Человек из народа В.О.Ключевский был далек от его сентиментальной идеализации. Глубокое презрение вызывает в нем снобы, забывавшие свои национальные корни. Убийственную характеристику бросил он подобным ренегатам: «Они гнушаются родины, давшей им последние гроши, здоровье и здравый смысл, как гнушается выскочка своей серой матери, оставшейся в деревне со своими морщинами и со своей материнской беззаветной любовью» Оно потеряли смысл собственного существования и ищут его среди чужих людей, служа для них предметом смеха или благотворительного сострадания».
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_konferenciyu_klyuchevskogo.doc | 49.5 КБ |
Автор С. В. Кирсанов
Руководитель Т.К. Бирюкова
(Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия)
Наследие В.О.Ключевского в истории русской культуры
Фамилия В.О. Ключевского была для меня на слуху задолго до девятого класса, но ничего не значащая. Историк, ученый, написавший огромное количество статей, научных трудов. Более детально и глубоко стал собирать сведения о В.О. Ключевском в 8 классе. Изучая по истории России тему «Культура России второй половины ХIХ в.», получил задание от учителя истории выступить с сообщением о В.О.Ключевском, как представителе гуманитарной науки, на общешкольной научной конференции. Готовясь к выступлению, воочию соприкоснулся с биографией Ключевского, его научными изысканиями, работами российских ученых о В.О.Ключевском, например Нечкиной М.В., «В.О.Ключевский» и пришел к убеждению, что наследие великого историка России для науки огромно, а сама биография ученого высокий пример, независимого от мелочных и корыстных соображений расчета научного работника, ничего в смысле своего личного благополучия не добивающегося. «Ключевский мог с полным правом сказать, что его поколение всегда высоко держало скрижали свободного научного исследования и ни перед кем, ни склоняло знамени независимой мысли» 1.
Более столетия имя В.О.Ключевского имеет свою историю. При жизни ученого оно было широко известно и пользовалось огромной популярностью. В 1920-1940 гг. в общей критике всего культурного и научного наследства оставшегося нам, оно оценивалось очень по-разному, часто двойственно, но для всех критиков было очевидным его научное значение. С 1950г, когда началось глубокое изучение творчества В.О.Ключевского, вновь возрос интерес к имени историка среди широкой массы читателей, и в настоящее время оно стоит в ряду крупнейших деятелей мировой культуры.
Одним из основных направлений в исследованиях Ключевского была история русской культуры. Эту проблему он рассматривал в органической связи с социальными изменениями в России и очень своеобразно подходил к оценке дворянской культуры в XVII-XIX века. Тут, в наибольшей степени проявились антидворянские взгляды историка. Следуя социальной по своему существу идее показать взаимосвязь между самодержавием, дворянством и крепостным правом, В.О.Ключевский свой талант направлял к одной цели - охарактеризовать систему дворянского воспитания, роль передовой французской литературы и психологическое восприятие дворянами ее идей в условиях крепостной действительности. Эту тему Ключевский раскрывал блестяще, с присущим ему остроумием, но - особенно в «Курсе русской истории» - крайне односторонне. Он неоправданно отводил западноевропейскому влиянию определяющую роль в жизни дворянского общества, будто бы отрывавшему его от окружающей действительности, в результате чего дворяне становились пустыми людьми. В «Недоросле» Фонвизина В.О.Ключевский увидел прекрасный источник по истории XVIII века.
Образ В.О.Ключевского – один из центральных, ключевых персоналогических образов в системе представлений, сложившихся в русской культуре конца XIX – начала XXвека, о смысле жизни и дела ученого- историка как свидетеля исторического бытия, его «трудах и днях», о содержательности единства научного и художественного слова в историческом понимании.
Ключевский историк и Ключевский художник не два лица, а одно лицо; их не разделить, не расчленить. Когда говорят о Ключевском-художнике, то обычно в первую очередь вспоминают внешнюю форму его изложения, художественность его стиля. И художественность для Ключевского не только стиль речи, о тип мышления. Художник мыслит образами, т. е требует, чтобы образ характеризуемого предстал воображению со всеми живыми историческими своими чертами. Показательность, наглядность - таков важнейший элемент художественности, вносимый Ключевским в историческую работу. В 70-ые годы Ключевский складывается, как великий лектор, совмещающий научную глубину с блестящими литературно-отточеными фразами, и метафорами, огромную эрудицию, с широчайшим эмоциональным диапазоном изложения и основательность подготовки с метким экспромтом. «Василий Осипович,- писал о нем его даровитый ученик А.И. Яковлев, вырос в того в несравненого мастера живого слова, который занял одно из первых мест, среди представителей ораторского искусства России, подняв на огромную высоту труднейший вид этого искусства – лекционный».1
Художница Поленова писала о лекциях Ключевского о древнем Новгороде: «Кажется, будто это путешественник, который очень недавно побывал в XIII-XIVвв. Приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах». Ключевский- историк обращается, прежде всего, именно к частным индивидуальным чертам умственной и нравственно жизни, чтобы по ним воссоздать живой образ прошлого. Эти живые образы даны, прежде всего, в той галерее портретов, которую развернул перед слушателем, перед читателем «Курс русской истории» Ключевского. У каждого времени свои герои, ему подходящие. «Ключевский - выдающийся мастер исторического портрета создал галерею образов правителей России». По своему значению это вовсе не портреты: «представительские типичные лица», называет их Ключевский. Они функции своей эпохи, ее художественное воплощение. Такова коллективная характеристика всех этих московских князей до Ивана III и как капля воды похожих друг на друга, так что читатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван, а кто Василий». Таков излюбленный, идеализированный Ключевский образ, «тишайшего царя» Алексея Михайловича, который «одной ногой еще упирался» в родную православную старину, а другой уже занес было ее за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении». Такова вся красочная галерея преемников Петра I, кончая Екатериной II. Так в портретной галерее предков Евгения Онегина воплощается автором вся история XVIII века. И вся русская история превращается в ряд законченных художественных образов, в замкнутое единство.
Перед читателями разворачивается подлинное драматическое «детство» с меняющейся исторической сценой. Цари Иван IV Васильевич, Алексей Михайлович, император Петр II, императрица Елизавета Петровна, Петр III; А.Л.Ордин-Нащокин, князь В.В.Голицин, святейший князь А.Д.Менщиков, церковные деятели (св. Сергей Радонежский), деятель культуры (Н.И.Новиков, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов), историки (И.Н.Болтин, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, К.Н.Бестужев-Рюмин, Ф.И. Буслаев). Вот еще не полный перечень исторических портретов, созданных великим художником.
Эта значительность образа и была одной из предпосылок прочности его усвоения читателем. В этом творческом начале и в этом даре художественного раскрытия прошлого сила обаяния Ключевского.
Академик М.В.Нечкина, создавшая о В.О.Ключевском на сегодняшний день наиболее полный и общий труд, завершила его следующим выводом: «Он дал русской нации одну из самых ярких концепций исторического прошлого страны - противоречивую, недосказанную но полную проблем, и когда дал? Между первой русской революционной ситуацией и кануном Октября, в напряженную предгрозовую эпоху. Он заставил тысячи голов думать над множеством вопросов, на многие из которых он сам не мог ответить. Он обогатил этими вопросами и тех, кто был согласен, и тех, кто спорил с ним. Мало этого, он нарисовал на основе своей проблематики такие живые, художественные картины и образы людей, минувших веков, которые запомнились на всю жизнь. У одних возрастал интерес к истории России, у других он рождался впервые. Это было научным завоеванием Ключевсвого его вкладом в культурную жизнь страны. Объективно это в какой-то степени содействовало и передовой политической борьбе времени: ведь до него никто так не разоблачал самодержавцев и правившую аристократию». 1
Член-корреспондент Академии наук СССР А.И.Яковлев в блестящей статье о своем учителе завершал анализ его основных трудов писал: «…. научное и литературное наследие Ключевского далеко не исчерпывается теми работами, общий обзор который мы сейчас сделали: ему принадлежит множество исследований, очерков, статей литературного характера….
В этих статьях отразилась вся многогранность и гибкость таланта Ключевского. Он показал себе в них не только тонким аналитиком- исследователем, но и виртуозом стиля, умевшим передать любой оттенок изучаемого им характера, подобно тому, как живописец умеет несколькими штрихами наметить характерные особенности изображаемой фигуры или лица…». 1
Человек из народа В.О.Ключевский был далек от его сентиментальной идеализации. Глубокое презрение вызывает в нем снобы, забывавшие свои национальные корни. Убийственную характеристику бросил он подобным ренегатам: «Они гнушаются родины, давшей им последние гроши, здоровье и здравый смысл, как гнушается выскочка своей серой матери, оставшейся в деревне со своими морщинами и со своей материнской беззаветной любовью» Оно потеряли смысл собственного существования и ищут его среди чужих людей, служа для них предметом смеха или благотворительного сострадания». 2
Василий Осипович всегда помнил о своих мордовских корнях. По свидетельству его ученика, заслуженного работника науки РСФСР, профессора В.Н.Бочкарева он любил говорить своим слушателям: «Мы с патриархом Никоном земляки, оба мордвины по происхождению». 3 Нам эта фраза представляется не случайной. «Образ Никона, московского патриарха, великого государя всея Руси, долгое время мог служить моральной опорой, «Путеводной звездой» для бедного, провинциального юноши, приехавшего «завоевать» одну из столиц огромного государства. И позднее, когда Ключевский достиг вершин славы и почета, он не мог не чувствовать, что родина не только мордовское происхождение: новатор в религии и новатор в науке, блестящий государственный деятель и блестящий мыслитель - эти люди достойны друг друга.
В ряду великих на страницах истории и в памяти мордовского народа им стоять рядом. 4
Литература
Филимоновская игрушка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Мастер-класс "Корзиночка"
Свинья под дубом
Разноцветное дерево