«В лесу родилась ёлочка»
1. Цель работы:
· Собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам о ели.
· Через этот материал мне бы хотелось привлечь внимание ребят к проблеме сохранения ели в нашем регионе, показав ее роль и значение.
2. Задачи:
· Изучить литературу о ели.
· Выявить отношения учащихся к данной проблеме.
· Провести некоторые исследования.
· Узнать о связях ели с растениями и животными.
· Составить рекомендации для учащихся по бережному отношению к ели.
· Разработать вопросы для викторины « Знакомая незнакомка»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_romashkina.doc | 102 КБ |
«В лесу родилась ёлочка»
Объект изучения: экология
Предмет изучения: ель, бережное отношение к ели.
Выбор темы исследования:
К уроку внеклассного чтения я прочитал сказку Г. Х. Андерсена «Ель» Много сказок прочитали мне в детстве родители, много сказок прочитал я сам, когда научился читать. Есть среди них и любимые. Но, прочитав эту сказку, я не мог успокоиться. Это печальная история о том, как в лесу родилась маленькая Елочка, ее ласкало своими лучами Солнце, вокруг нее росли ее подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Елочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась ее мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но… Счастье длилось не долго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.
И я подумал, ведь до сих пор так поступают люди, вырубая на новогодний
праздник тысячи и сотни тысяч елочек? Правильно ли это? Стоит ли ради нескольких дней губить дерево? Не лучше ли нарядить на новогодний праздник искусственную елку? Так возникла тема моей исследовательской работы « В лесу родилась елочка?».
История новогодней елки
Обычай наряжать елку очень давний: ему около двух тысяч лет. Наши предки верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит урожай. Духи были не только добрыми, но и злыми, и чтобы они не вредили людям, нужно было их задарить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Будучи вечнозеленой, она символизировала жизнь. Именно на ней ежегодно в конце декабря, когда начинался «солнечный» год, люди развешивали разные подарки для духов, чтобы сделать их добрее, и получить богатый урожай. К зеленым ветвям ели подвешивали яблоки – символ плодородия, яйца – символ развивающейся жизни, орехи – символ божественной воли, наряжали елку игрушками.
Некоторые ученые считают, что предшественниками новогодней елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до праздников, чтобы они зацвели к Рождеству. А из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (это считалось плохой приметой), стали заменять вечнозеленой елкой. Есть и еще одна историческая версия – ель, украшенная плодами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево». Украшения из вечнозеленых растений означали уход старого года и рождение нового. Шары, звезды и полумесяцы на дереве являлись символами космоса. А горящие свечи символизировали человеческие души.
7.
Социологическое исследование:
Я решил узнать, сколько же ёлочек было срублено и наряжено в семьях учеников нашей школы, и какую ель лучше наряжать – живую или искусственную. Для этого я провел социологическое исследование: попросил учащихся начальных классов нашей школы ответить на вопрос:
Что вы украшали на Новый год: ель, сосну или искусственную ёлку?
Результаты нашего опроса:
Количество учеников | Живая ель | Искусственная ель |
150 | 103 | 47 |
Для нашего маленькой школы цифры покажутся незначительными, но если сравнить, то оказывается, что больше половины деревьев было срублено и выброшено через 13 дней после праздника на свалку.
Просмотрев результаты, я решил собрать как можно больше материала о ели и узнать, как помочь им долго жить, приносить людям пользу и радость?
Страницы Красной книги
На территории России произрастает типичная ель сибирская. Что же оно собой представляет? Это вечнозеленое темнохвойное дерево. Крона ели узкопирамидальная, начинается почти у основания ствола, ветви ее опускаются почти вертикально вниз. Характерно наличие большого количества сухих сучьев и побегов. Молодые веточки светло-каштановые. Небольшое участие ельников в составе лесов обусловлено тем, что места с наиболее благоприятными условиями для их произрастания (долины рек) занимают сравнительно небольшую площадь. На севере ель начинает расти при более низких температурах. Рост в высоту начинается в июле, период роста составляет всего 17- 36 дней (по сравнению с более теплым климатом- 55-60 дней) Одна ель может жить до 110-120 лет. Ель растет в высоту почти всю жизнь, поэтому ее вершина всегда остается остроконечной. Отдельные экземпляры, при наиболее благоприятных условиях (проймы рек) достигают высоты 20-25 м и 40-50 см в диаметре. Нижние, соприкасающиеся с землей ветви способны укореняться и формировать вертикальные
побеги, которые затем могут превратиться в стволики. Начинает плодоносить к 40 – 50 годам. В средний по урожайности год количество шишек в кроне составляет примерно 15 штук.
Текущие столетие, характеризуется более теплым и влажным климатом по сравнению с предыдущим, более благоприятным для произрастания ели. Начали формироваться более густые еловые древостои. Однако, в результате развития газонефтеперерабатывающей промышленности и заселение севера, елевые посадки интенсивно сокращаются. Участившиеся в последнее время пожары. Они уничтожили огромные площади еловых редколесий. После вырубки леса часто развивается процесс заболачивания, и возобновление ели затягивается на долгие годы. Кроме этого, сдерживающими естественное возобновление ели в условиях севера являются: редкая повторяемость урожайных лет, плохая жизнеспособность семян, а так же обмерзание молодых побегов поздневесенних и раннеосенних заморозках. В связи с этим сокращение еловых редколесий и лесов на территории России пойдет быстрыми темпами, если не будут приняты меры по их охране и восстановлению Еловые леса и редколесья в пределах России выполняют важную роль. Особенно велика защитная роль ельников в поймах и долинах рек, где они снижают скорость водных потоков во время паводков, предохраняют берега от размыва, способствуют отложению ила, создают особую среду, благоприятную для существования многих растений и животных.
В еловых редколесьях и лесах сосредоточены большие запасы пищевых и лекарственных растений (морошка, голубика, черника, брусника, смородина, жимолость, шиповник, рябина). Лишайниковые и мохово-лишайниковые редколесья с участием ели служат лучшими зимними пастбищами и местами отела северного оленя.
Ели в мордовских лесах.
Вы когда нибудь задумывались над таким, простым вопросом: какое дерево ты узнал раньше других?
Когда мы были еще совсем – совсем маленькими, наши родители наряжали нам новогоднюю елочку. Она пришла к нам нарядной, зеленой и душистой. И с тех пор мы каждый раз постоянно встречаемся с ней.
Лесные ели хороши в любое время года. Осенью разноцветными бусами весят на них березовые и осиновые листочки, зимой бархатные еловые лапки сгибаются до земли под пышными снежными шапками, весной вокруг них
расцветают подснежники и только летом елочки не так заметны – они скрываются среди зеленой листвы других деревьев и кустарников.
В наших лесах много стройных и красивых елей, но они все немного разные. В основном ель встречается в западных районах Мордовии, куда относится и наш Торбеевский район.
В нашей стране чаще других встречаются 2 вида елей: европейская и сибирская. Они очень похожи друг на друга, но легко отличаются по шишкам. У европейской ели чешуйки на шишках заострённые, а у сибирской они имеют округлый край.
Какие же ели растут в мордовских лесах? Лесничие говорят, что у нас растет одна ель – европейская. Но в зависимости от местных условий она меняет свой внешний вид. Оказывается, встречаются и карликовые ели, и плакучие. Найдены елочки с серебристой и золотистой хвоей.
А еще я узнал, какими способами можно узнать, сколько лет елочке. Ветви у елей растут почти до самой земли и расположены как «этажи». Так если посчитать, сколько у елочки «этажей» и прибавить к этому числу 3, то получим возраст елки.
Исследование еловой шишки:
Закрытую еловую шишку я принес домой в январе. Измерил длину и толщину шишки. Шишка имеет продолговатую форму, 10 см длиной и 3 см шириной. Цвет коричневый. Мы с мамой положили шишку в бумажный пакет, а пакет в теплое место возле батареи. Через два дня шишка раскрылась. Чешуйки шишек округлые. Вытряхнули семена из раскрывшейся шишки, подсчитали их количество (25 штук). Семена светло – коричневые или черноватые, с пленчатым округлым крылышком, благодаря ему ветер уносит семена далеко от дерева.
Решили сохранить семена до весны, чтобы их посадить. В природе семена из шишек начинают высыпаться весной. Когда я гулял по лесу, не увидел ни одного животного. Но я знаю, что они там живут, потому что нашел старые шишки, у
которых разлохмачены чешуйки. Я решил прочитать в дополнительной литературе об обитателях елового леса.
С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ.
Прочитав дополнительную литературу, я узнал, что ель связана со многими живыми организмами.
О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки.
Вот зажата в небольшой щели пенька наполовину разбитая шишка, а рядом куча шишек с разлохмаченными чешуйками. Это значит, здесь поработал дятел. Белочки тоже любят еловые шишки, Если белка грызла шишки на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг, если на земле – аккуратно сложены кучкой, Но в
л
любом случае шишка обгрызена полностью, оставлен, лишь голый стерженек. А еще белки строят на ели свое гнездо. В еловых лесах обитает одна из самых крупных птиц леса – филин. Еще один житель елового леса – синица, Зимой они часто появляются в селах, деревнях, но в основном они живут в лесу.
Медведи часто устраивают берлогу под корнями упавшей ели. А на некоторых деревьях можно увидеть следы медвежьих когтей – так медведи отмечают границы своих владений.
Не только крупные животные встречаются в еловых лесах, но и мелкие. Под корой елей, особенно старых, живут мелкие жучки – короеды.
Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица и многие другие.
Из грибов в ельниках встречаются сыроежки и рыжики еловые.
Любят еловый лес и звери, и птицы. Основ ным потребителем еловых семечек является птица клёст. Это всем известная и удивительная птица. Она почти единственная на Земле может выводить птенцов в любое время года, в том числе и в трескучий мороз. И всё благодаря ело вым шишкам, вернее их семенам.
В природе так устроено, что всякая птица старается вывести детей к тому времени года, когда легче всего добывать пишу для кормления птенцов.
Клест своих птенцов может выкор мить одними еловыми семенами. Причем в дру гом месте, в другое время года клест может пи таться другой пищей. Эта птица не сует птенчи ку сухое, твердое семя, нет.
Сначала родитель размягчает семена в собственном просторном зобике. А затем своим знаменитым крепким клювом, клювом-щипцами, клест легко отвора чивает накрепко проклеенную смолой чешуйку у еловой шишки и легко вытаскивает языком ла комое семечко.
За две-три минуты птица опо рожняет целую шишку. И клестиху клест-супруг кормит еловыми семечками, когда наседка без вылазно сидит на гнезде, ни на секунду не поки дая его, не открывая птенцов, чтобы, не дай
Бог, не остудились у детеныша маленькие лапки или крылышки.
Если услышать и увидеть в лесу румяного кле ста можно, то найти его гнездо очень трудно. Оно спрятано на самой густой елке, под самой густой веткой, куда ни ветер не залетит, ни сне жинка не упадет, ни хищник не проберется.
После смерти клеста оперение у него сохра няется, как у живого. А происходит это из-за то го, что птица долго ест одни еловые семена и ее тело насквозь пропитывается эфирными масла ми, как бальзамом. Поедая с удовольствием ело вые шишки, клест их часто роняет. Оброненную клестом шишку тащит на пень белка, усаживает ся и лущит. Но белка и на елке сама может добы вать шишку, откусывая ее черешок, под самое основание. Берет шишку в лапки, отгрызает че
шуйки, достает лакомые семена. Чешуйки летят вниз на снег. На снег летит и обгрызанная шиш ка, один голый стержень остается.
РОЛЬ ЕЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Ель щедра и к людям. Пользу человеку хвойный лес приносит одним своим существованием, очищая воздух от вредных микроорганизмов. Растущее дерево выделяет в воздух огромное количество фитонцидов, губительных для любых бактерий. В хвойном лесу воздух более чист, чем в операционной комнате больницы. Сейчас нет ни одной частички хвойного дерева, которую бы не научился использовать человек: из смолы получают канифоль, скипидар, необходимый для производства красок, лаков, бумаги.
Из выделяемой елью смолы делают различные лекарства.
Она дает нам ценный строительный материал. Высококачественная древесина используется в постройке домов, самолетостроении, она необходима для строительства кораблей, железнодорожных вагонов. Ее древесина идет на бумагу, которой изготовляется в год во всем мире столько, что если расстелить
бумажные листы, то ими можно было бы обернуть весь земной шар. Учебники и тетради, по которым мы учимся, сделаны тоже из ели.
Так же из нее изготавливают картон, целлофан, автомобильные покрышки, Кроме того ель – «музыкальное дерево»: ее древесина поет в скрипках, роялях.
А елочка под Новый год! Сколько радости приносит она детям Наряженная разноцветными игрушками, сияющая разноцветными гирляндами, она вносит зимою в комнату смолистый запах леса. Это ведь большая радость.
А вот, чтобы люди радовались, а еловые леса не скудели, в лесхозах организовывают плантации, а оттуда приходят в наш дом пушистые красавицы.
В Республике Мордовия имеется 22 питомника, где выращивают ели.
Постепенно исчезает ель из наших лесов, губительны для нее засухи. Например, после пожаров летом 2010 года целые участки елочек порыжели, погибли навсегда.
А ведь елочка настоящее зеленое чудо. Так пусть всегда будет это чудо и пусть не скудеют наши красивые леса.
Наши предки называли лес своим кормильцем. Еще с давних времен ценили славяне свои леса. Сначала верованиями и традициями, а позже строгими княжескими да царскими указами возводился лес в особое положение, не позволявшее грабительски расточать его богатства. Еще царь Петр I берег леса, потому что знал: без них не видать России величия. Особыми указами защищал он свои леса, а нарушителей их карал сурово. Так почему же лес представляет такую ценность для человека?
Пользу человеку хвойный лес приносит одним своим существованием, очищая воздух от вредных микроорганизмов. Растущее дерево выделяет в воздух огромное количество фитонцидов – летучих веществ, губительных для любых бактерий. В хвойном лесу воздух более чист, чем в операционной комнате больницы. Сейчас нет ни одной частички хвойного дерева, которую бы не научился использовать человек: из смолы – «живицы» получают канифоль, скипидар,
необходимый для производства красок, лаков, бумаги. Высококачественная древесина используется в постройке домов, самолетостроении, она необходима для строительства кораблей, железнодорожных вагонов. А как щедр лес по отношению к человеку! Из выделяемой елью смолы делают различные лекарства. Учебники и тетради, по которым мы учимся сделаны из ели. Новый год невозможно представить без украшенной красавицы ели. Чтобы хоть как-то уберечь хвойные леса от вырубок, лесники специально к Новому году выращивают сеянцы елей в питомниках. Еловый лапник идет на производство витаминной муки, которой кормят скот.
Лес – это не просто группа деревьев. Это особая система, где все компоненты уравновешены и зависят друг от друга. Это «стол и дом» для многих животных – белок, кабанов, зайцев. А на этих животных, в свою очередь, охотятся другие животные – волки, росомахи, куницы, соболь. Когда хвойный лес исчезает, гибнут или уходят в другое место и животные и птицы.
Лес – это компонент и продукт природы. Леса представляют ценность как убежище для диких животных, как источник сырья для промышленности, как территория для отдыха и туризма. Неоценима роль лесов в сохранении рек, поддержании круговорота воды, влиянии на атмосферу, противодействии опустыниванию и заболачиванию земель. То есть, по большому счету, от существования лесов зависит устойчивость всей биосферы Земли. А значит, от благополучия лесов зависит и сам человек.
КАК ПОМОЧЬ ЕЛЯМ ЖИТЬ ДОЛГО И ПРИНОСИТЬ ЛЮДЯМ ПОЛЬЗУ И РАДОСТЬ.
Нельзя срубать елочку, где придется, а только с разрешения лесника.
Не обязательно украшать квартиру на новый год целым деревом, его могут заменить хвойные лапки, искусственное дерево, гирлянды.
Именно человек в ответе за ель, и за тех, с кем он дружит!
Викторина о ели «Знакомая незнакомка»
Бумага, картон, целлофан, кинопленка, автомобильные покрышки, лекарства, музыкальные инструменты.
2. Как долго живет ель?
До 500 лет.
3.Как определить возраст ели?
Ветви ели растут как бы « этажами». По ним можно точно сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать «этажи» и прибавить к этому числу три – четыре.
4. Как размножается ель?
Семенами, которые образуются под чешуйками шишек
5.Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели?
Дятел, белка, клёст.
6. Откуда приходят в наши дома пушистые красавицы?
Во многих районах нашей страны организованы специальные плантации, где выращивают молодые ёлочки.
7.Как помочь елям долго жить?
Нельзя их рубить, где придется, нельзя обломить макушку молодого дерева, на Новый год украшать ветви, а не целое дерево, заменить натуральное дерево искусственным.
Мы с мамой сочинили стихотворение.
Чудесный праздник, Новый год!
Он счастье радость нам несет.
Улыбок много, поздравлений.
Невесел только он для елей.
Все потому, что все хотят
Украсить елью дом.
Вопрос для взрослых и ребят:
- Куда их деть потом?
Мы людям стали объяснять.
Не надо боль им причинять.
Они нам дарят кислород.
Какой без ели Новый год?
Смотри, красавицы, какие
Есть на витрине в магазине,
И мы такую же хотим.
Мы с папой думали.
Решили,
Что лучше елку смастерим!
В этом стихотворении я рассказал о том, что елочку можно смастерить самим. Мы с папой постарались, и вот, что из этого получилось.
(Показать елочку, сделанную своими руками).
Теперь у нас в классе есть своя лесная новогодняя красавица. И мы не погубили ни одного деревца.
Защита исследования:
Подводя итоги своей работе, я могу сделать вывод: я добился поставленной цели, узнал много нового и интересного о ели, о роли и значении ели в природе и жизни человека. Считаю, что и ребята не остались равнодушными к проблеме сохранения ели в нашей местности, активно обсуждали
предложенные мною рекомендации по экологическому поведению, правильно отвечали на вопросы викторины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Колмыков, В.И.
Жизнь леса: Очерки.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998-256с.
2.Времена года: флора и фауна России.- Москва: «Махаон», 2006-95г.
3.Я познаю мир: Дети. Энцикл.: Растения.-М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998-512с.
4.Зелённая планета: энциклопедия заметок.- Москва «Махаон», 2007-127с.
5.Цингер, О.Я.
Из жизни леса (Заметки натуралиста).- Саранск Мордов. кн. изд-во, 1977-88с.
6.Горцев, В.И.
Природа Мордовии.-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958 – 122с.
7.Ругин,А.
Природа мордовского края.- Саранск: фонд «Открытая Мордовия»; Изд-во, центр ИСИ МГУ им Н.П.Огарёва, 2007 – 48с.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Свинья под дубом
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Что такое музыка?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Комментарии
Обмен опытом.