Исследовательская работа учащейся 9 класса по краеведению. Цель работы: исследовать историю церкви Вознесения Господня п. Горноправдинск, с момента основания по настоящее время (18 - 21 вв). Раскрыть е значение в духовной и культурной жизни жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_pravoslavnogo_hrama_gospodnya_p._gornopravdinsk.doc | 85 КБ |
2._prilozhenie.doc | 120 КБ |
Аннотация
История православного храма Вознесения Господня
п. Горноправдинск
Марущак Мария Степановна
Научный руководитель: Высочанская Н.А.
МОУ Средняя общеобразлвательная школа № 1 п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район, Тюменская область.
Цель: исследовать историю церкви Вознесения Господня п. Горноправдинск с момента основания по настоящее время (18 – 21 век). Раскрыть её значение в духовной и культурной жизни жителей.
Задачи:
1) собрать, изучить и систематизировать информацию о храме и его значении в жизни посёлка Горноправдинск (села Филинского);
2) выявить с помощью опроса населения, общественное мнение о значении храма в современной жизни горноправдинцев.
Методы исследования:
- работа с литературой;
- выявление и анализ опубликованных источников;
- анализ архивных документов;
- интервьюирование;
- анкетные опросы;
- классификации, диаграммы.
Гипотеза: через исследование подлинной истории храма идёт восстановление духовных и религиозных традиций общества, без которых невозможно решение многих социальных и нравственных проблем, возникших на современном этапе развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Тезисы
История православного храма Вознесения Господня
Марущак Мария Степановна
Научный руководитель: Высочанская Н.А.
МОУ Средняя общеобразлвательная школа № 1 п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район, Тюменская область.
Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни. В настоящее время наше государство тесно взаимодействует и официально признает православную церковь. В современном обществе увеличивается количество верующих людей, этому способствует религиозная политика правительства Российской Федерации.
На современном этапе взаимодействие государства и Церкви оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи. Для воспитания достойного гражданина страны с активной гражданской позицией, духовно и морально богатого человека. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество (пьянство, наркомания, преступность).
Российское общество осознает всю значимость Русской Православной Церкви в становлении государственности, культуры и общественных ценностей на Руси. И для возрождения православных традиций и культуры в Российской Федерации считает необходимым восстановление храмов и святынь, а также исследование их подлинной истории.
Тема: «История православного храма Вознесения Господня
п. Горноправдинск».
Автор Марущак Мария Степановна
628520, Россия, п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область.
МОУ: СОШ № 1 10 класс
Руководитель Высочанская Наталья Александровна
учитель истории, обществознания
МОУ: СОШ № 1,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область.
Цель: исследовать историю церкви Вознесения Господня п. Горноправдинск с момента основания по настоящее время (18 – 21 век). Раскрыть ее значение в духовной и культурной жизни жителей.
В ходе работы над темой была выдвинута рабочая гипотеза: через исследование подлинной истории храма идёт восстановление духовных и религиозных традиций общества, без которых невозможно решение многих социальных и нравственных проблем, возникших на современном этапе развития.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующее задачи:
1) собрать, изучить и систематизировать информацию о храме и его значении в жизни посёлка Горноправдинск (села Филинского);
2) выявить с помощью опроса населения, общественное мнение о значении храма в современной жизни горноправдинцев;
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования:
- работа с литературой подборка, классификация и изучение литературы по данной тематике;
- выявление и анализ опубликованных источников использовался при сопоставлении уже имеющихся фактов, ранних исследователей по данной теме, и вновь полученных данных.
- анализ архивных документов - метод использовался при работе с копиями архивных документов сделанных Сирант Ксенией Семёновной в Архиве Тобольско-Тюменской Епархии и Государственном архиве города Тобольска.
- интервьюирование помогло собрать информацию и данные уже имеющиеся по теме исследования. Были проведены встречи и беседы: с главой сельского поселения Горноправдинск Зайцевым С.А., настоятелем храма Вознесения Господня отцом Александром, старостой православной общины п. Горноправдинск Шемякиной В.Я., а также главным исследователем истории храма Вознесения Господня - Першиной М.И.
- анкетные опросы проводилось с целью: выявить общественное мнение по ряду важных вопросов. Анкетирование проводилось анонимное, открытого и закрытого типа. Были опрошены учащиеся средней школы и население п. Горноправдинск. Всего опрошено 200 человек: 100 человек в возрасте от 18 лет и старше и 100 учащихся (от 11 – 17 лет). Для достоверности полученной информации и возможности вывести результаты в процентном соотношении были опрошены представители мужского и женского пола по 100 человек.
- при обработке результатов исследования использовались классификации, диаграммы.
Теоретической основой исследования стали работы по истории п. Горноправдинск более ранних исследователей (жители поселка): Першиной М. И. и Демехи И.А. В этих работах содержится общая информация о истории возникновения и развития п. Горноправдинск, в том числе есть упоминания о храме Вознесения Господня. Сведения о храме были получены из рассказов и воспоминаний старожил поселения, а также с помощью копий архивных документов, изданий периодической печати.
Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма. Так же за последнее время изменилось отношение населения поселка, местной и окружной администрации к храму и его историческому и культурному значению.
Источники и литература 12
Приложение
В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей, стержнем который поддерживал народ в самые трудные, переломные моменты в истории России.
РПЦ сегодня - крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В стране повсеместно восстанавливаются храмы, строятся новые церкви, открываются воскресные школы.
Восстановить здание храма это один из этапов его возрождения, другой составляющей этого процесса является восстановление подлинной его истории, которую на протяжении 70 лет пытались искоренить из памяти народа.
1. История храма Вознесения Господня поселка Горноправдинск.
В XVIII веке правительство Петра I поставило задачу активной христианизации населения Сибири. На Югорской земле появилась много православных церквей. И сегодня мы находим на территории нашего Ханты-Мансийского района полуразрушенные церкви.
Каменное здание Горноправдинской (ранее село Филинское) церкви Вознесения Господня сейчас считается самым старым из сохранившихся зданий, и в 2008 году было признанно архитектурным памятником и взято под защиту. Так начинается возрождение Горноправдинской церкви. Но невозможно возрождение церкви, не зная ее истории.
Филинский приход входил в конце XVIII начале XIX веков в Тобольскую епархию. О том, что собой представлял Филинский приход начала XIX века, рассказывают архивные материалы Тобольско-Тюменской епархии.
В Архивной книге Тобольской епархии от 1 сентября 1913 года сказано: «В селе Филинском есть две церкви, из которых одна построена и освящена в 1755 году, а о времени первого храма, когда он был построен сведений нет» [2]. Надо полагать, что первый храм был построен примерно в 1700 году, а в период первых поселенцев, жители обходились деревянной часовней. А новая белокаменная церковь была построена прихожанами в 1835 году, а здание старой церкви из-за её ветхости было снесено.
Из Государственного архива г.Тобольска в документе от 11 июля 1822 года в прошении церковного старосты Вознесенской церкви Тобольско-подгородного Филинского села ямщика Павла Сивкова есть сведения о том, что денежные средства на строительство новой каменной церкви собирались с населения, добровольно, начиная с 1819 г.
Из архивных документов можно увидеть состав прихожан церкви. Таблица 1, Диаграмма 1. Всего дворов в Филинской волости насчитывалось 223. Прихожан: мужчин - 830, женщин - 884. В основном это были ямщики и новокрещенные остяки. Денежные средства на сооружение новой церкви в основном поступали от ямщиков. Остяки же «как мало просвещенные никакой ревности и помощи к сему благородному делу не изъявляют» [4].
В Ведомости Учинения о новостроящихся каменных деревянных Церквей Тобольского подгородного уезда по благочинию за 1834 год можно найти данные, что Филинская Вознесенская Церковь была заложена в 1823 году, она была каменная, однопрестольная, одноэтажная. К 1834 году были уже возведены стены до колокольни. А в течении 1834 года «Церковь самое каменное строение окончена, потолок намощен деревянным накатником….., колокольня каменным строением кончена, но кумпило не покрыто и снаружи не выбелена вся Церковь» [8]. То есть мы можем сделать вывод, что в 1834 году церковь еще не была сдана в эксплуатацию.
В газете «Тобольские клировые ведомости» за 1835 год есть «Ведомость о Церкви Вознесения Господня Тобольско-подгорного уезда Филинского села за 1835 годъ», в которой говориться, что в 1835 году церковь была освещена. «Престол в этой церкви один Во имя Вознесения Господня» [6].
В Филинском приходе было две приписных церкви (одна в селе Филинском, другая в Чембакчино) и четыре часовни (одна из них в деревне Горно-Субботиной, построенная жителями в 1884 году), имелся переносной престол во имя святого Серафима Соровского Чудотворца.
Из Ведомости о Церкви Вознесения Господня в селе Филинском Тобольского округа, за 1890 год следует, что в селе Филинском находилась церковно – приходская школа, которая открылась в 1886 году и помещалась в сторожке. Также при церкви находилась библиотека, в которой были богослужебные книги.
В 1913 году церковь нашего посёлка имела три купола и высокую деревянную колокольню. В феврале 1933 года церковь была закрыта, купола сняты, деревянная колокольня сожжена.
После закрытия в здании храма был склад для приема сельскохозяйственного налога вплоть до 60 – х годов 20 века. Затем в этом помещении был открыт продуктовый магазин, а с 1965 года там находилась хлебопекарня. Неоднократно поднимался вопрос о строительстве новой хлебопекарни и о восстановлении в уцелевшем здании храма. С декабря 2009 года пекарня переведена в другое помещение, а здание храма передано в введение администрации п. Горноправдинск.
В 2008 году старое здание храма Вознесения Господня п. Горноправдинск было признано историческим памятником и согласно окружной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «Сохранение памятников архитектуры и градостроительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 – 2010 гг. подлежит реконструкции за счет бюджета автономного округа. Положение к закону Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 10 ноября 2008 г. № 131-03 [11].
Большое значение в сохранении православных традиций в нашем поселке сыграла местная православная община по возрождению православной святыни - Вознесенской церкви, которая в 1993 году была официально зарегистрирована.
Православная община храма Вознесения Господня функционировала с 1988 г. Основатели: Орлова Зоя Игнатьевна, Шемякина Валентина Яковлевна – староста общины, Бобенко Надежда Георгиевна, Трофимова Валентина Степановна. Помощь в создании и деятельности православной общины оказывал иерей Сергий Кравцов настоятель храма Божией Матери «Знамение».
С 2002 по 2005 гг. строительство Воскресной школы на средства районной администрации, что способствовало возрождению православных традиций в нашем поселке. В Воскресной школе ведутся занятия, направленные на духовно-нравственное и религиозное воспитание детей от 6 – 18 лет.
В 2008 г в поселок из г. Сургута был переведен настоятель прихода иерей Александр Мензелинцев. Отец Александр по приезду в поселок начал активно принимать участие в духовной жизни горноправдинцев. Совместно с администрацией поселка были проведены ряд мероприятий, так же иерей поддерживает постоянные контакты с общеобразовательными учебными заведениями поселка, участвует в воспитательном процессе (беседы с учащимися, участие в школьных мероприятиях, встречах, конференциях). Тем самым он на деле доказывает свои слова, что государственная власть и церковь должны активно сотрудничать в сферах образования и воспитания подрастающего поколения, а также участие в духовной жизни общества. С его приездом ожила духовная жизнь населения. Увеличился состав православной общины посёлка (в 2008 – 17 человек, в 2009 – 52 человека). К приходу храма Вознесения Господня также относятся следующие населённые пункты Ханты-Мансийского района: посёлок Бобровский, Сибирский, Лугофилинск, Цынгалы, Батово, Реполово, Тюли. Православная община этих поселений насчитывает 113 человек. Это люди разной возрастной категории. За последний год (2009) увеличилось количество прихожан среднего возраста (30 – 50 лет).
В декабрь 2008 г. было принято решение передать Воскресную школу приходу Вознесения Господня.
Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни посёлка.
Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы выявить общественное отношение к роли и значению Церкви, были проведены анкетные опросы населения п. Горноправдинск.
Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:
Результаты исследования и их анализ.
При проведении опроса выяснилось, что около 94% населения нашего поселка считают себя верующими, а 6 % атеистами или не определившимися. Православную религию исповедуют 82 %, ислам – 12 %. Диаграмма 2.
Причем, когда опрашивали респондентов от 10 – 16 лет, выявилась такая тенденция: на вопрос вы религиозный человек - отвечали «Нет», а на следующий вопрос «Какую религию вы исповедуете?» были ответы - ислам или христианство. То есть, мы столкнулись с непониманием детей, что такое религиозность и с ситуацией, когда дети проходят религиозный обряд посвящения неосознанно, без понимания сущности религии, по инициативе родителей.
На вопрос о влиянии Русской Православной Церкви на становление и развитие русского государства. Большинство отметило большую роль РПЦ в складывании российской государственности. Таблица 2. Таким образом, мы можем отметить, что современное общество чётко осознаёт значение и важность РПЦ в истории нашего государства.
Большинство респондентов отметили следующее значение РПЦ на современном этапе: она носит важную воспитательную роль, объединяет многонациональный народ Российской Федерации, вселяет веру и надежду.
При рассмотрении диаграммы 3 хорошо видно, что в качестве основных сфер общественной жизни, на которые должна оказывать влияние Церковь, являются духовная и социальная сферы. 65 % опрошенных подчеркнули важную роль духовенства в воспитании молодежи и высказались за введение в учебных заведениях уроков духовного воспитания. И тут же видно, что все респонденты не видят необходимости вмешательства РПЦ в такие сферы общественной жизни как: правовая, экономическая и политическая.
36% опрошенных жителей поселка сказали, что они что-то знают из истории храма Вознесения Господня. А на вопрос «Хотели бы вы узнать больше о храме Вознесения Господня» 87 % респондентов ответили «Да, если бы такая информация была в доступной форме». В результате этого опроса был выявлен интерес, со стороны жителей поселка, к теме нашей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.
Многие респонденты 73% видят большое значение восстановления здания Храма Вознесения Господня, так как наличие церкви в посёлке повысит уровень духовности и нравственности в обществе;
Даст возможность православным жителям посёлка вести религиозные
Храм – не только историческое достояние посёлка, это и архитектурный памятник, это необходимо для сохранения традиций и истории.
Из представленных данных можно сделать следующие выводы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Источники и литература
Приложение
Таблица 1. Состав прихожан Вознесенской церкви в 20-е годы XIX в.
(Составитель священник Ефимий Серебренников).
В каких местах прихожане проживают | Число дворов | Число душ | ||
Мужского пола | Женского пола | Всего | ||
Филинское село | 26 | 96 | 94 | 190 |
Крестьян в деревнях | ||||
Филинск Луговой | 4 | 10 | 13 | 23 |
Денщики | 20 | 15 | 89 | 104 |
Суботина нагорная | 40 | 141 | 148 | 289 |
Суботина луговая | 14 | 71 | 79 | 150 |
Чембакчино | 12 | 47 | 64 | 111 |
Слушкино | 4 | 21 | 18 | 39 |
Семейкино | 5 | 36 | 31 | 67 |
Батово | 18 | 71 | 66 | 137 |
Остяки в Юртах: | ||||
Филинское | 8 | 23 | 29 | 52 |
Цынгалинских | 32 | 106 | 112 | 218 |
Семейских | 6 | 28 | 23 | 51 |
Сотниковских | 17 | 56 | 61 | 117 |
Денщиковских | 3 | 13 | 13 | 26 |
Ячинских | 5 | 21 | 28 | 49 |
Суботинских | 4 | 11 | 11 | 22 |
Яркинских | 2 | 7 | 5 | 13 |
Итого Вознесенской церкви. | 223 | 830 | 884 | |
1714 |
Таблица 2. Как вы думаете, повлияла ли Русская Православная Церковь на становление и развитие русского государства?
Да повлияла, положительно | Да повлияла, но отрицательно | Никак не повлияла | Затрудняюсь ответить |
80 % | 12% | 6 % | 2 % |
Диаграмма 1. Состав прихожан Вознесенской церкви в 20-е годы XIX в.
Диаграмма 2. Количество верующих (православных и мусульман), атеистов и «неопределившихся» среди жителей в п. Горноправдинск.
Диаграмма 3. Сферы общественной жизни, на которые должна оказывать влияние Церковь.
Фото-приложение.
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Весенние чудеса
Солнечная система. Взгляд со стороны
Новый снимок Юпитера