Краеведческое эссе о возникновении казачества в наших краях.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов»
Старооскольского городского округа Белгородской области
«Олимпиада-2011»
Секция «Этнография»
Особое сословие
(эссе по материалам печати и интернет источников)
Выполнила: Рогозина Юлия,
Учащаяся 9а класса,
МБОУ «СОШ № 19СУИОП»
Домашний адрес:
309530, Белгородская область,
г. Старый Оскол, м-он Студенческий,
дом 7 кв. 21.
Руководитель: Лихушина Наталия Ивановна, учитель географии,
МБОУ «СОШ № 19сУИОП»
Старый Оскол, 2011
О происхождении и значении слова «казак»
В последнее время в нашем городе и даже в нашей школе я часто встречаю людей в необычной форме. Не обратить на них внимания просто невозможно. Брюки с широкими лампасами, парадные мундиры с погонами, бурки, нагайки. При взгляде на них возникает мысль, что в городе снимают исторический фильм, а сейчас на съемочной площадке перерыв, и актеры вышли развеяться. На самом деле, это никакие не актеры, а самые настоящие современные казаки. Что они делают в XXI веке? Откуда они появились на нашей белгородской земле, откуда пошло само слово «казак» - я решила найти ответы на эти вопросы.
Единого мнения о происхождении и значении слова «казак» нет. Одни исследователи утверждают, что это тюркское слово, имеющее несколько значений: охранник, изгнанник, бродяга. А в более широком смысле: свободный человек, который промышляет с оружием. По мнению других исследователей, слово «казак» попало в лексикон тюркских народов уже в «готовом» виде. А его корни надо искать в древнеиранских языках, на которых говорили скифы и сарматы. У этих народов «казак» - значит «конный вольный светловолосый (белый) человек». Слово «казак» появилось на страницах древнерусских летописей в XIV веке. В записях «Вкладной книги» часовни на Лубянке в Москве говорится, что «народ зовимый козаци» пришёл в 1380 году на помощь Дмитрию Донскому. О казаках так же сказано в «Грамоте о границах Кирилловского монастыря за 1395 год». По определению энциклопедии «казачество», казаки - социально-этническая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель и нёсшая сторожевую службу, составляя особый вид вооружённой силы (обычно конницы).
Казачьи корни
Президент России Дмитрий Медведев подписал сразу четыре указа о казачестве. Они вступили в силу 11 февраля 2010 г и должны изменить не только внешний облик казаков, но и отношение к самобытной этнической группе. По сути, казачеству возвращается его историческая роль в жизни России. С поправками, конечно, на реалии XXI века.
Этими указами утверждаются форма одежды, чины, а также знамена и гербы всех десяти войсковых казачьих обществ России, объединяющих сегодня более 700 тысяч человек - чтобы можно было идентифицировать само войско - то ли оно Донское, то ли Терское, то ли Кубанское... У каждого теперь будут свои знаки отличия, которые разработаны в Геральдическом совете при президенте и согласованы с атаманами. За основу формы взяли исторические лекала плюс «какие-то современные элементы, в виде герба и нагрудного знака». Утверждён и порядок присвоения чинов. А для того, чтобы не было ряженых и жуликов, разработана единая форма удостоверения казака - с указанием чина и прохождения по службе. Минобороны рассматривает возможность создания специальной воинской части, в которой будут служить только казаки.
В общем, казачество вновь превращается в особое сословие России.
Белгородская «Станица»
В 1593 году царь Фёдор Иоаннович, «видя от крымских людей войны многие и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города». А в 1635 году началось строительство знаменитой Белгородской засечной черты - это уникальное военно-инженерное сооружение представляло собой непрерывную линию обороны длиной около 800 км (на территории современной Белгородской области - 425 км). От крепости к крепости, от острожка к острожку шли то земляной вал, то засека, то деревянная стена, а на речных бродах ставились частоколы. Служилые люди Белгорода и засечной черты делились на казаков, стрельцов, рейтаров, драгун и т.д. Казаки несли караульную службу вдоль засечной черты, патрулировали летучими станицами Дикое поле и посменно - по трое суток - дежурили в земляных городках между крепостями.
В конце XVII века Белгородская засечная черта потеряла стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, частично бежали на Дон. Однако, значительная часть бывших защитников Белгородской черты осталась жить здесь же. Потомки этих служилых людей крестьян и стали коренным населением нынешней Белгородчины. А память о казаках сохранилась на карте области. Более десятка природных объектов и населённых пунктов содержат в своём названии слова «казак», «казачий», «атаманский». Особенно много таких названий вдоль реки Оскол.
Еще одно убедительное свидетельство казацкой родословной нашего края - возрождение казачьей общины. Когда в 1993 году был принят Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», то казачество там было упомянуто как пострадавшая от репрессий народность. Это дало сильный толчок к возрождению казачьего движения по всей России. Возникли казачьи организации и в Белгородской области: в Старом Осколе, Губкине, Борисовке. А в декабре 2005 г. в Белгороде состоялся 1-й областной Круг казаков, на котором белгородское казачество объединилось в общественную организацию «Станица».
Cтарооскольские казаки
Термин «оскольский казак» мы встречаем задолго до основания города. В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Несомненно, эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляла значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам подбирались на службу, получали земельное, денежное и соляное жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе. Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, к двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.
Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные - охраняли «линию» между этими крепостями.
Прошли столетия. Но «казачьему роду нет переводу», говорит старинная пословица. Современная история старооскольского казачества начинается с 1991 года, когда, несколько казачьих общин на общем кругу решили объединиться в одну организацию, в которую вошли около двухсот казаков из Чернянки, Алексеевки, Губкина и Старого Оскола. Избрали атамана, войскового старшину Василия Болгова. На круге было решено вступить в Союз казаков России, что и было сделано. В Старом Осколе сейчас около пятидесяти казаков, есаулом белгородского регионального отделения союза казаков России «Оскольские казаки Белогорья», избран Станислав Жидовских.
Начало формы
Литература
1. Белгородские известия
2. А.П. Никулов «Оскольский край».
3. http://mediatron.ru/theme1-108
4. http://www.passion-don.org/historydon.html
Конец формы
Солнечная система. Взгляд со стороны
Колумбово яйцо
Будьте как солнце!
Астрономический календарь. Май, 2019
Ворона