В работе говорится о том, как личность авторов находила свое отражение в творчестве
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs.doc | 84 КБ |
Конкурсная работа по литературе
(реферат) на тему
«А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов и
А.А. Блок
о назначении поэта и поэзии»
Выполнила ученица
11 «А» класса
МОУСОШ № 7 г. Сальска
Рыбцова Виктория
Научный руководитель
Середина М.П. –учитель
русского языка и литературы
г. Сальск
2008 год
План
народа …».
Ш. Заключение. Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.
IV. Используемая литература
Где не погибло слово,
там и дело ещё не погибло.
А.И. Герцен
Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.
О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратила внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабризма, а его поэзию считать поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.
В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдём немало политических деклараций, откровенных призывов к борьбе с самодержавием. В таких стихотворениях как «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818) и некоторых других господствует просветительский, романтический пафос: автор бичует пороки российского деспотического режима. В стремлении поэта «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», в том, что Муза его – «свободы гордая певица», заметна близость Пушкина к идеям декабристов. Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой: «весёлая» вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая» - на элегии любовных исповедей, «торжественная» - на оды прославления, обличения и призывы. Друзья-декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы были объединены одной страстью Пушкина - стремлением к свободе.
Но и после разгрома декабрьского восстания Пушкин остаётся верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.
Своё представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в хрестоматийном стихотворении «Пророк» (1826), в иносказательной форме отражающем раздумья поэта о своём назначении, о возможности продолжать служить на благо Отечества. Это была тяжёлая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.
Написанию этого стихотворения предшествовали события, имевшие большое значение в жизни поэта. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл фельдъегерь, посланный с предписанием Пушкину срочно прибыть в Псков, дабы затем немедленно отправиться в Москву по повелению государя.
Прибытие поздней ночью офицера с бумагой от псковского губернатора произвело в Михайловском эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин сжигает «Михайловскую тетрадь» - там автобиографические записки, какие-то стихи, черновики «Бориса Годунова» с недостаточно, быть может, «завуалированными» намеками на Александра 1 (впрочем, и в окончательном варианте их окажется более чем достаточно). Пушкина легко понять: ещё свежа в памяти казнь декабристов... В пятом часу поэт уезжает. Четыре дня он в дороге. Наконец, в первой половине дня 8 сентября еле живой от пережитых волнений и утомительного пути, томимый самыми чёрными предчувствиями, Пушкин предстал перед государем.
Более восьми часов длилась их беседа в Чудовом дворце. Без свидетелей. Тем не менее, многое об их разговоре известно. Император остался весьма доволен беседой: в тот же вечер на балу он сказал Дмитрию Николаевичу Блудову (так, чтобы слышали и другие): «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России». Довольным остался и Пушкин: царь объявил, что поэт свободен от ссылки, от обычной цензуры, и что читать его произведения он будет самолично.
Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который "духовной жаждою томим", является посланник Бога — "шестикрылый серафим". Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Мир вокруг героя преображается, ибо ему дано теперь высшее зрение, высший слух, а главное – дар слова. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
Действия серафима становятся всё более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает всё большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъёма: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем":
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Новое приобретённое поэтом качество – мудрость - даётся ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Но и этого всего недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом. Необходим ещё «бога глас» – высокая, благородная и гуманная идея, подвигнувшая поэта на творчество. Только «бога глас» сумел поставить героя на его великий путь. Бог вдохнул в него жизнь, и этот момент вдохновения связал навсегда героя с Богом:
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Стихотворение имеет аллегорический смысл. Изображенный в нем процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Творческий процесс, по Пушкину, невозможен без вдохновения, именно оно способно пробудить в душе человека поэзию. Эта мысль символически воплощена в стихотворении «Поэт» (1827):
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен...
Вдохновение – «божественный глагол» – является призывом к творчеству – «священной жертве», приносимой Аполлону, богу поэзии. В обыденной светской жизни с её мелкими житейскими интересами поэт, «быть может, всех ничтожней», но когда он слышит зов Музы, всё меняется: «Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел». Он бежит от людей, «дикий и суровый», поднимается на недосягаемые для обыкновенных людей творческие высоты, чтобы там найти мудрые и глубокие мысли подарить их людям.
Однако отношение поэта к творчеству и вдохновению не всегда было проникнуто таким возвышенным поэтическим пафосом. Для Пушкина, в отличие от многих поэтов, поэзия была не только «сладостным даром», но и средством к существованию, поэтому в его лирике не могло не отразиться столкновение высокой поэзии и низкой прозы жизни.
Высокой целью своей поэзии Пушкин считал служение России, защиту передовых идей своего времени, поэтому во многих его стихотворениях присутствует образ поэта-гражданина. В процессе его творческого роста и изменения конкретных общественно-исторических условий образ поэта претерпевал определённую эволюцию. В литературоведении стало общим местом противопоставление «чистой поэзии» и поэзии гражданской. Если исходить из этого, то получается, что Пушкин изменил гражданским идеалам юности и встал на путь «искусства для искусства». Но по отношению к Пушкину такое противопоставление неуместно. Для него гражданственность не в служении конъюнктуре, а в служении вечным ценностям: добру, свободе и милосердию.
Можно с уверенностью сказать, что А. С. Пушкин внес достойный вклад в развитие русской классической литературы. С одной стороны, он органически впитал в себя и глубоко переработал достижения предшествовавшей ему литературы, а с другой – явился гениальным художником-новатором. Такого поэта, наследника всего литературного прошлого и последовавшей за ним русской литературы, не могли не волновать вопросы происхождения и назначения поэтического дара; взаимоотношения поэта и общества, вдохновения, славы и бессмертия.
Не менее ярким и удивительным явлением в литературе был и Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей.
С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в списках, и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.
Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Заключительные строки стихотворения были направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина, они были восприняты в высшем обществе как вызов:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, - следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и, правда – все молчи!..
Великий русский поэт С.Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
Лермонтову довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определённый момент вопрос: «Какая польза нам от неё?».
Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он – фигура отчётливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение «Смерть поэта» было написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей.
Подводя итог изложенному, можно с уверенностью сказать, что Пушкин и Лермонтов являлись поэтами, которые изменили в корне русскую литературу. Пушкин начал это новаторство и пронёс через всю свою жизнь «неугасимый огонь», который воплощал собой стремление к свободе. Лермонтов подхватил это знамя; за свою короткую жизнь он оставил в сердцах людей неизгладимый след.
Бесспорно, Пушкин и Лермонтов были гениями. В этом их величие, поэзия их будет вечной. Их стихи являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшим значение до сих пор.
Блок и Пушкин о назначении поэта
Блок о назначении поэта.
А мир прекрасен, как всегда
А. Блок
Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что "единственное оправдание для писателя" - не суждения литературной среды и критики, а "неподкупное мнение читателя", "голос публики", "не голос, а как бы лёгкое дуновение души народной". Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство, потому что писатель для него "большего всего - человек ", "тот, кому дороже и выше всего звание человека". "Без человека[1] стихи - один пар", пишет Блок в 1913 году.
Блока привлекает гражданская позиция литераторов-разночинцев, он пишет "об огне бескорыстной любви и бескорыстного гнева", которым горели "в сороковых годах - Герцен и Белинский, в пятидесятых - Чернышевский и Добролюбов", он мечтает "о журнале с традициями добролюбовского “Современника”", противопоставляет современной интеллигенции деятельную интеллигенцию 60-ых годов, способную "бороться с мраком" жизни.
Круг великих творцов могучей русской литературы в блоковской прозе замыкает Пушкин. Незадолго до смерти, в феврале 1921 года - в день памяти Пушкина, Блок произносит знаменитую речь "О назначении поэта». Пушкин явился для Блока воплощением высокого представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни. Говоря, что источники поэтического творчества таятся в "бездонных глубинах духа", "недоступных для государства и общества", заявляя, что дело поэта совершенно несоизмеримо с порядком внешнего мира, Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Эту историческую миссию поэта Блок видел не только в создании гармонии, но и внесении её во внешний мир. Утверждая величие дела поэзии, Блок, вслед за Пушкиным, требует для поэта творческой свободы, которая не только личная свобода, потому что дело поэта не личное, больше чем личное.
Блок утверждает, что поэт это тот, кто пишет стихами; но он пишет стихами, то есть, приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт. Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых - поэт должен освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - он должен привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих - внести эту гармонию во внешний мир.
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. "Мы умираем, а искусство остается", - произносит Блок на торжественном собрании, посвященном годовщине смерти Пушкина.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вслед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Пушкин о назначении поэта.
Я не рождён царей забавить
Стыдливой музою моей...
А. С. Пушкин
Принципы, которые Пушкин положил в основу своего творчества ещё в 1817 - 1820 годах, стали прочным фундаментом его взглядов на поэзию, исходным пунктом в развитии его мировоззрения.
В стихотворениях, написанных после 1823 года, вопрос о цели поэзии уже не решается однозначно. На первый план выходит нравственное начало в творчестве, поиски гармонии и совершенства.
Истинная поэзия возвышает человека:
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихрь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной...
Эти строки из стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом" точно объясняют ту задачу, которую Пушкин ставил перед поэзией. Сравнивал вдохновение со стихией природы, он доверяет поэту самые большие ценности: волю, гармонию и красоту.
В одном из писем В. А. Жуковскому Пушкин замечет: "Цель поэзии - поэзия..." Поэзия Пушкина - это самоотверженное служение добру, вера в человека, красоту и гармонию, это обращение к будущему:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жесткий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Цель поэзии у Пушкина - это не влияние на народ, не воспитание. Каждая душа развивается сама. Поэтому поэт и не берётся исполнять требования толпы. Цель поэзии - это поэзия.
* * *
Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, потому что он не может по-другому, потому что он поэт.
По Блоку поэт - сын гармонии. Он должен освободить звуки из родной стихии и привести их в гармонию и вынести эту гармонию во внешний мир. По Пушкину на первое место ставиться нравственное начало в творчестве, поиски совершенства, гармония. Но у Блока эта гармония - гармония звуков, а у Пушкина - гармония между внутренним состоянием поэта и действиями, происходящими вокруг него.
Поэт в представлении Пушкина самый возвышенный и глубокий образ.
Настоящему поэту мало одной одарённости, надо ещё иметь судьбу, сродственную с судьбой времени, надо чувствовать все звенья бесконечной цепи жизни и обладать творческой верой в себя, в мир человека. Чем талантливей поэт, тем большую, по своей воле, он берёт на себя ответственность. И Блок и Пушкин понимали, что жить стоит только так, чтобы предъявлять очень высокие требования к жизни: всё или ничего, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть, пусть этого сейчас нет, и долго не будет. Поэт не может жить без раздумья о мире и о каждом человеке. Такова его судьба. Он на веки приговорён к этому беспокойству. Поэт и после смерти своей не даёт покоя всем, кто попадёт в его космический корабль, стартовавший в завтрашний день человечества.
Литература.
Волшебные звуки ноктюрна
Огонь фламенко
Филимоновская игрушка
Свинья под дубом
Мальчик и колокольчики ландышей