Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма. Итогом работы стало создание летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом за заслуги в изучении истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на www.MyHeritage.ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www.сlassnet.ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_yunior_proektldldgn.doc | 99 КБ |
rayonnyy_yunior_illyustracii.doc | 757 КБ |
Всероссийская научно-социальная программа для молодёжи
«Шаг в будущее»
Историческое родословие – основа патриотизма
(на I районный конкурс исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР»)
Автор:
Кондрашов Денис Сергеевич
Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,
НОШ №4, 2 «а» класс
Научный руководитель:
Казазаева Татьяна Георгиевна
учитель начальных классов
НОШ №4. п.г.т. Фёдоровский
Сургутский район
2010 г.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РОДОСЛОВИЕ – ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА
Кондрашов Денис Сергеевич
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 2 «а» класс
Аннотация
Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Итогом работы стало создание летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом за заслуги в изучении истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на www.MyHeritage.ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www.сlassnet.ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.
Содержание
Введение стр. 2
Глава I. Изучение истории своего рода, её значение в воспитании патриотизма.
Глава II. Исследование исторического родословия Кондрашовых
2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6
2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6
2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8
Заключение стр. 9
Литература стр. 10
Приложение
Введение
Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей, своего времени и своей страны, а чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?
Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:
- основой патриотизма для нас, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;
- имеется необходимость приобщения моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства семьи, рода и Родины.
Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России. [3]
Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.
Объект исследования - историческое родословие как основа формирования патриотизма. Предмет исследования – родословная семьи Кондрашовых.
Новизна исследования состоит в следующем:
проводится не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.
Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе.
Методы исследования: анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.
Источники устной информации: рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.
Источники документальной информации: архивы, музеи, ресурсы Интернет.
Этапы проведения исследования:
I. Информационно-накопительный:
- сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;
- поиск родственников и установление контактов с ними.
II. Практический: изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников; размещение на Интернет-сайте для школьников www.сlassnet.ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www.MyHeritage.ru, оформление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности; участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.
IV. Контрольный этап
- проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;
- появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.
Формы представления результатов исследовательской деятельности: графическое изображение родословной в виде схемы, объёмная композиция Дерева семьи; «Архив семьи» – летопись в ларце; буклет «Традиции семьи»; генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www.My Heritage.ru; музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи», «Видеоархив».
Глава I. Изучение истории своего рода, её значение в воспитании патриотизма.
Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды. [3]
Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.
Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение. [10]
В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков. [7]
Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений. [10]
Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для историков и обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.
Таким образом, интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и сохраняется в настоящее время. Приобщение моих сверстников к изучению истории своего рода и способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.
Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился. [4]
Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. [1]
Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем. Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?
Для поиска решения проблемы было найдено решение: найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено через изучение своей родословной заинтересовать как можно больше детей историей семьи, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.
Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи.
Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.
2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.
Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4.
…Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:
Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?
Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?
Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?
И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…
Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих древних корнях.
…Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?
И тогда придумал сразу, как проблему решу я.
Корни все я раскопал – родословную собрал…
2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.
Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.
Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…
…Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.
Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.
Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках. Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.
Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию. Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.
… Одноклассников позвал – клуб историков создал,
На Сlassnet, MyHeritage ссылки разместил,
Родословные узнать всех их пригласил…
Итогом работы стало пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. А созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа.
…Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?
Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!
В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство моих сверстников с историей семей, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
2.3. Анализ результатов проведённой работы.
Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину. Стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.
Заключение
Много нового и интересного я узнал о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.
В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск. Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.
В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
Список литературы
Иллюстрация 1. Древо жизни и Архив семьи Кондрашовых – главный результат исследования.
Иллюстрация 2. Диплом I степени «За особые успехи в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.Комаровой.
Иллюстрация 3. Возрождение ансамбля «Кондрашата» - форум «Уральская семья» - июль 2010г., г.Екатеринбург.
Иллюстрация 4. Гимн семьи на Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» - октябрь 2010 г., г.Санкт - Петербург.
Иллюстрация 4,5. Древо семьи – результат генеалогического исследования
Иллюстрация 6. Семейная реликвия: купюра 1898 года, передававшаяся по наследству от Абрама Кондрашова.
Иллюстрация 7. История семьи в документах: свидетельство о рождении бабушки Нины Тимофеевны в первый год Великой Отечественной войны, свидетельство об окончании Школы для детей народов Севера, аттестат педагогического училища 1949 года, первого из семейной учительской династии – прадеда Василия Евдокимовича.
Иллюстрация 8. Семейные туристические поездки «По следам наших предков»
. Иллюстрация 9. Крестильная в г.Бийске Алтайского края: возможно здесь крестили нашу прапрабабушку Марию Григорьевну Камбалину.
Иллюстрация 10. Возрождение традиций пчеловодства.
Иллюстрация 11. Народные традиции: празднование Дня Святых Петра и Февронии, 8 июля 2010 года - День любви, семьи и верности.
Иллюстрация 12. Заседание Клуба семей «Древо жизни» - Центр «Зазеркалье» г.Сургут.
Иллюстрация 13. Поздравление Главы городского поселения Фёдоровский после победы в конкурсе «Семья года Югры».
Иллюстрация 14. Встреча с супругой первого президента Российской Федерации Наиной Ельциной на форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья», г.Екатеринбург.
Рисуем тыкву
О чем поет Шотландская волынка?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Н. Гумилёв. Жираф
Хитрость Дидоны