Наша исследовательская работа посвящена практической природной деятельности, в решении проблемы сохранения природы, охраны лесов от пожаров. Выбор данной темы не случаен. В 2010 году в нашем районе бушевали лесные пожары, причинами которых являлся человеческий фактор и неблагоприятные погодные условия. Страшно и больно было видеть, как гибнут леса. В борьбе с огненной стихией участвовали не только взрослые, но и учащиеся школы, члены школьного лесничества «Сосенка». Поэтому мне хорошо известны последствия лесных пожаров. Мнение, что после пожара трава растёт быстрее, также ошибочно. Это обычная зрительная иллюзия: просто на золе трава лучше заметна. Вот и кажется, будто бы её больше и цветом она зеленее. В действительности, пожары существенно уменьшают биологическое разнообразие, т. е. количество видов в растительном и животном сообществе. В огне погибает огромное количество семян, молодых побегов, корней, расположенных близко к поверхности земли. Погибают насекомые, мелкие звери, сгорают гнёзда птиц. 1.1. Актуальность работы Большая территория нашего района занята лесами. Комплексным изучением охраны лесов от пожара нашей местности ранее специально не занимались. Поэтому конкретных обобщающих научных источников нет. Есть информация в Новоспасском лесхозе, в статистическом управлении администрации района, в материалах периодической печати. В связи с чем, наша работа актуальна. 1.2. Цель работы Мониторинг лесных пожаров Новоспасского района и влияние пропагандистской деятельности среди населения на уменьшение количества пожаров.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._pozhary.doc | 59 КБ |
Наша исследовательская работа посвящена практической природной деятельности, в решении проблемы сохранения природы, охраны лесов от пожаров. Выбор данной темы не случаен. В 2010 году в нашем районе бушевали лесные пожары, причинами которых являлся человеческий фактор и неблагоприятные погодные условия. Страшно и больно было видеть, как гибнут леса. В борьбе с огненной стихией участвовали не только взрослые, но и учащиеся школы, члены школьного лесничества «Сосенка». Поэтому мне хорошо известны последствия лесных пожаров.
Мнение, что после пожара трава растёт быстрее, также ошибочно. Это обычная зрительная иллюзия: просто на золе трава лучше заметна. Вот и кажется, будто бы её больше и цветом она зеленее. В действительности, пожары существенно уменьшают биологическое разнообразие, т. е. количество видов в растительном и животном сообществе. В огне погибает огромное количество семян, молодых побегов, корней, расположенных близко к поверхности земли. Погибают насекомые, мелкие звери, сгорают гнёзда птиц. Но ещё страшнее, когда с травы огонь перекидывается на леса, торфяники, а нередко и на населённые пункты
Большая территория нашего района занята лесами. Комплексным изучением охраны лесов от пожара нашей местности ранее специально не занимались. Поэтому конкретных обобщающих научных источников нет. Есть информация в Новоспасском лесхозе, в статистическом управлении администрации района, в материалах периодической печати. В связи с чем, наша работа актуальна.
Цель работы –Мониторинг лесных пожаров Новоспасского района и влияние пропагандистской деятельности среди населения на уменьшение количества пожаров.
В задачи исследований входило:
1. Сбор и изучение комплексного фактического материала по лесным пожарам Новоспасского района;
2. Проведение мониторинга лесных пожаров за 5 лет.
3. Разработка программы противопожарной пропаганды лесных пожаров среди населения на уменьшение количества пожаров школьным лесничеством «Сосенка» МОУ Троицко-Сунгурский средней общеобразовательной школы.
4. Разработка программы по восстановлению лесосеки 2010 года школьным лесничеством «Сосенка»
В процессе работы я изучила литературные источники по данной проблеме. Познакомилась с основными видами пожаров и методами противопожарной пропаганды.
Район исследований расположен в северной части Новоспасского района Ульяновской области.
В процессе работы я использовала следующие методы исследований:
1. Маршрутный метод
2. Проведение мониторинга лесных пожаров за 5 лет
3. Обследование участков и определение видов лесных пожаров на них.
4. Методика развития и скорости распространения лесных пожаров в насаждениях различных типов леса в зависимости от классов пожарной опасности по условиям погоды
5. Методика относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при пожарах
6. Составление докладной и протокола о лесном пожаре
В процессе наших исследований мы получили следующие результаты:
Обследуемая территория – это два участка лесных насаждений располагающихся в юго-западной части Новоспасского лесничества Новоспасского района Ульяновской области.
Маршрут имел общую протяжённость 10 км.
1участок - составил 0,3 га со следами пожара в кв 21 выдел 9.
2 участок - составил 2,3 га со следами пожара в кв 26 выдел 24, 25.
Мы провели исследование участков по видам лесных пожаров, составили докладную и протокол о лесном пожаре.
В процессе наших исследований мы провели мониторинг лесных пожаров Новоспасского района за каждый год с 2007-2011 год
Данные результаты таблицы показывают, что в 2007 году в Новоспасском лесничестве произошло 2 пожара, которые произошли летом, сгорело 8 га леса.
Из таблицы видно, что в 2008 году произошло 3 пожара в летний период, сгорело 15,7 га.
Из этой таблицы следует, что 2009 году было13 пожаров, которые проходили в весеннее – летний период, сгорело 130, 65 га леса.
По результатам таблицы видно, что в 2010 году было14 пожаров, сгорело 1738,6 га. Самый большой пожар уничтожил 1372 га.
В 2011 году пожар не было.
Также провели мониторинг лесных пожаров за 5 лет.
Из данного мониторинга следует, что за 5 лет, пик лесных пожаров был в 2010 году, он составил 1738,6 га.
Также мы выявили причины возникновения лесных пожаров за последние 5 лет
Проанализировав их, их мы установили, что большинство лесных пожаров происходя от сельхозпалов. Анализ горимости леса за последние 5 лет показывает, что на территории Новоспасского лесничества в среднем по вине человека возникают до 25% лесных пожаров, от сельхозпалов- 39%, от молний- 1%, по невыясненным причинам- 35.
1)Применив оценку основных диагностических признаков определения вида лесного пожара и его интенсивности мы определили виды пожаров и их интенсивность на исследуемых нами участках, пользуясь основными диагностическими признаками определения вида лесного пожара и его интенсивности.
Взяли один из участков лесного пожара, который произошёл 18 сентября 2010 года, в квартале 21 выдел 9, площадь пожара 0,3 га. Определили, что пожар относится к виду- верховой.. Верховой огонь по кронам древостоя распространялся горизонтально, часто опережал нижнюю кромку пожара. Большая часть (до 80%) древостоя повреждена верховым пожаром.
Пользуясь методикой развития и скорости распространения лесного пожара в насаждениях различных типов леса в зависимости от классов пожарной опасности по условиям погоды, мы определили, что класс пожарной опасности 5, тип леса – сосняк– мелкотравный. Пожар на этом участке относится к виду: устойчивый низовой пожар сильной интенсивности, местами переходящий в верховой пожар. Скорость ветра составляет 25 м/с. Определили скорость распространения тактических элементов - во фронте она составила:300м/ч
2)Исследуя второй пожар, который произошел 18 сентября 2010 года, в квартале 26 выдел 24, 25, площадь пожара 2,3 га. Определили, что пожар относится к виду- верховой.. Верховой огонь по кронам древостоя распространялся горизонтально, часто опережал нижнюю кромку пожара. Большая часть (до 80%) древостоя повреждена верховым пожаром.
Пользуясь методикой развития и скорости распространения лесного пожара в насаждениях различных типов леса в зависимости от классов пожарной опасности по условиям погоды, мы определили, что класс пожарной опасности 5, тип леса – сосняк– ракитниковый. Пожар на этом участке относится к виду: устойчивый низовой пожар сильной интенсивности, местами переходящий в верховой пожар. Скорость ветра составляет 25 м/с. Определили скорость распространения тактических элементов - во фронте она составила: 1800м/ч
_____________________________________________________________
1)С помощью таблицы коэффициентов относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при верховых пожарах мы
рассчитали на участке с лесным пожаром изменение скорости фронта верхового пожара. Нам было известно, как изменялись главные определяющие факторы (скорость ветра, влажность воздуха, крутизна склона). Для этого мы величину скорости пожара разделили на коэффициенты, соответствующие величинам факторов в данный момент, и затем умножили на коэффициенты, соответствующие предполагаемым величинам факторов.
Скорость фронта верхового пожара в данный момент равна 5 м/мин, причём скорость ветра под пологом у кромки 1 м/с, влажность воздуха 30 %. Ожидается, что к вечеру ветер стихнет, а влажность воздуха повысится до 60 %.
Мы рассчитали скорость фронта пожара 30 м/ч.
2)С помощью таблицы коэффициентов относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при верховых пожарах мы
рассчитали на участке с лесным пожаром изменение скорости фронта верхового пожара. Нам было известно, как изменялись главные определяющие факторы (скорость ветра, влажность воздуха, крутизна склона). Для этого мы величину скорости пожара разделили на коэффициенты, соответствующие величинам факторов в данный момент, и затем умножили на коэффициенты, соответствующие предполагаемым величинам факторов.
Скорость фронта верхового пожара в данный момент равна 30 м/мин
, причём скорость ветра под пологом у кромки 1 м/с, влажность воздуха 20 %. Ожидается, что к вечеру ветер стихнет, а влажность воздуха повысится до 60 %.
Мы рассчитали скорость фронта пожара -108,4 м/ч.
________________________________________
Мы разработали программу противопожарной пропаганды лесных пожаров среди населения: изготовили и разместили аншлаги на противопожарную тематику в количестве 4 штук, организовали с учащимися школы просмотр видеофильма «Район в огне», участвовали в операции «Лес без пожара», организовали игру «Смелые пожарные» с младшими школьниками, организовали выставку листовок на тему: «Защитим лес от пожара», провели опрос населения, который показал, что 72% жителей села считают, что нужна противопожарная пропаганда среди населения; 25% - нет, разработали и распространили противопожарные листовки среди населения.
В ходе этой программы мы пришли к выводу, что все виды пропаганды нужно использовать комплексно.
____________________________________________________
Мы, члены школьного лесничества «Сосенка» разработали программу по восстановлению горельников 2010 года:
- участвовали в отводе лесосеки под сплошные санитарные рубки;
- принимали участие в составлении документации по санитарно-оздоровительным мероприятиям;
- высажено 2500 сеянцев сосны, лиственницы, дуба;
- проведен ручной уход (прополка) на площади 0,10 га
Выводы
Применив оценку основных диагностических признаков, определения вида лесного пожара и его интенсивности, мы определили на первом участке, что пожар относится к виду верховой. Пользуясь методикой развития и скорости распространения лесного пожара в насаждениях различных типов леса в зависимости от классов пожарной опасности по условиям погоды, мы определили скорость распространения тактических элементов на первом участке- во фронте она составила: 300м/ч, на втором участке скорость распространения тактических элементов составила: 1800 м/ч.
С помощью таблицы коэффициентов относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при верховых пожарах мы рассчитали на участке с лесным пожаром изменение скорости фронта верхового пожара на первом участке, она составила: 30 м/ч, на втором участке: 108, 4 м/ч.
3. Разработали программу противопожарной пропаганды лесных пожаров среди населения членами школьного лесничества «Сосенка» МОУ Троицко-Сунгурской средней общеобразовательной школы
4. Разработали программу по восстановлению лесосеки членами школьного лесничества «Сосенка» МОУ Троицко-Сунгурской средней общеобразовательной школы.
В перспективах нашей работы: продолжить уход за высаженными сеянцами в течение 5 лет, чтобы по истечению указанного срока перевести лесные культуры в покрытую лесом площадь.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Крутильный маятник своими руками
Снежная сказка
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
На берегу Байкала
Астрономический календарь. Февраль, 2019