Работа выполнена по истории изобразительного искусства.
Пермский звериный стиль- уникальный культурный феномен Пермского края. Автор расматривает несколько версий возникновения .предметов звериного стиля, специфику образов: человеколось, трёхголовые птицы, всадник на лосе-коне в обрамлении ящеров с летящей впереди птицей и т. д..Уникальность и богатство образов хранит в себе тайну загадок. Все образы в работе разделены на три группы: зооморфные, зооантропоморфные и антропоморфные фигуры людей и личины. Предметы выполнены в технике литья, в основном из металла, прорезные бляхи для ремней, медальоны, амулеты. Одна из версий возникновения ПЗС связана с легендой о "чудском " народе ранее обитавшем на уральских городищах и с приданием о национальных героях Кудыш-Оше и Пере-богатыре. Нашел свое отражение Пермский звериный стиль и в современном искусстве, им украшают посуду и одежду. Зооморфные образы являются узнаваемыми брендами Пермского края. Своими мыслями о самобытности этого искусства малой родины делится автор.
Вложение | Размер |
---|---|
permskiy_zverinyy_stil.docx | 1012.93 КБ |
МБОУ ДОД Полазненская детская школа искусств
«Пермский звериный стиль»
Выполнила: Спешилова Н.Ю.
Преподаватель: Хамантова Г.Ю.
Полазна 2011 г.
Содержание
І Пермский звериный стиль – искусство Пермского края. . . . . 3
1. Древности Камской чуди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Расцвет искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ІІ Специфика Пермского звериного стиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1. Зооморфные образы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Зооантропоморфные образы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Антропоморфные личины и фигуры. . . . . . . . . . . . . . . . . .12
ІІІ Использование Пермского звериного стиля в современном искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Мои мысли об искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ – ИСКУССТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ.
Пермский звериный стиль - это искусство мелкой металлической пластики, характерное для народностей населяющих пермскую землю. Наиболее древние предметы пермского звериного стиля датируются VIII—III до нашей эры, а расцветом звериного стиля считается период с VII по IX вв., который носит название «ломоватовской культуры». Для этого периода характерны сложные композиции, соединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ.
Специфика Пермского звериного стиля выражена в преобладании зооморфных (изображения животных) и зооантропоморфных (изображения людей-животных) образов. Большинство сюжетов связано с мифологией финно-угорских племен и являются своеобразной иллюстрацией древних легенд. Несомненно, что пермское искусство отражает общественный строй племен, хозяйственную деятельность и их представления об окружающем мире.
С одной стороны, на бронзовых бляшках в образах животных и человека изображены подземный мир, жизнь на Земле и в небе, прошлое, настоящее и будущее, а с другой стороны в некоторых бляшках воспроизведены Вселенная, смена времен года, движение солнца среди созвездий. И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося — размышляющий или, наоборот, динамичный, стремительный, шагающий, летящий, бесконечное число раз умирающий, гибнущий и снова возрождающийся к жизни. И этот человек в центре мира не только не стремится выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое с ней нерасторжимое единство.
Картина мира пермского звериного стиля чрезвычайна разнообразна. На бронзовых предметах в виде животных и людей изображены жизнь на Земле и в небе, подземный мир, прошлое, настоящее и будущее, а также в некоторых изделиях можно найти отражение представлений о Вселенной, смена времен года, движение солнца среди звезд.
Изделия звериного стиля служили различным целям. Часть из них была просто украшениями, а часть использовалась как амулеты. Местное население уделяло особое значение поясу, как оберегу. На него чаще всего и крепились охранные амулеты. Помимо культовых плакеток к Пермскому звериному стилю можно отнести так же и ряд фигурок-бляшек или медальонов, изображающих птиц, головы медведей и антропоморфные личины и фигуры.
Основным приемом изготовления предметов было литье в жестких формах. Контур рисунка наносился на поверхность заготовки, а затем ножом вырезалось само изображение. Такая технология требовала большого мастерства и точности. Размер и форма пластин, блях и медальонов при этом не имеет решающего значения. Они могут быть очень крупными, длиной до 16-17 см и мелкими - 3-5 см. Их форма может быть геометрической или повторять очертания естественного объекта.
Отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер, связанный с высоким качеством чудских горных работ, позволявшим уже в те давние времена выходить на весьма богатые захоронения пермских ящеров. Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала в нем так же серьезно, деловито, как и на земной поверхности. И настолько деловито относилась к ящерам, что изображала человека стоящим на ящере или оседлавшем его.
На бляхе одного из Подчеремских кладов на спине небольшого ящера сидят два очень похожих на человека существа. А вот на бляхе, найденной в Удмуртии, длинный, извивающийся ящер с коротким хвостом и короткими трехпалыми лапами оседлан не простым человекоподобным существом, а крылатым. Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное, но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную жилу и хорошо понимающего ее подземный путь человека.
Древности Камской чуди. Связь с мифами и легендами.
Предметы звериного стиля иногда приписывают чуди, называя их «чудскими». Согласно легендам и преданиям, чудь – это народ, ранее обитавших на древних уральских и прикамских городищах, язык и обычаи которого сильно отличались от славянских. Особенно много преданий о чуди сохранилось на северо-востоке Европы, Урале и Западной Сибири.
Восточные славяне называли так местное финно-угорское население. Возникнув вначале в новгородских землях, легенды о чуди, по мере продвижения русских на восток, распространились до Урала, а затем в Сибирь. В Коми-Пермяцком автономном округе до сих пор бытуют «чудские» названия древних поселений, а легенды о чуди переплетаются с преданиями о национальных героях коми-пермяков – Кудым-Оше и Пере-богатыре.
Кроме эстетического значения, эти фигурки и рисунки имели, возможно, и колдовской смысл и изображали родовых животных – предков-тотемов, предохранявших от действия злых сил. Часть предметов имела общественное значение и символизировала власть родовых и пленных вождей или просто указывала на принадлежность к определенному роду и племени.
Большинство произведений звериного стиля имело культово-религиозное назначение, но использовались по-разному. Бляшки средних и мелких размеров с отверстиями или ушками для подвешивания, вероятно, служили украшением одежды колдунов-шаманов. Крупные пластины без приспособлений для подвешивания врезались в стволы деревьев или в деревянные изображения идолов, а может, размещались на каких-то подставках в святилищах. Костяные и металлические стержни с окончаниями в виде голов птиц и животных, скорее всего, были жезлами шаманов. Предметами культа были, видимо, и так называемые фигурные кремни-изображения животных, птиц и человека, имевшие иногда выступы или отверстия для подвешивания.
Животные и птицы встречаются и на глиняной посуде. На Урале их обычно прочерчивали, выдавливали штампами или наращивали рельефными налепами. В большинстве случаев эти рисунки были сильно упрощены и стилизованы, иногда настолько, что трудно определить их реальные прототипы. Стилизованные звериные мотивы постепенно трансформировались в узоры орнамента. Эти узоры имели определенное смысловое значение как знаки родовых предков-тотемов. Например, орнамент из этих знаков на сосудах играл оберегающую роль – охранял пищу, содержавшуюся в них, от порчи и колдовства чужих родов. По орнаменту, устойчивому в каждом родовом коллективе, можно было определить принадлежность людей к данному обществу. Узоры наносились не только на посуду, но и на жилище, а иногда и на тело людей в виде татуировки или раскраски. Каждый из этих узоров имел свое название – имя животного, родового предка.
Большинство произведений звериного стиля найдено на жертвенных местах – костищах и представлено мелкими фигурками животных и человека, выполненными в технике плоского или объемного литья. Среди находок преобладают фигурки волков, собак и летящих птиц, реже встречаются другие представители животного мира – свиньи, пушные звери, змеи и фантастические животные – ящеры. Человек представлен как одиночными, так и парными изображениями, а также верхом на лошади, стреляющим из лука, стоящим на драконе или ящере.
РАСЦВЕТ ИСКУССТВА.
Расцвет художественного литья в Прикамье приходится на период ломоватовской культуры, который называют «золотым веком» пермского звериного стиля.
В это время происходит подъем в развитии хозяйства местного населения, возрастает роль металлургии железа и появляются крупные центры металлообработки. Продолжают функционировать старые и возникают новые святилища-костища. Возможно, в это время колдуны-шаманы превращаются в профессиональных служителей культа. Религиозные и реальные представления об окружающем мире значительно усложняются. Это отразилось в новых, сложных по композиции произведениях звериного стиля. Наряду с плоскими более или менее реалистическими изображениями животных и птиц все чаще встречаются полые, объемные фигурки. Плоские бляшки становятся украшениями – подвесками с шумящими цепочками.
В конце ломоватовской культуры богатство фантастических изображений иногда превращается в стилизованную схему. Точеный и ложновитой орнамент, игравший подчиненную роль по отношению к основной композиции, занимает все более значительное место. В орнамент превращаются и некоторые «звериные» мотивы.
Произведения Пермского звериного стиля отличаются разной степенью сложности. Иногда изображения настолько реалистичны, что определить их реальный прототип очень легко. В других случаях видовые отличия животных и птиц выделены нечетко, тогда трудно бывает отличить волка от собаки, утку от гуся, лошадь от лося, медведя от свиньи, это происходит либо по неумению автора, либо намеренно.
Кроме одиночных, порой очень сложных изображений, есть и целые композиции: несколько человеколосей, стоящих на ящере; человек на коне в окружении птиц и животных.
Произведения звериного стиля различны по материалу и технике изготовления. Большинство из них сделаны из меди или сплавов на медной основе, также есть изображения, литые в каменных, глиняных, костяных, а может даже в деревянных формах. Кроме литья, древние мастера использовали и более простые приемы – вырезание фигур из медного листа, выпуклую чеканку, оттиски, гравировку, а также отливку отдельных частей изображения.
Эти произведения имели различное назначение в жизни первобытных людей. Изображениями животных и птиц украшали орудия труда и оружие, части конского убранства, бытовые предметы, части костюма.
СПЕЦИФИКА ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ.
Трактовка смыслового содержания сюжетов Пермского звериного стиля основана на данных этнографии о религиозных представлениях народов Сибири и Урала. Среди изделий художественного литья можно выделить три большие группы: зооморфные – изображения зверей и птиц, антропоморфные – изображения людей, антропозооморфные – изображения птиц, животных и людей.
Сюжеты с животными первоначально были связаны с почитанием родовых предков-тотемов, позднее являлись изображениями души-тени, которая по представлениям хантов и манси, после смерти следует за умершим человеком. Самые поздние из них служили личными амулетами-оберегами, входили в состав украшений одежды шаманов, а еще позднее превратились в обычные украшения.
ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ.
Одним из животных, издревле почитаемых на Урале, был лось. Это подтверждают многочисленные раскопки Пермского края. При раскопках были найдены деревянные жертвенные сосуды в виде лося, роговые пластины с лосиной головой, металлическая пластина и костяные фигурки лосей. Также лоси входили в состав композиций.
Самой большой популярностью пользовался медведь – хозяин тайги, которого почитали многие народы Урала. Один из героев народного эпоса коми носил имя Кудым-Оша. Охотники носили медвежьи клыки как амулеты, которым приписывали также лечебные свойства. У коми-пермяков были пасы – знаки собственности, названные именем медведя. Вероятно, медведь был тотемом родовой группы, оставившей название селу Ошиб (Медвежье Поле). Эти фигурки выполнены техникой выпуклого литья, напайки и чеканки. Каждая фигурка вписана в основание подковообразной бляхи, с ушком для подвешивания, с ложновитым орнаментом по краям. На Гляденовском костище найдена также выпуклая бляшка с тремя головами медведей в одном ряду.
Изображения медведей были одиночными и редко входили в состав композиций.
Среди одиночных фигурок с изображением медведей, нередко встречаются полые пронизки, изображающие других диких животных – кабана, волка, соболя, бобра, куницу. В музеях Пермского края можно увидеть фигуру бегущего соболя, которая очень реалистично отлита на подвеске, медный гребень со стилизованным изображением куницы, свернувшиеся в клубок фигурки змей, сплошь покрытые орнаментом. Змея символизировала нижний мир и входила в состав сложных композиций.
Из всех домашних животных излюбленным для Пермского звериного стиля была лошадь. Рисунки ее дикого предка встречаются еще в палеолитической живописи Каповой пещеры. Культ коня, образ которого связан с почитанием солнца, нашел отражение в жертвенных комплексах и погребальном обряде.
Кроме реальных животных, в Пермском зверином стиле присутствуют фантастические ящеры, которые, как правило, входят в состав сложных композиций, одиночные изображения встречаются реже. Ящер обычно имеет удлиненное гладкое туловище, раскрытую пасть – иногда с выступающими вперед клыками, короткие лапы с когтями или раздвоенными копытами. Глаза и ноздри даны углубленным рельефом.
Кроме пластин с изображением животных есть еще и птицевидные пластины. Наиболее распространены одиночные фигурки летящих птиц – подвески и полые пронизки, изображающие водоплавающих птиц. Самые редкие подвески – с лебедем или уткой, были очень реалистичны. Лебедь долго был почитаемой птицей у народов коми.
В конце ломоватовской культуры полые фигурки трансформировались в шумящие пронизки с подвесками-цепочками.
В родановской культуре тело птиц укорачивается, клюв еле намечен, шея приобретает цилиндрическую форму. Простой геометрический орнамент сплошь покрывает фигурки птиц.
Ананьинская культура дала новый тип птицевидных идолов – с человеческой личиной на груди. Очевидно, это было связано с представлениями о священной птице, уносящей душу человека в верхний мир.
ЗООАНТРОПОМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ.
Зооантропоморфные идолы представлены сложными композициями, состоящими из фигур людей, животных, птиц, а иногда и фантастических существ. Наиболее распространенным сюжетом в этой группе являются изображения так называемых человеколосей – тонких высоких фигур человека с большой лосиной головой.
В Больше-Висимском могильнике на раскопках обнаружена уникальная пронизка – птица с человеческим лицом сидит на голове лося, крылья и опущенный хвост украшены точеным орнаментом.
Встречаются бляхи с изображением человеческого лица, окруженного животными. В Чердынском музее хранится крупная бляха с прекрасным изображением человеческого лика, увенчанного головным убором в форме хищного животного. Изредка попадаются изображения людей с птичьими головами. У села Кольчуг Чердынского района найдена очень интересная крупная бляха с фигурами двух бородатых мужчин, с руками, переходящими в крылья, и двумя птичьими головами над человеческими. В этих изображениях опять-таки можно увидеть шаманов, стремящихся к полету в верхний мир.
АНТРОПОМОРФНЫЕ ЛИЧИНЫ
И ФИГУРЫ.
Антропоморфные личины и фигуры встречаются очень редко и, в основном на этих произведениях тоже присутствуют птицы и животные. Одно свойство, которое отличает антропоморфные изображения от зооантропоморфных – это то, что человеческая личина или фигура представлена мастером на переднем плане, а звери расположены в виде рамки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ.
Пермский звериный стиль — уникальный культурный феномен региона. Его популяризация является ключевой созидательной целью проекта по выпуску тематической сувенирной продукции. Очевидно, что исторические образы Пермского звериного стиля могут и должны стать брендом, символом узнаваемости Пермского края.
В настоящее время многие художники-этнофутуристы занимаются изделием сувенирной продукции, например, необычных кружек, интересных брелков и открыток, иногда делают эскизы одежды с звериным принтом.
Павел Микушев относится числу наиболее ярких и интересных художников-этнофутуристов. Образно-сюжетный строй произведений Павла Микушева сформировался на основе нескольких составляющих, важнейшими из которых является финно-угорский миф и фольклор, ритуальные изображения пермского стиля, художественно-бытовое декоративное искусство коми. Так называемый «пермский стиль», представленный сегодня археологическими находками бронзовых изделий, привлекает художников богатой образностью, космологичностью и архетипичностью. Микушев предлагает свою интерпретацию древних образов, выступая практически на равных с учеными. Героями его произведений являются лосеголовые шаманы, приносящие жертву или путешествующие по иным мирам, а также экзотические жрицы, занимающиеся примерно тем же.
Мои мысли об искусстве.
Пермский звериный стиль произвел на меня впечатление очень самобытного и интересного искусства. Его история говорит о прошлом моей малой родины, об интересных легендах и сказаниях, существовавших в древности, о том, что и в стародавних временах были очень искусные мастера, благодаря которым, мы можем любоваться их произведениями и в современном мире. Я узнала необычные сведения о применении различных предметов и символике звериного стиля. Разнообразность культуры Пермского края увлекает своей уникальностью и трудной, особенно по тем временам, когда не было современного оборудования, техникой исполнения. Самое главное, что многие жители Прикамья знают, помнят, а самое главное применяют традиционный Пермский звериный стиль в современной жизни. И я считаю, что это самое главное.
Литература.
Баньковский Л., Ожиганова М., "Соль пермской земли", Соликамск, 2004 год.
Оборин В. А, Чагин Г. Н., «Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль», Пермь, 1988 год.
afisha.perm.ru
www.zel-veter.ru
Приложения.
Полая пронизка в виде сидящей хищной птицы с человеческой личиной. VII-VIII вв. Из Большевисимского моильника. Бронза, литье.
Птицевидный идол. VIII-IX вв. Пришивался к одежде. Кондратьева Слобода Чердынского района. Бронза, литье.
Птицевидный идол. IX-X вв. пришивался к одежде. Д. Большие Долы Чердынского района Пермской области. Бронза, литье.
Ажурная бляха. VI-VIII вв. Д. Ныргында, Сарапульский район. Бронза, литье.
Ажурная бляха с изображением всадницы на лосе-коне, десять голов ящеров, животное, а впереди летящая птица. V-VI вв. Верхнее Прикамье Пермской области. Бронза, литье.
Бляха с человеколосем на ящере и длинной рыбоой вверху.
VI-VIII вв. Река Ухта Коми АССР. Бронза, литье.
Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. IV-V вв. Найден в береговых осыпях реки Кын (Лысьвенский район Пермской области). Бронза, литье.
Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв. Обнаружена на жертвенном месте у камня светик по реке Колва. Д Подбобыка Чердынского района Пермской области. Бронза, литье.
Прорезная бляха с изображением человеколося на ящере. VII-VIII. Верхнее Прикамье Пермской области. Бронза, литье.
Бляха. Полусогнутая фигура человеколося на ящере окружена головами, среди которых виден какой-то зверь. Вверху заканчивается литником. Верхнее Прикамье Пермской области. Бронза, литье.
Прорезная бляха с крылатой богиней на коне и орлом, сидящем на ее плечах. VII-VIII вв. Поселок Курган Чердынского района Пермской области. Бронза, литье.
Оберег. Современное искусство, 2009 год. Материал – кожа.
Коньковая шумящая подвеска. IX-XI вв. Д. Мало-Аниковская Чердынского района. Бронза, литье
Шумящая подвеска с коньковой основой. XI-XII вв. Верхнее Прикамье. Бронза, литье.
Зимовье зверей
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Учимся ткать миленький коврик
Ласточка
Будьте как солнце!