Что общего в решении задач на проценты по разным предметам (по алгебре, химии, физике).
Рассмотреть случаи решения задач на проценты, не изучаемые или мало изучаемые в школьном курсе математики, но необходимые на ГИА и ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya__procentov.docx | 35.58 КБ |
prezentaciya1.pptx | 227.32 КБ |
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей
Секция математики: алгебра и теория чисел
Исследовательская работа на тему:
Автор работы:
Глазко Виктория Сергеевна
9-А класс
МОУ СОШ №7
Руководитель:
Щебет Вера Алексеевна,
учитель математики
г. Сальск
2011 год
Содержание:
№ стр.
1.Введение. История процентов.
2. Основная часть
1.Основные задачи на проценты.
а) Нахождение процента от числа.
б) Нахождение числа по его проценту.
в) Нахождение процента одного числа от другого.
2.Простой и сложный процентный рост.
3.Проценты в математике.
4.Задачи на проценты в химии.
5.Основные проценты в физике.
3. Заключение
4. Список литературы
Введение.
Тема: Проценты в алгебре, химии, физике.
Основополагающий вопрос: Что общего в решении задач на проценты по разным предметам (по алгебре, химии, физике).
Цели и задачи: Рассмотреть случаи решения задач на проценты, не изучаемые в школьном курсе математики, но необходимые на ГИА и ЕГЭ.
История процентов
Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента (%).
Основные задачи на проценты.
Нахождение процентов от числа.
Найти а % от числа b.
Решение.
Для этого а % выразим десятичной дробью.
а% =0,01а.
Воспользуемся правилом нахождения дроби от числа:
b∙0,01а.
Ответ: 0,01ab.
Нахождение числа по процентам,
если известно, что a% числа x равно b, то x=b0,01a
Ответ: х = b0,01a.
Нахождение процентов одного числа от другого.
Сколько процентов составляет, а от b.
ab∙100%.
Ответ: ab∙100%.
Простой и сложный процентный рост.
Если при вычислении процентов на каждом следующем шаге исходят от величины, полученной на предыдущем шаге, то говорят о начислении сложных процентов. Если же суммы процентов в течение всего срока хранения определяются исходя только из первоначальной суммы независимо от срока хранения и количества начисления процентов, то говорят о начислении простых процентов.
Простой процентный рост вычисляется по формуле: b = а (1+0,01рn). Сложный процентный рост вычисляется по формуле: b = а∙(1+ 0,01р)n,
где b - конечная цена товара, а - первоначальная цена товара, р - число процентов, n - количество промежутков времени.
Проценты в математике.
В классе на уроках алгебры мы решаем задачи на проценты не так часто. А в девятом классе на экзамене в форме ГИА таких задач много. Особую трудность вызывает решение задач на 4 и 6 баллов. Попробуем разобраться с такими задачами.
Задача №1 (8,42, авт. Кузнецова Л.В.)
Цена товара была дважды снижена на одно и то же число процентов.
На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 2000р., а окончательная 1805р.?
Решение.
Эту задачу можно решить несколькими способами. Рассмотрим способ решения задачи с помощью составления уравнения.
Пусть на х% понижалась цена товара каждый раз.
Выразим проценты дробью: х% =0,01х.
Т.к. по условию цена стала 1805, то составим и решим уравнение.
2000-40х+0,2х2=1805;
0,2х2-40х+195=0; I ∙5
х2-200х+975=0;
D=40000-3900=36100=1902.
х1,2= 200±1902;
х1 = 5; х2 = 185;
х = 185 не удовлетворяет условию задачи, т.к. цена не может понизиться на 185%.
Значит, цена товара каждый раз понижалась на 5%.
Эту же задачу можно решить, зная формулу сложных процентов.
b=а∙(1-0,01р)n, где b - конечная цена товара, а - первоначальная цена товара, р - число процентов, n - в данном случае количество понижений.
Решение:
1805=2000∙(1-0,01х)2;
1805=2000∙(1-0,02х+0,0001х2);
1805=2000-40х+0,2х2.
Получили такое же уравнение.
Ответ: 5%
Задача№2(8.40)
На аукционе одна картина была продана с прибылью 20%, а другая – с прибылью 50%. Общая прибыль от продажи двух картин составила 30%. У какой картины первоначальная цена была выше и во сколько раз?
Решение.
Пусть цена первой картины - а рублей, а второй картины – b рублей. Т.к. цена первой картины повысилась на 20%, то она стала 1,2а рублей (100%+20%=120%=1,2).
Т. к цена второй картины повысилась на 50%, то она стала 1,5b рублей (100%+50%=150%=1,5).
Общая прибыль стала (1,2а+1,5b) рублей.
a + b рублей - стоили картины раньше
Т.к. общая прибыль от продажи двух картин составила 30%, то
1,3∙ (а + b) рублей стала стоимость картин. Составим уравнение:
1,2а + 1,5b = 1,3∙ (а + b);
1,2а-1,3а=1,3b - 1,5b;
- 0,1а = - 0,2b;
a = 2b.
Значит, первая картина стоила дороже второй в 2 раза.
Ответ: первая, в 2 раза.
Задача №3 (8.38).
При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?
Решение.
20% = 0,2; 50% = 0,5; 30% = 0,3.
Примем весь раствор за 1 часть.
Пусть х частей было первого раствора, тогда 1 – х частей было второго раствора.
0.2х ч. – кислоты в первом растворе,
0.5∙(1 – х) ч. – кислоты во втором растворе,
0,2х + 0,5(1 – х) ч. – кислоты в смеси двух растворов,
0,3∙1 = 0,3 (ч.) – кислоты в смеси двух растворов.
Т.к. говорится об одной и той же смеси, то составим и решим уравнение
0,2х + 0,5(1 – х) = 0,3;
0,2х + 0,5 – 0,5х = 0,3;
- 0,3х = - 0,5;
х = 23.
23 части первого раствора, значит, 13 часть - второго раствора.
1 р-р : 2 р-ру = 23 : 13=2:1.
Эту задачу можно решить с помощью системы уравнений, обозначив массу первого раствора за х, а второго – за у.
Получим следующую систему уравнений:
х + у = 1;
0,2х + 0,5у = 0,3.
Решив эту систему, получим тот же результат.
Ответ: первый и второй растворы взяты в отношении 2 к 1.
Проценты в химии.
В химии очень часто используются задачи на проценты. Например, задачи на примеси. Рассмотрим такой пример:
- Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?
Дано:
m(CaCO3)-тех.= 600г
примеси- 10%
m(CaO)-?г
Решение:
1)массовая доля чистого вещества -100%,
массовая доля примесей - 100%-10%=90%
2)m чистого вещества (СаCО3)=(м.д. ч . вещества∙ m тех(СаCO3))/100%;
m чистого вещества (СаCO3)=(90%∙600)/100%=5,4г
СаCO3=СаО+H2CO3
1)Определяем количество вещества известного по условию.
n=m/M; n=5.4/100=0.054моль
2)Определяем количество вещества неизвестного по условию.
По уравнению реакции:1моль(СаСО3)=1моль(СаО);
По условию:0.054моль(СаСО3)=0.054моль(СаО);
n(СаСО3)=n(СаО)=0.054 моль.
3)m(СаО)= n* M=0.054*56=3г
Ответ: 3г
А теперь посмотрим где здесь химия. Из всего решения только одна единственная строчка относится к химии - это уравнение реакции. Все остальное - чистая математика.
Метод креста
Это один из видов химических задач, которые можно решить как с точки зрения математики, так и химии. Рассмотрим одну из этих задач.
В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10% и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения раствора с массовой долей соли 12% массой 300г.
Решение 1:
Вводим обозначения:ω1(NaCl)=0.1(10%); ω2(NaCl)=0,2(20%); ω(NaCl)=0,12(12%);
Из определения массовой доли следует:
ω1(NaCl)=m1(NaCl): m1; 0,1= m1(NaCl): m1;
m1 (NaCl) = 0, 1 m1; (а)
Аналогично получаем:
ω2(NaCl)= m2(NaCl): m2;
m2 (NaCl) =0, 2 m2; (б)
Масса NaCl в растворе, который надо приготовить составляет:
m (NaCl)= m1(NaCl)+ m2(NaCl).
Учитывая равенства (а) и (б), получаем:
m(NaCl)= 0,1 m1 + 0,2 m2;
Для раствора с ω(NaCl)=0,12 записываем:
ω(NaCl)= m(NaCl): m; 0,12=(0,1 m1+0,2 m2):300;
Отсюда следует:
m1+2 m2=360; (в)
где m2 и m1 – массы растворов с ω1(NaCl) и ω2(NaCl) соответственно, которые необходимо взять.
Находим массу раствора, который надо приготовить:
m=m1+m2, или m1+m2=300; (г)
Решая систему уравнений (в)и (г), получаем: m1=240г; m2=60г;
Решение 2.
Задачу такого типа можно решить используя правило смешения( метод креста), которое поясним на примере.
Записываем друг под другом массовые доли исходных растворов, а правее между ними - массовую долю раствора, который необходимо приготовить.
0,2
0,12
0,1
Из большей массовой доли вычитаем заданную и записываем результат справа снизу; из заданной массовой доли вычитаем меньшую и записываем результат справа вверху:
0,2 0,02
0,12
0,1 0,08
Числа 0,02 и 0,08 показывают, в каком массовом отношении надо взять растворы с ω2(NaCl)=0,2(20%) и ω1(NaCl)=0.1(10%) соответственно. Таким образом, масса раствора с ω2(NaCl)=0,2 составляет:
m2=(m∙0,02)/(0,08+0,02); m2=( 300∙0,02)/ (0,08+0,02)=60г
Определяем массу раствора с ω1(NaCl)=0.1
m1=(m∙0,08)/ (0,08+0,02); m1=( 300∙0,08)/ (0,08+0,02)=240г
Ответ: 240г и 60г.
Эту же задачу можно решить с помощью математической модели.
Пусть х г масса первого раствора, тогда 0,1х масса соли в первом растворе.
Т.к. общая масса 300г, то 300-х г масса второго раствора. Тогда 0,2(300-х)г масса соли второго раствора. 0,12∙300г масса соли получившегося раствора. Составим уравнение: 0,1х+0,2(300-х)= 0,12∙300.
0,1х+60-0,2х=36;
-0,1х=-24;
Х=240.
240г масса первого раствора, 300-240=60г масса второго раствора.
В разделе математики задача №8.38 решена с помощью составления уравнения. Попробуем решить эту задачу методом креста.
Мы уже познакомились с самим методом решения, поэтому будем применять его без пояснений.
0,2 0,2
0,3
0,5 0,1
1)0,5-0,3=0,2. Массовое отношение второго и получившегося раствора
2)0,3-0,2=0,1. Массовое отношение получившегося и первого растворов.
3)0,2/0,1=2/1. Отношение, в котором взяты первый и второй растворы.
Ответ получился такой же как и в математическом решении.
Слайд 1
Проценты в алгебре, химии, физике. МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи Донская Академия Наук Юных Исследователей Секция математики: алгебра и теория чисел Исследовательская работа на тему:Слайд 2
Содержание: № стр. 1.Введение. История процентов. 2. Основная часть 1.Основные задачи на проценты. а)Нахождение процента от числа. б)Нахождение числа по его проценту. в)Нахождение процента одного числа от другого. 2.Простой и сложный процентный рост. 3.Проценты в математике. 4.Задачи на проценты в химии. 5.Основные проценты в физике. 3. Заключение 4. Список литературы
Слайд 3
Введение Тема: Проценты в алгебре, химии, физике. Основополагающий вопрос: Что общего в решении задач на проценты по разным предметам (по алгебре, химии, физике). Цели и задачи: Рассмотреть случаи решения задач на проценты, не изучаемые в школьном курсе математики, но необходимые на ГИА и ЕГЭ.
Слайд 4
Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или « со ста».Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу). Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента История процентов. ℅
Слайд 5
Основные задачи на проценты Нахождение процентов данного числа a% от b 0,01а ×b Пример: 30% от 60 р. 30% = 0,3 0,3 × 60 = 18 (р.)
Слайд 6
Нахождение числа по его процентам а% числа х равны в а% = 0,01а х = в : 0,01а Пример: 3% составляют 150 рублей 3% = 0,03 150:0,03 = 5000 (рублей)
Слайд 7
Нахождение процентного отношения чисел *100% Пример: а-150 кг, ?% от b -600 кг
Слайд 8
Простой и сложный процентный рост. Если при вычислении процентов на каждом следующем шаге исходят от величины, полученной на предыдущем шаге, то говорят о начислении сложных процентов. Если же суммы процентов в течение всего срока хранения определяются исходя только из первоначальной суммы независимо от срока хранения и количества начисления процентов, то говорят о начислении простых процентов.
Слайд 9
Простой процентный рост вычисляется по формуле: b = а (1+0,01р n ). Сложный процентный рост вычисляется по формуле: b = а ∙(1+ 0,01р) n , где b - конечная цена товара, а - первоначальная цена товара, р - число процентов, n - количество промежутков времени.
Слайд 10
Задача №8.38 При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?
Слайд 11
Решение. 20% = 0,2; 50% = 0,5; 30% = 0,3. Примем весь раствор за 1 часть. Пусть х частей было первого раствора, тогда 1 – х частей было второго раствора. 0,2х ч. – кислоты в первом растворе, 0,5 ∙(1 – х) ч. – кислоты во втором растворе, 0,2х + 0,5(1 – х ) ч. – кислоты в смеси двух растворов, 0,3∙1 = 0,3 (ч.) – кислоты в смеси двух растворов. Т.к. говорится об одной и той же смеси, то составим и решим уравнение 0,2х + 0,5(1 – х ) = 0,3; 0,2х + 0,5 – 0,5х = 0,3; - 0,3х = - 0,5; х = части первого раствора, значит, часть - второго раствора . 1 р-р : 2 р-ру =
Слайд 12
В разделе математики задача №8.38 решена с помощью составления уравнения. Попробуем решить эту задачу методом креста. Мы уже познакомились с самим методом решения , поэтому будем применять его без пояснений. 0,2 0,2 0,3 0,5 0,1 1)0,5-0,3=0,2. Массовое отношение второго и получившегося раствора 2)0,3-0,2=0,1. Массовое отношение получившегося и первого растворов. 3)0,2/0,1=2/1. Отношение в котором взяты первый и второй растворы. Ответ получился такой же как и в математическом решении. Проценты в химии.
Слайд 13
Задачи в физике.
Слайд 14
Вывод Задачи на проценты на уроках алгебры и химии часто мы решаем разными методами. Есть большая группа задач на проценты, которые можно решить как с помощью математической модели, так и по законам химии. На данный момент найти соответствия в задачах на проценты в физике и математике не удалось. Эта задача останется на будущий год.
Хитрость Дидоны
Новогодние гирлянды
Неньютоновская жидкость
Сказка об осеннем ветре
Два петушка
Комментарии
Проценты в алгебре,химии, физике.