Проект разраюотан на тему "Личность Петра I ". Основополагающий вопрос- Пётр I - добрый или злой гений русской истории?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.95 МБ |
Слайд 1
Личность Петра I Название проекта Руководитель проекта : Ерёмина Ольга Викторовна Автор проекта Манюшкина Екатерина 10«а» класса:Слайд 2
Основополагающий вопрос: Цель проекта : 1.Охарактеризовать личность Петра I 2. Действительно ли Пётр государь Великий? 3.Стоило ли прорубать окно в Европу ? 4. Человек для государства или государство для человека? 5. Возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству , 6. Развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. Задачи проекта: научиться работать с разнообразными историческими источниками и дополнительной литературой, ориентироваться в потоке разнообразной информации; освоить метод исторического прогнозирования; приобретение опыта проектной деятельности и самостоятельного поиска информации и её структурирования; сформировать навыки самостоятельной работы, работы в команде. Пётр I: добрый или злой гений русской истории?
Слайд 3
30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола. Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве. Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери, которая являлась горячей сторонницей реформ и поощряла всяческие новшества в быту. По её просьбе Петру привозились иностранные игрушки, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.
Слайд 4
27 января 1689 года Петр по указу матери женился на Евдокии Лопухиной, дочери московского боярина. Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. Когда в 1698 году Петр расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в монастырь С 1712 г. Петр жил в негласном браке с Екатериною Алексеевной, которая в начале Северной войны попала в плен в к русским в Лифляндии. До конца своей жизни Петр ценил ее характер, ее хозяйственность, умение приспосабливаться к любой обстановке, а в 1724 г. он даже короновал Екатерину, дав ей титул "императрицы, ее цесаревича величества". От Екатерины у Петра остались только две дочери: Анна и Елизавета, остальные умирали во младенчестве.
Слайд 5
В 1689 году, отстранив от власти сестру, Петр Алексеевич стал фактически царем. После смерти в 1695 году матери, а в 1696 г. – брата-соправителя Ивана V, он 29 января 1696 года стал самодержцем, единым царем всея Руси и юридически . Едва утвердившись на престоле, Петр I лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696 гг.), которые завершились взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Таким образом, был открыт 1-ый выход России в южные моря.
Слайд 6
Оценивая личность и деятельность Петра, все соглашаются, что это был влиятельный исторический деятель. Никто никогда не считал его человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути. Известный историк С.М.Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ. Вольтер главной ценностью петровских реформ определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.
Слайд 7
Известный шведский писатель Август Стринберг так охарактеризовал Петра: «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел…» «Западники» положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. «Славянофилы» считали, что только ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы. Население России в период правления Петра из-за непрестанных войн сократилось до численности 1695 г.
Слайд 8
Известный историк Н.М.Карамзин, признавая Петра государем Великим, сурово критикует его за чрезмерное увлечение иностранным. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Историк В.О.Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ — беднее. «Он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага». «Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».
Слайд 9
Цели реформ Петра Ι Создание регулярной армии и флота. Создание четко действующего государственного механизма. Замена устаревшей (запутанной и громоздкой) системы приказов новыми органами власти.
Слайд 10
Личность Петра I и его реформы крайне противоречивы. Пётр не сделал в стране самого главного: не отменил крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем. Рассматривать реформы Петра I следует с двух сторон. С одной стороны, реформы Петра были исторически неизбежны, поскольку в России был системный кризис, экономическое отставание, не было даже серебра для чеканки денег. Церковный и династический раскол привёл к противостоянию в обществе. Россию преследовали непрерывные военные поражения. Международный престиж России был как никогда низок. Шведы смеялись над русскими послами, требовавшими вернуть по справедливости берега Невы, исконно принадлежавшие русским.
Слайд 11
Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения. Становление абсолютной монархии. Подчинение церкви государству. Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения. Последствия и значение преобразований Петра Ι . Подавление личности государством. Консервация феодально-крепостнических отношений. Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.
Слайд 12
Понятие свободы личности и интеллигентности пошло от Петра. Но при этом ни одного человека по-настоящему свободного не было. Государственное насилие во всех формах. Полицейское жестокое государство. Прогресс через насилие! Пётр заставлял священников присягать, что они будут разглашать тайну исповеди, если в ней будет содержаться состав преступления. И русские люди громили русские церкви, потому что это было торжище, контора. Историк Н.М. Карамзин писал: «Став европейцами, мы перестали быть русскими. Как может народ уважать себя, если унижать его в его прошлом?». Историк В.О.Ключевский писал: «Грозой и властью Пётр хотел вызвать самодеятельность у рабовладельческого дворянства. Он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно».
Слайд 13
Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность! Допустимо ли для правителей ради сохранения власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные)? Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?
Слайд 14
В России всегда побеждала авторитарная власть. Иначе с таким государством было не справиться, неминуем распад на удельные княжества. Без сильного государства Россия перестанет существовать. В этой стране по одиночке не выжить. Здесь принцип «каждый за себя» самоубийственен . Здесь «спастись можно только вместе» – такова суть Русской Идеи! История учит, что малейшее ослабление государства российского ведёт к его распаду и разделу страны. Что важнее: единство государства или права человека? Человек для государства или государство для человека? В «западной модели» государство служит человеку, уважает права человека. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка. Россия на 2\3 азиатская страна, и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.
Слайд 15
Писатель Даниил Гранин в книге «Вечера с Петром Великим», несколько идеализирует личность царя-реформатора. Один из героев говорит: «Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения. Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!» В Петербурге учреждается институт Петра Великого. Он создается по инициативе писателя, почетного гражданина Санкт-Петербурга Даниила Гранина в рамках программы «Путь Петра Великого», утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга. Институт Петра Великого – научно-просветительское учреждение. Его задача – изучение и продвижение в сферах культуры, образования, гуманитарных наук наследия Петра Великого, воплотившегося в результатах его государственной, военной и культурной деятельности.
Слайд 16
Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Ему много помогло в преобразовании самодержавие; но его частная жизнь, его личность, несомненно, отмечены печатью гениальности. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.
Слайд 17
Пётр своими реформами доказал, что единственно возможным путём развития России может быть только западный путь. 1. http://polit-forum.ru/showthread.php?t=1488 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. http://www.rulex.ru/01160320.htm 4. http://flot.com/history/pjotr.htm 5. http://www.abc-people.com/typework/history/doch-3.htm Используемые источники
Рисуем осенние листья
Эта весёлая планета
Крутильный маятник своими руками
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
5 зимних аудиосказок