Работы были предтавлены на муниципальном конкурсе и заняли призовые места
Вложение | Размер |
---|---|
rukavicy.doc | 47.5 КБ |
perchatki.doc | 54 КБ |
Рукавицы
Выполнила: Прокопьева Юля
3 «Б» класс МОУ СОШ №24
Учитель: Серебренникова
Оксана Викторовна
г. Ангарск, 2007г.
Рукавицы
Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее.
Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять. Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные.
Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы.
Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней.
Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям.
История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки, идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а перчатки - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась.
И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание.
Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты, грубошерстные носки, пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.
Что может быть уютней русской варежки? Она прекрасно смотрится с разными вязаными шапочками, мода на которые держится уже несколько лет. Хороши варежки и с бахромчатыми шалями, с длинами укутывающими шарфами и палантинами. Толстые, грубошерстные, яркие рукавицы подходят к современной одежде куда больше, чем кожаные перчатки.
Рукавица - история возникновения слова.
Древнейшим из перечисленных названий было слово рукавицы. Это слово состоит из двух корней: рука, второй известен в глаголе вить. Рукавица означает «обвивающая руку».
На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.
Люди с незапамятных времен защищали свои руки беспалыми чехлами-мешочками из ткани, кожи или меха. Понадобились века, чтобы от бесформенного мешка отделился большой палец и на свет появилась рукавица или варежка. Пользовались ими не только в северных странах, но и там, где царило вечное лето, ведь рукам кузнеца или рудокопа, и тем более воина, железной перчаткой сжимавшего копье, нельзя было обойтись без защиты.
Рукавицы делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
Кстати, выражение "держать в ежовых рукавицах", означающее "обходиться с кем-либо строго, сурово", идёт от особых кожаных рукавиц без подкладки и меха, которые служили для защиты рук от повреждений при работе. В них можно было и ловить ежей. Выражение известно с XIX в., но в составе пословицы встречается ещё в первой половине XVIII в.: "ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься".
Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.
Варежку с перчаткой перепутать невозможно: у варежки отделен один-единственный палец – большой. Все остальное – перчатки, или, как говорили в древней Руси, персчатые (или перщатые) рукавицы, предназначенные для каждого пальца или перста. Были варежки, которые по форме от обычных рукавиц не отличались, но надевались под рукавицы, и поэтому их вязали или шили из мягких материалов. Как только не обзывали несчастные варежки: рукавки, шубницы, мохнатки, варьги... А необходимость носить зимой рукавицы с варежками породила поговорку: "Нужда рукавицу с варьгой (варежкой) сроднила". Так что история рукавицы и варежки неразделима, тем более что первоначальное название варежки – "варяжская рукавица", или рукавица варягов. Похоже, что именно здесь и скрыта причина, по которой мы чаще всего называем варежками то, что связано на спицах или крючком, а рукавицами – то, что сшито из кожи или ткани. Технику вязания знали в древности многие народы, но особую изобретательность проявили испанцы, итальянцы и скандинавы. Вероятнее всего, именно они, научившись у соседей-варягов вязанию на четырех спицах, стали называть вязаные рукавицы просто варежками. Рукавицы из парчи и шелковых тканей предназначались для особых торжеств: в них ходили в церковь, праздновали Пасху, их шили специально для свадебного костюма. Но и в крестьянском быту, где не было ни парчи, ни бархата, нарядные пестрые рукавицы были дополнением костюма. Яркая "крась" украшала зимние полушубки. Носили рукавицы не только на руках, но и за поясом. Входя в дом, их снимали, но не из-за тепла, а чтобы показать, что ничего не прячут от хозяина дома. Тем более нельзя было войти за церковную ограду в рукавице, варежке или перчатке на правой руке. Нарядные варежки и рукавицы дарили милым дружкам, а на катаниях с гор прятали в большой палец записочку или подарочек. Девушка-рукодельница умудрялась вывязывать из цветных нитей уточек и петушков, елочки и оленьи рога, веточки и гусиные лапки – одним словом, повторяла все стародавние узоры, обозначавшие долгую жизнь, многочисленное потомство или солнечные знаки. Поверх вязаных узоров шили цветным шелком и бисером, пряденым серебром или золотой нитью. Такие рукавички передавались по наследству, так же как и свадебные наряды.
Значение элементов орнамента на русских рукавицах и варежках
Узоры на рукавицах и варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент» происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если рукавица испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. «Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы, звери, насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.
Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например, «звезда"), так и бесконечными (например, волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее : чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно (сине) - жёлтые, чёрно (сине) - красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.
Рукавицы - мой оберег, который зимой всегда со мной!
Мозаика перчаток
Выполнил: Тивоненко Дмитрий
3 «Б» класс МОУ СОШ №24
Учитель: Серебренникова
Оксана Викторовна
г. Ангарск, 2007г.
Мозаика перчаток
Ничто более чем перчатки, не отвечает сравнению со второй кожей. Перчатка действительно абсолютно следует «покрою» человеческой кожи на кисти и часто играет роль своеобразной маски руки, скрывая ее подлинный возраст, занятия, врожденные изъяны. Так, например, народная артистка Любовь Орлова никогда не снимала перчаток, так как ее руки из-за тяжелой работы в детстве стали очень некрасивыми. Английская королева Анна Болейн также всегда была в перчатках, поскольку одна из них, умело сшитая, прятала крошечный шестой пальчик. Давайте рассмотрим историю перчаток.
Перчатки – (от древнерусского «рукавицы персчатые» – рукавицы со всеми пальцами) – предмет одежды, сшитый таким образом, чтобы полностью закрывать кисть руки – каждый палец в отдельности – до запястья и выше.
Как украшение и защита рук перчатки были известны уже в древнее время. Перчатки были найдены в египетских пирамидах эпохи XXI династии. Одну из самых древних перчаток извлекли из гробницы Тутанхамона. Возможно, она досталась фараону от покоренных азиатских народов. А в гробницу она попала вместе с другими вещами, чтобы сопровождать хозяина в царство бога Осириса. В Греции принято было порицать «перчаточников», считать их людьми слабыми и изнеженными, хотя уже тогда для кулачных боев обматывали руки кожаными ремнями.
Первоначально перчатки делались в виде мешочков без отверстий для пальцев.
Только позднее возникло нечто вроде варежки. Однако известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали такими перчатками руки во время работы и еды, ведь столовых приборов тогда еще не изобрели.
Обычай есть в перчатках, чтобы не обжечься и не запачкать рук, сохранился и в средние века изобрели специальные наперстники, которые натягивали только на пальцы. Изготавливали наперстники из очень тонкой добротной кожи.
В средние века носили перчатки без пальцев, наподобие рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке или рукавицы из железных колец были частью охотничьего или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства были богато украшены золотом, серебром и драгоценными камнями.
Феодал постоянно нуждался в атрибутах власти – они помогали владеть и повелевать. Перчатка оказалась очень удобной для этой цели.
Перчатки имели символическое значение. Особо значима правая перчатка. Нужно было её снимать при приближении к лицу, занимающему высокий пост, или при приближении к алтарю. У этого обычая двойные символические корни: если это часть защитного облачения, то снятая перчатка означает разоружение перед старшим; в то же время этот жест - знак открытости и искренности замыслов. И сегодня, если дама, подавая руку мужчине, снимет перчатку, это будет означать её особое к нему расположение.
В эпоху средневековья и Ренессанса существовал культ перчатки.
Перчатки получали рыцари при посвящении в звание, епископы при возведении в сан, представители городского сословия в знак различных привилегий.
Именем королевской (епископской) перчатки разрешалось торговать, чеканить монеты, собирать налоги. Наравне с печатью перчатка удостоверяла волю власть имущих.
Судья вершил правосудие только в перчатках. Богато украшенная перчатка из красного сукна была символом Священной Римской империи. Рыцари бросали перчатку к ногам – и это означало вызов; перчаткой били по лицу – такой позор смывался только кровью.
Дама дарила рыцарю, избраннику сердца, свою перчатку, а тот прикреплял её к поясу или шлему, готовый на подвиг и любое безумство ради дамы сердца.
В бытовом этикете XIX столетия умению пользоваться перчатками (верно, выбрать цвет, подходящий материал соответственно ситуации) придавалось большое значение. Это позволяло определить положение человека в обществе и степень его знакомства с установлениями этикета, оценить воспитание и принадлежность к тому, или иному сословному кругу.
Цвет перчаток зависел от костюма и ситуации. Так, к трауру полагались только чёрные перчатки. Для визитов – перчатки в тон костюму. Белые перчатки носили лишь в особенных случаях (речь идёт главным образом о лайковых перчатках) – таких, как свадьба, причастие, бал, большой вечер или посещение театра (белые перчатки в театре были обязательны для женщин, занимавших ложу). При других обстоятельствах цвет перчаток зависел от костюма у женщин и от ситуации (клуб, визит, охота, прогулка и т. д.) у мужчин. Охотничьи перчатки чаще всего выделывались из жёлтой кожи для пошива перчаток. В начале дня надевали более светлые перчатки, а тёмные перчатки - вечером и т.д. В первой половине столетия цвета и мужских и женских перчаток были весьма разнообразны. Часты были оповещения о том, что с утра для дам и мужчин необходимы перчатки цвета «мальтийского померанца». Правда, газета «Молва», поместившая это сообщение, не уточнила цвет, который скрывался за столь изысканным названием.
Усложнялся перчаточный церемониал. Испанские гранды перчаток не надевали, держали их в руках; в перчатках нельзя было оставаться в присутствии папы и короля, в церкви и на похоронах, во время траура и по случаю торжеств.
Можно было забыть снять шляпу, но совсем небезопасно остаться в перчатках. Перчатки старались делать пошире, чтобы снять их можно было скорее, чем прочитать «Аве Марию».
Достоин осуждения тот, кто снимал перчатки зубами, или – того хуже – подавал руку в перчатке (что означало оскорбление), или пытался что-то взять рукой в перчатке.
В «Хорошем тоне», изданном в конце XIX века, молодым людям советовали: « Во время еды перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули. Ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить себе в карман запасную пару перчаток. За ужином и за картами перчатки нужно снимать». Основным материалом для мужских перчаток служила тогда кожа различной выделки – лайка, замша, шведская или датская кожа для пошива перчаток, а для женщин ещё и кружево.
Среди богатых людей и в высшем кругу не принято было появляться на улице без перчаток. Особенно славились английские перчатки фирмы Дерби из хорошей кожи для пошива перчаток, с большой прочной кнопкой. Женщины на балах и приёмах надевали белые шёлковые перчатки или лайковые перчатки длинные, выше локтя. Мужчины – если они в форме – замшевые перчатки, в штатском – лайковые перчатки. «Шведские перчатки» делались особым образом. Лицевая сторона таких перчаток представляла собой оборотную сторону выделанных звериных шкур, и они напоминали замшу.
Надевать перчатки можно было только дома, так как делать это на улице, так же как и завязывать ленты шляпы, считалось верхом неприличия. По сути дела, без перчаток ни женщины, ни мужчины не выходили из дому в течение всего дня.
Любопытно, что в очень многих случаях в перчатках оставались и в помещении.
« На обедах по приглашению перчатки снимают, только садясь за стол, раньше, чем развернут салфетку, и прячут перчатки в карман или же при неудобных карманах перчатки оставляют на коленях, под салфеткой; положить же перчатки подле своего прибора на стол положительно неприлично. Надевать перчатки снова следует после обеда; надеть их раньше значило бы напомнить хозяйке дома о том, что пора вставать из-за стола.
Если на званом вечере одного из гостей просили сыграть на фортепиано, то перчатки следовало снять не раньше «как сидя у инструмента и надеть их снова по окончании игры». Во время пения перчатки не снимали. Танцевать без перчаток или только в одной перчатке было в высшей степени неприлично. Как мужчины, так и дамы должны всегда танцевать в перчатках. Особые правила существовали при посещении церкви. Входя в православный храм, необходимо было осенить себя крестным знамением. При этом непременно снимали перчатку с правой руки. Это правило распространялось на мужчин и женщин без исключения. Во время обряда венчания правая рука брачующихся оставалась без перчатки.
Огромное количество запретов вынудило мужчин, в конце концов, не надевать перчатки, а носить их за поясом.
Начиная с XI века, женщины носили в качестве украшения длинные перчатки, до локтя, из белого полотна. Шёлковые перчатки и кожаные перчатки украшались вышивкой и драгоценными камнями и были предметом роскоши, аксессуаром костюма привилегированных сословий.
В Европе в XIII веке перчатки сделались необходимой принадлежностью дамского туалета. Перчатки научились изготовлять точно по форме руки, стали украшать вышивкой, драгоценностями.
В XVIII веке в моду входят платья с короткими рукавами. В связи с этим появляются длинные перчатки. По-прежнему перчатки богато декорируют кружевами, бахромой, вензелями.
В 1807 году англичанин Джеймс Винтер изобретает машину для изготовления кожаных перчаток. Тогда же были запатентованы резиновые перчатки.
С начала XIX века перчатки возвращаются в мужскую моду – костюм мужчины стал строже, открылась рука. Да и сами мужские перчатки лишились украшений. Теперь в них ценились фасон, покрой и качество кожи для пошива перчаток. Перчатки берегли, хранили в особых шкатулках, держали на расправках.
На рубеже XIX – XX веков входят в пользование дамские нитяные перчатки - аналог ажурных чулок. Вечерние перчатки были без пальцев – митеней или митенок, как называли их в России (выше локтя), дневные перчатки – с пальцами. В XX веке к прежним кожаным перчаткам и вязаным перчаткам добавляются трикотажные перчатки.
Перчатки были распространены на всей территории расселения русского народа, как в Европейской России, так и в Сибири. Перчатки известны ещё в древней Руси и средневековой. В будние дни использовались в основном рукавицы. Перчатки использовали в основном во время работ (рабочие перчатки), при которых должны быть свободны пальцы. В праздничные дни перчатки надевали в помещении и на улице, как зимой, так и летом. Женские перчатки, надевавшиеся с праздничным костюмом – рубахой, сарафаном, душегреей, вывязывались из белых льняных, хлопчатобумажных нитей. Это были длинные перчатки (до локтя), туго обтягивающие руку.
Красивые, дорогие перчатки тщательно хранили, передавали по наследству из поколения в поколение.
Перчатки и хорошие манеры
В настоящее время многие хорошие манеры также связаны с перчатками. - Перчатка должна плотно облегать руку. Малейшая ошибка в размере может разрушить репутацию элегантной женщины. - Женщина не снимает перчатку для рукопожатия или поцелуя, а также во время танца. Два исключения – желание выразить особое расположение или на деловой встрече продемонстрировать себя наравне с мужчиной. Перед ужином перчатки снимают, а по окончании – надевают снова. - Длинные перчатки – так называемые оперные – не надевают и не снимают на людях. Особый вырез на некоторых моделях позволяет извлечь ладонь – при этом свободную часть перчатки аккуратно сворачивают и прячут внутрь. |
Афоризмы и крылатые выражения о перчатках
Перчатки сегодня и завтра. Перчатки должны гармонировать с одеждой, сочетаться с обувью, сумкой, головным убором. Перчатки обычно подбирают под цвет шарфа или головного убора (нежелательно, чтобы все три предмета были выдержаны в одной цветовой гамме). |
В моду снова входят митенки (перчатки с обрезанными пальцами). А ещё бывают горнолыжные перчатки, спортивные перчатки, автомобильные перчатки, медицинские перчатки (хирургические перчатки) и даже охотничьи перчатки, перчатки для бильярда, латексные перчатки, перчатки для бокса, перчатки для сноуборда, водительские перчатки, кольчужные перчатки (предназначенные для защиты рук от порезов при работе с ножом.
Перчатки станут завершающим и подчёркивающим элементом вашего стиля и неповторимости.
Хитрость Дидоны
Золотая хохлома
Огонь фламенко
Простые летающие модели из бумаги
Фокус-покус! Раз, два,три!