Рефреат посвящен Я. П. Бакланову. Работа выполнена для участия в конкурсе в номинации "Великие казаки России"
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 11.81 КБ |
soderzhanie.docx | 11.54 КБ |
rabota.docx | 40.57 КБ |
spisok_prilozheniy.docx | 13.97 КБ |
prilozhenie_1.docx | 251.58 КБ |
prilozheni_2.docx | 16.68 КБ |
prilozhenie_3.docx | 17.37 КБ |
prilozhenie_4.docx | 17.14 КБ |
prilozhenie_5.docx | 11.95 КБ |
prilozheni_6.docx | 13.49 КБ |
prilozheni1_7.docx | 70.46 КБ |
prilozheni_8.docx | 36 КБ |
prilozhenie_9.docx | 43.43 КБ |
prilozheni_10.docx | 21.06 КБ |
prilozheni_11.docx | 26.31 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОУ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЛОВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИЛОВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
В РАМКАХ НЕДЕЛИ КАЗАЧЕСТВА
РЕФЕРАТ
КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ
«ВЕЛИКИЕ КАЗАКИ РОССИИ»
Генерал Я.П.Бакланов
на службе Отечества
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
Омельченко Дмитрий
Владимирович,
учащийся 11-Б класса
МБОУ Иловлинская СОШ № 1
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Гашук Екатерина
Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Иловлинская СОШ № 1
ИЛОВЛЯ, 2011 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ Я.П.БАКЛАНОВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Я.П.БАКЛАНОВА В БОЕВЫХ ЧАСТЯХ КАЗАКОВ ВО ВРЕМЯ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ И ХАРАКТЕРА Я.П. БАКЛАНОВА СОВРЕМЕННИКАМИ БАКЛАНОВСКИЙ ЗНАК ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ССЫЛОК СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ | 3 3 5 7 8 8 9 10 |
Честь и слава атаманов.
Богатырь, боец лихой!
Здравствуй, храбрый наш герой,
Разудалый наш Бакланов!
(А. Леонов)
На протяжении нескольких веков казаки играли ключевую роль в войнах и в становлении территории России. Казаков считали элитными войсками Российской империи, ее боеспособными и дисциплинированными сыновьями. Донцы, семиреченцы, забайкальцы, уссурийцы, амурцы, сибирцы, астраханцы, терцы, уральцы, волжане, оренбуржцы, запорожцы, кубанцы - у каждого казачьего войска была своя история. У некоторых долгая и славная, у других недолгая, но тоже славная.
У каждого войска были свои традиции, все казаки были объединены единым стержнем, все имели единый смысл. Были свои герои. Генерал-лейтенант Яков Бакланов, незаслуженно забытый русский герой, блестящий боевой офицер, казак, который возродил былой боевой казачий дух. О его мужестве и воинском умении ходили легенды, слагались песни, его знали и любили (Приложение № 1). Чем же знаменит Яков Петрович Бакланов?
Целью моего исследования: познакомиться с биографией Я.П.Бакланова и понять, какова его роль в истории донского казачества
Передо мной стояли следующие задачи:
Найти, изучить и проанализировать материалы, повествующие о жизни Я.П. Бакланова;
Составить жизнеописание Я.П.Бакланова, включив наиболее значимые события его биографии;
Написать реферат по теме исследования
Данный реферат не является специальным историческим исследованием, все документальные и литературные источники, использованные для его написания, находятся в свободном доступе, опубликованы в печати или размещены на специальных ресурсах сети Интернета. Список источников, ссылки, на которые указаны в тексте, приводится в конце реферата. Мне повезло, я познакомился с источниковой базой о Бакланове дореволюционного периода, когда история казачества дана более правдиво. Некоторые вопросы, как общие для казачьих войск Российской империи, рассмотрены поверхностно, так как максимально хотелось собрать и систематизировать повествование о личности Якова Петровича Бакланова. Много сведений, имеющих отношение к 17-му Донскому казачьему генерала Бакланова полку (26 августа 1904 года вечным шефом полка был назван генерал Бакланов (Приложение № 2)), описание боевого пути полка в Великую войну, его боевые традиции не даны в следствие ограниченности объема материалов для предоставления работ на конкурс.
Яков Бакланов родился 15 марта 1809 года в станице Гугнинской (15 верст от Цимлянска Ростовской области) в семье хорунжего. Многое он унаследовал от деда - "пеглевана Бакланова", могучего казака, которого долго помнили закубанские черкесы. (Приложение № 3) Отец его был родом из простых казаков, сумевший дослужиться до полковничьего чина. (1) В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Вернувшись домой после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, отец Якова недолго отдыхал и, уезжая с полком в Бессарабию, взял с собой 8-летнего сына - приучать к походной казацкой жизни. В полку мальчика научили азам грамоты, но пройти курс учебы Бакланову в дальнейшем так и не удалось.
После возвращения полка на Дон Яков вел станичную жизнь подростка, быстро мужал, и скоро не было в округе лучшего наездника и джигита, чем он, никто не стрелял так метко и не рубил шашкой с такой силой.
В 1824 г. 15-летний Бакланов начал службу урядником в № 1 Донской казачий полк (Попова), в котором командовал сотней отец. Через год покинул родную станицу, отбыв с полком в Крым на сторожевые дела. Изредка он приезжал на побывку домой, в один из приездов в 1826 году женился на дочери Гугнинского священника Серафиме Анисимовне Анисимовой (2) по просьбе матери (3).
В 1828 г., т.е. в 19 лет, стал хорунжим, вскоре отправился со своим полком, которым к тому времени командовал отец, на русско-турецкую войну 1828-1829 гг. Полк действовал под Браиловом, затем принимал участие в переходе через Балканы и взятии Бургаса. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно "дубасил по спине нагайкой", как признавался Яков Петрович впоследствии в своей книге «Моя боевая жизнь». (Приложение № 4) За боевые отличия 20 мая 1929 года за отличие в деле с армией великого везиря при Кулевиче молодой офицер был награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 11 июля 1929 года пожалован орденом святой Анны 3-й степеней с бантом за отличие в делах при покорении турецких городов Месемирии и Ахиолло. По завершении войны он с полком действовал в кордонах на берегах Прута. 21 сентября 1831 году произведен в сотники. В этом же году возвращается с донцами домой.
В 1834 г. Бакланов получил назначение в казачий полк, несший сторожевую службу на Кубани, принял участие в нескольких столкновениях с горцами, в том числе в отражении их нападения на Вознесенскую крепость. Здесь он был ранен в голову.
22 октября 1837 году произведен в есаулы и включен в состав казачьего № 41 Донского казачьего полка, собранного для торжественной встречи Николая 1, посетившего Дон. Затем с казачьим № 36 полком (Родионова) Яков Петрович нес кордонную службу в Польше, у границы с Пруссией. По возвращении на Дон он получил чин войскового старшины (этот вопрос остается спорным, так как по некоторым источникам он получает звание сотника 18.10.1844 г.).
В 1845 г. Бакланов был направлен на Кавказ, в Куринское укрепление (на границе с Чечней) и начинает боевую службу в казачьем № 20 полку. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу "грозного Боклю", как называли Бакланова горцы. Его первым боевым делом здесь стало участие в завершении Даргинской экспедиции, которой руководил кавказский наместник М.Воронцов. Русские войска, возвращавшиеся назад после изнурительного похода к аулу Дарго, с трудом пробивали себе дорогу сквозь засады горцев. Рейд Бакланова с боями навстречу М.Воронцову оказался очень своевременным. За этот рейд Яков Петрович был награжден орденом святой Анны 2-й степени.
В начале 1846 г. князь М.Воронцов доверил Бакланову возглавить казачий № 20 полк. Полк к этому времени имел удручающий вид и отличался крайне низкой боеспособностью. Донские казаки, необученные ведению боевых действий в непривычных горных условиях, уступали линейным казакам, и когда участвовали в боевых стычках с горцами, то несли большие потери. Были они слабо обучены и владению стрелковым оружием (в отличие от горцев), поэтому, многие казаки 20-го полка находились на подсобных работах либо в денщиках. К этому времени Бакланов многому научился, перечитал много книг по военной истории и понял, что нельзя, казачьи полки, разобранные на ординарцев и денщиков, оставлять в таком виде. Ведь казак, не умеющий владеть оружием, на плохой заморенной лошаденке станет легкой добычею ловкого черкеса-джигита.
И Яков Петрович сделал то, что до него еще никто не делал! Он вернул всех казаков в строй и установил строгий контроль над содержанием коней, фуража и оружия. В полку ввел обучение казаков стрелковому и артиллерийскому делу. В каждой сотне один взвод был снабжен шанцевым инструментом и обучен саперному делу. При нем полковая ракетная батарея из бесполезной обузы превратилась в мощное оружие, осыпавшее неприятеля особыми, начиненными порохом и пулями, ракетами.
Также Бакланов организовал в своем полку «седьмую сотню», где под его присмотром обучались младшие офицеры и молодые казаки. Из лучших стрелков и наездников была собрана пластунская команда (прообраз спецназа) для проведения особо опасных операций. Он сам водил разъезды и приучал казаков разведывать в непривычной горной стране.
Приняв полк, Яков Петрович в короткий срок привел его в порядок, добился лучшей организации боевой подготовки и снабжения. Новинками в полку стали тактические занятия, о которых тогда никто не знал, и особая учебная сотня, где готовились инструкторы для всех подразделений. Новым стал и способ боевых действий: от обороны в крепости Бакланов перешел к энергичным наступательным операциям по Куринской линии. Прежде всего, он обрушивался как снег на голову на те отряды горцев, которые собирались для нападения на Куринское укрепление. Его помощниками в обеспечении неожиданности действий стали лазутчики, чеченцы-проводники, пластуны.
Требовательность к подчиненным у него сочеталась с заботой о них. Он делал большие поблажки для личного состава. Отличившихся казаков охотно поощрял, в т. ч. деньгами. Форменную одежду, а также табельное оружие казаки хранили в своих походных сундучках, а сами пользовались трофейным имуществом. Сохранность личного имущества для казаков имела большое значение, ведь они приобретали его за свои собственные деньги. Казаки из его полка носили черкески, зачастую снятые с убитых, взятое с бою холодное оружие – шашки и кинжалы.
Затем Бакланов начал проводить более дальние набеги на укрепленные чеченские аулы. Скрытность движения, быстрота и затем смелый удар - такова была его тактика. В 1848 г. он стал подполковником, в следующем году был награжден золотой шашкой с надписью: "За храбрость" за отличие в делах истребление аулов Махмуд–Юрт, Перхикан–Тала и и Бенк–Которо. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).
В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка "разваливала" врага от темени до седла, так называемый «баклановский удар». (Приложение № 5) Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак, что именно им размозжит казака. Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных.
За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли "Ермаком Тимофеевичем". Для горцев же "Боклю" ("лев") был "шайтаном", "дьяволом". (Приложение № 6) Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака.
Когда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург с просьбой оставить Бакланова на Кавказе. По указанию Николая 1 военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника. Летом 1850 г. Яков Петрович возглавил казачий № 17 полк, пришедший на смену уходившему на Дон 20-му полку. Расставание происходило со слезами, немало офицеров, урядников и даже нижних чинов остались служить со своим командиром.
В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду - орден святого Владимира 3-й степени. Вернувшись в Куринское укрепление, он продолжил активные наступательные действия в сторону Ауха, по долине реки Мичик, на Гудермес и Джалку. За боевые заслуги был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и чина генерал-майора.
В 1853 г. Бакланов, вновь под руководством А.Барятинского, начальника левого фланга Кавказской укрепленной линии, участвовал со своим полком в экспедиции против Большой Чечни. В следующем году он состоял для особых поручений при Воронцове и одновременно начальствовал над всей кавалерией левого фланга Кавказской линии.
С прибытием на Кавказ нового главнокомандующего - генерала от инфантерии Н.Муравьева русские войска переключились на военные действия против Турции. Летом 1855 г. Бакланов в составе армии Н.Муравьева, где он командовал иррегулярной конницей, совершил переход к турецкой крепости Каре. В период борьбы за Каре он устраивал заслоны и засады, участвовал в штурме передовых укреплений города, прослыл грозой турок. В ноябре Каре пал.
Отношения темпераментного Бакланова с педантичным Н.Муравьевым не сложились, и вскоре Яков Петрович отпросился в отпуск на Дон.
В 1857 г. он вернулся на Кавказ, где главнокомандующим стал А.Барятинский. На этот раз Бакланову была поручена должность походного атамана. В основном он занимался административными делами, не участвуя в боевых действиях. В 1859 г. Яков Петрович получил орден святой Анны 1-й степени, став полным кавалером этого ордена, в следующем году произведен в генерал-лейтенанты.
В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, т.е. управлял делами казачества нашего края, так как всем известен факт, что часть территории нашего Иловлинского района входила в состав 2 Донского округа Всевеликого войска Донского.
В 1863 г. Яков Петрович направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М.Муравьев (брат Н.Муравьева) собирал войска для похода в восставшую Польшу. Вначале Я.П.Бакланов возглавлял казачьи полки армии Муравьева, затем исполнял должность начальника администрации Сувальско-Августовского округа. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости и даже вошел в конфликт с Муравьевым - "вешателем", проявляя милосердие. За польскую кампанию Яков Петрович получил свою последнюю награду - орден святого Владимира 2-й степени.
Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Летом после сильного пожара в Новочеркасске сгорело все его имущество и деньги. Вернувшись в Виленский военный округ (Польша), Яков Петрович состоял начальником расположенных там донских казачьих полков, а после упразднения этой должности (1867 г.) был зачислен по Донскому казачьему войску и поселился в Петербурге. Там он написал воспоминания "Моя боевая жизнь". (Приложение № 6-А)
В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности, похороны состоялись на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования, в основном донских казаков, и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный "Баклановский значок". (Приложение № 7)
В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона - М.Платова, В.Орлова-Денисова, И.Ефремова
Очень ценны описания современников Якова Петровича Бакланова. Вот как описывал его атаман Петр Николаевич Краснов: «Он и лицом, и сложением был грозен. Лицо его было изрыто оспой, громадный нос, густые, нависшие на глаза брови, глаза, мечущие молнии, толстые губы и бакенбарды, вьющиеся по ветру".(4) Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект на неприятеля. Вот что писал цензор Александр Васильеич Никитенко о Я.П.Бакланове: "На физиономии Бакланова как будто отпечатана такая программа, что если он хоть четвертую часть ее исполнил, то его десять раз стоило повесить". (Приложение № 8)
Силы он был просто неимоверной. Один из участников Кавказской войны генерал- майор В.А.Полторацкий вспоминал на склоне лет: «…Я познакомился с оригинальнейшей личностью, родившейся и жившей сначала на Дону, а потом совершенно окавказившейся,- с Яковом Петровичем Баклановым. Командуя здесь с 1845 года полком на Кумыкской плоскости, отстояв с ним срочные три года, Бакланов имел возможность вернуться на Дон на льготу, но вышло иначе. Барятинский, оценив боевые достоинства Якова Петровича, предложил ему в 1848 году остаться у него под начальством со вновь пришедшим с Дона полком. «Гаврилычи», под руководством принявшего их полк лихого командира, быстро образовались и через полгода уже стали страшилищами для чеченских партий. Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа – не приведи Бог!- с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, тёмно-фиолетового колера…Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всём левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, в роде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». (5)
Необычайный внешний вид Атамана вселяло в горцев суеверный страх, и они стали приписывать удачу Бакланова его связи со «сверхъестественными силами». А внешность Якова Петровича была, скажем так, весьма выразительной и способствующей таким представлениям о нем. Богатырского телосложения, ростом 202 сантиметра, с синеватым лицом, изрытым оспой, огромнейшим носом, кустистыми бровями и длиннейшими усами, переходящими в бакенбарды, которые зловеще развевались на ветру.
Его внешняя суровость сопровождалась и своеобразной символикой, сопровождавшей его повсюду до конца его жизни, и ставшей отличительным признаком 17 Донского казачьего полка. Интересен факт появления его у казачьего атамана. Из России через почтовую контору казачьему командиру Я.П.Бакланову неизвестно от кого пришел подарок - черное шелковое полотнище с вышитой на нем мертвой Адамовой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. Этот мрачный символ, получивший название "Баклановского значка", наводил ужас на горцев. (Приложение № 9)
Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, дослужились до самых высших военных чинов и отличий, и благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны в армии и народе. Другая особенность Бакланова - его принадлежность к героям Дона и российского казачества. Многое сделали казаки для укрепления границ Российской империи и расширения ее пределов. Деятельность Якова Петровича - один из примеров самоотверженного служения казаков российской короне и Отечеству. Я убедился в этом, проанализировав боевой путь Бакланова.
«Даджала» (дьявол, сатана), «Боклю», «Баклан-паша» — все эти эпитеты относятся к одному человеку, донскому казаку, одному из самых популярных героев Кавказской войны 1801–1864 годов, Якову Петровичу Бакланову. За 42 года службы Отечеству Бакланов провел в боях более 30 лет. При встрече с ним враги испытывали мистический ужас. В России и, особенно, на Дону он был национальным героем.
Казачий генерал Яков Петрович Бакланов, один из колоритнейших героев бесконечной Кавказской войны позапрошлого века. Угрюмый двухметровый богатырь, неутомимый гонитель горцев и поляков. Именно такие люди добывали для империи труднейшую победу в многолетнем противостоянии с жителями Северного Кавказа и неласковой местной природой.
Яков Петрович Бакланов один из немногих казаков, который заслужил называться Великим казаком России. Он был прирожденным казаком, восхищал своей ловкостью, мастерством боевого искусства. О его казачью хитрость разбивались все усилия его врагов. Он всегда был на передовой, помышляя не о славе и деньгах, а о славе казачьей. Он играл роль первой скрипки – был впереди, изучал местность, традиции и быт противников и брал себе на вооружение в борьбе, наводил панику в тылу противника, во время отступления наших войск, обеспечивая прикрытие. Он не боялся ничего и никого, кроме Бога.
Имя Бакланова присвоено 17-му Донскому казачьему полку. Высочайшим приказом 21 июня 1909 г. полку этому повелено иметь полковой значок по образцу того, который всюду сопровождал Якова Петровича Бакланова. Станица Гугнинская переименована в Баклановскую, Троицкий проспект в Новочеркасске назван Баклановским. В Донском Императорском Александра III кадетском корпусе учреждена стипендия имени генерала Бакланова. Кроме того, в память отличной стрельбы Я.П.Бакланова был установлен розыгрыш ежегодно специальных "Баклановских" призов за стрельбу из винтовок для офицеров и нижних чинов.
Казаки оценили по достоинству его деяния, слагая о нем песни и передавая в легендах события из жизни Я.П.Бакланова. (Приложение № 10)
Надеюсь, что реферат будет интересен в ознакомительном плане всем, кто не равнодушен к истории Отечества, в которой донские казаки оставили яркий и героический след.
СПИСОК ССЫЛОК
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение № 1 ПОРТРЕТ Я.П.БАКЛАНОВА, 19 ВЕК
ПОРТРЕТ Я.П.БАКЛАНОВА, ПОРТЕРЕТ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА
Приложение № 2 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 17 ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ГЕНЕРАЛА БАКЛАНОВА ПОЛКА
Приложение № 3 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ЯКОВА ПЕТРОВИЧА БАКЛАНОВА
Приложение № 4 ОТЦОВСКАЯ НАГАЙКА КАК ЛЕКАРСТВО ОТ БЕЗРАССУДСТВА
Приложение № 5 БАКЛАНОВСКИЙ УДАР
Приложение № 6 РАССКАЗ О ПОЕДИНКЕ С ГОРЦЕМ
Приложение № 6-А МЕМУАРЫ Я.П.БАКЛАНОВА «МОЯ БОЕВАЯ ЖИЗНЬ»
Приложение № 7 ПАМЯТНИК Я.П.БАКЛАНОВУ
Приложение № 8 ГРАВЮРА ПО НАБРОСКУ С НАТУРЫ Я.П.БАКЛАНОВА М.О.МИКЕШИНА, 1873 ГОД
Приложение № 9 СИМВОЛ Я.П.БАКЛАНОВА
Приложение № 10 ЛЕГЕНДЫ-БЫЛИ И ПЕСНИ О Я. П. БАКЛАНОВЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ЯКОВ ПЕТРОВИЧ БАКЛАНОВ
(1809 – 1873)
ПОРТРЕТ 19 ВЕКА
ЯКОВ ПЕТРОВИЧ БАКЛАНОВ
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Краткая история 17-й Донского казачьего генерала Бакланова полка
Ранние формирования полка
17-й Донской казачий полк являлся прямым наследником Донского казачьего Рыковского полка, который был сформирован в в середине 1820-х годов и принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов.
Впервые Донской казачий полк под № 17 был сформирован 26 мая 1835 года на основании нового положения о Донском казачьем войске. Периодически этот полк созывался в строй и распускался на льготу, также менялся его текущий номер (в зависимости от свободного номера полка при созыве). Кроме номера в названии полка также положено было означать и имя его текущего командира.
Полк этот долгое время находился на Кавказе и принимал участие в походах против горцев.
Окончательное формирование полка
В 1874 году с Дона на внешнюю службу был вызван очередной Донской казачий № 20 полк и 27 июля 1875 года он был назван Донской казачий № 17-го полк. 18 августа 1882 года основной состав полка был распущен на льготу а сам преобразован во второочередной. 23 марта 1889 года полк вновь был собран. С этих пор оставался первоочередным и более на льготу не распускался.
В 1877—1878 годах полк состоял в 1-й Донской казачьей дивизии и под командованием И. И. Шамшева сражался с турками на Дунайском театре войны.
С 24 мая 1894 года полк именовался как 17-й Донской казачий полк. 26 августа 1904 года вечным шефом полка был назван генерал Бакланов, который командовал полком в начале 1850-х годов, и его имя было присоединено к имени полка.
В Первую русскую революцию полк был командирован в Харьков, где участвовал в подавлении беспорядков.
В 1914—1917 годах полк принимал участие в Первой мировой войне, отличился в Брусиловском прорыве.
Знаки отличия полка
Полковое Георгиевское знамя с надписью «За отличие в Турецкую войну 1828 и 1829 годов», пожалованное 29 апреля 1869 года (отличие унаследованно от Донского казачьего Рыковского полка, которому знамя с этой надписью было пожаловано 11 ноября 1831 года).
Знаки отличия на головные уборы с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов», пожалованные 17 апреля 1878 года.
Одиночные белевые петлицы на воротнике и обшлагах нижних чинов, пожалованные 6 декабря 1908 года.
Полковой значок, вместо обыкновенного, чёрный с изображением мёртвой головы на костях и с надписью «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века, Аминь», сделанный по образцу личного значка генерала Бакланова; установлен 21 июня 1909 года.
Командиры полка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ЯКОВА ПЕТРОВИЧА БАКЛАНОВА
БАКЛАНОВ родился 15 марта 1809 года в станице Гугнинской. Отец его был простой казак, мало разумевший в грамоте, зато честный и храбрый. Все его достояние состояло из деревянного домика и нескольких десятин земли. Жена его, Устинья Малаховна Постовалова, родилась в соседней станице Терновской — еще более бедной и малочисленной, чем Гугнинская. Она также принадлежала к небогатой казачьей фамилии, а потому семейство Баклановых жило очень бедно.
В годы, предшествующие рождению Яши, отец служил в рабочем полку "кочуров" (это был своего рода казачий стройбат, занимавшийся возведением Новочеркасска, земляными работами на территории Войска Донского). Даже являться на службу он был обязан не с шашкой, а с "качком" — одноконной тачкой для перевозки земли и прочих материалов. Таким образом, хлеб насущный батюшка будущего героя Кавказа зарабатывал тяжким физическим трудом. Однако будучи наделен, как пишет о нем историк XIX века В. Потто, "самой счастливой богатырской наружностью и умом", он был "замечен начальством" и в 1808 году произведен в хорунжие. Этот первый офицерский чин тогда сразу давал права потомственного дворянства, а посему появившийся на свет Яков с рождения считался дворянином.
Наступил 1812 год. Хотя Яше Бакланову было всего три годика, но ему крепко запали в память события той знаменательной поры. Тогда гонцы, присланные из действующей армии атаманом Платовым, объезжали все станицы, извещая, что Наполеон, пришедший с несметными полчищами разорить Россию, похваляется пройти ее до самых берегов заветного Дона. "Если враг осквернит своим присутствием казацкую землю, — возвещали глашатаи, — тогда не пощадит он ни жен, ни детей, поругает храмы Господни, встревожит прах отцов наших и смешает горячую казацкую кровь с волнами Тихого Дона… Атаман призывает всех верных донцов встать на защиту царя и Отечества!"
"Скорее умрем, чем выдадим Россию и Тихий Дон на поругание поганым французам!" — единодушно отвечали казаки своему атаману. По его наказу в считанные недели сформировались 20 казачьих добровольческих полков, которые и прибыли осенью в лагерь русской армии под Тарутином. Никто не ожидал их там, кроме Платова, действовавшего в этом случае тайно, а потому восторг и изумление всех были таковы, что вызвали слезы умиления даже у самого Кутузова.
Ушел со своим полком изгонять французов с русской земли и отец Яши. Поэтому мальчик рос, предоставленный сам себе, на улице, как и дети других станичников. Когда Якову исполнилось пять лет, бабушка отдала его "в науку" старухе по имени Кудимовна. Затем он попал в руки приходского пономаря, а потом и станичного дьячка и изучал с ними, как и большинство сверстников, псалтырь и часослов.
Мальчику было 6 лет, когда отец вернулся из заграничных походов, пройдя с боями всю Европу. Он был уже есаулом, с Аннинским крестом на эфесе шашки и тремя жестокими ранами, и приобрел репутацию одного из храбрейших казацких офицеров.
Яков Петрович до конца дней своих помнил эту встречу, о чем и рассказал в написанных уже на покое в Петербурге "Воспоминаниях". Вся станица вышла тогда приветствовать воротившихся со славой воинов. Старики, ветераны суворовских походов, истово крестились и, припадая к земле, радостно восклицали: "Да, сослужили наши казаки Богу, государю и Всевеликому Войску Донскому!"
Спустя год Яша ездил с отцом встречать и вернувшегося на Дон атамана Платова, взысканного необыкновенными милостями всех союзных монархов. В обоюдных приветствиях, в живом проявлении древних казацких обычаев, в самой обстановке встречи "столько звучало неподдельной и искренней казачьей поэзии, — писал в "Воспоминаниях" Бакланов, — что эти минуты решили судьбу моей жизни…"
Охота, или, как ее называли донцы, "гульба", тогда имела особое значение для становления воинских навыков и качеств характера казака. Она развивала не только умение стрелять и колоть, но и сметливость, удаль, осторожность, военную хитрость, глазомер и отважную решимость. В те годы в донских степях попадались не только лисицы, олени, волки, медведи, но даже барсы и дикие вепри, заходившие из закубанских лесов. Казаку полагалось настигнуть зверя верхом и положить его на месте ловким ударом дротика. Стреляли только в крупных хищников, причем выстрел должен был выйти один и смертельный, иначе жизнь самого охотника подвергалась серьезной опасности — ретироваться на охоте, даже от рассвирепевшего зверя, считалось зазорным.
Яков Бакланов стал заядлым охотником и великолепным стрелком. На пари он попадал в туза на предельных дистанциях, причем сажал пулю в пулю — все равно, держал ли в руках пистолет, штуцер (нарезной карабин) или охотничью двустволку.
Снайперская меткость в стрельбе пришла к нему, похоже, с генами: еще его дед был прозван черкесами "шайтан-джегенеем" (пользующийся помощью дьявола) за то, что, столкнувшись однажды в закубанской степи нос к носу со множеством джигитов князя Конакова, кои отправились в хищнический набег на русские станицы, он не только ушел от них в многоверстной бешеной скачке, но и на скаку ссадил выстрелами из ружья одного за другим семерых своих преследователей — ровно столько, сколько было с собой пуль. Причем все семеро отправились на тот свет с пулевым отверстием точно между глаз. После сей несчастливой погони князь Конаков поворотил в родные аулы, сделав вывод, что Аллах отвернулся от него, коли послал столь опасного врага, пусть и одиночку...
Память об этом случае долго жила среди закубанских черкесов.
Знал об удивительном подвиге деда и внук его Яков.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ОТЦОВСКАЯ НАГАЙКА КАК ЛЕКАРСТВО ОТ БЕЗРАССУДСТВА
29 апреля1828 года за выслугу лет Бакланов-младший получил офицерский чин хорунжего.
Между тем Россия вступила в войну с Турцией. К тому времени отец стал командиром полка вместо умершего Попова. Его часть с началом военных действий передвинули к границам европейской Турции. Когда Бакланову-старшему понадобился гонец, чтобы передать депешу великому князю Михаилу Павловичу, осаждавшему Браилов, он отрядил сына.
Прискакав под стены сильно укрепленной османской крепости и узнав, что войска готовятся к штурму, Яков тотчас вызвался участвовать в этом деле и был назначен в охотники, кои должны были идти впереди штурмующих колонн.
Штурм не удался. Но того, что творилось под крепостными стенами, юный доброволец не увидел: уже в первые минуты атаки рядом с ним разорвался снаряд. Взрывной волной Бакланова подбросило в воздух. Пролетев несколько метров, он упал на землю, оглушенный. К счастью, хорунжий отделался лишь ушибами. Эта контузия спасла ему жизнь, потому что остальные уцелевшие от артиллерийского огня охотники погибли, будучи встречены янычарской вылазкой. Спасся лишь унтер-офицер, бросившийся в Дунай и переплывший к своим.
Явившись в полк после выписки из госпиталя, Яков первым делом рассказал отцу про свою отвагу, надеясь услышать похвалу. "Вместо похвалы отец отдубасил меня нагайкой, — вспоминал он впоследствии, — приговаривая: "Не суйся в омут, когда отдален от своей части, а с ней иди в огонь и в воду".
И в другой раз ему пришлось отведать отцовской нагайки при схожих обстоятельствах. А случилось вот что. Хорунжего Бакланова перевели (неясно, по какой причине) на некоторое время в донскую артиллерию. Когда его батарея стояла под Шумлой, он узнал, что полк отца расположился поблизости, и отправился навестить батюшку. По дороге Яков услыхал на аванпостах сильную перестрелку. Встретившийся казак объяснил, что турки произвели вылазку и полковой командир (его отец) с дежурной сотней отправился в поле. Желая взглянуть на перестрелку, молодой офицер выехал из лагеря и остановился на небольшом холме, недалеко от цепи, где уже стояла кучка казачьих офицеров. Отсюда открывался вид на долину, пестревшую нашими и турецкими всадниками. Казачья лава (около 3 сотен) перестреливалась с турками, то наступая на них, то отодвигаясь назад, с целью заманить в засаду. Турки действовали подобным же образом: отчаянно они бросались на казаков и, разрядив в белый свет свои длинные пистолеты, как вихрь уносились назад. Опустив поводья, Бакланов весь предался созерцанию этой новой для него картины, как вдруг голоса разговаривавших позади офицеров заставили его встрепенуться. Разговор шел как раз о нем. Какой-то казачий командир с ехидцей в голосе сообщал товарищу, что это-де сын полкового начальника, который служит в артиллерии, а сюда завернул, верно, затем, чтобы получить чин или крест, поглазев на перестрелку…
Услышав эти слова, Бакланов с минуту оставался неподвижным, не зная, на что решиться и чем отвечать на подобное незаслуженное им оскорбление.
Кровь ударила ему в голову, и он повернулся в седле, положив ладонь на эфес шашки. Говорливый офицер, сообразивший, какую реакцию вызвали слетевшие с его языка необдуманные слова, поспешил скрыться за спинами товарищей. Так и не увидев, от кого потребовать сатисфакции, Яков Петрович несколько мгновений пребывал в задумчивости. От пережитой обиды ему невообразимо захотелось совершить какой-нибудь отчаянно смелый подвиг. Под влиянием этого настроения он машинально стиснул коленями бока своего жеребца, гикнул и, выпустив поводья, взмахнул тяжелой калмыцкой плетью.
Застоявшийся конь его встал на дыбы и с места в карьер полетел стрелой прямо на неприятеля. Наши фланкеры испуганно бросились в стороны, давая дорогу. Хорунжий в гордом одиночестве помчался по чистому полю, где мимо ушей его стали свистать и русские, и турецкие пули. Придя в себя, он силился остановить коня. Но все было напрасно. Сердитый жеребец, закусив удила и не слушая ни узды, ни голоса седока, мчал его все дальше и дальше. Скоро он достиг турецкой цепи. Кучка неприятельских всадников, заступившая было дорогу, инстинктивно раздвинулась перед бешено скачущим казаком. Проскочив мимо них, Бакланов обогнул строй турецких резервов по краю крутого обрыва и вынесся на прежнюю дорогу.
За ним понеслись в погоню, взяв наперевес длинные копья, с десяток османских делибашей. Уйти от них на усталом коне у Якова Петровича не было уже никакой возможности. Расстояние между ним и догоняющими врагами быстро сокращалось. Вот уже двое османов в высоких пестрых тюрбанах обскакали его справа и слева. Хорунжий слышал, как тяжело дышали их запыхавшиеся кони, видел, как тонкие жала пик, сверкнув, скользнули почти у самой его груди… Собрав последние силы, он громко закричал своим о помощи…
"Что было дальше — я ничего не помню, — рассказывал годы спустя Бакланов. — Как сквозь сон слышатся мне голос отца, выстрелы и яростные крики сражавшихся казаков и турок. Я очнулся уже в палатке, возле отца, который очень сердился на мое безрассудство, но я, разумеется, тщательно скрыл от него то, что было причиною всего происшествия".
7 июля 1828 года хорунжий Бакланов отличился при форсировании реки Камчик, возглавив партию охотников, которая под сильным орудийным огнем турок переправилась через водную преграду вплавь и захватила мост. Корпусной командир лично поблагодарил молодого офицера за проявленную храбрость. Но от отца ему вновь досталось несколько ударов нагайкой — за то, по словам Бакланова, "что позволил себе пуститься вплавь на вороной, а не на белой лошади, которая была сильнее и надежнее, тогда как на вороной он мог утонуть".
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
БАКЛАНОВСКИЙ УДАР
— ...А баклановский удар знаешь? Гляди!
Чубатый выбрал росшую в палисаднике престарелую березку, пошел прямо на неё, сутулясь, целясь глазами. Его длинные, жилистые, непомерно широкие в кисти руки висели неподвижно.
— Гляди!
Он медленно заносил шашку и, приседая, вдруг со страшной силой кинул косой взмах. Березка, срезанная на два аршина от корня, падала, цепляя ветвями голые рамы окон, царапая стену дома.
— Видал? Учись. Бакланов-атаман был, слыхал? Шашка у него была — на стоке ртуть залитая, поднимать тяжело её, а рубанет — коня пополам. Вот!
Григорий долго не мог усвоить сложной техники удара.
— Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, — учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой.
— Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто, — поучал Чубатый, смеясь глазами.
Знаменитый «Баклановский удар» - удар шашкой, разваливающий противника от плеча до пояса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
РАССКАЗ О ПОЕДИНКЕ С ГОРЦЕМ
ВСКОРЕ горцам пришлось окончательно убедиться, что грозный Боклю действительно настоящий дьявол. Как-то вечером у Бакланова собралось большое общество. Много было офицеров русских полков, пили чай, играли в карты, разговаривали. Было уже за десять, когда к Бакланову прошел ординарец и доложил, что его желает видеть лазутчик.
— Который? — спросил Бакланов.
— Али-бей, — ответил ординарец.
— Проси сюда.
Тихо, неслышными шагами прошел преданный Бакланову горец и таинственным шепотом стал докладывать:
— Шамиль, грозный предводитель чеченцев, узнал, что просека на реке Мичике окончена русскими. Ему доложили, что чеченцы не могут тебя остановить, и вот он... я боюсь и говорить, господин полковник.
— Ну! — ободрил его Бакланов.
— Шамиль тогда позвал из гор стрелка, и стрелок на Коране поклялся тебя убить. Стрелок приехал в наш аул. Много хвастал. Он говорит, что на пятьдесят шагов разбивает куриное яйцо, подброшенное кверху. Ну, только наши старики ему говорят, что они видали, как ты на полтораста шагов убиваешь муху. "Смотри, Джанем, — говорят ему наши старики, — если ты промахнешься, Боклю положит тебя на месте".
— Ну что же горец? — спросили Али-бея офицеры.
— Ничего, — отвечал чеченец, — побледнел немного, однако скоро оправился. Я, говорит, только раз в жизни промах давал, да и то мне тогда всего семь лет было. Я, говорит, на Коране клялся. Он завтра на батарее за рекой засядет и будет тебя ждать, — сказал Али-бей Бакланову. — Ты завтра не езди на курган, — добавил он.
— Ладно, — сказал Бакланов, щедро наградил чеченца и отпустил его.
На другой день, в обычное время, войска вышли из Куринского укрепления. Бакланов, переправившись через реку Мичик, остановил колонну несколько раньше, чем обыкновенно, и в сопровождении одного ординарца поехал к батарее, где его ожидал знаменитый стрелок Джанем. Поднимаясь на пригорок, Бакланов взял ружье из рук ординарца и, оставив казака, один выехал на батарею, остановил лошадь и стал вглядываться в кусты. И вот он увидал среди листвы черную шапку чеченца, и в ту же минуту сверкнул ствол ружья и грянул выстрел. Бог спас Бакланова. Джанем промахнулся второй раз в жизни; пуля только чуть задела край полушубка Бакланова. Чеченец поднялся до пояса и с ужасом увидал, что Бакланов, целый и невредимый, сидит на коне. Чеченец пригнулся за валом и стал вторично заряжать винтовку. Но руки у него тряслись, и сам он суетился, и Бакланов понял, что второй выстрел не может быть верным. Тогда Бакланов вынул ногу из стремени, положил ее на шею лошади, оперся на нее рукой и приготовил свое ружье. Раздался выстрел. Чеченец опять промахнулся, и как только он немного высунулся, Бакланов спустил курок, и чеченец упал навзничь: пуля ему попала между бровей и прошла через голову.
И наши, и чеченцы внимательно следили за этим состязанием, и когда Бакланов медленно поехал к своим, наши войска приветствовали его громким "Ура!", а чеченцы, махая папахами, вскочили на завалы и кричали: "Якши, Боклю! Браво, Боклю! Молодец, Боклю!"
И долго после этого в Чечне говорили: "Не хочешь ли убить Бакланова?" — и останавливали этим вопросом расхваставшихся стрелков. АЛЕКСАНДР ПРОНИН
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПАМЯТНИК Я.П.БАКЛАНОВУ
ФОТОГРАФИЯ С САЙТА http://russiancossacks.getbb.ru
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
Через пять лет после смерти , в 1878 году, на могиле Я.П.Бакланова на Новодевичьем кладбище был поставлен надгробный монумент, сооруженный на собранные народом средства. На гранитной скале брошена кавказская бурка и на нее донская папаха. Под папахой лежит знаменитый баклановский черный значок — гроза Большой и Малой Чечни. Под значком венок с надписью: "Войска Донского Яков Петрович Бакланов. Родился 1809 г., умер 1873 г."; на постаменте памятника изображены названия всех тех местностей, где сражался Яков Петрович.
Автором проекта был архитектор Н.В. Набоков. Модель памятника делал художник Гаврилов. А в изготовлении принял участие известный мастер художественного литья из бронзы Фредерик Шопен. Памятник простоял здесь около сорока лет, пока в 1909 г. по случаю столетия героя не был перенесен в Новочеркасск на Соборную площадь, куда вскоре, в Войсковой Вознесенский собор перенесли и прах героя. Тогда же одну из центральных магистралей донской столицы – Троицкий проспект переименовали в Баклановский.
Памятник является очень оригинальным и высокохудожественным произведением искусства. Аналога ему в Северной столице нет. Это гранитная глыба, прикрытая бронзовой буркой и накрытая сверху папахой из бронзы. На весу развевается сделанное из бронзы знаменитое знамя 17-го Донского казачьего имени Бакланова полка, на котором изображена адамова голова, т.е. череп с костями.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ГРАВЮРА ПО НАБРОСКУ С НАТУРЫ Я.П.БАКЛАНОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
СИМВОЛ Я.П.БАКЛАНОВА
БАКЛАНОВСКОЕ ЗНАМЯ – СХИМА ВОИНА ХРИСТОВА
Баклановское Знамя представляет из себя: черный Стяг с вышитым на нем серебром черепом – головой Адама, с перекрещенными под ним костями и с девизом вокруг них, из Православного Символа Веры – «Чаю Воскресенiя мертвыхъ и жизни будущаго века. Аминь».
Боевое Знамя - это символ чести воинов, чести полка. Оно есть вещественное выражение духовных традиций воинов. В этом символе воплощаются самые сакральные идеи народного духа – ЧЕСТЬ, ОТЧИЗНА и ВЕРА. Русское Боевое Знамя - это Священная Воинская Хоругвь, под которой собираются все верные своему воинскому долгу и Родине вои. Во все времена Русские «чудо-богатыри», осеняемые Святым Стягом, несумненно верили – под ним, с нами Богъ, с нами, вся слава Земли Святорусской.
Русская Православная Церковь воина, присягнувшего у боевого Знамени, возводила в ранг «высоко Христианского подвижника». Баклановское Знамя - это не только отличительный знак его полка, оно еще несет в себе глубокий духовный смысл. По преданию оно было сшито и прислано на Кавказ в канун праздника Крещения Господня монахинями Старо-Черкасского монастыря. Внешне напоминающее монашеский аналав или нарамник схимнического облачения, оно несет в себе такое же духовное значение –является знаком Веры в Воскресшего Христа Спасителя.
Святитель Симеон Солунский, говоря о Крестах, изображенных на схимническом облачении, пишет: «куколь… обшит вокруг червлеными Крестами, чтобы Царственным и страшным этим знамением отгонять нападающих на нас «врагов видимых и невидимых».
Церковь с благоговением почитает Честной и Животворящий Крест Христов – «истинно драгоценное и досточтимое Древо, на Котором Христос принес Себя в Жертву за нас». По слову преподобного Иоанна Дамаскина: «Крестом соделалались мы чадами Божиими и наследниками Царства Его. Крест одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Им дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть». В облачении схимника изображенные в подножии Голгофского Креста Череп и кости («Адамова голова»), символизируют как бы «заживо лежащего во гробу», дабы возродить его из этого гроба к Жизни Вечной. Иногда Голгофа схематично и, если можно так сказать, в «сокращенном виде», изображалась только одной «Адамовой головой» (череп с перекрещенными костями).
По Священному Преданию мы знаем, что место Крестных Страданий Спасителя – Голгофа, Промыслом Божиим было определено там, где покоились кости прародителя рода человеческого Адама. Голгофа (в переводе «череп») – Лобное место, на котором Честная Кровь и вода, истекши из Прободенного Ребра Распятого Господа нашего Иисуса Христа («Нового Адама»), чудесным образом пролившись на череп и кости «ветхого Адама», омыли и истерли первородный грех человечества и, «убелив» их, «омыв в бани пакибытия» Крещения Божественной Кровию, символично предъобразили сошествие во ад Христа, освободившего от власти ада всех находившихся там ветхозаветных праведников, начиная с Адама. В иконографии Распятия Голгофа выглядит как каменная насыпь, что является точным отображением повествования Синаксаря Великого Пятка: «Лобное же место глаголется, занеже в потопе востекшей вне земли Адамовой голове, кости точию носиме бытии, яко некоему чуду зримому, юже Соломон честию праотца, со всем своим воинством, каменеем множайшим покры. Темже и место то оттоле лифостротон, сиесть, каменнопостлание именовася».
Голгофа – центр мiра (вершина мiровой горы), то место, где по Церковному преданию Адам был не только погребен, но и изначально сотворен. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор.15.45).
Здесь уместно будет вспомнить и о способе погребения палестинских монахов Лавры Святого Саввы Освященного, и о древнейших на Руси костницах в Киево-Печерской Лавре. И о Черниговском Богородичном монастыре, и об Афонских «гробничных церквях», где внизу, в костнице, сохраняются кости почившей братии, а вверху устраивается сама церковь. Помещенные под Алтарем – местом принесения Безкровной Жертвы, останки монахов символически уподобляются главе Адама, лежавшей под местом Распятия Христа. «Место лобное стало Раем» - так гласит надпись в приделе Адама в Иерусалимском Храме Гроба Господня.
ПРАВОСЛАВНАЯ СИМВОЛИКА «ГЛАВЫ АДАМА»
В православной символике «голова Адама» - это знак жертвенной смерти во имя грядущего Спасения. Через Воскресение к Вечной Жизни. Величайшим образцом такого жертвенного подвига для каждого русского сердца стало легендарное появление на Куликовом поле брани символа «Адамовой головы». Это когда русский богатырь-схимник, инок Свято-Троицкого монастыря Александр (Пересвет), покрытый благословением игумена Земли Русской преподобного отца нашего Сергия Радонежского и схимой (с изображениями на ней Голгофского Креста и «Адамовой головы»), поразил ордынского богатыря Челубея. Сраженный сам, но одолевший врага, русский богатырь, вселил веру в общую победу в сердца всех русских ратников и явил при этом сокровенный смысл эмблемы «череп и кости» - «Смертию смерть поправ!»
Но мало известным остается тот факт, что атака Запасного полка Князя Владимира Андреевича Храброго, решившая исход Куликовской битвы, проходила под черным Знаменем с изображением «Адамовой головы». И в битве при Молоди в 1572, когда под Серпуховом Опричная Рать Благоверного Государя Иоанна Васильевича Грозного под командой воеводы Дмитрия Ивановича Хворостинина разгромила огромное войско Крымских татар (снабженное турками, ко всему прочему, и осадной артиллерией), Знамя воеводского полка было освящено изображением «головы Адама».
Очень широко как символ «смерти» эта «эмблема» (череп и кости) использовалась и в иностранных армиях, особенно заподноевропейских. Но ни где и ни одна армия мiра, кроме Русской Армии, не вкладывала в нее такой глубокий сокральный смысл –«смерть – Безсмертие». Всевозможные «гусары смерти», «черные легионы» и «легионы смерти», самое большее, видели в этом символе безстрашие и презрение к смерти. «Смерть или слава» - вот был их лозунг. В Русской Императорской Армии воинские части, принявшие сей великий символ, именовались – «Безсмертными». Примечателен такой случай. В ходе заграничного Освободительного похода Русских Войск против Наполеона, к Александрийскому гусарскому полку русской кавалерии (носившему этот священный символ на своих головных уборах) подъехал прусский фельдмаршал Блюхер, и приветствовал их как «гусар смерти».
Командир «Александрийцев» князь Мадатов ответил Блюхеру: «Мы не «гусары смерти», мы «Безсмертные» гусары».
Впоследствии Государь Император Николай Александрович, Святой Царь-Мученик, в начале ХХ века Своим Высочайшим Указом установил за «Александрийцами» знак – «Крест весь черный с серебряной Адамовой головой в центре», назначив Шефом полка Государыню Императрицу, Святую Мученицу Царицу Александру Феодоровну.
«Баклановское» Знамя - это особый Христианский иконографический образ-символ змееборчества, изображающий победу поборника Христа (воина Христова, либо подвижника благочестия) над змием. Начиная с Первого Христианского Царя Константина, одержавшего победу над врагами с поспешествующей Силой Божией в явившемся Ему на Небе Знамении Сияющего Креста с надписью «СИМЪ ПОБЕЖДАЙ», Господь наш Иисус Христос указал Оружие всему Христоименитому воинству, движимому на «врагов видимых и невидимых» - Честный Крест Христов. Синаксарь в Неделю Крестопоклонную наставляет:«Как при торжественном сретении Царя-победителя обыкновенно предшествуют ему знамена его и скипетры; так и Пасхе Христовой – шествию Победителя греха и смерти – предпосылается знак Его победы – Скипетр Христов, Царское Знамя, Животворящий Крест». Древняя традиция почитания Императорской Власти видела в главе государства прежде всего верховного военачальника. Поэтому воинским атрибутам Власти Императора, и в первую очередь Его боевым Знаменам, воздавались почести и поклонение как Самому Императору.
Святой Император Константин Великий, исполнив повеление Христа Бога и изготовив новое Знамя – лабарум, поместил на нем монограмму Святого Имени Господа Иисуса Христа и тем самым привел всю свою Империю к поклонению Христу. Святитель Евсевий Памфил так описывает это Знамя Победы: «на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак Креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали Имя Христа … потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся всеми лучами света… На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком Креста на самой верхней части описанной ткани висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбивого Императора и Его Детей».
Так, лабарум, в точности соответствовавший видимому Св. Императором Константином в Небе Знамения и являясь олицетворением Креста Спасителя, становится неотъемлемым атрибутом Императорской Власти, и особой воинской реликвией.
«Крест становится символом триумфа Царя, когда, приняв Оружие Победы Спасителя, Царь уподобляется Христу, а Его государственное служение сравнивалось с Крестной Смертью и Воскресением Христа».
С тех пор, Крест изображается на всех Знаменах, Хоругвях и доспехах Христианского воинства.
Так и Русское Боевое Знамя, символизируя собой Честный Крест – Знамя Христа, и неся на себе Святой Образ Нерукотворного Лика Спасителя с девизом «СЪ НАМИ БОГЪ», возглавляло Христолюбивое Воинство Русское на всех полях сражений, ведя его от смерти к Безсмертию.
В чине освящения воинского Знамени, «еже есть священная хоругвь», Святая Церковь молится Всемогущему Богу, да подаст «верному Своему воинству, знамение сие носящему, и на сие взирающему, дерзновение, силу и крепость, на сотрение и попрание крепости супостат наших» и «сию хоругвь, юже на дело брани приуготовихом, небесным Твоим благословением присети, благослови и освяти, яко да будет верному Твоему воинству, на сопротивныя языки одоление и известная победа: и хранительством Твоим ограждена сущи, в бегство да претворит всех супостатов наших полки, и врагом Христианского рода страшна всегда и ужасна да явится: верным же Твоим на Тя уповающим, известное упование победы, дерзновение же и крепость да будет», и в Царство Небесное «путивходы сотворит».
В «Баклановском» знамени надписание: «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ», свидетельствует, что всякий вставший под это Знамя, исповедуя по слову Первоверховного Апостола: «Подобает бо тленному сему облещися в нетление и смертному сему облещися в бзсмертие» (1 Кор. 15,53), чает, что действием Всемогущего Бога, Его Милосердием, восстанет он для жизни Будущего Века, когда «Будет Богъ всяческая во всех» (1Кор.15,28).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
ЛЕГЕНДЫ-БЫЛИ О Я. П. БАКЛАНОВЕ
АТАМАН – ПРИМЕР КАЗАКАМ
В «Баклановском» полку никто не смел во время боя покинуть рядов. Легко раненые должны были оставаться во фронте, те же, кто лишился лошади, должны были биться до той поры, пока не добывали себе новой. Командир и в этом был примером своим казакам. Так в декабре 1848 горцы напали на батальон Тенгинского пехотного полка, занимавшийся в лесу рубкой дров. По первому же выстрелу полетели Баклановские сотни и началась погоня за рассыпавшимися горцами. Один казак, занесенный лошадью, был схвачен чеченцами, да двое других свалились, прострелянные пулями. Сам Бакланов был ранен. На полном скаку он вдруг пошатнулся и выпустил поводья. Казаки хотели подхватить его, но он перехватил поводья в правую руку, крикнул: «Вперед!» - и уже мчался дальше на неприятеля. Пуля перебила ключицу левой руки. Кровь проступила через рукав желтой черкески и окрасила ее, но Бакланов, превозмогая страшную боль, продолжал сражаться. Только когда все было кончено, плененный казак был отбит, а с убитых сняли оружие, Бакланов прилег на бурку и позволил казакам платком перевязать ему руку. Верхом он вернулся в Куринское укрепление, туда же казаки привезли искусного горского врача. Несмотря на столь тяжелое ранение, через четыре дня Бакланов уже вновь был в строю и руководил своими казаками
СМЕКАЛКА И НАХОДЧИВОСТЬ АТАМАНА
Яков Петрович, богато одаренный русской смекалкой и находчивостью, всячески стремился поддерживать эти суеверные представления горцев о своей персоне. Однажды он до смерти напугал делегацию чеченских старейшин, устроив им прием в тулупе, вывернутом мехом наружу и с лицом, вымазанным сажей, при этом злобно вращая глазами и щелкая зубами. Храбрость и выносливость Бакланова были так необычны, что даже его казаки не понимали, как простой человек может все это переносить. Будучи неоднократно раненым (многие ранения Якова Петровича даже не отмечены в его формуляре), Бакланов в бою старался не показывать этого и обыкновенно переносил болезненное состояние на ногах и в строю, отчего горцы считали его просто-напросто неуязвимым.
Так в августе 1851, когда отряд горцев напал на Куринское укрепление, наш герой, выскочив по тревоге из палатки, где он скрывался от жары и зноя, вовсе без одежды, схватил шашку, и, как был раздетым, нагишом, вскочил на коня и ринулся в бой. Вестовой, кинувшийся следом, успел накинуть на него только бурку. С двумя сотнями казаков он выбил восемьсот горцев из укрепления и, несмотря на ранение, долго преследовал их, нанося страшные удары пикой, взятой у казака. На горцев вид голого человека в бурке, словно поросшего шерстью, с разящей пикой в руке, произвел страшное впечатление. Они окончательно уверились, что неуязвимый «Боклю» необычный человек, а все случившееся с ними приписывалось его «мистическим»наваждениям. Вот что поведал один из пленных чеченцев: «Мы с Качкалыковских гор ясно видели белевшуюся отару, которая ходила между форштатом и укреплением. Самые зоркие из нас были убеждены в этом, так же как и в том, что при этом стаде не было ни пастухов, ни прикрытия. Но едва, призвав Аллаха на помощь, мы ринулись вниз, чтобы захватить добычу, как скот провалился, будто сквозь землю, и пред нами очутились веревки с развешанным на них солдатским бельем. Это поразило всех ужасом, потому что чудо это видели мы собственными глазами и сомневаться в нем не могли. Несколько человек поскакали назад, чтобы сообщить об этом наибу. Тот не поверил, но когда горсть казаков врезалась в нашу главную партию, когда наиб и окружающие его воины увидели голого всадника, скакавшего со страшной пикою, и когда от дуновения этого всадника (ведь пикой нельзя повалить столько народу), наши воины стали валиться с лошадей, как опаленные небесною молниею, мы побежали назад. Многие из нас узнали голос Бакланова, но был ли то он, или сам шайтан мы этого не знаем».
ОТЦОВСКАЯ ЛЮБОВЬ
Один драгунский офицер вспоминал такой случай:
«Когда мы отступали, преследуемые горцами, около двухсот их всадников скопились на огромном кургане, откуда на расстоянии полуверсты они, злорадно надсмехаясь, наблюдали за колонной русских войск. Бакланов вдруг обратился к молоденькому уряднику: «Видишь чеченцев? Скачи и скажи им, что господа офицеры просят их пожаловать к себе на чашку чаю».
Юноша молча повернул коня и, гикнув, полетел как стрела прямо к неприятелю. Все остолбенели… «Я, - говорит автор рассказа, - опомнился первым. - Яков Петрович, - сказал Бакланову. - Вы так серьезно отдали приказание, что мальчонка поверил. Он боится вас больше, нежели чеченцев! По его лошади видно, что он не собирается останавливаться». –«Это мой сын, - спокойно отвечал Бакланов, - он не боится меня, а просто разыгралась в нем наша донская молодецкая кровь».
«Ну, станичники! – крикнул он своему конвою. - Ступай, вертай его назад! Я и забыл, что он не умеет говорить по-татарски».
Казаки, подобравшись в седлах, спустили на перевес свои длинные пики и кинулись с такой решительностью, что горцы, предполагая атаку, мгновенно покинули курган и рассыпались в разные стороны».
И другой случай… В ходе одного сражения Бакланов увидел своего полкового офицера Ежова, склонившегося над тяжело раненым в голову молодым офицером. Остановившись возле них, Яков Петрович услышал от плачущего Ежова слова, что раненый - это его, Бакланова, старший сын Николай. Бакланов-отец сурово взглянув на Ежова, отчитал его, сказав, что раненый офицер смело шел в бой и то, что с ним произошло, на то Воля Божия. Это его судьба. «А вот что ты здесь делаешь, когда у тебя еще 800 таких сынов бьются насмерть?!»
И глазами, полными слез, с любовью взглянув на сына, Бакланов ускакал в самое пекло сражения. Николай Бакланов, впоследствии тоже известный полковой командир, отличившийся в Русско-турецкой войне 1877-78, после боя был подобран казаками и более года лечился от ранения.
БАКЛАНОВ И ШАМИЛЬ
Их противостояние с Шамилем – это особая страница в истории Кавказской войны. Летом 1845 г. командующий войсками на Кавказе М.С.Воронцов предпринял неудачную экспедицию на аул Дарго, бывший тогда столицей Шамиля. Его отряд попал в ловушку, устроенную Шамилем, и дело могло окончиться полным провалом и гибелью всего отряда. На выручку Воронцову пошёл отряд генерала Фрейтага, в составе которого было три сотни казаков под командой Бакланова. Им удалось выручить окруженцев, понесших к тому времени большие потери. Фрейтаг при докладе Воронцову особо подчеркнул роль Бакланова. Воронцов поинтересовался у Якова Петровича, доводилось ли ему воевать на Кавказе ранее. Тот ответил утвердительно, но сказал, что это происходило не здесь, а на Кубани. Тогда Воронцов сам напомнил ему, что тот служил в 8-м Донском казачьем полку под командой Жирова и он Воронцов внимательно изучал документы о знаменитой 12-й атаке Бакланова. Успешные действия Бакланова на этот раз не только предотвратили неминуемое поражение, но возвели экспедицию на Дарго в ранг значительной победы, за которую Воронцову был пожалован княжеский титул. Не обошёл Воронцов благодарностью и Бакланова, назначив его, тогда ещё только майора командиром 20-го Донского казачьего полка. Его три года не утверждали в этой должности, держа в статусе исполняющего обязанности, дожидаясь пока он чинами дорастет до требуемого уровня.
С Шамилем они не раз встречались на поле боя. Но ещё более интригующей была их заочная дуэль. И тот, и другой, как сказали бы в «лихие 90-е годы» прошлого века, «крышевали» чеченские сёла. Не надо думать, что война так сильно увлекала горцев, что ради неё они готовы были забыть про всё. Многих устраивала мирная жизнь. Шамиль сурово карал так называемых мирных чеченцев, организуя нападения на их селения. Бакланов защищал их, прилагая максимальные усилия, несколько раз будучи раненым в такого рода схватках. В свою очередь и он нападал на селения чеченцев немирных, действуя тоже весьма жестоко. Бакланов вспоминал о 1845-1853 гг.: «Ни одна партия, спускавшаяся с гор на Кумыцкую плоскость, не возвращалась безнаказанно, а всегда была уничтожаема и редкому из среды их удавалось возвращаться подобру-поздорову,- и здесь же он раскрывает один из важнейших своих секретов,- имея вернейших лазутчиков и платя им хорошие деньги, я всегда был во первых предупреждаем о движении горцев; нападал со своим полком и уничтожал так, что горцы к исходу 1853 г. прекратили свои налёты в наши пределы».
Что касается многочисленных лазутчиков-осведомителей, то среди них было два «суперагента». Один из них Али-бей из селения Гурдали-Юрт, тот самый, что предупредил Бакланова о появлении приглашенного Шамилем снайпера Джанема и оказал множество иных услуг.
Ещё круче был Ибрагим из Ведено. Настоящий «Штирлиц», он состоял в группе лиц, отвечавших за личную безопасность Шамиля. Сам на связь не выходил никогда, так как должен был неотлучно находиться при имаме, ценнейшие сведения передавал через связников.
В феврале 1852 г. Шамиль, собрав значительные силы, так расположил их, что отряды генерала Барятинского и полковника Бакланова были разъединены и могли быть разбиты поодиночке. «Местный наиб с почетными стариками,- как я узнал о том чрез лазутчика моего,- явились к Шамилю со следующими словами: «Имам! Напрасно сторожишь старую лисицу на этом пути; она не так глупа, как ты думаешь о ней; она не полезет тебе в рот, а обойдёт такими путями, где трудно пролезть и мыши!» Но Шамиль отвергнул их советы и не принял никаких предосторожностей в боковых путях. В два часа ночи, с 4 ротами, 6 сотнями казаков, при 2 орудиях, двинулся чрез Кочколыковский хребет гораздо правей просеки, без дороги, по дремучему лесу, так что орудия и зарядные ящики через пни и колоды переносились на руках. Преодолев все препятствия, с восходом солнца стал на указанном месте; соединяясь с отрядом, с полком моим пошёл в авангарде. Подкрепляемый 4 батальонами и 8 орудиями, с бою овладел завалами…За занятие завалов я награждён Георгием 4-й степени; но эта награда куплена ценою потока крови моих братий; из полка моего выбыло убитыми: храбрейший майор Банников, до 70 казаков, ранено 2 офицера и до 50 казаков, подо мною убито три лошади».
В 1853 году Бакланова назначили начальником всей кавалерии левого фланга (Чечня и Дагестан) Кавказского корпуса.
В ходе Крымской войны Бакланов довольно успешно действовал при осаде турецкой крепости Карс в Закавказье. Карс был взят, а потом по Парижскому мирному договору обменен на занятый вражеской коалицией Севастополь.
Кавказская война для двух её знаменитых персонажей окончилась практически одновременно. 25 августа 1859 г. пал последний оплот сопротивления в Дагестане аул Гуниб и сдался в плен имам Шамиль. А через две недели 9 сентября 1859 г. был подписан приказ об отставке генерал-майора Бакланова с должности походного атамана Донских казачьих полков на Кавказе. Эта последняя его кавказская должность, которую он занимал с 1857 г., была военно-административной, не предполагала оперативного руководства войсками и уж, тем более, личного участия в боевых действиях. Она тяготила лихого рубаку, и расстался он с нею без особых сожалений. Через несколько месяцев ему в воздаяние его заслуг был пожалован чин генерал-лейтенанта. Число же орденов и иных боевых наград, полученных им, с трудом поддаётся подсчёту.
ПЕСНЯ ПРО Я. П. БАКЛАНОВА
Честь прадедов-атаманов,
Богатырь боец лихой,
Здравствуй, храбрый наш Бакланов,
Разудалый наш герой!
Славой, честию завидной
Ты сумел себя покрыть:
Про тебя, ей-ей, не стыдно
Песню громкую сложить!
Ты геройскими делами
Славу дедов и отцов
Воскресил опять меж нами.
Ты - казак из казаков!
Шашка, пика, верный конь,
Рой наездников любимый –
С нами ты, неотразимый,
Мчишься в воду и в огонь.
Древней славы Ермаковой
Над тобою блещет луч;
Ты, как сокол из-за туч,
Бьешь сноровкою Платовой.
Честь геройскую любя,
Мчишься в бой напропалую:
За Царя и Русь Святую
Не жалеешь сам себя.
Бают: вольный по горам,
По кустам, тернам колючим
Лезешь змеем здесь и там,
Серым волком в поле рыщешь,
Бродишь лешим по горам,
И себе ты славы ищешь,
И несешь ты смерть врагам;
Ходишь в шапке-невидимке,
В скороходах-сапоах,
И летишь на бурк-сивке,
Как колдун на облаках.
Свистнешь – лист с дерев валится,
Гаркнешь – вмиг перед тобой
Рать удалая роится –
Точно в сказочке какой!
Сыт железной просфорою,
Спишь на конском арчаке, -
И за то прослыл грозою
В Малой и Большой Чечне.
И за то тебе мы, воин,
Песню громкую споем:
Ты герой наш, ты достоин
Называться КАЗАКОМ!»
Казаки Бакланова на Кавказе (1850 г.). Казачья песня
Ой, да ровно в лесе копий и мечей
Едет сотня казаков-усачей.
Гей, говорит!
Едет сотня казаков-усачей.
Перед сотней командир молодой,
Ведет делом казаков за собой.
Гей, говорит!
Ведет в дело казаков за собой.
Да кто первый до завалов добежит,
Того честью и крестом наградит.
Гей, говорит!
Того честью и крестом наградит.
- За мной, братцы, не робей, не робей!
На завалы поспешай поживей!
Гей, говорит!
На завалы поспешай поживей!
Течет речка поперек нам, усачи,
Шашку в зубы, в воду по пояс скачи!
Гей, говорит!
Шашку в зубы, в воду по пояс скачи!
На завалах мы стояли, как стена,
Пуля сыпалась, летела, как пчела.
Гей, говорит!
Пуля сыпалась, летела, как пчела.
Барятинский генерал, генерал,
Он спасибо нам, баклановцам, сказал.
Гей, говорит!
Он спасибо нам, баклановцам, сказал.
Выпьем чарочку за белого царя,
За полковничка Бакланова ура!
Гей, говорит!
За полковничка Бакланова ура!
В ноябре 2008 года Якову Бакланову был установлен памятник на набережной города Волгодонска.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Бородино. М.Ю. Лермонтов
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Городецкая роспись