Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_naseleniya_shackogo_rayona.doc | 148 КБ |
МОУ Чернослободская основная общеобразовательная школа
Орешкин Игорь
7 КЛАСС
2011 ГОД
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
В одежде шацких селений в начале ХХ в. ещё использовались домотканые материалы. Женщины пряли, ткали, шили, вязали носки, чулки, варежки. Из конопляной пряжи ткали холсты, а из шерстяной — вырабатывали тонкую шерстяную ткань и валяное сукно. Многие сёла в Шацком уезде славились богатыми ярмарками, крестьяне сравнительно рано стали приобретать фабричные материалы. Из них они шили праздничные рубахи, брюки, женские кофты и юбки. Отдельные детали костюма: головные уборы, обувь, мужские брюки, пиджаки покупали готовыми в магазинах и на ярмарках. Домотканина шире использовалась в небогатых семьях.
В традиционной женской одежде населения Шацкого района преобладали компоненты южнорусской одежды, вместе с тем просматриваются и традиции, характерные для одежды населения северных, центральных и отчасти западных районов России.
Основу старинного женского костюма составляла рубаха с длинными рукавами из домотканого конопляного холста. Она служила в ХIХ в., а нередко и в начале ХХ в., нательной и одновременно выходной одеждой. Как и повсюду у русских, рубаха шилась или из цельных полотнищ или состояла из двух частей: верхняя («станушка») и нижняя («подставка»), соединённых поперечным швом; верхнюю часть шили из более хорошего материала. В 1900-е годы в праздничном костюме, станушку и подставку не сшивали, носили как кофту и юбку.
Важным устойчивым ареальным признаком был покрой рубахи. Рубаха шилась из трёх, трёх с половиной или четырёх полотнищ. Косые полики в форме трапеции сравнительно крупного размера (60 × 33 × 26 см) вставлялись на плечах в разрезы полотнищ или между полотнищами, глубоко вклиниваясь острыми углами в стан на груди и спине; суживающиеся к запястью рукава пришивались к полотнищу, иногда к полику. Праздничные рубахи украшались вышивкой, узорным браным тканым, аппликациями из кумача и лент, швы поликов выделялись вышивкой тесьмой, блёстками. Ведущим цветом был красный, однако, старожилы вспоминают, что в Рязанской губернии встречались рубахи вышитые чёрной нитью.
В конце ХIХ и начале ХХ в.в. в сёлах Шацкого района поясной одеждой, надеваемой поверх рубахи, служила понёва («понька») — один из наиболее древних компонентов русской одежды.
Преобладала тёмно-синяя расцветка поля понёвы с узором в клетку из разноцветных нитей. Подол праздничной понёвы оторачивался лентами, кружевом, полосками разноцветной шерстяной материи, позументом (галун, тесьма, имеющая шёлковую или шерстяную основу и золотой, серебряный или же мишурный уток), вышивкой.
Из воспоминаний жительницы села Чёрная Слобода В.Е.Моисеевой 1917 г.р. о сарафане — «китайке».
Китайку шили из чёрных полотнищ ткани, немного расклешённых внизу; переднее полотнище закрывало грудь, остальные были короче, они собирались в мелкие складки на поясок («гармония»), укреплённый на талии. Верхняя часть сарафана открытая на лямках («проймах»). Одежду того же покроя, но сшитую из одноцветной домотканой шерсти ярких тонов (голубой, зелёной, жёлтой, коричневой) называли «сарафаном». Праздничные сарафаны украшали по подолу лентами, полосками бархата, кружевом, бахромой.
С сарафаном надевали станушуку и кофту. Для пышности под него (как и под китайку) надевали холстинные или шерстяные юбки. В 1900-е годы сарафан стал модной одеждой девушек и молодых женщин. В эти же годы распространенной поясной одеждой, была юбка из фабричных тканей, сшитая из 4-7 вертикально положенных полотнищ, сшитых друг с другом, сверху у пояса собранных в сборку на узкой обшивке.
Обязательной принадлежностью женского традиционного костюма был передник. Его носили поверх рубахи (кофты) с понёвой, сарафаном или юбкой. Высокий передник («запан», «фартук»), сшитый из двух полотнищ фабричной ткани, присборенных сверху на обшивку, укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков.
Материал и украшения запана соответствовали ансамблю костюма. Праздничной рубахе с алыми рукавами, надеваемой обычно на Пасху, соответствовал красивый запан: какой цвет рукавов — такой цвет и запана.
Трудно, по воспоминаниям местных жителей, восстановить старинный женский головной убор.
Старожилы помнят лишь названия головных уборов: «Кичку с рогами».
В нашем родном селе Чёрная Слобода сохранилась кичка, сшитая из ситца в форме шапочки, по бокам её вшиты «шишки» — утолщения из туго скрученной кудели, имитирующие рога. Поверх кички надевали платок, завязывавшийся косынкой.
К платку на затылке прикрепляли пучок разноцветных лент спускающихся до пояса.
Из воспоминаний краеведа из с. Чёрная Слобода (1923г.), «девицы носили сарафаны, а замужние - китайки и кички с пучками лент, поддёвки, безрукавки, повойник (повой, повоец -от повивать) старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьян.
Повойником называли:
1) платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора;
2) мягкую шапочку из ткани, имевшую различную форму, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. К началу XX века повойник вытеснил более сложные головные уборы - сороку, кичку. Обычно повойник носили в будни, в праздники – кокошник, полушалки, платки шерстяные и шёлковые».
Обычно поверх кички в XIX-XX в.в. надевали «сороку» - традиционный мягкий головной убор, сшитый из холста и кумача. На памяти старожилов, рогатую кичку могли покрывать платком или повойником распространившимся в 1900-е годы, а возможно и кокошником. Кокошник был праздничным головным убором на твёрдой основе, чаще его носили с сарафаном. Старожилы Шацких сёл термин «кокошник» объединяют с «волосником». Возможно, позднее он был перенесён на мягкий головной убор, типа повойника, который надевали под платок из фабричного материала, последний с конца XIX века становится основным головным убором женщин и девушек.
Для традиционного женского костюма Шацкого района, характерны были украшения из бисера, разноцветного гаруса, из птичьих перьев и пуха, многообразные бусы из стекла и янтаря, цепочки из бисера, полоски узорного тканья, серьги и д.р.
Традиционный мужской костюм в Шацком районе был значительно однообразнее по сравнению с женским. В начале XX в. распространяются рубахи - косоворотки из ситца и сатина. Домотканые рубахи порты во многих семьях служили домашней, рабочей или нижней одеждой, нередко их носили лишь старики и дети.
Традиционная мужская одежда быстрее нивелировалась под влиянием городской моды. В быт деревни входят штаны и брюки из фабричных тканей.
Краевед из села Чёрная Слобода Шацкой волости в 1923 году так описал одежду того времени: «На мужчинах появляются городские костюмы (брюки, пиджак, жилеты, галстук). Носят и повседневную одежду из свойского сукна и холста».
Изредка встречаются у женщин городские жакетки, пальто, юбки, кофты, ботинки на высоких каблуках, калоши. Причёски на городской манер с приколками, шпильками и гребешками. Заметно стремление заменить домотканину фабричным материалам. Праздничная кожаная обувь (сапоги, ботинки, коты (башмаки с завязками на заднике)) и зимние валенки. Повседневная — лапти.
Наиболее распространённой мужской и женской обувью в Шацком районе в ХIХ - начале ХХ в. были лапти мордовского типа. Их плели техникой косого плетения в три, пять и семь лык («пятерик», «семерик»). Они имели головку трапециевидной формы и специальные петли из лыка («ушники») с боков и сзади для обор.
Лапти надевали с холщовыми, шерстяными и суконными онучами, или обёртывали ногу вместе со ступнёй. Онучи («завои») были чёрного цвета. В Шацком районе онучи закреплялись на ноге длинными шерстяными шнурками («оборами») чёрного цвета.
Верхняя одежда, надеваемая поверх комнатной различалась по материалу, покрою и функциональному использованию в качестве зимней, осеннее - весенней, летней, будничной, праздничной, рабочей. Она шилась из домотканого сукна, холста, овчин, позднее из фабричных материалов. В связи с трудностью выделки сукна и овчин изготовлением их занимались специалисты. Местные овчинники и портные, уходившие на заработки в отдалённые районы, работали в своих сёлах.
В современных Шацких сёлах почти не сохранилось старых традиционных форм верхней одежды. Старшие помнят «халат» из домотканого сукна, широкий, длинный со вставленными на боках клиньями, с большим воротником, его надевали в дорогу поверх другой верхней одежды.
Из домашнего сукна шили зипун и ярмак. Их кроили зауженными в талии, с вшитыми клиньями или с отрезной спинкой, по линии талии и со сборами в нижней части. Зимой мужчины и женщины носили шубы из выделанных овчин прямого покроя из цельных полотнищ и отрезные по талии со сборками. Шубы были нагольные (некрытые) и покрытые тканью.
В 1900-е годы появляется «поддёвка», из фабричной ткани на вате, с выкроенной спинкой, отрезной по талии. Похожего покроя были утеплённые на вате «корсеты».
В 1920-1930 г.г. распространяются различного покроя пальто, пиджаки, жакеты и кофты на вате. В 1930-е годы наблюдается дальнейший отход от традиционной одежды, она сохраняется лишь у пожилых людей. Исчезает домашнее изготовление тканей для одежды. На ткацких станах продолжали ткать лишь постилки, половики, мешковину.
В наше время в результате распространения в сёлах фабрично – заводских изделий, под воздействием городской моды одежда стала одним из наиболее изменчивых компонентов современной бытовой культуры.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Карты планет и спутников Солнечной системы
Шелковая горка
Алые паруса
Свинья под дубом