В работе дается многоаспектный анализ слов, имеющих отношение к северным ягодам.
Вложение | Размер |
---|---|
raznocvete_severa.doc | 80 КБ |
Городская научно-практическая выставка – конференция
«Юные исследователи – будущее Севера»
Секция историческое краеведение и этнология
Разноцветье Севера или Куш ягод
Автор: Бедей Александра Мирославовна,
5 Б класс МОУ СОШ № 23
Руководители: Марущак Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов, МОУ СОШ № 23
Андайкина Елена Васильевна,
учитель русского языка, МОУ СОШ № 23
Мурманск
2011 г.
Аннотация
В данной работе дается многоаспектный анализ слов, имеющих отношение к северным ягодам. В результате исследования был составлен электронный справочник «Разноцветье Севера или Куш ягод».
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить происхождение слов;
- рассмотреть названия северных ягод с разных точек зрения:
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы:
- анкетирование;
- анализ специальной литературы, включая возможности Интернета;
- обработка полученных сведений;
- составление электронного справочника.
Данная работа может быть применена учителями начальных классов в рамках уроков по интегрированному краеведческому курсу во 2-4 классах, и учителями школы второй ступени (5-6 классы) на уроках русского языка (этимология), литературы (сказки, легенды), уроках искусства и во внеклассной деятельности.
Электронный справочник имеет достаточно большой теоретический материал, насыщен иллюстрациями, репродукциями картин, аудиофайлами.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..2
1. Основная часть
1) Актуальность темы. Результаты анкетирования учащихся
2. Структура электронного справочника ………………………………6
3. Многоаспектный анализ северных ягод
3.1. Черника
3.2. Морошка…………………..……..…10
3.3. Брусника.
3.4. Клюква
4. Заключение……………………………,,,…………………………….5. 5. Литература………………………………………………………….…22
Приложение……………………………………………...………………23
ВВЕДЕНИЕ
У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Желание «прикоснуться» к миру культуры народов Заполярья (на примере изучения языковых явлений жителей Крайнего Севера), чтобы ощутить собственную причастность к ней — причина выбора данной темы исследования.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна»[1].
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы по данной теме;
- обработка полученных сведений.
Данная проблема находила отражение в работах ряда исследователей: Ивана Себастьяновича Меркурьева[2], Сергея Александровича Токарева[3], Неонилы Артемовны Криничной[4]. Но никто из исследователей не давал полной картины северных ягод.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
Цель работы – многоаспектный анализ слов, имеющих отношение к северным ягодам и составление электронного справочника «Разноцветье Севера или Куш ягод ».
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить происхождение слов;
- рассмотреть названия северных ягод с разных точек зрения:
- систематизировать имеющиеся знания;
- обобщить и представить результаты в виде электронного справочника.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы:
- анкетирование учащихся четвёртых классов;
- анализ специальной литературы, включая возможности Интернета;
- обработка полученных сведений;
- составление электронного справочника.
В ходе работы были изучены следующие источники:
1. Электронные словари:
- Николая Максимовича Шанского «Краткий этимологический словарь русского языка»;
- Сергея Ивановича Ожегова «Толковый словарь»;
2. Материалы универсальной электронной энциклопедии.
3. Материалы поисковых систем Яндекс, Гугл.
Основная часть
Учащимся были предложены материалы анкетирования (Приложение № 1). Данная анкета была предложена 25 учащимся МОУ СОШ № 23, сроки проведения – апрель 2009г. Результаты анкетирования учащихся были следующими:
Название ягоды | Объясняют правильно | Объясняют неправильно | Не знают |
Черника | 20 уч. | 3 уч. | 2 уч. |
Морошка | 2 уч. | 10 уч. | 13 уч. |
Брусника | - | 7 уч. | 18 уч. |
Клюква | - | 10 уч. | 15 уч. |
Не знают происхождение названий северных ягод – 50 % респондентов.
Дают неправильное объяснение:
Клюква (от слова «клюв», т.к. ягода является неотъемлемой частью питания птиц) – 18% опрошенных.
Морошка (от слова «мороз», появляется одной из первых, после морозов) – 13 %.
Брусника – (от слова «бусы», т.к. ягоды можно собирать даже зимой, значит. молодые люди в любое время года могли подарить украшение из брусники своей любимой) – 10 %.
Таким образом, выбор темы работы стал очень актуальным. Так возник замысел данной работы. Работа началась в 2009 году. Первым этапом было изучение этимологии слов. На сегодняшний день справочник имеет следующую структуру.
Первый раздел – введение слова. Варианты введения могут быть различны - загадки, ребусы, изографы.
Второй раздел - «секрет слова». В данном разделе раскрывается историческое происхождение слова.
Третий раздел - «это интересно». Данный раздел содержит необычные истории, связанные с объектом изучения.
Четвёртый раздел – «это полезно знать». Раздел содержит полезные советы, рекомендации об объекте изучения, о его влиянии на здоровье человека.
Пятый раздел – «слово в искусстве». В нём представлены пейзажи, натюрморты, в центре внимания которых объект исследования.
Заключительный раздел – «улыбнитесь», в него включены сказки, шутки, легенды.
Например – давайте рассмотрим фрагмент нашего справочника. Название ягоды вы узнаете, разгадав загадку:
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
Да, Вы правы - это черника. Посмотрим, как данная ягода представлена на страницах нашего справочника.
Раздел «Знаете ли вы»:
Коренные жители Кольского полуострова саамы называли чернику «ченниш» или «лопарская ягода».
Во многих славянских языках она названа по характерному признаку – способности окрашивать все в иссиня-черный цвет. И не только славяне по такому признаку называют эту лесную ягоду. У немцев, например, она называется Schwarzbeere, у англичан – blackberry (в обоих случаях буквально «черная ягода»). По народным поверьям, черника ограждала от всех болезней, особенно, связанных с желудком. По этому поводу даже поговорка сложилась: "черника— уведет от живота лихо".
Свежие зрелые плоды черники также полезны из-за витаминов, минеральных веществ. Чай из листьев черники также будет хорош при кашле, желудочных заболеваниях, кожных болезнях и как наружное для промываний, компрессов при раздражении глаз. Черника с древних времен слыла чудесной, магической ягодой.
Наши предки применяли стебли и листья растения в кожевенном производстве: с их помощью кожи окрашивались в коричневый и желтый цвета. Из этих ягод художники изготавливали пурпурные и фиолетовые краски, а при смешивании сока плодов с другими компонентами получали краску для шерсти и ткани. А очень хитрые и ушлые торговцы подкрашивали черникой воду, выдавая ее потом за вино. Черника, наряду с горохом, ежевикой, рисом, помидорами и др. относится к овощам и фруктам защитной магии. Если вы хотите, чтобы к вам в дом не ходили нежелательные вам люди, положите несколько ягод черники под дверной коврик. Если у вас депрессия - испеките пирог с черникой.
Раздел «Это интересно», существуют разные легенды, рассказывающие о чернике. Одна перед вами на экране, а вторую я вам прочитаю.
Давным-давно это было. В дремучих, непроходимых лесах, по соседству с людьми жили гномы. Прознав о несметных их богатствах, люди стали всюду перекапывать, рыть землю в поисках кладов. Ушли гномы из родных мест. Бедный маленький народ день и ночь бродил по темному, неприветливому лесу в поисках хоть какой-то защиты. Никто не пришел к ним на помощь. И только черничный кустик приютил их, спрятал под свои веточки. В благодарность гномы расселили чернику по всему свету. Даже на Кавказе произрастает она, хотя и отличается от нашей, северной ягоды. Деревце там достигает 4 метров, листья намного крупнее, а плоды черного цвета, приятные на вкус, хотя и без красящего сока.
А теперь, послушайте сказку про чернику.
Мы представили вам только одну страницу нашего электронного справочника. Аналогичным образом в нашей работе представлены ягоды Кольского Севера. Перед вами страницы нашего справочника, посвященные нашим северным ягодам – морошке, бруснике, клюкве.
Самой любимой у нас северян и у наших предков саамов была ягода, которую иногда называют северной малиной – это морошка. Саамы, называли её лэман. Со второй половины июля многочисленные болота тундры становятся буквально розовыми от обилия ягод. Не ограничиваясь потреблением этой ягоды в свежем виде и в качестве приправ, морошку собирали в берестяные корзины-короба (куш) и заготовляли на зиму, варя и сливая в бочки. Как оказалось, в средней полосе и на юге страны о ней известно очень мало. А вот жители северных регионов России не просто знают, но и очень любят и ценят эту ягоду, утверждая, что нет ничего в мире слаще и ароматнее.
В дореволюционное время в Москве эта ягода была хорошо известна и популярна. Она всегда украшала царское застолье, почему и называлась «царская ягода», а в меню московских трактиров обязательными пунктами шли морошковый квас и морс. На Севере у нас тоже ягоду знают и очень любят, придумывая свои «местные» наименования морошке. Среди них есть такие, как «северный апельсин», «арктическая малина», «моховая смородина». Существовала целая традиция сбора морошки: «По морошине нельзя собирать, за редкой не надо наклоняться, силы нужно беречь, а то умаешься! Ходить лучше до тех пор, пока «ковер» не отыщешь – тогда и бери вдоволь, сколько сможешь унести». Плоды вместе с медом хорошо давать для укрепления ослабленным больным. Одной из последних просьб умирающего А. С. Пушкина было желание поесть моченой морошки.
Вот что мы узнали о бруснике:
Само название ягоды в переводе на русский звучит как «виноградная лоза с фригийской горы Ида». Саамы называли бруснику – ен. В Болгарии - на границе с Македонией - жители поют песенку, где рассказывается о девушке, с детства полюбившей собирать «червону боровинку» (бруснику). Легенда гласит, что именно она стала королевой красоты на много-много веков, и ей не было прохода от любви самых достойных парней. B Болгарии есть легенды о том, как люди, благодаря этой волшебной ягоде, становятся молодыми, спасаются от смерти и смертельных ран.
С брусникой связывают фенологический календарь: «Коли брусника поспела, и овес дошел».
Растет брусника в сухих сосновых лесах, на высохших торфяниках. Ее можно встретить в Европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в горах Кавказа. Целебные свойства ягод и листьев брусники обусловлены их химическим составом. Ягоды брусники богаты витаминами, особенно витамином С. Для пополнения запаса витамина С лучше всего есть свежие ягоды, прямо с куста, так как в сушеных плодах часть полезных веществ разрушается. Но и такие ягоды годятся – их рекомендуют заваривать вместе с шиповником и рябиной и употреблять как витаминный чай. Швейцарские ученые утверждают, что брусничные сиропы способны обострять зрение. Они рекомендуют есть бруснику всем автомобилистам, особенно пожилым.
Хочется поделиться с вами и наиболее интересной информацией о клюкве, которая ни так часто встречается на Кольском полуострове. Исследователи считают, что умнее всего люди становятся от клюквы. В ней содержится больше всего антиоксидантов, которые вступают во взаимодействие со свободными радикалами кислорода. Исследования на крысах показали, что диета, основным компонентом которой является клюква, приводит к улучшению памяти, а также к более сбалансированной работе опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте. Удивительная способность клюквы состоит в том, что она может долгое время сохраняться в свежем виде, поэтому ее легко транспортировать на очень большие расстояния.
Работа над проектом продолжается.
Заключение
Исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы:
Список литературы
[1] Лихачев Д.С. «Земля родная».- М.: Просвещение, 1983. – С. 34
[2] Меркурьев И. С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Кн. изд-во, 1979.
[3] Токарев С.А. Этнография народов СССР
[4] Криничная Н. А. Предания Русского Севера. – Санкт-Петербург: Наука, 1991 г., 326 с.
Тупое - острое
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Тигрёнок на подсолнухе
Мальчик и колокольчики ландышей