защите прав ребенка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации».
Однако нормативно-правовые акты, действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.
6.Заключение
К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье, на данный момент не существуют.
В заключении выделим меры по борьбе с жестоким обращением в отношении детей.
Необходимо создать разнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти "горячие линии" обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей.
Важным "инструментом" является использование различных средств массовой информации.
Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Можно опубликовывать специальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей.
Проблема жестокого обращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем.
Предотвращение жестокого обращения с детьми является огромной задачей.
Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.
По моему мнению, исключить насилие в семье можно, приняв специальные законы, защищающие детей, женщин, стариков и инвалидов.
Представители законодательных органов должны быть при этом сами образцом для подражания, сеять добро и милосердие, а не размахивать кулаками перед телекамерами, принимая тот или иной закон о « добре и справедливости»...
Необходимо изменить наказание за насилие в семье.
В тяжких преступлениях, возможно, его ужесточение вплоть до пожизненного заключения, а в проступках необходимо, чтобы суд заменил карательные функции на поучительные.
Детей надо с раннего возраста учить, что в семье все равны.
И только после этого насилие в семье может исчезнуть.
Список литературы
1. Международная Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года № 44/25 // www.un.org/russian, рубрики «права человека», «конвенции»
2. Коституция Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2004. – 128 с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2004. – 136 с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2004. – 160 с.
5. Федеральный Закон «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ // www.school-sector.relarn.ru
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.;Конфликтология. - М.:Этмос, 2001. – 357 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
8. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2002.– 6с.
9. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
10. Громова О.Н. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. – 224 с.
11.Дети и насилие. Материалы международного семинара «Права ребёнка: проблемы насилия над детьми». – МН.;МТС-Пресс, 1998.-203 с.
12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. – 396
13. Насилие и социальные изменнения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А. М.: Литограф, 2000. – 224 с.
14. Насилие в семье- как бороться с ним государству – М.: Глас, 1999. – 191 с.
15. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 153 с.
16. Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение). – МН.:Минскриптпроект, 1999. – 180 с.
17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. – 283 с.
18. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы // Насилие и социальные изменения. – 2000 - № 1 – С 16-20.
19. Турасова Н.В. Психологическая реабилитация детей – жерт инцеста // Семейная психология и семейная терапия – 1997.- № 2. – С. 106-110
Кто грамотней?
Сорняки
Рождественские подарки от Метелицы
Л. Нечаев. Яма
Пейзаж