Работа представлена на научно- практической конференции учениками 8 класса. В работе представлен теоретический материал и результаты исследования о влиянии фаз луны на интеллектуальную деятельность человека.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_faz_luny.doc | 645 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Сергиевская средняя общеобразовательная школа № 1
«Образовательный центр»
Окружная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: «Экология»
Тема: «Влияние фаз луны на интеллектуальную деятельность человека»
Выполнили: ученицы 8в класса
Гаврилова Анастасия
Кузьмина Лилия
Руководитель: Назарова Г.Н.
учитель биологии
Сергиевск 2010
Содержание:
1.Введение. 3
2.Литературный обзор. 4- 10
2.1.Характеристика объектов исследования.
2.1.1.Характеристика Луны.
2.1.2.Фазы Луны.
2.1.3.Систематическое положение человека в системе живой
природы.
2.1.4.Интеллект.
2.1.5.Методики определения интеллекта.
2.2.Влияние фаз луны на живые организмы.
3.Экспериментальная часть. 11-16
3.1.Описание методики эксперимента.
3.2.Результаты.
4.Выводы. 18
5.Список используемой литературы. 19
6. Приложение. 20-21
Наше исследование посвящено изучению влияния Луны на интеллектуальную деятельность человека.
Актуальность: Луна интересовала человека с древнейших времен. И, конечно же, не случайно – ведь Луна самое близкое небесное тело. История Луны интересна не только сама по себе, но и как часть общей проблемы происхождения Земли и влияния на нашу планету.
Всем известно, что человек – часть природы, поэтому он подчиняется общему влиянию законов Вселенной. Следовательно, человек должен испытывать влияние Луны, как и другие живые организмы. Литературные сведения на этот счет очень скудны и противоречивы, особенно мало внимания уделяется вопросу о влиянии Луны на интеллектуальную деятельность человека. Цель: разобраться, существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью.
Методы:1.Поисковый метод (поиск информации по данной теме в литературе и интернет.)
2.Анализ полученной информации.
3.Эксперимент.
1.Введение.
Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, своё эмоциональное состояние и самочувствие с активностью солнца, с фазами луны и другими космическими явлениями.
В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов – ритмичность, которая является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.
Центральное место среди всех ритмических процессов занимают лунные ритмы. В своей работе мы попытаемся разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, а именно: существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью.
Но прежде необходимо кратко охарактеризовать объекты исследования.
2.Литературный обзор.
2.1.Характеристика объектов исследования.
2.1.1.Характеристика Луны.
Луна – спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. Что мы сегодня знаем о Луне?
Радиус - 1738 км.
Возраст - 4,6 млрд. лет.
Полный оборот вокруг Земли она совершает за 27,3 суток.
Поверхность Луны составляет территорию Африки и Австралии вместе взятых.
Масса Луны в 81,53 раза меньше земной.
Средняя плотность равна 3,33 г/см(0,6 средней плотности Земли).
Расстояние Землёй и Луной - 384395 км (около 60 земных радиусов).
Средняя плотность Луны 3,34 г/см3.
Плотность Луны близка к плотности метеоритов хондритов, т.е. солнечного вещества, за исключением наиболее летучих его компонентов, таких, как водород и углерод. Плотность Луны близка и к плотности земной мантии. Значительно более высокая средняя плотность Земли (5,5 г/см3) в основном обусловлена плотным железным ядром. Низкая плотность Луны означает отсутствие у нее заметного железного ядра. Более того, момент инерции Луны свидетельствует о том, что это шар однородной плотности, покрытый анортозитовой (богатый кальцием полевой шпат) корой толщиной 60 км, что подтверждается сейсмическими данными.
Породы лунного грунта
Основными лунными породами являются:
1) морские базальты, более или менее богатые железом и титаном;
2) материковые базальты, богатые камнем, редкоземельными элементами и фосфором;
3) алюминиевые материковые базальты – возможный результат ударного плавления;
4) магматические породы, такие, как анортозиты, пироксениты и дуниты.
Луна движется вокруг Земли по сложной незамкнутой орбите, которую в первом приближении можно представить эллипсом с меняющимися элементами. Кроме земного притяжения, на движение Луны оказывает влияние также притяжение Солнца и других планет. Вследствие этого, а также из-за сжатия Земли в этом движении наблюдается ряд особенностей, называемых неравенствами лунного движения. Их изучение составляет одну из сложнейших задач небесной механики.
2.1.2. Фазы Луны.
В зависимости от расположения Луны по отношению к Земле и Солнцу выделяют 4 фазы Луны – различные формы видимой части Луны. Смена фаз Луны обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем темного шара Луны при её движении по орбите. Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит примерно между Солнцем и Землёй и обращена к нам своей тёмной стороной, в это время происходит новолуние. Через один - два дня после этого на западной части неба появляется узкий яркий серп «молодой» Луны. Остальная часть лунного диска бывает в это время слабо освещена Землёй, повёрнутой к Луне своим дневным полушарием; это слабое свечение Луны — так называемый пепельный свет Луны. Через 7 суток Луна отходит от Солнца на 90°; наступает первая четверть (см. рис.), когда освещена ровно половина диска Луны и терминатор, т. е. линия раздела светлой и тёмной стороны, становится прямой — диаметром лунного диска. В последующие дни терминатор становится выпуклым, вид Луны приближается к светлому кругу и через 14—15 суток наступает полнолуние. Затем западный край Луны начинает ущербляться; на 22-е сутки наблюдается последняя четверть, когда Луна опять видна полукругом, но на сей раз обращенным выпуклостью к востоку. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится суживающимся серпом и через 291/2 суток вновь наступает новолуние. Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим месяцем, имеющим среднюю продолжительность 29,53059 суток. Синодический месяц больше сидерического, так как Земля за это время проходит примерно 1/13 своей орбиты и Луна, чтобы вновь пройти между Землёй и Солнцем, должна пройти дополнительно ещё 1/13 часть своей орбиты, на что тратится немногим более 2 суток. Если новолуние случается вблизи одного из узлов лунной орбиты, происходит солнечное затмение, а полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением. Легко наблюдаемая смена фаз Луны послужила основой для ряда календарных систем.
2.1.3. Систематическое положение человека в системе живой природы.
Вид: Человек разумный
Род: Человек
Семейство: Люди
Отряд: Приматы
Класс: Млекопитающие
Тип: Хордовые
Царство: Животные
Надцарство: Эукариоты
Империя: Клеточные
2.1.4. Интеллект.
Человек сильно отличается от других обитающих на Земле животных, прежде всего, потому что он может мыслить. Особенностью человека является интеллект. Что же это такое?
Исследователи широко расходятся в определении интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта.
Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Работа Гарднера закончилась списком семи интеллектов:
Многие психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру. Например, Сноу предлагает шесть аспектов интеллекта:
2.1.5. Методики определения интеллекта.
Тесты это гораздо большее, чем простые показатели успеваемости в школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый «g»). Этот фактор – общее развитие интеллекта. Общее развитие интеллекта передается генетически.
Тесты для определения интеллекта впервые появились во Франции в 1881 году, когда было введено всеобщее образование, и возникла необходимость рационального распределения учеников по классам. Сейчас существует множество методик для определения различных аспектов мышления и интеллекта. Например, логический аспект математического мышления определяется с помощью методики “Числовые ряды”.
Она заключается в нахождении закономерностей построения числовых рядов. Тестируемому предлагается 7 числовых рядов.
В течении 5 минут тестируемый должен найти закономерность и вписать недостающие числа.
2.2. Влияние фаз Луны на жизнедеятельность организмов.
(в форме тезисов)
Известно, что смена фаз Луны оказывает влияние на жизнедеятельность организмов. Сейчас известны многочисленные подтверждения этому факту. Вот некоторые из них:
3. Экспериментальная часть.
3.1.Описание методики эксперимента.
План проведения эксперимента
Убывающая Луна | Новолуние | Растущая Луна | Полнолуние |
24.10- 5.11 | 7.10 | С 8.10- 22.10 | 23.10 |
Таблица 1
Результаты эксперимента по выявлению влияния фаз луны на интеллектуальную деятельность человека.
Имя испытуемого | № примера | Время решения примера(сек.) с отметкой о правильности | |||||||
Фазы луны | |||||||||
Растущая луна(15 дней) | Полнолуние(1день) | Убывающая луна(13 дней) | Новолуние(1день) | ||||||
время | +/-* | время | +/- | время | +/- | Время | +/- | ||
Ульяна | 1 | 1,3 | 15/0 | 2,8 | + | 3,0 | 11/4 | 9,0 | + |
2 | 1,2 | 13/2 | 3,8 | + | 2,2 | 10/5 | 4,1 | + | |
3 | 1,2 | 13/2 | 3,2 | + | 4,1 | 9/6 | 3,0 | + | |
4 | 1,7 | 14/1 | 2,4 | + | 3,1 | 13/2 | 1,5 | + | |
5 | 1,8 | 14/1 | 1,6 | - | 2,3 | 13/2 | 2,3 | + | |
6 | 1,3 | 14/1 | 3,8 | - | 3,1 | 10/5 | 5 | + | |
7 | 2,1 | 14/1 | 4,2 | + | 6,2 | 11/4 | 6 | + | |
8 | 1,2 | 12/3 | 2,1 | - | 1,5 | 12/3 | 5,5 | + | |
9 | 1,2 | 12/3 | 1,2 | + | 2,8 | 9/6 | 3,5 | - | |
10 | 1,2 | 12/3 | 1,4 | + | 2,9 | 10/5 | 4 | + | |
среднее | 1,4 | 2,6 | 2,8 | 4,4 | |||||
Юля | 1 | 1,2 | 15/0 | 4,1 | + | 3,2 | 12/3 | 3,2 | + |
2 | 1,2 | 14/1 | 2,2 | + | 3,5 | 11/4 | 2,6 | + | |
3 | 1,4 | 13/2 | 5,0 | + | 3,2 | 10/5 | 5 | + | |
4 | 1,4 | 14/1 | 6,0 | + | 3,4 | 11/4 | 6 | + | |
5 | 1,7 | 13/2 | 1,7 | + | 1,5 | 12/3 | 5,2 | + | |
6 | 1,5 | 14/1 | 3,1 | + | 2,4 | 13/2 | 6,4 | + | |
7 | 1,2 | 14/1 | 2,2 | - | 3,5 | 13/2 | 3,5 | - | |
8 | 1,2 | 12/3 | 1,8 | + | 2,6 | 13/2 | 4,8 | - | |
9 | 1,1 | 15/0 | 2,2 | + | 3,4 | 11/4 | 2,0 | - | |
10 | 1,2 | 14/1 | 2,1 | - | 3,1 | 12/3 | 3,0 | + | |
среднее | 1,3 | 2,8 | 2,97 | 4,1 | |||||
Алексей | 1 | 1,2 | 15/0 | 3,1 | + | 2,5 | 10/5 | 3,1 | + |
2 | 1,2 | 14/1 | 2,3 | + | 3,5 | 10/5 | 5,7 | + | |
3 | 1,2 | 14/1 | 2,5 | + | 3,2 | 13/2 | 4,2 | + | |
4 | 1,3 | 15/0 | 3,0 | - | 3,3 | 13/0 | 2,8 | + | |
5 | 1,3 | 15/0 | 3,2 | + | 4,2 | 12/3 | 3,5 | - | |
6 | 1,3 | 13/2 | 4,1 | + | 2,3 | 10/5 | 2,5 | - | |
7 | 1,4 | 13/2 | 2,3 | - | 3,4 | 9/6 | 3,1 | + | |
8 | 1,5 | 12/3 | 1,9 | + | 2,7 | 10/5 | 4,0 | + | |
9 | 1,2 | 13/2 | 2,1 | + | 2,3 | 12/4 | 5,3 | + | |
10 | 1,2 | 13/2 | 2,2 | + | 4,2 | 9/6 | 2,5 | + | |
среднее | 1,3 | 2,4 | 3,1 | 3,7 | |||||
Данил | 1 | 1,5 | 14/1 | 5,1 | - | 4,2 | 10/5 | + | |
2 | 1,2 | 14/1 | 4,2 | - | 3,2 | 11/4 | 4,2 | + | |
3 | 1,3 | 13/2 | 2,5 | - | 4,2 | 11/4 | 5,1 | + | |
4 | 1,2 | 14/1 | 2,2 | + | 2,3 | 13/2 | 2,9 | - | |
5 | 1,3 | 13/2 | 3,1 | + | 5,1 | 12/3 | 3,7 | - | |
6 | 1,3 | 12/3 | 4,3 | + | 3,2 | 10/5 | 5,2 | + | |
7 | 1,7 | 12/3 | 1,9 | + | 1,2 | 9/6 | 2,8 | - | |
8 | 1,3 | 13/2 | 2,1 | - | 3,2 | 10/5 | 4,2 | + | |
9 | 1,5 | 14/1 | 3,3 | + | 4,1 | 13/2 | 3,7 | + | |
10 | 1,2 | 13/2 | 3,6 | + | 2,3 | 12/3 | 3,0 | + | |
среднее | 1,4 | 2,9 | 3,3 | 3,5 | |||||
Артём | 1 | 1,3 | 14/1 | 2,3 | + | 2,3 | 13/2 | 2,5 | + |
2 | 1,2 | 14/1 | 2,2 | + | 3,2 | 12/3 | 3, 5 | + | |
3 | 1,2 | 14/1 | 2,5 | + | 1,6 | 13/2 | 2,0 | + | |
4 | 1,2 | 14/1 | 3,1 | + | 2,6 | 10/5 | 4,1 | + | |
5 | 1,2 | 13/2 | 2,6 | + | 2,3 | 9/6 | 2,3 | + | |
6 | 1,2 | 15/0 | 3,3 | + | 2,6 | 12/3 | 5,0 | + | |
7 | 1,1 | 13/2 | 3,1 | + | 3,2 | 12/3 | 2,7 | + | |
8 | 1,1 | 14/1 | 3,4 | + | 2,3 | 13/2 | 4,5 | + | |
9 | 1,2 | 15/0 | 2,5 | - | 3,2 | 13/2 | 2,0 | - | |
10 | 1,2 | 12/3 | 2,3 | + | 2,5 | 11/4 | 3,1 | - | |
среднее | 1,2 | 2,4 | 2,6 | 3,2 |
*+/- отношение числа правильных ответов (+) к неправильным (-).
3.2.Результаты.
В ходе проведения эксперимента были получены данные, которые фиксировались в таблице (см. Таблица 1). Для пяти испытуемых мы получили средние значение времени решения примеров соответственно 1,4; 1,3; 1,3;1,4; 1,2-в период растущей Луны; 2,8;2,97; 3,1; 3,3; 2,6 - в период убывающей Луны; 2,6;2,8; 2,4;2,9; 2,4 - в полнолуние; 4,4; 4,1; 3,7; 3,5; 3,2- в новолуние. Более наглядно зависимость среднего времени решения примеров от фазы Луны отражена на Графике 1.
Что касается правильности ответов, все испытуемые показали наибольшую эффективность в период растущей Луны, а наименьшую – в период убывающей Луны.
4.Выводы.
5.Список используемой литературы.
Смекалка против Змея-Горыныча
Весенние чудеса
Яблоко
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
О чем поет Шотландская волынка?