В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. Во времена перестройки в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны - получила широкое распространение наркомания, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Ненужной оказалась работа с молодежью, утрачены институты семьи, закрылись кружки, секции, нет культа родителей, утрачены многие традиции, слабеет связь поколений. Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего.
Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko.doc | 81.5 КБ |
Храмы любой конфессии –это зримая
пространственная оболочка, хранящая духовные
сокровища народа, его культуру»
Е.В.Петрова
Варфоломеева Анастасия ученица 8 класса МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», с.Никольска, Мухоршибирского района
Секция: «Духовное наследие старообрядцев Забайкалья».
Тема работы: «История церкви с зелёными куполами».
Научный руководитель:
Варфоломеева Елена Александровна зам. директора по УВР
МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Введение.
Этим летом я с родителями побывала в этнографическом музее народов Забайкалья — одном из крупнейших в России музеев под открытым небом.
В музее собраны исторические находки, начиная с эпохи хунну до середины XX века. Меня поразило своим многообразием уникальное собрание образцов деревянной архитектуры народов Сибири — более 40 архитектурных памятников. Музей открыт для посетителей в 6 июля 1973 года и располагается рядом с городом Улан-Удэ, а именно в поселке Верхняя Березовка. Основная часть фонда - этнографические коллекции (русские, эвенкийские и бурятские). В каждом комплексе воссозданы интерьеры жилищ, хозяйственные постройки и предметы обихода. Сопровождавший нас работник музея объяснила, что территория музея разделена на несколько комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские Предбайкальский и Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. Экспозиция каждого комплекса представлена в виде характерного для поселений прошлого века усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и т. д. Единый ансамбль комплексов под открытым небом, а также природный ландшафт создают подлинную и многообразную картину жизни и быта эвенков, бурят, русских с начала XIX по начало XX в. В музее можно увидеть традиционные для Забайкалья жилища - чумы эвенков, войлочные юрты бурят. Помимо жилых строений здесь представлены памятники деревянного зодчества, связанные с хозяйственным укладом и общественной жизнью(1).
Среди всего этого великолепия особый интерес вызвал один экспонат - это Никольская церковь. Она была вывезена сюда из моего родного села, подверглась реставрации и сейчас открыта для посещения. У меня возник вопрос, почему предки старообрядцев отдали свою святыню в чужие руки, ведь ни для кого не секрет, что именно для них характерна набожность, соблюдение всех церковных канонов. Я захотела разобраться – какую тайну хранит история Никольской церкви?
(1) «Путеводитель по этнографическому музею»
Актуальность моей работы
В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. Во времена перестройки в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны - получила широкое распространение наркомания, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Ненужной оказалась работа с молодежью, утрачены институты семьи, закрылись кружки, секции, нет культа родителей, утрачены многие традиции, слабеет связь поколений. Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего.
Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.
Цель моей работы:
-изучить и оценить историю Никольской церкви;
- рассмотреть это событие через призму исторических событий России
XVIII – XIX веков.
- понять, почему предки старообрядцев, претерпевшие за свою веру многие лишения, отдали свою святыню в чужие руки;
Задачи:
План исследования:
Методы исследования:
Немного истории.
Вот уже более двухсот лет живёт в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими, потому что они были сосланы в чужие безлюдные края семьями. «Пригнала семейщину царица Екатерина с Далёкой Ветки, из-под города Гомеля, от самых польских земель, за Байкал, в горы да степи, к Хилку и Селенге - на край света… За что натерпелся народ? За старую веру, за старые книги, за двуперстие муку приняли. Целыми родами, большими семьями везли их сюда, за многие тысячи верст царёвы слуги – оттого и стали они, люди старой веры, прозываться семейскими…»(2)
Начав изучать историю церкви, первым делом я изучила историю зарождения села и узнала очень интересный факт. За провинность по службе был изгнан из Верхнеудинского острога казак Николай (фамилия и отчество неизвестны). Под конвоем он был доставлен в Мухоршибирскую слободу и оставлен на жительство в таёжном лесу – на том месте, где сейчас располагается наше село. После долгого скитания по лесу он встретил охотника, им оказался местный житель, бурят. Николай рассказал ему о случившемся. Охотник выслушал его и пообещал помочь. Вскоре к нему приехало несколько бурят и помогли построить небольшой домик и обнести его оградой. Поставили ворота и на фасадной части вырезали ножом – 1737 год. И этот домик и этот год стали началом истории села Никольское. Шли годы, десятилетия, века к зимовью Николая по воле судьбы и житейской необходимости из разных мест России и даже зарубежья подселялись другие люди. «В ведомости 1795 указывается, что в деревне имелся 41 дом и проживало 283 человека» (3) . На тот момент в деревне была построена небольшая часовня, располагавшаяся на берегу речки Николка. «Часовня – небольшая христианская культовая постройка без специального помещения для алтаря, обычно стоит у дороги или на территории кладбища. В часовне читают молитвы, совершают молебны, ставят свечи перед почитаемыми иконами.» ( 4)
(2) – Л.Е. Элиасов «Народный фольклор Восточной Сибири» , с.25, Улан-Удэ
(3) – Ф.Болонев « Семейские», с.48, Улан-Удэ
Из воспоминаний Калашниковой Афимьи Моисеевны 1928 г.р.) « Я очень хорошо помню, что часовенка была небольшая. Внутри все было строго, без убранства, только икона и лампада, молились там Косогорцы. Молились они без попа, ничем особым в поведении не отличались, у них был свой уставщик (это как старший или главный). Стояла часовня на бугорке у речки в самом начале улицы Кандабай. Через речку был мост и тракт проходил там же. Позже часовню разобрали сами «косогорцы» и отдали ее для строительства мельницы на улице Новый Краснояр (Кирова). Мельница находилась напротив дома Калашникова Елисея Моисеевича (теперь там построены дома №6 и 8.)»
Каждый день моих исследований приносил новые факты, выяснилось, что часовен было две. Вторая часовня принадлежала Беспоповцам. Находилась она на улице Новый Краснояр (Кирова); в настоящее время там находится водокачка (напротив дома Ульяны Петровны). Их вероисповедание тоже отличалось тем, что они не признавали попа. Из записей жителя села Варфоломеева Поликара, сделанных в 1976 году следует, «что беспоповцев в селе в то время было 10 семей».
Первые семейские появились в нашем селе в 1764 году. Царским генерал-майором Масловым была выселена из пределов Польши и направлена в Сибирь партия старообрядцев, о чём свидетельствует запись в книге Тарбагатайской Саватиевской церкви.
(4) – «Википедия.Свободная энциклопедия»
Шли годы, численности населения увеличивалась, согласно ведомости 1850 года в Никольске было уже 730 дворов и проживало 3500 человек. Забайкальский период в жизни семейских описан многими исследователями. Все они выражали искреннее восхищение трудолюбием, хозяйственной смекалкой, крепкими нравственными устоями, здоровьем и удалью. На забайкальских землях, природой не предназначенных для земледелия, на удивление всем, за короткий промежуток времени обеспечили себя хлебом, накормили им население Забайкалья. Весь 19 век, по мнению многих исследователей, можно назвать периодом расцвета материальной и духовной культуры старообрядцев, бесперебойного функционирования механизма передачи традиционной культуры из поколения в поколение. Возникает необходимость строительства церкви. Чем отличается церковь от часовни? «Церковь - от греческого (дом Господа) – архитектурное сооружение. предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов, отличается от часовни в первую очередь тем, что имеет специальное помещение для алтаря»(5).
На сходе села было принято решение о строительстве церкви. Деревянная рубленая церковь в селе Никольское была построена в 1910 году бригадой плотников из центральной губернии России. «Строили церковь всем миром: каждая семья отдавала на храм божий что положено. Каждому нужно отдать 12 рублей на строительство церкви и 15 рублей на приобретение церковной утвари.» (из воспоминаний Варфоломеева П.А.). Общим сходом было принято решение ставить церковь в центре села, на правой стороне ручья, чтобы доступ был всем, и смотрелась церковь добротно и величаво. От каждого двора решили привезти по два бревна на строительство церкви, написать послание в город Верхнеудинск с просьбой предоставить бригаду специалистов для строительства церкви. Это послание было удовлетворено и в 1903 году в деревню прибыла группа рабочих. Красили церковь под руководством немца Карла (фамилия не известна). Иконы писали прибывшие из Иркутска иконописцы, использовали для красок природный материал. Местные жители брали работников на постой. В знак благодарности иконописцы сделали рисунки на стенах, печах и ставнях домов, некоторые рисунки прекрасно сохранились до сих пор – это свидетельствует о качестве красок.
(5) – «Википедия. Свободная энциклопедия»
«Строилась церковь с размахом, имела высоту от фундамента до верхней точки креста на колокольне 25 метров, крыша была покрыта жестью. Отборные бревна тесались местными мастерами и были подогнаны друг к другу с особым старанием и аккуратностью. Ставили церковь на бутовом фундаменте, который выкладывали из плитнякового (плоского) камня и булыжника (рваного камня). Камни укладывали вручную на растворе без опалубки. Фундамент был выложен в рост взрослого человека (в этнографическом музее фундамент ниже и убрано 2 венца, из-за чего церковь потеряла свою «стать»). Территория церкви была обнесена добротным забором из теса» (записано со слов Бодрова С.И.) .
« Церковь имела колокольню, на ней располагалось несколько колоколов разной величины и звучания. Например, был «тревожный колокол», в него звонили во время пожара и созывали народ на сход. Другие колокола звучали перед молитвой; умели звонить и праздничный перезвон. Особенно звонко звучала квадратная чугунная доска.» (записано со слов Калашниковой Ахимьи Моисеевны в 2010г) . В предвоенные годы начались гонения на верующих, пострадала и церковь. Колокола с колокольни сняли, оставили село без «голоса». Тревожный колокол долго служил жителям села в пожарной бригаде. Маленький колокольчик подарили школе, он служит до сих пор – звенит заливисто и громко, созывая детей на урок.
«Первичное научное описание Никольской церкви было сделано директором Научно-реставрационного производственного участка (НРПУ) Министерства культуры Бур.АССР И.А. Яньковым в 1971 году»(6). Прихожанами церкви были только старообрядцы – поповцы.
Священника раньше привозили издалека и он служил несколько лет. Таким служащим Никольской церкви был Ипат Ипатыч (фамилия неизвестна). Обратившись к роману «Семейщина» И.Чернева (А.А.Леонова), посвященному жизни забайкальского старообрядческого села Никольское в начале ХХ в. я нашла такие строчки: «Отрывисто и печально бумкает ранним утром церковный колокол: Ипат Ипатыч созывает народ к молитве. В серый прохладный час Устинья Семеновна накидывает поверх черной кички длинный до пят атлас, идет по заречью в церковь»(7). В 30-е годы в селе вырос свой «очень грамотный самоучка» Брылев (имя и отчество неизвестны), который и вел службу после смерти Ипата Ипатыча. Ипат Ипатыч после смерти был похоронен на территории церкви у главных ворот в знак особой признательности и уважения. Непоколебимость веры семейских описана следующими словами:
(6) Минерт Л.К. «Памятники архитектуры Бурятии», Новосибирск: «Наука», 1983. С. 143,146
(7),(8) Чернев И. «Семейщина. Летопись родного села» , роман. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988.-С.122,300.
(7)
« остался крепок Самоха в старинной семейской вере. Знать недаром годами учили его с детства писанию и до самого призыва пел он в церкви на клиросе…с юных лет дядя пастырь стал готовить его в начетчики»(8).
В большие праздники всенощная длилась шесть, а утреня и вечерня – три-четыре часа, во время службы мужчины находились в приделе у алтаря, а женщины в приделе у двери. Звонили колокола, особенно звонкой была квадратная чугунная доска. Алтарь находился за иконостасом, под клиросом были маленькие иконы, у стен стояли скамьи.
Из воспоминаний Калашниковой Агриппины Ануфриевны : « Когда мы с мамой ходили в церковь, меня удивляли большие, золотом писаные иконы, которые располагались в иконостасе по рангам в три яруса. Когда начали преследовать верующих и ссылать, а церковь закрыли, люди все равно не боялись прятать у себя иконы и церковные книги. Иконы были большие - в рост человека и больше. Чтобы спрятать, такие иконы пилили на части. Тайно молились и крестили детей, молились по усопшим, особенно крепко молились, когда началась война и многие ушли на фронт»…( записано в 1976г.) (9)
Калашникова -Варфоломеева Ахимья Пантелеевна « На войну забрали сразу батьку и брата Савву, которому было только 14 лет. Бабушка доставала икону и неистово молилась двумя руками, чтобы Бог отвел беду».
«В самые тяжелые моменты, когда от родных долго не было вестей, шли к уставщику, «чтобы он посмотрел Псалтырь» (церковью это не одобрялось, такой грех надо было замаливать). Женщина вставала под матку (матицу) – балка перекрытия потолка – книгу держала над головой и наугад трижды открывала страницу. Уставщик толковал содержание. Тетка Агафья трижды открывала книгу на словах убиенный….вскоре получила похоронку на мужа» (респондент просил не указывать его имя)
(9) из материалов школьного краеведческого музея, из раздела «Прототипы героев романа «Семейщина»»
После революции 1917 года в селе начали происходить изменения. Открывались школы, библиотеки, велась культурно-просветительская работа. Однако искусственное отделение церкви от государства , ущемление прав на вероисповедание привело к значительной потере созданной за века духовности, носителями которой являлись семейские. Не обошлось и без вмешательства со стороны государственных карательных органов. Репрессии вырвали из рядов наиболее образованную и энергичную часть семейских. Знание старославянского языка, отправление религиозных треб и участие в них приравнивалось к ношению кулацкого обреза. «Борьба против кулака сегодня – это по сути борьба против старообрядчества» Н.К.Крупская.
Интересным документом разрешила воспользоваться Шамарина Галина Петровна, в нем говорится, что ее дед по материнской линии
« Свинкин Андрей Никифорович1884 года рождения, едоков 6, русский, кулак и уставщик, лишен права голоса за применение наемного труда. Обложен индивидуально. постановление Райтройки – Свинкина Андрея –выслать.
Постановили:
– не выселять как служителя религиозного культа.(20 июня 1931 года)»(10).
Однако «21 июля 1933 года этот же человек Свинкин А.Н. осужден Тройкой ПП ОГПУ Восточно-Сибирского края по ст.58-2-5-11 к 10 годам лишения свободы. Третьего сентября 1942 года умер в местах заключения в Хабаровске»(11)
«Справка: Свинкин Андрей Никифорович, по социальному положению кулак, лишен избы, раскулачен как участник августовского восстания, лишен избирательных прав»(12).
Следует пояснить, что восстание кулаков произошло в 1931 году .Готовилось восстание жителями района, несогласными с новой политикой государства, нежелающими вступать в колхозы. По стечению определенных обстоятельств, восстали только жители Никольска, которых никто не поддержал.
Отделенные от государственной казны здания церквей и часовен стало не на что содержать и ремонтировать, нечем платить наложенные налоги. Количество верующих сильно сократилось. Выписка из протокола Заседания Президиума Мухоршибирского Районного исполкома Советов БМАССР от 6 мая 1936 года:
«слушали заявление Совета Старообрядческой группы верующих малого прихода с.Никольское об отказе от содержания здания церкви и передачи его в ведение Никольского Совета.
(10) – приложение 1
(11) – приложение 2 и 3
(12) – приложение 4
Всего в группе верующих осталось только 5 хозяйств, которые от содержания здания отказались…25.04.1936г»(13).
По архивным данным, хранящимся в ЦГА Республики Бурятия в 1922 году в Забайкалье у староверов насчитывалось более 80-ти храмов. На протяжении 30-х годов все они, как пишется в официальных документах, «по добровольному решению верующих» были закрыты и ликвидированы.
С 1936 года церковь села Никольское находилась в ведении Сельского Совета и использовалась для колхозных нужд в качестве зернохранилища.
В этнографический музей церковь была перевезена в 1971 году и получила шанс на новую жизнь(14). Многие годы исследований и кропотливого труда понадобилось работникам музея, чтобы собрать и отреставрировать утраченное.
Изучая историю Никольской церкви, я сделала вывод, что она тесно переплетена с историей села и полностью зависела от исторических событий, происходивших в России в XVIII – XIX вв. Семейские, изгнанные со своей Родины, претерпевшие за свою веру многие лишения, не смогли противостоять новой политике государства. Каждое крупное историческое событие - Октябрьская революция, коллективизация, репрессии 30-х годов, Великая Отечественная война – оставили яркий, порой печальный след в истории нашего села и Никольской церкви.
(13) приложение 5
(14) приложение 6
Выводы.
В процессе изучения данной темы, я выяснила что, прежде, чем была построена церковь , в селе действовали две небольших часовни. В одной из них совершали молебны Беспоповцы, а в другой Косогорцы. Первые семейские появились в селе в 1764 году. Весь 19 век, по мнению исследователей, называли периодом материальной и духовной культуры старообрядцев. Вот почему в селе возникла необходимость строительства церкви для жителей нашего села. Особо хочется подчеркнуть, что решение о строительстве церкви принималось жителями села и осуществлялось бригадой плотников из центральной губернии России, а местные умельцы оказывали большую помощь в осуществлении плотницких работ. Каждая семья отдавала «на храм божий что положено». Из этого я сделала вывод, что старожилы нашего села были людьми глубоко верующими , трудолюбивыми, с хорошим материальном достатком. Так же я хочу подчеркнуть , что история церкви тесно переплетена с историей села и полностью зависела от исторических событий, произошедших в России в 18-19 веках. Чаще всего такие события оставляли печальный след в ее истории.
Наибольшие потрясения в истории семейских и их церкви произошли в 20 годы, когда до Сибири докатились отголоски Революции 1917 года. Несмотря на то, что в это время открывались школы, библиотеки церковь была искусственно отделена от государства, началось ущемление прав граждан России на вероисповедание того времени. Все это привело к значительной потере духовности, которая создавалась веками и носителями которой, в большинстве своем, являлись семейские. Репрессии 30х годов вырвали из рядов верующих наиболее образованные и энергичные части семейских. К началу 40-х годов 20 столетия храмовая культура староверов Забайкалья была полностью уничтожена. Причём сделано это было руками зачастую самих же русских людей, к сожалению, искренне верящих, что творят благое дело, полезное для своего народа, своего Отечества. Время доказало, что забвение своих корней, истоков ведёт к духовной деградации общества.
Отделенную от государственной казны Никольскую церковь стало не на что стало содержать и ремонтировать. Количество верующих сильно сократилось, в соответствии с этим уменьшился размер пожертвований, следовательно, стало нечем платить налоги. В 1936 году церковь перешла в ведение Сельского Совета и использовалась в качестве зернохранилища. Обветшалое здание было передано в Этнографический музей города Улан-Удэ в 1971 году и получило шанс на новую жизнь. Какие ещё события переживёт церковь с зелёными куполами?
Я пришла к выводу, что социально культурное, духовное возрождение старообрядчества будет способствовать сохранению и творческому развитию его уникальной культуры и положительно повлияет на моральный облик общества.
В заключении я хочу сказать, что история Никольской церкви изучена мной достаточно, но не полностью. Некоторые воспоминания и документы не нашли свое отражени е в данной работе, так как требуют дополнительного изучения. Считаю возможным продолжить сбор и обработку материалов по теме.
Мать-и-мачеха
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Мороз Иванович