Исследовательская работа. О детях военной поры,на конкретном примере,жизни нашей землячки-Бугаевой А.Е,расскрывается жизнь детей в годы ВОВ.
Дети
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 904.5 КБ |
soderzhanie.doc | 22.5 КБ |
fotografii.doc | 264.5 КБ |
titulnik.doc | 25.5 КБ |
Введение.
Войны священные страницы на веки в памяти людской
Что такое война – написано об этом достаточно, не хочется и расшифровывать, что такое детский дом, об этом тоже сказано много. Подчеркну только: сиротство, детдомовщина не обязательно является следствием войны, но война непременно приводит к сиротству!
Дети войны. Они были самыми обыкновенными. Городские и деревенские. Подвижные и сообразительные, в разной степени начитанные и спортивные. Они несли в своих маленьких сердцах горячую любовь к Родине, жгучую ненависть к врагу. Круто изменила война судьбы несовершеннолетних. Еще вчера они беззаботно гоняли мяч. А сейчас у них появились другие заботы: как выжить, как помочь взрослым.
Эту маленькую энергичную женщину нельзя представить без Пятницкого интерната. Бугаеву Анну Евгеньевну знают все в нашем поселке, и у меня появилось желание познакомиться с ней, узнать о ее жизни.
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? Что доброго оставлю после себя? Слушая, рассказ Анны Евгеньевны я поняла, что обязательно должна записать ее воспоминания, так как считаю, что вся жизнь этой женщины является примером мужества, героизма, человеколюбия и оптимизма. Эта девочка, девушка, женщина, как и многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, а когда выросла, посвятила всю свою жизнь детям.
«Я родом из детства», - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек, особенно если их жизнь достойна примера, является частичкой истории страны.
Дети военной поры… Само сочетание слов детство и война не мыслимо, ведь нельзя чтобы детство называлось войной! На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой дети должны спать в своих кроватках, не терять своих близких, не испытывать чувство голода? Как сделать, чтобы дети оставались детьми и рано не взрослели?
Цель работы – узнать о жизненном пути Бугаевой Анны Евгеньевны.
Задачи исследования:
Методы исследования:
В моей работе вы не найдете ссылок на использованную литературу, так как она написана на основе моих личных встреч с героиней, с ее воспоминаний. Фотографии использованы также из личного архива Анны Евгеньевны. Записывая воспоминания, была трудность в том, что рассказчица часто переходила от одной темы к другой, у меня возникали вопросы, да и ей самой хотелось, как можно больше рассказать, не пропустить что-нибудь важное. «Вы уж потом сами отберете, что подойдет» - говорила она, и я старательно отбирала: вот это о довоенном времени, это о военном времени и т.д.
Я родом не из детства,
Я родом из войны.
Бугаева Анна Евгеньевна родилась 10.05.25 года на Украине (Киевская область, Таращенский район). Рано осталась без родителей. В 3 года Аня пережила горе – осталась без отца (он был председателем сельского совета, был застрелен кулаками). Но, к сожалению, это была не последняя в ее жизни смерть - в 7 лет она и ее 5 летний брат Витя потеряли маму, которая умерла от голода (в 1933 году на Украине был страшный голод). Аню разлучают с братом (больше они не увидятся) И она остается совсем одна. И вдруг ее забирает семья Агеевой Риммы Иосифовны – подруги мамы, так она очутилась в Волоконовке. Но в семье сложилась неблагоприятная обстановка: семья распалась, и жизнь не заладилась. Тогда директор Волоконовской школы Крутько помог определить Аню в Пятницкий детский дом, куда ее привезли на подводе с лошадью 5 декабря 1936 года. Аня ехала туда с желанием и ни чего не боялась. Директором в то время был Симакин Аким Данилович очень чуткий опытный человек.
Аня в 7 классе. Украинский танец.
Ане сразу понравилось в детском доме, ее встретил дружный коллектив учащихся и работников, которые обогрели уже многих мальчишек и девчонок, оставшихся без родителей и без крова. Аня оказалась бойкой, смышленой и не сидела, сложа руки, она принимала участие во всех делах своей новой семьи, была активной участницей самодеятельности. Анна Евгеньевна с теплотой вспоминает годы, проведенные в этом детском доме, там она закончила 8 классов, нашла друзей и наставников, встретила просто замечательных людей.
К.В.Сорокина.
Первая Анина воспитательница
Н. В. Рычагов.
Первый Анин воспитатель
Память о воспитателе… Какая она? Воспитатели относились к детям хорошо, любили, они были еще сами молоденькими девушками и ребятами, жили с воспитанниками в корпусах, так как сами еще не обзавелись семьями. Один воспитатель справлялся с 80 воспитанниками! …Много было кружков, где учили шить, вязать, вышивать, учили петь – на любое дело детдомовцы шли с песней. Воспитанием занимались все и мастер, и повар, и учитель, всех слушались одинаково. О том, какие это были люди, можно судить уже по надписи сделанной на фотографии: «Славная Аня, пусть этот фотоснимок напоминает тебе о величайшей заботе партии и правительства о детях нашей любимой Родины.
В благодарность за эту заботу ты обязана воспитать в себе волю, решительность, настойчивость и смелость, личную ответственность за порученное дело и свое поведение на примере Героев нашей Родины.
Я хочу тебя видеть всегда мужественной, честной, преданной делу Ленина – Сталина, борцом, готовой грудью отстоять наши великие завоевания – такова твоя священная обязанность перед Родиной, воспитывающей тебя в духе коммунизма.
В воспитании перечисленных качеств нового человека я тебе помогу. Быть участником строительства коммунистического общества нашей великой, могучей Родины – может ли быть, что-то счастливее в жизни? И такого счастья я тебе и желаю».
Это написал Ане на память директор детского дома Симакин Аким Данилович.
Кружок юннатов ведёт кавалер ордена Ленина, заслуженный учитель Н.В.Симакина
Сколько людей – столько воспоминаний. У каждого была своя судьба, у каждого свои потери и обретения, радости и невзгоды. В судьбе одного мальчика Аня сыграла важную роль – помогла найти маму и брата.
В 1937 году в детский дом прибыло 30 человек из Киева и Смоленска - дети репрессированных, среди них был Боря Ковтюх сын заместителя командующего Белорусским округом Епифана Кофтюка – которого расстреляли в 1938г (позже его отец станет прототипом героя произведения «Железный поток» Бориса Серафимовича). А Борис Епифанович Ковтюх благодаря Ане через 20 лет найдет мать Агафью Андреевну и брата.
В 1939 году ее перевели в Новооскольский детский дом №2, где она встретила начало Великой Отечественной войны – Аня в это время закончила 9 класс.
Детдомовские сороковые.
Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое…
На 3 день войны 150 детей под руководством работника РОНО, Ани и Ковальской Галины (будучи еще сами детьми) двинулись в эвакуацию в Воронеж – пешком. Пройдя 8 км, в деревне Дубровна пришлось заночевать в школе. Спали на сдвинутых партах, сушили промокшие вещи и ели на ужин припасенные сухари. Проснувшись рано утром, узнали от войск отступающей советской армии, что немцы идут по стопам. Было сказано, чтобы немедленно шли обратно домой, дорога домой показалась вдвое короче, казалось, что выросли крылья. Вернулись в детский дом, встретили их несколько работников, во дворе уже находились раненые. Дети находились здесь до 6. 11. 41. И снова эвакуация….
Эвакуировали сразу несколько детских домов, общее количество детей было 700 человек! Выделили 3 вагона: 2 пассажирских и 1 товарный – 60 старших детей обвернутых в одеяла и другую одежду погрузили на открытую платформу. Аня ехала в продуктовом вагоне и отвечала за продукты, вагоны отапливались печкой буржуйкой, тепла было мало, ноги так и примерзали к ботинкам. Жили по системе Макаренко – отрядами, в каждом отряде – старший (из числа детей), на остановках варили еду на кострах, продукты строго делились, и есть можно было только с разрешения старшего.
Одно желанье жило во всех сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах,
Желанье голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и до ныне
Он к хлебу относится, как к святыне.
Фашистские самолеты вели постоянное преследование, в Лисках началась страшная бомбежка. Посыпались бомбы, раздались взрывы, погибли 17 детей и воспитатель из Корочанского детского дома, остальные лишь чудом выжили. Бомбили до Саратова, часто из за того, что рядом шли поезда с техникой и людьми на фронт. Особенно страшно было когда под Саратовым одна из бомб угодила в цистерну с горючим, вокруг все было черным и обугленным от копоти и гари.
Лишь к середине декабря приехали в Среднюю Азию, где еще неделю жили в вагонах, пока их делили по детским домам. Директора приезжали и сами отбирали детей, многих сразу наголо стригли, так как в дороге завелись вши, для девчат с длинными косами это было величайшим горем. Аня со старшими детьми осталась в вагонах и их последними забрали в Таштюбинский детский дом, который находился у самого подножия Тиньшанских гор.
Мы часто говорим о запахах детства, какие они были тогда? Как пахнет затируха, которую давали в те времена на обед, как пахнет еле заваренный чай без сахара, как пахнет хлеб военной поры? Нам это не понять, а дети военной поры это помнят и видят во снах.
Учились ребята тогда, может и не блестяще, но не от лени. Зато у них формировалось трудолюбие и чувство долга, ответственность. Ну-ка попробуй во время дежурства по группе не убрать помещение, не наносить воды – сами же ребята спросят строго. Самообслуживание было полным. Все как в хорошей семье знали свое дело и выполняли его честно. А если кто-то уставал и начинал ныть, тогда магических слов: «А как же на фронте?» - было достаточно.
В 1943 году Аня поступает в институт имени Лесгофта (Ленинградский институт физкультуры, эвакуированный в город Фрунзе), но, проучившись полгода, учебу пришлось бросить из-за нищенского существования (с одеждой и обувью была напряженка) и постоянного голода. Во время войны трудно было: одежда не по плечу, обувь не по ноге, носили то, что есть, ели то, что дадут.
И тут ее разыскивает Сергей Петрович Яковенко – директор Новоосколького детского дома, он приглашает Аню на работу в Макаровскую лесную санаторную школу для детей погибших фронтовиков, в качестве воспитателя.
1945 год, Макаровская лесная санаторная школа. Анна Евгеньевна со своими воспитанницами
Работая в этой школе, Аня и встретила долгожданный день победы, вспоминая это, она рассказывала, как люди со слезами на глазах поздравляли и обнимали друг друга. А потом на улицу выставили и накрыли столы, тем скудным, что у кого было, и до глубокого вечера никто не расходился.
… И сорок мирных лет в труде.
У послевоенного времени много красок: торжество победы, но и разруха. Май 1945 года принес нашему народу долгожданную весть о победе. Впереди было еще несколько месяцев до окончания второй мировой войны, тяжелая работа по восстановлению всего того, что было разрушено. Но всех людей объединяла надежда, что больше эти ужасы никогда не повторятся.
После войны Анна поступила в педагогический техникум, сразу на третий курс, по специальности – учитель начальных классов. Учиться ей было легко, ведь она имела уже опыт работы, трудности заключались в том, что нужно было прожить на стипендию в 12 рублей. На которую надо и одеться и поесть, но Ане везло на хороших людей! Преподаватели, сокурсники, помогали ей кто чем может.
Новооскольский специальный детский дом, 1946 год. Встреча с военными моряками
После учебы, теперь уже Анна Евгеньевна пошла работать в Новооскольский специальный детский дом, где воспитывались дети погибших фронтовиков. В 1947 году ей была вручена грамота Министерства Просвещения за отличную работу. Удалось Анне Евгеньевне побывать и в самом Министерстве образования, она дважды ездила в Москву – возила альбомы по юннатской и шефской работе, с большим уважением она вспоминает людей которые ее там встретили.
В 1960 году Анна Евгеньевна получает приглашение от директора Пятницкого детского дома на работу. И она принимает решение вернуться в стены школы, которые ей самой когда то заменили отчий дом.
46 лет своей жизни Анна Евгеньевна посвятила работе в детских домах, 46 лет она дарила детям свою любовь, знания, материнскую заботу и ласку. Была награждена почетным званием «Отличник Народного Просвещения», медалью «За доблестный труд во время войны», медалью «Ветеран труда» и другими грамотами.
1973 год. В походе
!957 год, Новый Оскол. На огороде с воспитанниками
«Мои деточки»,
1975 год
1988 год.
До сих пор Анну Евгеньевну ее друзья, знакомые, с кем она училась, кого воспитывала с любовью, называют Анечкой, Анютой, Аннушкой и уважительно – Анной Евгеньевной. А она в свою очередь всегда спешит на помощь тем, кто в ней нуждается.
Воспитанники довоенных времён. Новый Оскол.
Встреча в 1976 году
Выпускники огненных лет.
п. Волоконовка
Встреча бывших воспитанников со своей воспитательницей и её нынешними питомцами, 1980-1990 годы
2005 год. На встрече, посвящённой 60-летию Победы, в Пятницкой школе-интернате
Заключение.
Чтоб не забылась та война…
Минуло уже много лет с того момента, как окончилась Великая Отечественная война. Но, не смотря на это, люди не должны забывать ужасы войны, разлуку детей с близкими, смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, еще живущими, перед будущим. И пока у нас есть возможность общаться с очевидцами тех событий, мы просто не имеем право не использовать этот момент.
История этой жизни не выдумана. Женщину, о которой написана моя работа, хорошо все знают и любят в моей родной школе. О ее жизни я слышала из ее собственных уст. Мне посчастливилось с ней общаться, задавать ей вопросы, смотреть ее альбом с фотографиями. Все это помогло мне узнать, как бы увидеть своими глазами всю яркую и напряженную жизнь Анны Евгеньевны, представить себе не только то, что она говорила и делала, но также и то, что она думала и чувствовала.
Великая Отечественная война. Никогда так остро как во время ее, не стояла проблема человека. Как, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким? Война, напротив, научила многих еще острее чувствовать боль и страдания человека.
Часто ли мы задумываемся над вопросом «Зачем я жил, для какой цели родился?» Казалось бы, нет. Но вся наша жизнь это поиск, возможно подсознательный, ответа на этот вопрос. Каждый человек хочет чувствовать в жизни себя на своем месте. Но далеко не каждому это удается. Анна Евгеньевна нашла свое место в жизни и успела сделать очень многое. А ведь это так важно!
Я буду очень рада, если для тех, кто узнает Анну Евгеньевну по страницам моей работы, она станет хотя бы отчасти – такой же близкой, какой она стала для тех, кто узнал и полюбил ее в жизни, какой она стала и для меня.
Источники
2.Фотографии из личного архива Бугаевой А.Е.
3.Материалы школьного музея.
Содержание
1. Введение. Войны священные страницы
на веки в памяти людской____________________3
2. Я родом не из детства, я родом из войны._____5
3. Детдомовские сороковые.__________________8
4. … И сорок мирных лет в труде._____________11
5. Заключение. Чтоб не забылась та война…___14
,
МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Её судьба с судьбой страны навеки слиты
воедино
Выполнил:
Тупикина Наталья ученица 8 класса адрес: 309665 Белгородская область, Волоконовский район, с.Осколище ,д 14 телефон: +7920581172
Руководитель:
Севостьянова Наталья Викторовна,
учитель истории
п. Пятницкое – 2011 г.
Два Мороза
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Цветущая сакура
Ветер и Солнце
Пчёлки на разведках