Цели:
1. Познакомить с понятием «отрицание».
2. Научить отрицанию некоторого свойства с помощью части¬цы «не».
3. Научить классифицировать предметы по одному свойству.
4. Научить строить высказывания, по смыслу отрицающие данные.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: Высказывание. Отрицание. (2кл.).doc | 106.5 КБ |
Дата: 12.04.2011 г.
Класс: 2 «А»
Практикант: Громов Андрей Юрьевич
Тема: Высказывание. Отрицание.
Цели:
Тип урока: комбинированный
Оборудование, средства обучения: мяч, картинки с изображением различных предметов, набор цветных (синих, желтых, красных, зеленых) гео метрических фигур (вырезанных из цветной бумаги): несколько разно цветных кругов и овалов; несколько разноцветных квадратов и прямо угольников; несколько разноцветных треугольников, трапеций, ромбов, параллелограммов, четырехугольников и многоугольников всех видов, на весь класс.
Ход урока:
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок информатики проведу у Вас я, и зовут меня Андрей Юрьевич.
Повторение.
И так, наш с вами урок мы начнем с проверки домашнего задания. Ребята, а кто мне скажет, что за тема у вас была на прошлом уроке? (Высказывание. Понятие «истина» или «ложь»).
Проверка домашнего задания 12 в тетради. Каждый вызванный ученик вновь читает заданное высказывание и объясняет, удовлетворя ет его очередная картинка или нет, и почему.
Пример: Высказывание: «На картинке нарисованы только домаш ние животные». Но на первой картинке мы видим еще и тигра. Значит, наше высказывание ложно. Картинку следует вычеркнуть.
В ходе обсуждения выясняется, что истинны только вторая и третья картинки, их и нужно раскрасить.
Можно оценить 2-3 работы в тетради.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами часто имели дело с какими-то предметами, изучали их свойства. Мы научились опреде лять и называть эти свойства. А теперь будем для каждого такого свой ства находить противоположное (или обратное) ему свойство.
Например: бегемот большой, а муравей маленький; халва сладкая, а горчица горькая и т.п. Такое свойство называется отрицанием.
2. Игра «Говори наоборот» (с мячом).
1. Учитель предлагает ученикам в этой игре говорить все наоборот.
Например, он кидает ученику мяч и говорит: «Большой». Ученик воз вращает мяч, говоря: «Маленький». Затем учитель кидает мяч следу ющему ученику и т.д. Нужно постараться, чтобы игрой были охвачены все ученики.
Примеры: низкий - высокий, больной - здоровый, хорошо - плохо, грустно - весело, быстрая - медленная, прямая - кривая, правда - ложь, да - нет и т.п.
2. На следующем этапе игры ученики должны научиться использо вать частицу «не» для отрицания какого-то свойства. Для этого учитель начинает использовать слова, для которых нельзя подобрать отрица ние, не используя эту частицу.
Например: «Бросьте мяч и скажите "красный"». Если последует ответ «синий» или «зеленый», или любой другой цвет, спросите: «А почему синий? А может быть, желтый или фиолетовый?» Далее учитель объяс няет, что есть такая волшебная частица «не», которая все делает наобо рот, если ее поставить перед заданным словом. «Давайте поставим ее перед словом «красный». Что получится?» (Не красный, т.е. любой, кро ме красного). После этого дети должны свободно использовать эту ча стицу.
Примеры: синий - не синий, красивый - некрасивый, знает - не зна ет, летний - не летний, съедобный - несъедобный, воскресенье - не вос кресенье и т.п.
Аналогично предыдущей игре.
а) Ответы: длинный - короткий, толстое - тонкое.
б) Ответы: широкая - узкая, съедобный - несъедобный (или ядови тый).
*в) Здесь ученики должны самостоятельно выделить какое-либо свойство первого предмета и найти противоположное (обратное) ему свойство второго предмета.
Например: сабля - прямая, металлическая; палка - кривая, неме таллическая.
Золушка - добрая, красивая, молодая; мачеха - злая, некрасивая, старая.
Аналогично предыдущей игре и заданию.
Примерные ответы:
Можно оценить 2-3 работы.
*5. Игра «Сделай наоборот».
Учитель на доске рисует различные предметы и просит учеников нарисовать такие же, только короче или длиннее, больше или меньше. Но вызываемый ученик должен делать «все наоборот».
Например, на доске нарисован отрезок. Учитель просит нарисовать другой отрезок, но короче. Ученик рисует на доске отрезок длиннее и вслух говорит об этом.
На доске нарисован круг, учитель просит нарисовать круг радиусом больше (при необходимости пояснить, что такое радиус), а ученик (ко нечно, другой вызванный к доске) рисует меньший круг.
Нужно нарисовать елку ниже той, которая нарисована на доске. Но следующий вызванный ученик рисует елку выше.
Нужно нарисовать дорожку уже, чем на доске, но ученик рисует шире. И т.д.
Очень важно в этом задании подчеркивать то слово, которое нужно «отрицать», т.е. изменить на противоположное, и следить за тем, чтобы ученик назвал это противоположное слово.
Дети должны выделить и вычеркнуть предмет, который мешает на звать какое-либо общее свойство остальных предметов. После этого нужно написать это свойство, а также противоположное ему.
Ответы (возможные): съедобное - не съедобное (тогда лишний - шарик); желтое - не желтое (тогда лишний огурец).
а) Учитель предлагает каждому ученику задумать любой неодушев ленный предмет. Затем на доске он рисует «волшебный мешок» (круг), в который предлагает собрать (записать или нарисовать) круглые пред меты. Каждый вызванный ученик рисует (или записывает) своей пред мет на доске (в определенное место: в круг или вне его). После того как на доске соберется 10-15 предметов в каждой области, подводится итог.
- Какие предметы расположены внутри мешка? (Круглые.) А вне его? (Не круглые.)
*б) Затем можно «собрать в мешок» овощи, при этом предложите детям задумать какой-либо съедобный предмет.
*в) В следующий мешок можно сложить все деревья, при этом дети перед игрой задумывают какое-либо растение и т.п.
Договоритесь не делить животных на зверей и птиц, а предложите детям найти иное свойство для разделения животных. В случае затруд нения, спросите детей, чем отличаются, например, корова и волк? (Ко рова - домашнее животное, а волк - дикое.)
Ответ: Домашние животные (корова, коза, лошадь, кот, курица, собака) и дикие животные (волк, крокодил, медведь, ворона).
*9. Задание 17 в тетради (самостоятельно).
Дети должны выделить какое-либо свойство заданного предмета и нарисовать предмет с противоположными свойствами (подписав эти свойства под предметами).
Пример: круглый - некруглый (флажок, звездочка и т.п.); зеленый - не зеленый (помидор, красный мяч, синий воздушный шарик и т.п.); сладкий - не сладкий (лимон, гвоздь и т.п.).
Можно оценить 2-3 работы.
10. Игра «Какие фигуры?» (физпауза).
Учитель раздает детям по одной геометрической фигуре, затем про сит подняться тех учеников, у кого:
а) красные фигуры. Обязательно подчеркнуть, что оставшиеся фи гуры - не красные;
б) прямоугольники (т.е. и квадраты и прямоугольники), остальные фигуры - не прямоугольники;
в) фигуры без углов (т.е. встают дети с овалами и кругами), осталь ные - фигуры с углами;
г) фигуры с прямыми углами (т.е. встают дети, у которых фигуры имеют прямые углы, это не только квадраты и прямоугольники, но и треугольники, трапеции, четырехугольники с хотя бы одним прямым углом), остальные фигуры - без прямых углов;
д) четырехугольники - остальные не четырехугольники;
е) желтые фигуры, остальные - не желтые и т.п.
а) Дети рисуют любой не квадратный предмет, например мяч.
*б) Дети рисуют любой не красный и не круглый предмет, например, желтую грушу.
Можно оценить 2-3 работы.
Задание выполняется в несколько этапов. Последовательно исключа ется очередное свойство (вычеркиваются соответствующие предметы).
а) Не зверь - вычеркиваются все звери (слон, медведь и кот).
б) Не птица - вычеркиваются все птицы (попугай, ворона, снегирь и цыпленок).
в) Не желтый - вычеркивается бабочка.
г) Не зеленый - вычеркивается кузнечик.
Следовательно, остается муха, которую и нужно обвести.
Объясните детям, что вычеркнутый цвет или предмет означает от рицание, т.е. если вычеркнуть «мяч», значит, искомый предмет не мяч, если вычеркнуть красный цвет, значит, предмет не красный.
а) Указан красный цвет, значит, наш предмет - красный, но не вед ро и не лопата, следовательно - мяч.
Ответ: Нужно нарисовать мяч красного цвета.
В пунктах б, в, г разбор аналогичен, и дети могут выполнить само стоятельно 2-3 пункта.
Ответы: б) желтый мяч; в) зеленое ведро; г) красная лопатка.
Можно оценить 2-3 работы.
Аналогично игре «Говори наоборот».
Учитель: Если я говорю «всегда», то как это отрицать? (Не всегда.) А это значит только иногда, изредка, а может быть даже никогда.
Аналогично разбираются оставшиеся слова.
Ответы:
Полное объяснение для учителя этой и последующих задач:
Отрицание высказывания (фразы) - это такое другое высказывание (фраза), которое никогда не бывает одновременно истинно или ложно вместе с исходным высказыванием (фразой).
Поэтому для высказывания «У нас иногда идет дождь» не может быть высказыванием фраза «У нас иногда не идет дождь», потому что обе истинны: дождь иногда идет, иногда не идет. Отрицанием будет фраза «У нас никогда не идет дождь». Действительно, если фраза «У нас иногда идет дождь» истинна (в средней полосе), то фраза «У нас никогда не идет дождь» - ложна. И наоборот, если фраза «У нас иногда идет дождь» ложна (на Северном полюсе), то фраза «У нас никогда не идет дождь» - истинна.
Рассмотрим подробнее:
первая группа слов: иногда, некоторые;
вторая группа слов: всегда, никогда, все, никто.
В отрицаниях высказываний слово из одной группы меняется на парное ему слово из второй группы.
Например, замена слов из первой группы на вторую:
«Иногда горы летают» - «Никогда горы не летают», частица «НЕ» до бавилась к глаголу и поменяла слово «ИНОГДА» на слово «НИКОГДА».
«Иногда дождь не мокрый» - «Всегда дождь мокрый», частица «НЕ» пропета, слово «ИНОГДА» сменилось на «ВСЕГДА».
В каких случаях «ИНОГДА» заменяется на «НИКОГДА», а в каких на «ВСЕГДА»? Если в отрицании появляется частица «НЕ», то выбираем «НИКОГДА» (получается словосочетание «НИКОГДА НЕ»), если же час тицы «НЕ» в отрицании нет, то применяем слово «ВСЕГДА». Другими словами, выбор между «НИКОГДА» и «ВСЕГДА» диктуется правилами русского языка.
И наоборот, замена слов из второй группы на первую:
«Все птицы летают» - «Не все птицы летают» или «Некоторые птицы не летают», частица «НЕ» как бы прошла через слово «ВСЕ», заменив его на «НЕКОТОРЫЕ» , и встала перед глаголом.
«Зимой никогда не светит солнце» - «Зимой иногда светит солнце», здесь уже только один вариант отрицания, потому что если «НЕ ВСЕГДА» можно сказать, то «НЕ НИКОГДА» не говорят. Частица «НЕ» как бы прошла через слово «НИКОГДА», заменив его на «ИНОГДА» и «съела» частицу «НЕ» перед глаголом.
Учитель: Теперь мы снова будем иметь дело с высказываниями. (Полезно вспомнить их определение, а также понятия «истины» и «лжи» - см. предыдущий урок.) Если высказывание истинно, то каким будет отрицательное высказывание? (Ложным.) А если наше высказывание ложно, то каким будет отрицательное высказывание? (Истинным.) Зна чит, такие высказывания не могут одновременно быть истинными или одновременно ложными.
*15. Игра «Отрицай!».
Учитель предлагает детям высказывание, а задача детей - заменить его отрицанием (см. правила игры «Исправь ошибку» в пункте 12 пре дыдущего урока с той лишь разницей, что высказывания будут как ложными, так и правдивыми).
Примеры:
а) В этом пункте высказывания должны быть легкими, отвечающи ми знаниям и жизненному опыту детей.
*б) Далее можно предложить высказывания со словами из задания 21 в тетради.
16. Задание 22 (а, б, в, г) в тетради (самостоятельно).
Аналогично предыдущей игре.
Ответы: а) Лена не умеет кататься на коньках.
б) Алеша любит мороженое.
*в) Не все птицы летают, или некоторые птицы не летают, или все птицы летают.
*г) Ученики не всегда получают пятерки, или ученики иногда не получают пятерки, или ученики никогда не получают пятерки.
Можно оценить 2-3 работы.
*17. Задание 23 в тетради.
Напомните детям еще раз слова из задания 21 в тетради. Их нужно употребить при составлении предложений.
При составлении первого предложения дети должны выбрать пра вильный вариант из слов «все» и «некоторые» (т.е. не все). Обсудите с ними сначала истину: все, или не все, а только некоторые люди носят очки (некоторые, или не все), затем ложь (все, или никто, никакие).
Следующее предложение предполагает выбор из слов: всегда, иног да, никогда, изредка, не всегда.
Последнее предложение имеет выбор из слов: все, некоторые, ника кие, не все, и может быть выполнено детьми самостоятельно. Оцените 2-3 работы.
Ответы (возможные):
Истина Ложь
*18. Загадки, задачи-шутки.
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
А за хвост не поймаешь. (Клубок.)
Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)
А весь век пишу. (Ручка, карандаш.)
А в иголках круглый год. (Елка.)
Не тонут и не бьются. (Кувшинки.)
Хоть часов не завожу. (Петух.)
А рыбы никогда не ловит. (Паук.)
Не может встретиться со многой. (Огаза.)
Не сказал бы ничего. (Язык.)
На доске рисуем Пашу. Затем рисуем Сашу, он выше Паши. Затем рисуем Машу, она не выше Паши, значит, ниже.
Саша Паша Маша
Теперь видно, что самый высокий - Саша, а самая низкая - Маша.
26) Коля не старше Оли, а Оля не старше Толи. Кто старше всех? Кто моложе всех?
Чтобы изобразить задачу на рисунке, договоримся, что кто старше, тот и выше. А далее решаем задачу почти аналогично предыдущей. Рисуем Олю. А Коля ее не старше, т.е. младше (на рисунке - ниже). А сама Оля не старше Толи, т.е. младше (на рисунке - ниже).
Коля Оля Толя
Следовательно, моложе всех Коля, а старше всех Толя.
*27) Нарисуй три предмета такие, чтобы под этим рисунком можно было написать: «Здесь нет ничего не круглого».
Попробуем заменить это сложное высказывание более простым. Для этого нужно понять, что же «есть» (т.е. должно быть) на рисунке. «Нет ничего не круглого», значит, «есть все круглое». Следовательно, нужно нарисовать любых три круглых предмета, например, мяч, солнышко и яблоко.
Дети должны вспомнить, что шахматные фигуры бывают двух цве тов: черные и белые. Следовательно, в данном случае словосочетание не белые означает черные фигуры.
Они сказали (выписать на доске):
Андрей: Я съел.
Борис: Съел Витя.
Витя: Съел не Борис.
Кто съел варенье? Так как все высказывания ложны, заменим их на истинные.
Выписать рядом на доске:
А: НЕ я съел.
Б: Съел НЕ Витя.
В: Съел Борис.
Итак, варенье съел Борис.
Домашнее задание: Задание 16,18,23,24 в тетради.
Урок окончен, вы можете быть свободны.
Как нарисовать китайскую розу
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Снежная книга
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как нарисовать зайчика