МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53»
ЗАВОДСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
ПРОЕКТ
Экология в моей будущей профессии врача
Автор проекта: Маркосов Алексей
Руководитель проекта:
Байкулова Валентина Васильевна
учитель технологии
г. Саратов
2011 год
Актуальность: Негативные изменения в природе показали необходимость пересмотра отношений между человеком и природой .Снижение неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей среды на состояние здоровья людей и соответственно его улучшение — одна из насущных задач современного здравоохранения и экологической политики страны.
Цель исследования:
Изучение проблемы загрязнения окружающей среды и роль современной медицины в охране здоровья людей в создавшейся экологической ситуации
Задачи исследования:
• проанализировать изменения, произошедшие в природе в результате деятельности человека;
• проанализировать воздействия загрязненной окружающей среды на состояние здоровья людей;
• проанализировать литературу по данной проблеме.
Объект исследования: экологическое состояние окружающей среды и болезни вызванные ее загрязнением
Предмет исследования: здоровье людей и экология
Гипотеза: человек заставляет природу служить своим целям, господствует над ней.
Методы исследования:
• анализ,
• наблюдение,
• анкетирование,
• сравнение,
• обобщение.
По доминирующей деятельности
свой проект я отношу к исследовательскому проекту ,
а по его содержанию - к экологическому проекту.
Экология в моей будущей профессии врача
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна,
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
В ближайшем будущем мне предстоит закончить школу и передо мной ,как и перед всеми моими одноклассниками ,стоит дилемма : «кем быть?»Я для себя выбор уже сделал давно и ,кажется , бесповоротно .Я буду врачом ,как и мой отец. Существуют замечательные высказывания о профессии врача .Так ,к примеру ,Гиппократ сказал: « Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». А известный голландский медик Ван Тюльп произнес знаменитую фразу: «Светя другим, сгораю сам». Соглашаясь с этими словами, я стараюсь решить для себя - смогу ли я? Смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте... Смогу ли я? Буду стараться. Где-то я слышал выражение, что врач подобен человеку, плывущему против течения, и стоит ему опустить руки, перестать трудиться, как его сразу относит назад.
Я чувствую в себе силы идти по этой трудной дороге. Работа врача усложняется в настоящее время ухудшающейся экологической обстановкой. Человек – часть природы. Животные только пользуется внешней средой и производят в ней изменения в силу своего присутствия, человек же изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. В настоящее время развитие промышленного производства потребовало организации добычи огромного количества сырья, создания мощных источников энергии. Кроме того, возникла проблема загрязнения окружающей среды отходами промышленности, с/х, транспорта, строительства. Интенсивному загрязнению подвергаются атмосфера, вода, почва. Изменения, произошедшие в природе в результате деятельности человека, приобрели глобальный характер и создали серьезную угрозу нарушения природного равновесия. Такое положение может стать препятствием на пути дальнейшего развития человеческого общества и ставит вообще вопрос о его существовании. Негативные изменения показали необходимость пересмотра отношений между человеком и природой .Снижение неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей среды на состояние здоровья людей и соответственно его улучшение — одна из насущных задач общественного здравоохранения и экологической политики России.
Эпидемиологические исследования дают возможность прогнозировать последствия воздействия загрязненной окружающей среды на состояние здоровья людей, позволяют количественно оценить величину изучаемых воздействий, установить причинно - следственные связи между неблагоприятными факторами среды обитания человека и показателями здоровья. Вместе с тем, в связи со сложной, многофакторной природой хронических неинфекционных заболеваний доказать явную связь между развившимся у человека заболеванием и предшествующим этому вредным воздействием очень трудно. Это можно осуществить лишь с помощью правильно спланированных эпидемиологических исследований.
Фактор окружающей среды можно рассматривать как фактор риска. В последние годы во многих странах и международных организациях оценка риска рассматривается как ведущий аналитический инструмент для установления характеристики воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения.
К экологически зависимым изменениям здоровья можно отнести:
-инфекционные заболевания: микробное загрязнение воды, продуктов питания и воздуха; потепление климата.
-злокачественные новообразования: воздействие канцерогенных факторов — асбеста, бензола, соединений хрома(VI), а также физических факторов — радиации, радона, ультрафиолетового излучения.
-сердечно -сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания: воздействие атмосферного воздуха с повышенным содержанием взвешенных частиц ,оксида углерода, свинца и других веществ, обладающих кардиотоксическим действием; высокий уровень холестерина в продуктах питания.
-заболевания кожи: никель; некоторые пестициды; аллергены в продуктах питания.
-нарушение репродуктивного здоровья: кадмий, ртуть, свинец
. -нарушение нервно-психического развития детей: свинец, ртуть, кадмий; некоторые пестициды; фосфорорганические вещества.
В настоящее время происходят глобальные изменения в развитии некоторых экологически зависимых заболеваний. Развитие этой методологии осуществляется усилиями специалистов разного профиля, и в первую очередь эпидемиологов, токсикологов, гигиенистов, химиков, клиницистов, математиков, инженеров, а также ученых в области социальных дисциплин.
Все они внесли значительный вклад в развитие методов оценки риска. Риск здоровью человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:
1) существование самого источника риска; 2) присутствие данного источника риска в определенной, вредной для человека дозе; 3) подверженность населения воздействию упомянутой дозы токсичного вещества. Перечисленные условия образуют в совокупности реальную угрозу или опасность для здоровья человека.
Что же касается темы моего проекта, то я считаю, что уже давно настало время говорить о взаимозависимости медицины и экологии. А на сегодняшний день , к сожалению, еще нет достаточно действенных практических наработок по данной проблеме. Даже нормативные документы имеют рекомендательный, а не руководствующий характер. Однако уже сейчас надо говорить о крайней необходимости научного обоснования и практического внедрения экологических решении. Глобальный характер влияния индустриализации и урбанизации на биологическую продуктивность планеты потребовал не простых мероприятий по природоохране и научного, теоретического осмысления причин, породивших угрозу окружающей природной среде и научно обоснованных рекомендаций по ее охране и рациональному использованию природных ресурсов. Проблема экологии – одна из самых актуальных в наше время, и хочется верить, что мои дети и дети моих детей не будут так подвержены негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако люди , как мне кажется , до сих пор не осознают важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед нами относительно защиты экологии.
Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и в Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для детей. Охрана и защита природы позволяет нам, учащимся , ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное .Вот и я ,желая изменить свой школьный двор ,любимый город в лучшую сторону вступил в ряды волонтерского движения .Пусть я пока немного сделал для решения данной проблемы ,но я проникся осознанием ее значимости и буду всеми возможными для меня способами содействовать в сторону ее улучшения.
Категории пользователей.
Данный проект адресован учащимся 11 – 17 лет.
Методы реализации.
Беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, участие в волонтерском
Движении, социальных экологических акциях .
Ожидаемый результат.
Настоящий проект сможет:
- помочь ребятам сориентироваться в мире профессий;
- привлечь внимание общественности к экологическим проблемам .
Используемая литература :
Закон РФ «Об отходах производства и потребления».
Ашихмина Т. Я. - «Школьный экологический мониторинг». «АГАР», 2000.
Мелкумов Ю. А. –Экология и промышленность России. №19, 2008г.
Шмаль А. Г. – Методические основы создания систем экологической безопасности территории. МП «ИКЦ «БНТВ», г. Бронницы, 2000.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г. - «Популярный экологический словарь». М. 1999.
Шубов Л.Я., Голубин А.К., Ставровский М.Е. "Проблема твердых бытовых отходов и рациональные пути ее решения ", "Зеленый мир", 2000 г., №11-12.
Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. – М.: Медицина, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Социологический опрос учащихся 53 школы.
Ф.И.О респондента: _______________________________________________________________
Возраст: _____________
Вопросы (нужное подчеркните):
1. Оцените санитарное состояние территории, микрорайона Вашего проживания:
- отличное
- хорошее
- нормальное
- терпимое
- плохое
ужасное
2. Есть ли у Вас возможность проводить культурный досуг с другими жителями во дворе?
- да;
- нет.
3. Чем Вы занимаетесь в свободное время:
- смотрю телевизор
- сижу на лавочке во дворе
- гуляю по микрорайонуг
- занимаюсь спортом
- посещаю секцию ,кружок
4.Какие элементы благоустройства Вы хотели бы видеть в своём микрорайоне?
- футбольную площадку
- площадка для волейбола и баскетбола
- спортивный инвентарь, тренажеры
- стол для настольного тенниса
- качели для молодежи
- концертно-сценическая площадка
- озеленение
- лавочки
другое___________________________________________________________________________
5.Согласитесь ли Вы принять участие в благоустройстве территории Вашего микрорайона
- да
-нет
7. В чем может выразиться Ваше участие в данном проекте:
- санитарная уборка территории
- установка и покраска лавочек
- помощь в обустройстве спортивной, площадки
- работы по озеленению территории
- предоставление цветочной рассады для озеленения
- организация и участие в спортивных мероприятиях
- организация и участие в праздничных мероприятиях на концертно-сценической площадке
- другое _________________________________________________________________________
8. По какой причине вы не соглашаетесь оказывать содействие в реализации предложенной программы в своем микрорайоне:
- этим должна заниматься Администрация района
- некогда этим заниматься
- не знаю, что можно реально сделать и к кому обращаться
- одному мне с этим не справиться
- мне всё безразлично
Кто самый сильный?
За еду птицы готовы собирать мусор
Философские стихи Кристины Россетти
Одеяльце
Земля на ладонях. Фантастический рассказ