Исследовательская работа по истории села.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_s._gordeevka.doc | 130.5 КБ |
Выполнил: учащийся 10 класса
Животов Максим
Руководитель: Животова Е.В.
Содержание
Введение……………………………………………………………3
1. История возникновения села Гордеевка…………………….4-6
2. Заселение села Гордеевка…………………………..................7- 9
3. Церковь Пресвятой Богородицы в селе Гордеевка ……….9-12
Заключение………………………………………………………...13
Список литературы и источников …………………………14
Приложения
Введение
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для меня это, прежде всего моя страна, село в котором я родился и живу и православная вера, которая оставалась с человеком в самые трудные страницы его жизни, не предавая и не изменяя ему. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Но если о селах существует упоминание хотя бы в официальных сводках и документах, то о многих церквях и храмах мы знаем только из воспоминаний, поскольку за период существования советской власти многие из них были разрушены. А ведь когда-то вся жизнь людей неразрывно была связана с верой и вместе с возникновением села строилась и церковь. Я хочу рассказать о своем селе и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая в нем находилась.
История возникновения села Гордеевка
Село Гордеевка было третьим, по времени возникновения, населенным пунктом на реке Большая Речка. Его начальная история отличается от появления прочих сел и деревень Алтая, поскольку она была связана с редкой на Алтае, попыткой создания помещичьей деревни.
Служил горным офицером при Алтайских заводах дворянин Афанасий Федорович Гордеев. 22 марта 1770 г. А.Ф. Гордеев обратился в Канцелярию горного начальства с просьбой отвести ему землю для хлебопашества и покосы для содержания скота, выделить для строений лес, поскольку он задумал поселить деревней своих дворовых людей. Место для поселения он отыскал на р. Большой Речке между впадающими в нее с правой стороны речки Шерснихи, а с левой — речки Ельцовки. Место это находилось примерно в 80 верстах от Барнаульского завода и в 30 верстах от деревни Овчинниковой[1].
В Барнауле у Гордеева было всего 7 дворовых. 14 мужских душ, принадлежавших ему, он уже затребовал из Исецкой провинции Оренбургской губернии, но землю просил на 100 душ, полагая закупить недостающих. 27 марта 1770 г. начальник заводов А.А. Ирман приказал осмотреть просимое А Гордеевым место, выяснить, не будет ли от этого отвода утеснений окрестным крестьянам или ясашным[2]. Запрошенная по этому поводу Белоярская судная изба сообщила, что крестьяне ближайших к названному А. Гордеевым месту деревень Овчинниковой и Боровлянской на него не претендуют.
27 мая 1770 г. А А. Ирман подписал решение Канцелярии горного начальства, в котором А.Ф. Гордееву разрешалось получить землю для поселения дворовых. Командированному для измерения дорог и расстояний на юг Белоярского
ведомства унтер-шихтмейстеру Карамышеву было ведено попутно осмотреть
просимое А. Гордеевым место, отвести землю на 100 душ из расчета по 15
десятин на душу, обозначить участок затесами на деревьях и другими знаками.
Форстмейстеру Мартину предписывалось отвести Гордееву в Бобровском бору лес
под домовое строение «без излишества»[3].
11 сентября 1770 г. Карамышев доложил об осмотре места и уточнил, что оно находится в 82 верстах от Барнаула и в 33 верстах от деревни Овчинниковой и для ориентировки указал это место на генеральной карте горного округа[4].
Однако, фактическое решение вопроса затянулось. С одной стороны, заводское начальство не спешило заводить в округе помещичью деревню, с другой - А.Ф. Гордееву не удавалось купить крестьян дополнительно к своим дворовым. 26 августа 1772 г. А. Гордеев жаловался заводскому начальству, что просимое им место до сих пор не отведено и не ограничено.
Для выполнения этой задачи за счет просителя на р. Большую Речку был направлен унтер-шихтмейстер Иван Бугрышов. 25 сентября 1772 г. он доложил о выполнении задания, отмерил участок площадью «квадратно 3 версты 397 с третью сажен» и сделал тому участку чертеж. В середине октября 1772 г. Бугрышов еще раз побывал на этом месте и обозначил участок по углам ямами с берестой. Рапорты И. Бугрышова и чертеж сохранились в центре хранения Архивного фонда Алтайского края[5].
Но проделанная Бугрышовым работа оказалась напрасной. А.Ф. Гордееву не удалось купить крестьян для перевода на Алтай. Поэтому Канцелярия горного начальства отменила свое прежнее решение и приказала отвести Гордееву участок лишь на 14 имевшихся у него мужских душ. Летом 1773 г. тот же Иван Бугрышов отвел участок в 210 десятин[6].
Вероятно, вскоре после этого А.Ф. Гордеев направил на р. Большую Речку своих дворовых для поселения и начала хозяйственной деятельности. Но первая на Алтае помещичья деревня оформлялась медленно. Крепостных было мало. А сам помещик был постоянно занят на заводской службе.
Наконец, в июне 1778 г., А.Ф. Гордеев в прошении на имя начальника заводов А.А. Ирмана просил освободить его от посылки на Змеиногорский рудник «за слабым здоровьем и болезненным припадком» и, вообще, с декабря того же года уволить его с заводской службы, позволить жить в заведенной его людьми деревне «коя еще в настоящий порядок не приведена». Просьбу удовлетворили[7].
Заведенное крепостными Гордеева поселение получило название Гордеева Заимка. Однако хозяин ее вскоре после отставки умер, на дворовых, вероятно, нашлись наследники, а заимка опустела.
В 1781 г. в бывшую заимку А.Ф. Гордеева было разрешено поселиться приписным крестьянам Кузнецкого ведомства из деревень Тогульской,
Недорезовой, Катиной и Таллинской, всего 11 мужским ревизским душам[8]. Населенный пункт, заведенный вначале как помещичий, превратился в обычную для Алтая приписную деревню.
В 1792 г. в деревне Гордеева Заимка было всего 7 дворов и в них 47
жителей, в том числе 23 мужского и 24 женского пола. Крестьяне имели мельницу, построили мост через р. Большую Речку. Постепенно численность населения увеличивается за счет переселенцев из центральной части России. Первоначальное название Гордеева Заимка сохранялось за населенным пунктом почти до конца XIX в., хотя в 1882 г. в нем насчитывалось 5 дворов[9]. В начале XX в. этот населенный пункт называется селом Гордеевским.
Заселение села Гордеевка
Пик заселения села приходится на вторую половину 19 - начало 20 века. Именно в это время крестьяне едут в Сибирь в поисках лучшей доли. По воспоминаниям жителей-села перед переездом посылали ходоков, чтобы узнать как обстоит дело с землей и где можно поселиться. У некоторых к этому времени в селе уже жили знакомые[10]. Ехали сначала на поездах, а потом на лошадях, которых брали в наем. Дорога для переселенцев была сложной, многие в дороге теряли своих детей, родных[11].
Приезжая в село обосновывались по берегам Большой речки (отсюда второе название с. Гордеевки - Большаки), поближе к воде. Из воспоминаний жителей села, мы узнали, что село делилось на своеобразные районы по месту, откуда приезжали переселенцы (см. карту). Так в селе была рязанка здесь жили переселенцы из Рязани, орловщина - из Орловской губернии, Хохлы - здесь жили приехавшие из Украины, было свое поселение и у тамбовских. Сибиряки (коренные жители) жили кланами: Паршуковы (несколько кланов), Демидовы, Поляковы, Хохловы, Обрашины (очень богатые)[12].
Жильем приехавших никто не обеспечивал. Кто побогаче ездили в бор, привозил лес оттуда, остальная часть селян строила избы из березы, осины, ветлы. Но позволить построить себе дом могли не все переселенцы, некоторым приходилось ютиться по «углам». Можно было купить дом. Дома пятистенки, крытые по амбарному. Сени были плетневые. Богатые строили крестовые дома. Был в селе даже один двухэтажный дом. Крыши крыли тесом, для его изготовления использовали продольные пилы, ими пилили плахи и тес вручную. В домах были печки, пол был не во всех домах, так у орловских пола не было[13].
У новых жителей села трудности были не только с жильем. Необходимо было обзавестись хозяйством, лошадьми, семенами для посева. Поэтому многие нанимались работниками к старожилам, они платили зерном, скотом. Землю получали сразу, для ее обработки использовали простейшие орудия: пахали на конях, сеяли вручную, косили серпами, молотили об деревянную кадушку цепами. Из культур выращивали лен, коноплю, пшеницу, овес, просо. Богатые сельчане делали мельницы на реке, нанимали работников. В селе было две мельницы: одна была расположена в Хохлах на глинках (см. фото), ее хозяином был Блохин, поэтому она называлась Блохниной мельницей и Коробова мельница. Позже, в 1949 году, была построена новая
мельница как напоминание о ней сохранились на Большой речке столбы (см. фото)
В перепись 1926 г. село Гордеевка (Большаки) входило в состав Болылереченского района, переименованного в 1933 г. в Троицкий район.
В период Великой Отечественной войны в деревню привозили немцев, чувашей и мордву. Были пустые дома их туда и селили. Имевшие средства, сами покупали. Относились к ним хорошо. Работали они в колхозе, некоторые побирались. Русский язык знали плохо. Нанимались на работу - затирать избы. Они отмечали свои праздники.
Чуваши жили на свинарнике. Меняли товары на продукты (картошку).
После войны многие уехали. Браки заключали с русскими.
Были калмыки, но в селах не жили, делали землянки и жили в них на холмах. Потом уехали, когда не стали их держать принудительно.
Следующим этапом заселения села был период освоения целины. По направлению партии в Алтайский край отправлялись целые бригады молодежи. Приезжали они и в наше село[14].
В селе проживало более 2,5 тысяч человек, большинство из жителей посещали церковь и были глубоко верующими христианами, поэтому наряду с жильем в селе была построена церковь.
Церковь Пресвятой Богородицы в селе Гордеевка
В нашем селе церковь была построена в 1903 году. Церковь в Гордеевке была освящена и наречена именем Покрова Пресвятой Богородицы. Стояла она на возвышении, в центре села, недалеко от сельского кладбища. Церковь была видна со всех улиц села, а звон колоколов слышен был в каждой избе[15]. Церковь в селе Гордеевка сооружали всем миром, все делали вручную, но строили с огромным желанием и великой любовью к Богу.
По всей видимости, церковь расписывали художники — иконописцы, выписанные или из Бийска или из Кузнецка, потому что относилась она к Кузнецкому уезду, строительство Гордеевской церкви относилось к 1903 году, хотя, как утверждают старожилы, в селе до этого бала воздвигнута небольшая часовня, иконостас был очень красивым, иконы в металлических окладах в ажурном обрамлени[16]. Лики святых нарисованы талантливыми художниками с великим старанием. Все естественно и величественно. Церковь была просторной, красивой и очень уютной. С красивой звонницей, звон колоколов был для жителей села своеобразным путеводителем и информатором. Веселый благовест поднимал в жителях настроение от предстоящего праздника. Тревожный перезвон о пожаре или еще какой беде, погребальной звон сообщал об умершем односельчане. В ней было всегда много прихожан. Основной, главной иконой Гордеевской церкви была чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. Икона представляла в богатом позолоченном окладе. Возможно, Икона Богородицы, как и все другие иконы создавались в Бийской иконописной — иконостасной мастерской Архипа Александровича Борзеннова, который вместе с подручными изготавливал резные позолоченные иконостасы. А художники артели Петрухова расписывали эти иконы[17]. Престольным праздником в селе Гордеевка считался день Покрова, то есть 14 октября. Празднично одетые прихожане с утра стремились занять «лучшее» место в приходе: поближе к алтарю, напротив иконостаса с иконой Богородицы. Почтенные старики и старухи чинно стояли всю службу и молились усердно и с упоением. Молодые парни и девчата успевали молиться и поглядывать друг на друга, присматривая будущую спутницу или будущего спутника жизни. Сияние металлических окладов от горящих свеч становилась волшебным и чарующим. Все походило на сказку: голос священника, песни-молитвы, лики Богородицы и Иисуса Христа. На видном месте икона Святой троицы. Через дорогу от церкви был построен большой дом для священника, его уважали, с большим почитанием здоровались и беспрекословно выполняли любую просьбу: привезти дрова, огородить территорию церкви, сделать текущий ремонт и т.д. В церкви совершались таинства: крещение, венчание, отпевание. Посещали церковь в воскресенье и праздники. По воспоминаниям Корягин Трофима Мироновича Рождество Христово праздновалось 3 дня, Паху - 1 неделю, Успенье Божией Матери - 1 день, Покров Пресвятой Богородицы - 1 день, Петров день - 3 дня, Троицу - 3 дня.
В будни же обычно ходили лишь те, кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого человека, девятый, двадцатый и сороковой день, сорокоуст. Либо же в Великий пост, когда служили в среду, пятницу и субботу. В это время ходили больше те, кто говел, то есть готовился к причастию.
В церкви вели себя «чинно», «степенно», «благопристойно». «Не было случая, чтобы кто-либо пришел в церковь нетрезвым. Приходя в церковь, всегда ставят свечи многим святым иконам»[18].
В гордеевскую церковь приходили жители с сел Новоеловка и Шершниха, где не было церкви. Приезжали на лошадях и приходили пешком в гордеевскую церковь верующие жители сел Талдинка и Малиновка хотя в Талдинке была своя церковь святого Петра и Павла. Любили бывать на службе в Петро-Павловском приходе с. Талтинка прихожане села Гордеевка. Люди жили трудно, работали день и ночь, чтобы прокормить себя и семью, но жили с Богом в душе, соблюдая главные нравственные заветы: не убий, не укради, ни прелюбодействуй, уважай и почитай родителей, не обижай слабых.
После революции 1917 года церковь в С.Гордеевка закрыли, варварски разграбили всю церковную утварь, колокола сбили, увезли в неизвестном направлении. Иконы из Гордеевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы свалили во флигель, который закрыли на замок. И лишь небольшая часть икон, сброшенная в кучу во флигель, была использована во благо православия: бывшая прихожанка Варвара Семичакова ночью, тайком, пробралась во флигель и перепрятала иконы в другое место. Затем она раздала эти иконы старушкам и, старикам, которые с великой благодарностью их приняли и спрятали[19]. Время — то было лихое, страшное. Священнослужителей убивали, в церквях устроили конюшни, хранилища, скотные дворы, а некоторые просто разрушили, сравняли с землей. В Таллинской церкви Петра и Павла устроили зернохранилище, а затем переоборудовали под клуб, а Гордеевскую церковь разобрали и сделали школу, сначала начальную, а затем семилетнюю. В дом священника поселили учителей, школа просуществовала до 1960 года, затем ее разобрали, потому что в с. Новоеловка построили новую восьмилетнюю школу. От церкви Покрова Пресвятой Богородицы осталась одна яма с мусором, да и она потом заросла травою. В данное время от церкви Покрова Пресвятой Богородицы осталась одна яма поросшая травой, да одинокая сосна. По оставшемуся котловану мы можем судить о размерах церкви, приблизительно она была 896 м2 (см. фото).
До нашего времени сохранилось несколько икон принадлежавших когда-то церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Одна из таких икон хранится у Каркавиной Валентины Михайловны, которая проживает в с. Троицком. Икону передала ей мать, Матвеева феврония Ивановна, получившая от своей матери, Бикишевой Марии Степановны эту икону в память о церкви. Эта икона была принесена ночью 1920 года Семичаковой Варварай из церковного флигеля, где иконы были свалены в кучу. Икона Вознесения Господнего является одной из главных святынь православной церкви, не раз в трудную минуту обращались к богу с просьбой защитить, помочь и спасти, и беда отступала, боль ослабевала, и появлялось желание идти дальше по жизни, благодаря Всевышнего за возможность еще созерцать Красоту Божьего мира. Еще две иконы, «Преображение» и «Умиление», возможно, принадлежали гордеевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Они были переданы жителями с. Гордеевка Аржановой Татьяне Владимировне и сейчас находятся в музее крестьянского быта г. Барнаула.
Как жаль, что вдаль уходят времена,
Те времена, которые мы не застали,
Где бабушка моя еще совсем юна,
И прадед не надел еще медали.
Диковинные эти времена,
Когда из центра матушки-России,
Спешил крестьянин покорять леса,
Леса заснеженной Сибири.
Здесь вырастали села, как грибы,
По берегам большой и быстрой речки.
И люди свою веру берегли,
Не забывая Богу ставить свечки.
Историю не можем мы судить,
Ведь мы своей еще не написали,
Но хочется на миг о времени забыть,
Когда на землю купола бросали.
Забыть и вдруг увидеть, как во сне,
Ту церковь, как и прежде, на холме,
Хранившую село от бед и от печалей.
Заключение
Целью моей работы является изучение истории возникновения и заселения села Гордеевки, сохранение памяти о людях живших в нашем селе. Актуальность этой работы состоит в том, что сейчас практически никто у нас в селе не занимается сбором и сохранением информации об истории села, о людях нашего села Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Я не хочу, чтобы и с нашим селом
произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом.
Моя работа не заканчивается работой над этим проектом, ее можно будет продолжать и дальше, тем более что остается еще много тем требующих изучения.
Список литературы и источников
» • • ' ' " ' ' • ' ".'•:. ^ . ' '•.
1. Воспоминания Матвеевой Ф. И., прихожанки церкви, жительницы с. Гордеевка
2. Воспоминания Корягина Т.М., жителя села Гордеевка
3. Воспоминания Животовой Р.И., жительницы села Гордеевка
4. Воспоминания Ратушной Н. И., жительницы села Гордеевка
5. Мое родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края , 2004
6. Воспоминания Мальковского Н.С., жителя села Гордеевка
Приложение 1
Воспоминания жительницы с. Гордеевка Ратушных Анастасии
Иосиповны, 1923 года рождения.
Из России Алехины, дед Кузьма с бабкой, привозили мою мать. Там не было земли. Приехали, как ходоки посмотрели, что земля есть здесь и они сюда приехали. Приезжали много семей. Ехали на конях, долго. Один ребенок заболел и умер дорогой. Плохо встретили, работали, подрабатывали. Взаймы дадут, а потом в два раза платили больше или отрабатывали. У отца нас было много, и мы были не приписанные, а потом он был кузнецом и собрали сходку и решили его принять, как без него они не могли и тогда нас приписали.
Строили дом сами. Возили лес с бора. Борон железных не было, были деревянные, набивали зубья. Ткали холстину, овечек держали, пряли и ткали. Катали в бане. Шили зипуны.
Верующие ходили в церковь. Все обряды соблюдали. Церковь стояла на горе. Потом из нее сделали школу. Церковь была вся крашенная. Ходили в церковь на праздники. Покойника выносили на могилки из церкви. Отпевали в церкви. Покойник дома должен был переночевать ночь, две. Были поминки. Суп варили, картошку. Копачам подавали. Вин на поминках не было.
Венчались, гуляли подолгу. Приходили сватать, кто сразу увозил, а кто до свадьбы оставлял. Невесту увозят к жениху, а сами гулять. Покупали хороший товар. Мама покупала сестре розовую парочку, кашемировую и платок под цвет. Со стороны жениха давали приданое, а невеста не готовила приданое. Невеста вешала на дружек полотенца отшитые (трое дружек).
Носили юбки, кофты, запоны. Зимой: жакетка плюшевая, поярковые пимы, отшитые, а сами белые. Маме такие свекор покупал. Платки, полушалки, шали на головах. Посевная начиналась если у кого кони были то они едут, пашут, а сеяли из мешка руками. Боронили деревянной бороной. Положат на нее чурки, чтоб она не прыгала и боронят. У кого было по одному коню, спаривались и пахали. Сеяли пшеницу, овес, горох, коноплю, лен, просо. Откладывали от урожая в государство, а остальное себе: на еду, на посев, на расходы. Просо рушили, была рушилка. Молотили, была какая-то брызгалка: встают много-много людей эту солому катят, потом на решета. Брызгалка была у кого побогаче. Бедные цепами били.
Село было большое до самого Королевска и до Хохлов. Мордва бала, чуваши, а потом они обрусели, а после советской власти уехали. Селились со своими, семьями, так же пахали и сеяли.
Сюда посылали на ссылку. Ссыльных не принимали, они ходили, шатались, кто в баню пустит, кто в дом.
Немцы приезжали. Работали, где попало в войну, а после войны многие подались в города. Давали им какие были избенки, некоторые сами покупали. Относились к ним хорошо. Они отмечали свои праздники. Рождество у них вперед идет, пели по-немецки. Славили ходили. Одежда была хорошая, они ее привозили из Поволжья. Семей было много.
Приложение 2
Воспоминания жителя с. Гордеевка Корягина Трофима
Мироновича, 1929 года рождения
Дед Иван Егорович Корягин жил в Рязанском уезде. Там было много населения, а земли мало. В Барнауле был житель оттуда, он с агитировал, и он поехал. Ехал семьей: с отцом, с матерью, два брата и поселился вдоль речки Большухи. Селились вдоль речки поближе к воде. Гордеевка делилась на части: они были рязанские, с орловщины были, с Украины, с Томбова. В деревне был староста.
Землю взяли сами, делили землю только на мужчин. Лес на строительство дома возили из бора и сами рубили. Дома пятистенки, крытые по амбарному. Сенки были плетневые. Богатые делали крестовые дома. Был даже один двухэтажный дом. Крыли тесом. Были продольные пилы, ими пилили плахи и тес вручную. В домах были печки и пол. Красить не красили, белили белой глиной. Некоторые штукатурили, некоторые нет. Приехало их три брата с отцом, матерью срубили одну хату и жили в ней даже когда женились.
Пахали на конях, сеяли вручную, косили серпами, молотили об деревянную кадушку цепами. Сеяли лен, коноплю, пшеницу, овес, просо. Кто был побогаче, делали мельницы, нанимали работников. Отец и дед были работниками. Нанимались работниками и в другие села и в своем. Платили скотом, хлебом.
Лапти плели сами, одежду привозили оттуда. Ткали холсты. Штаны, рубахи все из холста. Пряли овечью шерсть и ткали зипуны, косовейки, на праздники одежду покупали. Ездили в Бийск продавали излишки и покупали одежду.
Церковь была хорошая, потом ее переделали на школу. Из церковных праздников праздновали Рождество - три дня, Пасху - неделю, Успеньев день, Покров, Петров день - три дня, Троицу - три дня. На праздники не работали. Утром ходили в церковь, только после церкви обедали. На Крещение прорубали прорубь и воду святили, поп и крест несет голыми руками. Больные купались. Покойников отпевали, пели когда несли на кладбище. В Гордеевке было три кладбища. Потом церковь разгромили, попа и попадью убили, иконы растащили, много сожгли.
В войну в деревню привозили немцев, чувашей и мордву. Были пустые дома их туда и селили. Кто был побогаче, сами покупали. Относились к ним хорошо. Работали они в колхозе, некоторые побирались. Русский язык знали плохо. Нанимались на работу - затирать избы.
Чуваши жили на свинарнике. Меняли товары на продукты (картошку).
После войны многие уехали. Браки заключали с русскими.
Были калмыки, но в селах не жили, делали землянки и жили в них на холмах. Потом уехали, когда не стали их держать принудительно.
Приложение 3
Воспоминания - жительницы с. Гордеевки Ивановой (Исаевой)
Натальи Ивановны.
Родилась в С. Шерсниха в 1925 году. После соединения деревень осталась в Гордеевке. Мать с отцом приехали с Украины. Мать украинка, у матери 11 человек было детей. Приехали в 1919г. Разговаривать мать
по-русски научилась, верила в Бога, были неграмотные. Люди приняли хорошо. Постоянной работы не было. Ходили, молотили у людей, зарабатывали есть. Жили где попало, они сперва скопили на маленькую хибару, потом побольше.
Воспоминания жителя села Гордеевка Малъковского Николая Семеновича.
Приехал из Орловской области, Ливийского района, Речитского сельского совета. Приехал на целину в 1954 году по зову партии и правительства. Сначала вызвали в Алтайский край потом в Троицкий район, после уже в Гордеевку. Приехали бригадой. Ехали поездом. Государство давало подъемные. Жилье оплачивал сам, снимал квартиру.
В 1956 году женился, начал разводить хозяйство, но развел только в 1958 году. Там где я жил до этого после войны никаких клубов, кинотеатров не было, здесь уже был клуб. Дома были в основном деревянные.
Приложение 4
Воспоминания жительницы села Годеевка Животовой Раисы
Ивановны.
Отец приехал в Гордеевку в 1913 году. Приехали из-за земли, потому что здесь давали и на мужиков и на женщин. Сначала посылали ходока, был какой-то ссыльный здесь в Гордеевке у Демидовских, через него и узнали. Родственников здесь не было.
Ехали все родственники. До города Канска на поездах, а дальше на конях неделю. Коней нанимали. Государство переселяться не помогало, только давало землю.
Мамин дед был старожилом, старообрядцем. Переселенцев было много с Рязани, тамбовские были, основа была сибиряки. Жили кланами: Паршуковы (несколько кланов), Демидовы, Поляковы, Хохловы, Обрашины (очень богатые). Население жило между собой хорошо.
Валили лес и делали дома - ветлу, березу, осину, а Демидовские закупали в бору. Нанимались на работу к старожилам, они рассчитывались зерном, обманывали. Покупали коров, овец, коней, свиней не было (брали в долг и отрабатывали).
Рязанские тянули слова, орловские окали. Носили все юбки на веревочках, а девки носили куртки-борщатки, шали кашемировые на праздник одевали, а так шали простые, лапти носили орловщина и многие рязанские. Выворотные сапоги, валенки, зипуны мужчины зимой надевали, из шерсти ткали сами. У богачей были фартуки. Под юбкой нижняя юбка — низики - вязаные из ниток (обязательно белые).
Свадьбы, что у сибиряков по родству. Засылали сватов, мужчина платил калым 50-60- рублей. Если невеста отказывалась, деньги отдавали назад. Венчались в церкви, сходились в день венчания. До этого невеста жила у родителей. Если в семье есть несколько сыновей, жили вместе у его родителей, только дочерей отдавали.
Хоронили как обычно обычай такой и остался, но вина на поминках не было. В церковь заносили, отпевали. 40 дней в ночь отводили, а 9 дней вспоминали просто так, раздавали. Вера была одинаковая, что у сибиряков, то и у орловских, рязанских.
Отмечали церковные праздники. На Пасху ходили на вачерню, утром святили яйца. Перед каждым праздником была вечерня. На Крещение пробивали прорубь, набирали воду. Младенцев крестили в купели, а взрослых окропляли.
Дома были пятистенные, по амбарному крытые. По круглому крыты были редко. Когда приезжали, делали дома, как в селе были. В домах коридор и ходы в разные комнаты, за печкой лаз - «западня». У орловских не было полов. Зимой заводили коров, доили, поили, накидывали солому.
В войну заселили немцев. Немцы из плетня плели и обмазывали глиной «мтухи». Кое-где их заселяла власть, к одиночкам. Работали они в основном на ферме, на поле работали мало. Было много браков с местным населением.
Приложение 5
Воспоминания Матвеевой Февронии Ивановны, 1908 года рождения, прихожанки церкви, жительницы села Гордеевки
Во всех селах строили не только жилье, но и часовни, сначала маленькие, а затем добротные, красивые и уютные. Возводили церкви люди мастеровые. Они без единого гвоздя сооружали церкви, здания крепкие и в то же время воздушными, легкими: кружевные бордюры, резные наличники на окнах, высокое крыльцо. Такой выглядела церковь в селе Гордеевка. С красивой звонницей, звон колоколов был для жителей села своеобразным путеводителем и информатором. Веселый благовест поднимал в жителях настроение от предстоящего праздника. Тревожный перезвон о пожаре или еще какой беде, погребальной звон сообщал об умершем односельчане. Церковь в селе Гордеевка сооружали всем миром, все делали в ручную, но строили с огромным желанием и великой любовью к Богу. Она была освящена и наречена именем Покрова Пресвятой Богородицы. И стояла она — красавица на возвышении, в центре села, недалеко от сельского кладбища. Церковь была видна со всех улиц села, а звон колоколов слышен был в каждой избе. По всей видимости, церковь расписывали художники — иконописцы, выписанные или из Бийска или из Кузнецка, потому что относилась она к Кузнецкому уезду. Строительство Гордеевской церкви относилось к 1903 году, хотя, как утверждают старожилы, в селе до этого была воздвигнута небольшая часовня. Иконостас был очень красивым, иконы в металлических окладах в ажурном обрамлении. Лики святых нарисованы талантливыми художниками с великим старанием. Все естественно и величественно. Церковь была просторной, красивой и очень уютной. В ней было всегда много прихожан. Основной, главной иконой Гордеевской церкви была чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. Икона представляла в богатом позолоченном окладе. Возможно, Икона Богородицы, как и все другие иконы, создавались в Бийской иконописной — иконостасной мастерской Архипа Александровича Борзеннова, который вместе с подручными изготавливал резные позолоченные иконостасы. А художники артели Петрухова расписывали эти иконы. Престольным праздником в селе Гордеевка считался день Покрова, то есть 14 октября. Празднично одетые прихожане с утра стремились занять «лучшее» место в приходе: поближе к алтарю, напротив иконостаса с иконой Богородицы. Почтенные старики и старухи чинно стояли всю службу и молились усердно и с упоением. Молодые парни и девчата успевали молиться и поглядывать друг на друга, присматривая будущую спутницу или будущего спутника жизни. Сияние металлических окладов от горящих свеч становилась волшебным и чарующим. Все походило на сказку: голос священника, песни-молитвы, лики Богородицы и Иисуса Христа. На видном месте икона Святой Троицы.
На против церкви, через дорогу, был построен большой дом для священника, его уважали, с большим почтением здоровались и беспрекословно выполняли любую просьбу: привезти дрова, огородить территорию церкви, сделать текущий ремонт и.т.д. В церкви совершались таинства: крещение, венчание, отпевание. В селе проживало более 2,5 тысяч человек, большинство из жителей посещали церковь и были глубоко верующими христианами. Сюда приходили жители из сел Новоеловка и Шершниха, где не было церкви. Приезжали на лошадях и приходили пешком в Гордеевскую церковь верующие жители сел Талдинка и Малиновка, хотя в Талдинке была своя церковь святого Петра и Павла. Любили бывать на службе в Петро-Павловском приходе с. Талдинка прихожане села Гордеевка. Люди жили трудно, работали день и ночь, чтобы прокормить себя и семью, но жили с Богом в душе, соблюдая главные нравственные заветы: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уважай и почитай родителей, не обижай слабых. Но наступил 1917 год — год революционного переворота. Церковь закрыли, варварски разграбили всю церковную утварь, колокола сбили, увезли в неизвестном направлении. Иконы из Гордеевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы свалили во флигель, который закрыли на замок. Стон стоял по всем городам и весям от такого варварства. Чудотворные иконы, раньше радовавшие прихожан своим чудодейственным светом и смыслом, были втоптанные в грязь, сожжены, вывезены и проданы. И лишь небольшая часть икон, сброшенная в кучу во флигеле, была использована во благо православия: бывшая прихожанка Варвара Семичакова ночью, тайком, пробралась во флигель и перепрятала иконы в другое место. Затем она раздала эти иконы старушкам и старикам, которые с великой благодарностью их приняли и спрятали. Время — то было лихое, страшное. Священнослужителей пустили в расход, в церквях устроили конюшни, хранилища, скотные дворы, а некоторые просто разрушили, сравняли с землей. В Талдинской церкви Петра и Павла устроили зернохранилище, а затем переоборудовали под клуб, а Гордеевскую церковь разобрали и сделали школу, сначала начальную, а затем семилетку. В дом священника поселили учителей, школа просуществовала до 1960 года, затем ее разобрали, потому что в с. Новоеловка построили новую восьмилетнюю школу. От церкви Покрова Пресвятой Богородицы осталась одна яма с мусором, да и она потом заросла травой.
[1] Мое родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края , 2004. С. 28
[2] Мое родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края , 2004. С. 28
[3] Там же, с. 28
[4] Там же, с. 28
[5] Там же, с. 28
[6] Там же, с. 29
[7] Там же, с. 29
[8] Там же, с. 29
[9] Мое родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края , 2004. С.29
[10] Из воспоминаний жителей с. Гордеевка (см. Приложения)
[11] Из воспоминаний жительницы с. Гордеевка Ратушных А.И.
[12] Из воспоминаний жительницы с. Гордеевка Животовой Р. И.
[13] Там же
[14] Из воспоминаний жителя С.Гордеевка Мальковского Н.С.
[15] Из воспоминаний Матвеевой Февронии Ивановны, прихожанки церкви, жительницы села Гордеевка
[16] Из воспоминаний Матвеевой Февронии Ивановны, прихожанки церкви, жительницы села Гордеевка
[17] Там же
[18] Из воспоминаний Корягина Т. М., жителя села Гордеевка
[19] Из воспоминаний Матвеевой Февронии Ивановны, прихожанки церкви, жительницы села Гордеевка
Растрёпанный воробей
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Как я избавился от обидчивости