Поэзия Есенина представлена как неотъемлемая часть национального художественного творчества, отражающая широту русской души во всём её многообразии: любовь к природе, Родине, женщине.
Учащаяся хорошо изучила критическую литературу, творчество поэта и смогла применить свои умения при написании исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_polovode_chuvstv_v_lirike_s._esenina.doc | 82 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Исследовательская работа
Тема: «Половодье чувств…»
в лирике С. Есенина
Выполнила: Кочергина Олеся,
ученица 8 б класса
Проверила: Николаева М. А.,
учитель русского языка и
литературы
г. Куйбышев
2010
1. Введение. Творчество С. Есенина в оценке современников и исследователей его творчества.
«Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут», - эти слова Некрасова невольно приходят на память, когда думаешь о судьбе Сергея Есенина. Всего 30 лет было отпущено ему, чтобы прожить бурную, полную мечтаний, взлетов и падений жизнь. При всем том, что судьбу Есенина с полным правом называют трагической, ему еще при жизни выпало редкое счастье – стать любимейшим поэтом своего народа. Им зачитывались, учили его стихи; рабочие и крестьяне, интеллигентная, образованная публика распевали их. Его высоко ценили почти все выдающиеся современники.
Вопреки утверждениям некоторых критиков, современников Есенина, о том, что поэт, относящийся « к уходящей культуре», довольно скоро утратит свою популярность, Есенина сегодня по-прежнему читают и любят. Поэзия его живет, интерес к ней увеличивается. Нет сейчас такого человека, душа которого не отзывалась бы радостью и болью на есенинские стихи.
Хотя и принадлежит Есенин к числу наиболее читаемых поэтов, но творчество его изучено мало, все еще много белых пятен. Поэтому цель моей работы:
исследовать творчество Сергея Есенина.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Первые отклики на его поэзию появились в печати в 1915 году, с тех пор прошло много времени. Число статей, воспоминаний, книг о поэте постепенно росло. Но не все работы о Есенине выдержали испытание временем, а впрочем, в некоторых из них концепции и оценки часто были односторонние, неверные и теперь не могут быть приняты. К сожалению, многие, очень многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нём прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси».
Горький, Толстой, Леонов, многие художники слова, говоря о Есенине, его противоречиях, трагическом уходе из жизни, отмечали неувядаемую силу стихов Есенина, великого национального поэта. «Мы потеряли великого русского поэта», - писал М. Горький, потрясенный смертью Есенина. Глубоко национальная основа поэзии С. Есенина всегда волновала и Алексея Толстого. « Его поэзия есть как бы разбрасывание сокровищ его души», - эти слова о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века.
« Край любимый… Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных»
Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и слезам людским? С души, распахнутой навстречу всем «впечатлениям бытия» Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. Так начинался С. Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многозвучный мир: вешние зори, запах смолистой сосны, песни тальянки. А ум и сердце еще только просыпались. Но уже в раннем творчестве становится очевидной самая сильная сторона дарования Есенина – его умение рисовать картины русской природы. А что можно было видеть и наблюдать, не отрываясь от своего места рождения? Только природу, да бесхитростный деревенский быт. Но, описывая природу, по-русски скромную, Есенин открыл в ней целый мир «нежной красоты». У него каждая береза, куст рябины, стог сена описаны такими восхитительными словами, такими редкостными по простоте и удивительными по точности:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремление слиться и раствориться в ней. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зелёная прическа» (1914год) Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке… Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она человеку:
Зелёная прическа,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Стихи Есенина о родной природе наполнены звуками, красками, запахами. В них звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон» берёз, «звенит придорожными травами» ветерок, пахнет «яблоками и медом», «ели льют запах ладана» Вокруг – «алый свет зари», «голубеет небесный песок», «сыплет черемуха снегом».
Поэт любуется картинами родной природы, поэтому деревенские просторы приобретают в его стихах небывалую красоту.
«Воспою я тебя и гостя
Нашу печь, петуха и коров…»
Появление цикла стихов о животных в творчестве Есенина не случайно, потому что с ранних лет будущий поэт, выросший в крестьянской среде, проявлял большую любовь к природе и животному миру. Так в стихотворении « Табун» (1915 год) дана романтическая зарисовка лошадиного стада:
В холмах зеленых табун коней
Сдувает златой налет со дней .
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Но поэт не ограничивается только описанием этой картины единения животных с природой. Он наделяет их способностью воспринимать искусство:
Пастух играет песню на рожке.
Погасло солнце .Тихо на лужке.
Уставясь лбами слушает, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
А в стихотворении «Голубень» конь сравнивается с судьбой , влекущей в дальнюю дорогу:
Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредет мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающей одежды
Его чуть мокрая буланая губа.
Водою зыбкой стынет синь во взорах,
Бредет мой конь, откинув удила
И горстью смуглою листвы последний ворох
Кидает ветер вслед из подола.
И в последующих стихах Есенина образ коня романтически окрашен. «Отвори мне страж заоблачный…», когда лирическому герою мерещится, что белый ангел в полночь уводит белого коня:
Конь мой – мощь моя и крепость,
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.
Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него , как с месяца,
Шерсть буланая в туман.
А в более позднем стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» его конь- символ романтической юности:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне»
В ранних стихах Есенина видное место занимают и другие животные: корова, ягнята, щенки, лисица, собака, кот, петух и др.:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко,
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты»
В стихотворении «Разбуди меня завтра рано…» (1917 год) поэт обращается к матери:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и коров…
И на песни мои прольется,
Молоко твоих рыжих коров.
Крестьянский мир с его хозяйством, двором, огородом, живностью воздействовал на поэта, рождал в его воображении метафоры:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Жизнерадостностью веет от этих строк и сравнений.
В стихотворении «Корова» (1915 год) молодой поэт с глубоким сочувствием пишет о корове, у которой «выпали зубы, свиток годов на рогах», потому что у нее отняли «белого теленка». Эпизод казался бы очень простой, и внимание на это не надо обращать. Но Есенин видит драму: «Не дали матери сына», «и на колу под осиной шкуру трепал ветерок». И такая же участь ожидает мать.
В стихотворении «Лисица» (1916 год) чувствуется столько боли за зверя:
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
В стихах о животных особенно ощущается человечность поэзии Есенина. Читаешь эти стихи и думаешь, что это написано о человеке. Замечательна «Песня о собаке» (1915). Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами:
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком.
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
Радость материнства преображает «ржаный закут», где «златятся рогожи в ряд». Собака – мать счастлива. Но все резко обрывается:
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок…
И от радости не осталось следа. Есенин как бы со стороны видит отчаянье и боль собаки:
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И отчаяние, боль животного поэт передает ярким образом:
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
Одиночество собаки передается нам. И уже не просто животное перед нами, а потерявшая детей мать:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег:
«После таких стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком» - писал М. Горький. Он отмечал, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
В более позднем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» (1924 год) поэт гордится своим гуманным отношением к животным, видит в этом счастье:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Чудесным завершением этого цикла о животных является его замечательное стихотворение «Собаке Качалова» (1925 год). Читаешь его и чувствуешь, что животные для поэта – действительно меньшие братья. Ведь поэт доверял Джиму все свои самые сокровенные сердечные тайны:
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Эту любовь к животным Есенин пронес через всю жизнь, и недаром он себе в заслугу, что «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». И недаром это выражение – «братья наши меньшие» стало бессмертным словосочетанием, прочно вошло в нашу разговорную и письменную речь.
«.. Я скажу не надо рая!
Дайте Родину мою…»
Нам известны слова поэта: «моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенинское чувство родины органически включает любовь поэта к отчему слову, фольклору, русской поэзии, его веру в богатейшие возможности русского народа.
С ранних лет ему запали в душу народные сказания, песни, поговорки, загадки. А дед Есенина «яркая личность, высокая натура», по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен, которые напевал впечатлительному внуку. И мать Татьяна Федоровна была замечательной песенницей, о ее пении Есенин вспоминал не раз. Бабушка рассказывала ему сказки. И народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина. Недаром он писал в одном из стихотворений:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
И многие ранние его стихи написаны в песенном жанре. Поэт учился мастерству у безымянных народных авторов. Он имел тетрадь, в которой было записано около четырех тысяч частушек.
Есенин обратился к фольклору, но эта ценность народного творчества признавалась в то время не всеми. Но именно фольклор воспитал нравственные идеалы юного поэта – любовь к народу, к Родине. С деревенской улицы, гармони, песен, гулянок с парнями и девчатами, с пашен сенокосов начиналось признание поэта народной жизни, его быта.
В 1916 году вышел первый сборник стихотворений Есенина «Радуница»:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Часто в стихах о родном крае слышится много печали, навеянной горькой судьбой родной деревни. Но в этих безрадостных картинах звучит беспредельная любовь к Родине:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим снегом,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
До конца своих дней Есенин был связан с родным краем, а через него со всей Родиной. Есенин был убежден, «нет поэта без родины», убежден с юношеских лет, с первых своих шагов в русской поэзии.
Гой, ты Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «не надо рая,
Дайте Родину мою».
В самые трудные, самые тяжелые для Родины дни, в самые черные трагические часы жизни, когда, казалось, невозможно найти ответ на мучительно неотступный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» - главная боль, главная дума Есенина о судьбе России, ее настоящем и будущем. Вспомним есенинские стихи о Родине, его «маленький поэмы»: «Русь уходящая», «Возвращение на родину», «Русь Советская». Сколько в них любви к Родине, тревоги за ее благополучие в годы суровых революционных бурь и потрясений. Поэт обращается к Родине, переживает за неё, болеет душой. Так до последних дней жизни, до последних шагов по земле, последнего вздоха, вопреки всем незаслуженным обидам и превратностям судьбы, - неисчерпаемая, святая любовь к Отечеству:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земле
С названьем кратким «Русь»
«….я запел про любовь…»
Святая святых есенинской лирики – изображение им всего многоцветного и многосложного ореола отношений к женщине. Любовная лирика Сергея Есенина… Это вечная тема мирового искусства. Большинство стихотворений Есенина переложено на музыку и живет в народе в качестве песен. Это свидетельствует о том, что поэзия Есенина не могла не затронуть глубоко интимных, сердечных струн у композиторов. Поэзия Есенина, будучи изображением индивидуальных ситуаций и частных отношений, обладает поразительной всеобщностью…
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Особое место в поэтической системе Есенина занимает лирический цикл «Любовь хулигана», который был подготовлен к печати в декабре 1923 года. Но это издание не состоялось. И полностью цикл вошел лишь в книгу «Москва кабацкая». Этот цикл включает в себя семь стихотворений, составляющих маленькую «новеллу».
Случайная встреча Есенина с актрисой Миклашевской побудила поэта к созданию художественного обобщенного образа прекрасной женщины. От стихотворения к стихотворению поэт постепенно создает образ лирической героини:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родные дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
И если раньше до этой встречи лирический герой был, как «запущенный сад», то теперь он воспевает возвышенное романтическое чувство – любовь. В третьем стихотворении цикла все настойчивее звучит мотив разочарования, от обновленного чувства не остается следа, образ героини растворяется в поэтической дымке:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось.
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Но все же поэт благодарен женщине за то, что она сохранила ему самое главное в жизни – веру в нравственные ценности. Настоящая любовь «встряхнула» героя, заставила глубже задуматься о своей судьбе, понять ответственность перед жизнью и Родиной:
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными кладбища и хаты.
И острая борьба в душе поэта приводит его не к отрицанию жизни, а к ее утверждению. И в самый трагический момент герой обращается к любимой, пробудившей его к новой жизни:
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня , губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы»:
Улеглась моя белая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Характерно, что тема любви у Есенина в «Персидских мотивах» тесно связана с темой Родины. В словах, обращенных к Шаганэ, слышна грусть, тоска по «рязанским раздольям», прелесть которых он не может сравнить даже с красотой восточной экзотики. Именно здесь – сквозь пеструю восточную чужеземщину – поднимается самое затаенное, самое родное:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я севера что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я севера что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я севера что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
3. Заключение. Жива Земля – жив Есенин.
Из чего складываются главные слова?
Слово «родина» у нас, россиян, вызывает в воображении множество образов. Родина – это степи, леса, простор, заснеженное поле, первый подснежник, запах поздних яблок…
А еще родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Маномах и Александр Невский, безымянный автор «Слова о полку Игореве», Пушкин и Гоголь, Толстой, Рахманинов, Шостакович… и Есенин.
Его поэзию нельзя любить или не любить. Ведь нельзя любить или не любить свою душу! А Есенин – душа России. И как широкая русская душа поэзия Есенина вобрала в себя всё «половодье чувств» и стала неотъемлемой частью национального художественного творчества. И пока живет Земля, Есенину - поэту суждено жить с нами.
Список литературы:
6. В. Дементьев. Грани стиха. М. «Просвещение», 1988
План
Творчество Есенина в оценке современников и исследователей его творчества.
В зеленях твоих стозвонных…»;
Нашу печь, петуха и коров…»;
Дайте Родину мою»;
Жива земля – жив Есенин.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Астрономический календарь. Май, 2019
Прекрасная арфа
Всему свой срок
Сказка "Морозко"