Социальный проект направления: "Моя малая родина". Материал расскрывает проблему сохранения историко - культурного наследия - памятников архитектуры и возможности решения данной проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_pamyat_nasha_s_trepetom_hranit....doc | 503.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза
г. Петровска Саратовской области
Межрегиональный конкурс по разработке и реализации
социально-значимых проектов «Если не я, то кто ...»
Номинация: «Моя малая родина»
Проект «Что память наша с трепетом хранит…»
Срок работы над проектом – октябрь - декабрь.
Авторы – разработчики: учащиеся 11 б класса:
Касимцева Александра( г. Петровск ,ул. Московская 5, кв.8, д/т: 2 – 48 – 57), Карсакова Татьяна ( г. Петровск ,ул. Московская 85, кв.18),
Шамаев Алексей (г. Петровск ,ул. Красноармейская 10/14, кв.155, д/т: 2 –15 -06)
Руководитель проекта: Соломина Ирина Михайловна, учитель музыки, МХК МОУ СОШ №3,(р/т:2 – 63 – 15).
Адрес МОУ СОШ №3: г. Петровск, ул. Советская, 75.
2011 год
ПЛАН – график подготовки и реализации проекта.
Этап | Мероприятия | Сроки |
Проблематизация | Определение тем исследований: Как сохраняются архитектурные памятники в нашем городе? Какие охранные мероприятия осуществляются в отношении городских памятников? Каковы причины разрушения и исчезновения памятников? Формулирование проблемы проекта: «Зачем нужно сохранять памятники архитектуры и культуры?» | 1неделя (октябрь) |
Целеполагание | Анализ социологического опроса учащихся 5-6 классов. Задача: привлечь внимание к проблеме изучения и сохранения культурного наследия нашей «малой родины». Обращение за информацией к учителю истории, завучу по УР- учебные предметы и изучение краеведения; завучу по ВР - дополнительное образование – кружки и внеклассная работа по краеведению; руководителю кружка «Панфиловцы». Результат проектной деятельности - составление плана-схемы «Исторический центр города ». | 1неделя (октябрь) |
Планирование и реализация | Задача: чтобы привить культуру и любовь к историческому наследию города, мы должны сначала рассказать об истории городской архитектуры и об историческом облике города. Способы: рассказы о достопримечательностях города - выпуск «Краеведческих страничек» для классных уголков. Виртуальная экскурсия по городу: «Каменная летопись Петровска». Размещение материала на сайте школы. | В течение всего проекта |
Задача: актуальность исследования для города. Способы: Сбор и анализ информации о памятниках архитектуры города. Изучение и мониторинг состояния сохранности зданий, являющихся памятниками архитектуры в нашем городе. Работа с фондами краеведческого музея. Беседа с главным специалистом Управления по имуществу и земельному контролю г. Петровска Султановой Надеждой Владимировной, с начальником Управления культуры и кино Карташовым А.Д. по вопросу сохранности памятников. | 3- 4 неделя (октябрь) | |
Задача: актуальность темы исследования для общества. Знакомство с действующим законодательством, регламентирующим охрану и сохранность памятников. Освещение данной проблемы в средствах массовой информации, как печатных, так и электронных. Знакомство в видеоблоге Дмитрия Анатольевича Медведева, с его выступлением в г. Владимире 1 августа 2011 года по вопросу сохранения исторического наследия в нашей стране – участие на форуме видеоблога президента Медведева Д.А. | 5-6 неделя (ноябрь) | |
Задача: познакомиться с направления современного градостроительства. Способы: знакомство с проектом генерального плана г. Петровска на 2011 год. Внесение предложений, в части архитектурно-планировочной организации - реконструкция жилых кварталов в центральной части города, в том числе жилых домов повышенной этажности. | 7-8 неделя (ноябрь) | |
Оформление результатов проектной деятельности. | Распечатка: «Краеведческие странички»; список дополненных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Петровска; мониторинг состояния сохранности зданий, являющихся памятниками архитектуры в нашем городе; презентация «Каменная летопись Петровска». Защита проекта: презентация «Что память наша с трепетом хранит…»; представление результата проекта: плана-схемы «Исторический центр Петровска», Предложения - дополнения к генеральному проекту города 2011 года. | 9неделя (декабрь) |
Самооценка и рефлексия оценки деятельности и результата. | Закончив свой проект, мы считаем, что достигли планируемой цели. Работа над проектом показала, что вопрос сохранения исторического наследия в нашей стране и в нашем городе является актуальным на сегодняшний день. Мы живём в городе с богатым архитектурным наследием, которое обязаны охранять! Рассмотрели проект генерального плана города 2011 года и отметили, что в нём большое значение придаётся историческому облику города. Предложили свой вариант плана - схемы «Исторического центра Петровска». |
Проект «Что память наша с трепетом хранит…» выполнен учащимися 11 б класса: Карсаковой Татьяной, Касимцевой Александрой, Шамаевым Алексеем. Руководитель проекта: Соломина Ирина Михайловна, учитель МХК. Время работы над проектом: октябрь – декабрь. Тип проекта: социальный - практико – ориентированный, групповой. Мы выбрали данную тему, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия нашей «малой родины» - Петровска, в частности памятников архитектуры. В ходе работы над проектом познакомились с выступлением Дмитрия Анатольевича Медведева в г. Владимире, 1 августа 2011 года, в котором он рассматривает вопрос о сохранении исторического наследия в нашей стране (в его видеоблоге). Мы ещё раз убедились в значимости данной проблемы для общества и нашей культуры. Актуальность темы состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников культуры России является неудовлетворительным. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Отличительной особенностью проекта является деятельность, направленная на решение значимой проблемы: «Зачем нужно сохранять памятники архитектуры и культуры?», сформулированной, исходя из материалов, накопленных в результате выполнения учебного проекта по МХК «Каменная летопись Петровска». Поэтому в задачи проектной деятельности мы включили: 1. Сбор и анализ информации о памятниках архитектуры города; 2.Изучение состояния сохранности зданий, являющихся памятниками архитектуры в нашем городе; 3. Знакомство с действующим законодательством, регламентирующим охрану и сохранность памятников, внимание к данной проблеме государства и СМИ; 4.Знакомство с направлениями современного градостроительства Петровска, в части охраны историко-культурного наследия. Культура наших дней своими истоками уходит в творческое наследие прошлых поколений. Афинский Акрополь, Колизей, Эйфелева башня, Тадж – Махал – входят в сокровищницу архитектурных памятников мира. Памятники, рассредоточенные в городах и селах, известны, а порой и не очень, лишь их жителям. Тем не менее, все они представляют целостную систему и выполняют многогранные функции: дают научную и художественную информацию, сохраняют традиции, дают импульс для новых творческих замыслов. Наравне с природными богатствами, памятники культуры - главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Во все времена передовые люди, осознавая непреходящую ценность культурного наследия, заботились о его сохранности. Петровск – исторический город, имеющий богатое культурное наследие – памятники истории и архитектуры. Мы живем в небольшом городке, но знаем ли свой город? Как относимся к его культурному наследию? Поэтому на этапе – проблематизации, были выбраны следующие темы исследований: - Как сохраняются архитектурные памятники в нашем городе? - Какие охранные мероприятия осуществляются в отношении городских памятников? - Каковы причины разрушения и исчезновения памятников? На следующем этапе – целеполагания, чтобы объективно представить картину отношения к архитектурному облику нашего города, мы провели среди учащихся школы социологический опрос. Для учащихся 5-6-хклассов были даны следующие вопросы: 1.Назовите год основания Петровска? 2. Что значит - памятник архитектуры? 3.Какие памятники архитектуры Петровска вы знаете? Для учащихся 7-хклассов: 1. Нужны ли памятники архитектуры? 2.Можем ли мы повлиять на устройство и внешний облик города? 3.Готовы ли вы принять участие в волонтёрском движении «Городские памятники»? Проанализировав итоги опроса, мы выяснили, что учащиеся школы недостаточно информированы об истории города, о памятниках архитектуры Петровска. Чтобы привлечь внимание к проблеме изучения культурного наследия нашего города, мы обратились к учителю истории, завучу по УР, завучу по ВР, руководителю кружка «Панфиловцы», за информацией об изучении вопросов краеведения на уроках и во внеклассной деятельности. Чтобы с любовью относится к историческому наследию, мы должны сначала узнать об архитектуре и историческом облике города. Ведь только узнав об истории города, можно полюбить его, а, следовательно, перестать быть равнодушным к его негативным трансформациям. Был составлен план - график реализации проекта, выбраны способы и формы работы: - Рассказы о достопримечательностях города - выпуск «Краеведческих страничек» для классных уголков. Работа с фондами краеведческого музея. Поиск специальной литературы в Интернете. Обращение за информацией и фото архиву Вавиловой Г.Е. - Провели для учащихся 5-7-х классов виртуальную экскурсию по городу: «Каменная летопись Петровска». Разместили данный материал на сайте школы:schoolnn3@yandex.ru Проектным продуктом стало составление плана-схемы «Исторический центр города ». В Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности памятников всех видов и категорий в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Для мониторинга состояния сохранности зданий, являющихся памятниками архитектуры в нашем городе, мы работали с фондами краеведческого музея, где уточнили численность объектов культурного наследия города. 61% зданий, являющихся памятниками, требуют капитального ремонта. На встрече с главным специалистом отдела Управления по имуществу и земельному контролю АМО г. Петровска - Султановой Надеждой Владимировной и начальником Управления культуры и кино- Карташовым Алексеем Дмитриевичем - мы выяснили, как решается вопрос сохранности памятников города. Основная проблема в решении данного вопроса – это недостаток средств в бюджете на ремонт городских памятников и принадлежность зданий разным структурам города. Поэтому необходим координирующий центр по выявлению, учету, изучению и сохранению объектов культурного наследия города. В последнее время большое внимание данной проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. На форуме видеоблога президента Медведева Д.А. мы разместили свой комментарий по вопросу передачи памятников культуры в частные руки. У нас в городе есть положительный пример сохранности памятника архитектуры, отданного в частное владение. Лавка купца Смирнова - магазин «Смирнов», владелец Каргин В. на свои средства ведёт ремонт здания. Так что идея Президента воплощена в реальных делах. В настоящее время проходит согласование проект генерального плана г. Петровска 2011 года. Мы предложили следующие дополнения в намеченные мероприятия: в части архитектурно-планировочной организации. В пункт:1).реконструкция жилых кварталов в центральной части города, в том числе жилых домов повышенной этажности; добавить: сохранение единства в оформлении фасадов первых этажей многоэтажных домов, используемых малым и средним бизнесом под торговые помещения. Не превращать фасады в «лоскутное одеяло»! В пункт3). освоение территорий под строительство спортивно-туристического центра в северо-восточной части города; добавить: продолжить благоустройство территории детского пляжа. В пункт4). устройство лесопарковой зоны в пойме р. Медведица. добавить: разработать мероприятия по сохранению уникального для города природного объекта - "Сосновый бор"; в части охраны историко-культурного наследия 1). определение территории с исторически ценной планировкой и застройкой (территории с сосредоточением объектов культурного наследия) в центральной части г. Петровска придание ей статуса «Исторический центр города». Мы предлагаем свой план – схему: «Исторический центр города».
6
1. Краеведческий музей; 2.Здание реального училища; 3. Дом купца Тиханова 4.Здание духовного училища; 5.Музей им. Панфилова; 6.Покровский храм; 7.Здание женской гимназии;8.Мануфактурный магазин братьев Просянкиных; 9.Дом купцов Перетрухиных, Лысовых, Николаевых; 10.Кондитерская лавка купцов Ивановых; 11.Лавка купца Смирнова.
Вывод. В ходе работы над проектом, мы узнали, что наш город обладает большим культурным наследием, представленным памятниками архитектуры. Они придают особый облик и исторический колорит городу. Исследуя вопрос сохранности памятников, мы выяснили, что недостаток финансирования реставрационно-ремонтных мероприятий, отсутствие систематического контроля за состоянием памятников, может привести их к гибели.
Поэтому сделали следующее: 1. Отправили письмо Общественному Совету Администрации Петровского муниципального района с просьбой о координации работы по сохранению объектов культурного наследия города. 2. Предложили Общественному Совету Администрации Петровского муниципального района придать вопросу о сохранении культурного наследия приоритетное направление в проекте генерального плана города 2011 года. Что отмечено не только федеральными законами, но и Конституцией РФ. 3. Считаем, что для проведения мероприятий по сохранению городских памятников нужно использовать возможности Комплексных региональных программ сохранения культурного и природного наследия. Долгосрочные областные целевые программы: "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы". Закон Саратовской области №289-ЗСО от 31.10.2008 года. "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2011-2013 годы. Постановление Правительства области № 479-П от 18.10.2010 года. Развитие туризма в Саратовской области" на 2011-2013 годы. Постановление Правительства области № 672-П от 24.12.2010 года. 4. Считаем, что одним из способов решения вопроса сохранности памятников, является предоставление льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия (льготную арендную плату). 5. Разработали мероприятия участия волонтёров организации «Молодёжь – плюс» по сохранности городских памятников.
Заключение. Только узнав о городе, архитектуре и социуме чуть больше, мы сможем сформировать компетентное общество, способное взять на себя ответственность за городское пространство и совместными усилиями сохраним наше культурное наследие.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта:
Беда А.М. Охрана культурного наследия. М., 1999. Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. СПб., 2001. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М., 1990. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. СПб., 2001. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века. М., 2001. Воронков В.И., Волков И.С.Петровск срединный град России, - Саратов: АРЕАЛ, 1998. Покровская церковь города Петровска. Вехи истории.// Покровский листок. – Петровское благочиние Саратовской епархии Русской Православной Церкви. - № 16, 2005. Фотографии из личного архива учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Петровска Вавиловой Г.Е. http://ru.wikipedia.org/wiki/. http://www.saratovmer.ru/UserFiles/municipal/g/t/gty206ich.docx
Материалы проекта: распечатка: «Краеведческих страничек»; список дополненных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Петровска; мониторинг состояния сохранности зданий, являющихся памятниками архитектуры в нашем городе; презентация «Каменная летопись Петровска» - виртуальная экскурсия по городу; защита проекта: «Что память наша с трепетом хранит…»; продукт проекта: план-схема «Исторический центр Петровска»; предложения - дополнения к генеральному проекту города 2011 года; письмо – обращение к Общественному Совету Администрации Петровского муниципального района.
Ресурсное обеспечение проекта: средства местного бюджета, внебюджетных источников, пожертвований горожан. А также использование материальных возможностей Комплексных региональных программ сохранения культурного и природного наследия.
Этот древний-древний-древний мир!
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Груз обид
Ворона
Три способа изобразить акварелью отражения в воде