Цель проекта:
Разработать образовательную программу, позволяющую в более эффективной форме вести процесс изучения художественной литературы, наиболее полно отражающей образ жизни и русский быт, в частности, питание некоторых сословий России (дворянство, купечество, чиновничество, мещанство).
Организовать учебный процесс с целью изучения и освоения богатейшего культурно-исторического наследия, способствующего развитию духовно-нравственной личности ученика.
Задачи проекта:
- разработать образовательную программу «Питание населения на примерах русской классической художественной литературы», в рамках которого предполагается реализовать данный проект;
- подготовить компьютерную базу данных: видео- и аудиодиски художественных произведений, табличный материал – нормы физиологической потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, энергетическая ценность и химический состав пищевых продуктов и т.п.
- разработать систему оценки знаний учащихся по данной программе;
- создать условия для демонстрации полученных в ходе реализации проекта данных в форме электронных презентаций;
- провести апробацию проекта в рамках предмета «литература» и внедрить инновационный проект в учебный процесс в общеобразовательных учреждениях города Рязани и области.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 96.5 КБ |
е
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Название номинации: «Научно-исследовательская работа по литературоведению».
2. Тема проекта: «Питание населения на примерах русской классической художественной литературы»
«Разработка образовательной программы с интегративной направленностью по изучению вопросов рационального питания на основе фактического питания населения России с использованием примеров из русской классической литературы»
3. Автор проекта: Срослов Альберт Евгеньевич, ученик 11 класса А, МОУ «СОШ №21» г. Рязани
4. руководитель: учитель русского языка и литературы Глушкова Ольга Юрьевна.
Актуальность проекта
Решению важнейших задач современного образования может служить усиление в нем духовно-нравственного и творческого начала, применение разноплановых форм воспитания и обучения, так как простая передача своих профессиональных знаний новым поколениям может привести к снижению творческого потенциала личности и возможностей для саморазвития. Изменения содержания образовательного процесса должны идти в направлении восприятия научных знаний как культурно-исторического наследия, связанного с осмыслением предшествующего социального опыта, и оценку их с точки зрения сегодняшнего дня и выработки идей для будущего.
Питание является одним из наиболее активных и важных факторов внешней среды, который оказывает разнообразное влияние на организм человека, обеспечивает его рост и развитие, сохранение здоровья, трудоспособности и оптимальной продолжительности жизни. Кроме того, рациональное питание является важнейшим средством восстановления у спортсменов в периоды напряженных тренировок и соревнований. Ошибки в структуре питания становятся вероятностными факторами риска в развитии многих тяжелых заболеваний, в том числе самых распространенных сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также ожирения.
Формула здорового питания, по мнению большинства специалистов в области гигиены питания, представляет сумму трех равнозначных слагаемых: экономических возможностей, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания. Немаловажное значение также имеют национальные традиции и привычки.
В настоящее время в структуре питания произошли существенные изменения. Во-первых, произошло сужение набора пищевых продуктов. В результате структура питания большинства населения характеризуется снижением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо, молоко, рыба, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля. Во-вторых, весьма неблагоприятно отразилось на качестве питания рафинирование пищевых продуктов. Три основных продукта – сахар, масло, хлеб пшеничный, являются рафинированными и составляют одну треть калорийности пищевого рациона современного человека. К этому надо добавить и макаронные изделия из муки тонкого помола. Третьим коренным изменением, характеризующим современное питание, являются химические добавки. Известно, что из общего количества чужеродных химических веществ, проникающих из окружающей среды в организм людей в зависимости от местных условий, 30 – 80% и более поступают с пищей.
В результате на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков; ПНЖК на фоне избыточного поступления животных жиров; выраженный дефицит большинства витаминов, недостаточность некоторых минеральных веществ и микроэлементов; дефицит пищевых волокон.
Таким образом, структура питания большинства населения в настоящее время в значительной степени дефектна и может привести к достаточно серьезным последствиям для здоровья.
Эффективно сформулировать понятие рационального питания, определить основные составляющие сбалансированного питания и вывести формулу здорового питания можно, не только опираясь на современные знания науки о питании, но и на изучении и усвоении ценностей культуры питания, накопленных человечеством. Повысить культуру питания, способствующую повышению уровня здоровья, сопротивляемости организма, сохранению высокой работоспособности и продолжительности жизни, наилучшему росту, физическому и умственному развитию, а также выявить последствия нарушений структуры питания для здоровья, можно на примерах классической художественной литературы. В русской и мировой литературе существует множество произведений, в которых такой важнейший аспект, как организация питания, находит достаточно широкое отображение.
Данный проект позволяет создать нестандартную образовательную программу, объединяющую разноплановые дисциплины: Историю России, литературу и науку о рациональном питании.
Цель проекта:
Разработать образовательную программу, позволяющую в более эффективной форме вести процесс изучения художественной литературы, наиболее полно отражающей образ жизни и русский быт, в частности, питание некоторых сословий России (дворянство, купечество, чиновничество, мещанство).
Организовать учебный процесс с целью изучения и освоения богатейшего культурно-исторического наследия, способствующего развитию духовно-нравственной личности ученика.
Задачи проекта:
- разработать образовательную программу «Питание населения на примерах русской классической художественной литературы», в рамках которого предполагается реализовать данный проект;
- подготовить компьютерную базу данных: видео- и аудиодиски художественных произведений, табличный материал – нормы физиологической потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, энергетическая ценность и химический состав пищевых продуктов и т.п.
- разработать систему оценки знаний учащихся по данной программе;
- создать условия для демонстрации полученных в ходе реализации проекта данных в форме электронных презентаций;
- провести апробацию проекта в рамках предмета «литература» и внедрить инновационный проект в учебный процесс в общеобразовательных учреждениях города Рязани и области.
Описание процесса исследования
Данный проект представлен четырьмя этапами исследования.
На первом этапе учащиеся получают знания в области рационального питания, которые слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи. Формулируется понятие сбалансированного питания, выявляются нарушения структуры питания в современных условиях и определяются их последствия для здоровья населения.
Второй этап предусматривает обоснование выбора художественного произведения, наиболее полно отражающего образ жизни и русский быт, в частности, питание одного из сословий России (дворянство, мещанство, купечество, чиновничество) ХVIII - ХХ веков. В классической художественной литературе ХVIII - ХХ веков нашли широкое отображение изменения в жизни и быте города и деревни России, произошедшие под влиянием коренных перемен в экономике и общественном устройстве, когда новшества индустриального общества тесно переплетались с вековыми традициями.
Для реализации предлагаемого учебного проекта при изучении фактического питания учащимся могут быть предложены следующие художественные произведения: роман в стихах А.С Пушкина «Евгений Онегин», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», роман И.А. Гончарова «Обломов», поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и И.С. Шмелева «Лето Господне».
На третьем этапе на примерах выбранных произведений художественной литературы учащиеся оценивают ассортимент пищевых продуктов, определяют значение сословного неравенства, а, следовательно, уровня материального благополучия для обеспечения соответствующего уровня питания, рассчитывают «потребительскую корзину», определяют влияние культурных традиций и уровня знаний в вопросах питания на пищевой статус героев художественных произведений. На этом этапе реализации проекта ученикам предлагается ряд традиционных вопросов, определяющих требования к рациональному питанию (пищевой рацион, режим питания и условия приема пищи), ответы на которые они должны найти в предложенных художественных произведениях.
Например, в романе И.А.Гончарова об отношении к вопросам питания в семье Обломовых свидетельствуют следующие строки: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько знания и забот в ухаживанье за нею! Индейка и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром» «…». «Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо …» «…» «В воскресенье и в праздничные дни …стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее… на птичьем дворе было более стонов и кровопролития».
О разнообразии пищевых продуктов и блюд свидетельствует празднично накрытый стол на Ильин день: «Вместо жирной кулебяки явились начиненные воздухом пирожки; перед супом подали устрицы; цыплята в папильотках, с трюфелями, сладкие мяса, тончайшая зелень, английский суп. Посредине стола красовался громадный ананас, и кругом лежали персики, вишни, абрикосы. В вазах живые цветы».
Когда Агафья Матвеевна сообщила Обломову, что у нее кончились деньги, Илья Ильич «три раза перевернулся на диване от этого известия». «Грозная нужда» заставила Обломова «кушать вместо спаржи, репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины – соленого судака, может быть студень из лавочки…»
В Обломовке строго соблюдался режим питания: обедали ровно в полдень, а после наступал час всеобщего сна. «Обед и сон рождали неутомимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю, но это не помогает: слышится оханье, стенанье; прибегают к брусничной, к грушевой воде, к квасу, а иные и к врачебному пособию, чтоб только залить засуху в горле».
Широкое распространение в XIX веке получили званые обеды. Гости рассаживались за столом и обслуживались в соответствии с чинами и положением в обществе. Пушкин, описывая быт Лариных, упоминает:
«И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам».
Стол того времени отличался не столько изяществом, сколько разнообразием и изобилием. Многие вельможи содержали поваров нескольких национальностей. Многие новые продукты появились в России в XVIII веке. В оранжереях знати вызревали даже ананасы, апельсины, лимоны, миндаль и другие экзотические плоды. Особой популярностью в домах знати в начале XIX века пользовалось выращивание ананасов, которое требовало большого труда и садоводческого мастерства. Вспомним, как выглядел ужин Онегина:
«Перед ним roast-beef окрововленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбергским живым
И ананасом золотым».
Поклонение дворян французской кухне вовсе не означало, что русская была ими забыта. Привычку к традиционной пище сохранил не только простой народ.
«Им квас как воздух был потребен…»
«Они привыкли вместе кушать…
Солить арбузы и грибы…» - так Пушкин описывает быт семейства Лариных.
Мало кто знает, что Н.В.Гоголь среди русских классиков слыл наипервейшим гурманом. «Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли писателю первую славу не только из-за малороссийского своеобразия. Красочное и детальное описание блюд украинской кухни, почти незнакомой русскому читателю, тоже сыграло не последнюю роль. Чего стоят одни только галушки, которые, если помните, нырнув сначала в сметану, сами прыгали Пацюку в рот. Жуй да проглатывай – мечта!
В своих произведениях Гоголь никогда не опускал кулинарных подробностей. Восторженные слова автора «Мертвых душ» об отменном аппетите и завидном желудке, которые имеют господа средней руки, находим в 4 главе поэмы: «…господа средней руки … на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеканную колбасу с луком и потом как ни в чем не бывало садятся за стол в какое хочешь время, и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плесом, так что вчуже пронимает аппетит…» «…» «…но то беда, что ни за какие деньги…нельзя приобресть такого желудка, какой бывает у господина средней руки».
Со школьной скамьи мы помним высказывание Собакевича: «У меня не так. У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»
Как не вспомнить обед, который заказывал Платонов Платон Михайлович своему повару для Чичикова и других гостей, – у мертвого родился бы аппетит: «Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого… Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подбавь мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли еще там какого коренья?» «Пропал совершенно сон! – сказал Чичиков, переворачиваясь на другую сторону, закутал голову в подушки и закрыл себя всего одеялом, чтобы не слышать ничего. Но сквозь одеяло слышалось беспрестанно: «Да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько». Заснул он уже на каком-то индюке». Кстати, Гоголь здесь абсолютно точен в описании старинной московской кулебяки.
А уж повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» по насыщенности кулинарной лексикой превосходит все произведения словесности той эпохи. Кроме того, Н.В.Гоголь подробно описывает, как строго соблюдали режим питания старички из повести: «Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе». «Обедать садились в двенадцать часов». «В половине десятого садились ужинать». Но между этими основными приемами пищи Афанасий Иванович несколько раз в день спрашивал жену: «А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?»
В качестве примера произведения, наиболее полно отражающего русский быт, всю старую Россию, проникнутого религиозно-нравственными ценностями, рекомендуется использовать повесть И.С. Шмелева «Лето Господне». В его детских воспоминаниях широко изображен русский быт, вековые традиции и обычаи народа, в частности, церковные праздники, которые были общими для всего населения, для всех сословий.
Шмелев вспоминает: «На Вознесенье пекли у нас лесенки из теста – «Христовы лесенки» - и ели их осторожно, перекрестясь. Кто лесенку сломает – в рай не вознесется», - грехи тяжелые».
«Только под Рождество бывает. Огромная, во всю плиту, - свинья. «…» «Кучер говорил: «Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать Младенцу, все хрюкала. Потому и называется - свинья!»
Во время Великого поста не употребляли скоромную пищу. Шмелев описывает Постный рынок: «Какой же великий торг!» «…» «Широкие плетушки на санях, - все клюква, клюква, все красное.» «…» «А вон брусника, в ней яблочки. Сколько же брусники!» « А вот вороха морковки – на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капусткой поблескивает зеленой плешкой.» «…» «А вон - соленье: антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках… Квас всякий – хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, давний – с имбирем…» «…» «Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба.»
«На именины уж всегда к обеду гусь с яблоками, с красной шинкованной капустой и соленьем, так уж исстари повелось».
На Ивана Постного «пост строгий: будем вкушать только грибной пирог, и грибной суп с подрумяненными ушками, и рисовые котлетки с грибной подливкой; а сладкого не будет, и круглого ничего не будет, «из уважения»: ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, и даже нельзя орешков: напоминают «главку».
Главным угощением во время масленицы были блины. Ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, с маком и мёдом, вареньем, брусникой, икрой – не исчерпать всех возможностей праздничного стола. Ни в одной кухне мира нет больше такой выпечки, нигде больше нет такого блинного праздника. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» при описании быта Лариных также упоминается эта традиция:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины…»
Некоторые блюда русской кухни наделялись магическими свойствами и участвовали в религиозных обрядах. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьёй и блинами, их дополняли оладьи. Вот как описывает поминальный стол Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»: «Были водка, ром и лиссабонское, всё сквернейшего качества, но всего в достаточном количестве. Из яств, кроме кутьи, было три-четыре блюда (между прочим, и блины), всё с кухни Амалии Ивановны, да сверх того ставились разом два самовара для предполагавшихся после обеда чаю и пуншу».
Качество питания зависело и от уровня доходов различных слоев населения. Дворяне и купцы часто устраивали званые обеды, горожане среднего достатка завтракали и обедали в трактирах и ресторанах, а рабочие нередко были на «харчах» у своего хозяина. И.С. Шмелев вспоминает, что ломоть киселя и стакан сбитня стоили одну копейку. Фабричные рабочие на Рождество покупали целую гору продуктов – поросят, свинины, баранины, которые увозили на розвальнях – больших санях: «Богато жили». На день Ангела было принято кормить нищих и убогих «…студнем, похлебкой и белой кашей». Для своих рабочих устраивали обед «погуще и посытней: солонинка с соленым огурцом, лапша с гусиным потрохом, с пирогами, жареный гусь с картошкой, яблочный пирог, - «царский обед», так и говорят, пива и меду вволю».
Перед Рождеством «Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапкам бросали нищим: на, разговейся!»
Во второй половине XIX века в крупных городах проживало большое количество студентов. На улицах, примыкающих к университету, располагались небольшие пивные и дешёвые ресторанчики. В обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. В трактирах подавали только русские блюда при очень умеренной цене. Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посетил такое заведение: «Никогда до сих пор он не входил в распивочные… Ему захотелось выпить холодного пива... Стояли крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; всё это очень дурно пахло». Бедные студенты редко могли позволить себе пообедать в трактире. Вот какой обед студента Раскольникова описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»:
«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару…
- У вас суп?
- Вчерашний, - отвечала Настасья…
- С картофелем и с рисовой крупой?
- Наизусть знаю».
При изучении данной темы ученики также приобщаются к знаниям лексики русского языка, в котором отражается история народа, развитие культуры, социальный уклад, отношения между людьми, изменения в материальной жизни. Для достижения данной цели преподаватель предлагает найти в данных произведениях названия блюд, которые мы редко используем при организации современного питания: кулебяка, расстегай, няня, сычуг, взваренцы, маслянцы, скородумки, шанишки, пряглы и т.п.
Слова – это живые свидетели исторических событий, изменений в быту и культуре народа. Из записной книжки Гоголя мы узнаем, что такое сычуг: «это свиной желудок, начиненный рубленой свининой; кладутся легкие духи, перец, гвоздика. Кладут льду кусочек, который растянет страшно». Няня – известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. Кулебяка – большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши. Расстегай – большой круглый открытый сверху пирог с начинкой (обычно из рыбного фарша). Взваренцы – компот с медом. Маслянцы – клецки в растопленном масле. Скородумки, шанишки, пряглы – пирожки, ватрушки, оладьи.
Четвертый этап
В заключительной стадии реализации проекта каждая творческая группа учащихся выносит на обсуждение результаты своего исследования, которая может быть представлена в форме электронной презентации. Учащимся предлагается сделать заключение о структуре фактического питания, изученного на примерах из предложенных художественных произведений, и провести его сравнительную характеристику с состоянием фактического питания населения в современных условиях. Это позволит выявить нарушение основных требований, предъявляемых к рациональному питанию: пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи как в современных условиях, так и в определенный исторический период, выбранный для исследования.
Анализ перечисленных выше литературных произведений в рамках нетрадиционного занятия позволит определить и обсудить причины, приводящие к нарушению питания. Наиболее значимыми из них являются следующие: безответственное отношение человека к своему питанию; снижение разнообразия набора пищевых продуктов; снижение материального благополучия населения; несоблюдение режима питания и приема жидкости; низкий уровень образования в вопросах питания.
Организационное и экономическое обоснование проекта
Данный проект способствует переходу на новую схему организации учебного процесса, предполагая интегративный подход к обучению.
Реализация данного проекта предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, то есть активное взаимодействие всех участников проекта, что значительно повышает качество образования. Возможна также работа в малых группах или индивидуально. Организация такой формы обучения позволяет также обеспечить учет индивидуальных способностей ученика. На основе данного проекта возможно не только повышение качества образования, но и модернизация обучения с последующей разработкой нового поколения учебно-методических рекомендаций в форме интегрированных программ, в которых наряду с традиционными формами используются современные технические средства обучения.
Для реализации проекта необходимо обеспечить учебный процесс мультимедийными энциклопедиями по «Русской литературе» и «Истории России», аудиокнигами, видеофильмами – экранизациями произведений классической художественной литературы, оборудованием для демонстрации электронных презентаций.
Ожидаемые последствия и жизнеспособность проекта
Данная форма обучения способствует не только поиску, обработке и усвоению информации, но и развивает у учащихся познавательную деятельность, формирует творческий подход к изучаемому предмету, а также стимулирует его к самостоятельной работе и готовности к постоянному саморазвитию.
При изучении данной темы ученики также приобщаются к оригинальности, богатству и выразительности русского языка. История всякого языка отражает не только социальную историю народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. При чтении классиков художественной литературы ученики приобщаются к русскому языку, имеющему огромный лексический запас. Неоспоримо значение Н.В. Гоголя в развитии литературного языка. Насыщенность его произведений кулинарной лексикой вряд ли оставит кого равнодушным. Особая сила гоголевского слова заключается не только в его безбоязненном, еще не бывалом погружении в повседневную прозу, но и в том, что оно, это слово, со всей яркостью сохраняет печать духовности и стремления к идеалу.
Немаловажное значение при такой творческой форме обучения придается формированию у учащихся потребности к чтению художественной литературы. В связи с этим уместно вспомнить высказывание С. Бэлза: «Чтение художественной литературы – своего рода творчество или по крайней мере сотворчество. Только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека».
Обращение к произведениям Гончарова, Гоголя и других писателей с целью изучения проблемы, которая не затрагивается в школьной программе, предоставляет ученикам возможность более глубоко осмыслить данные произведения и с другой стороны посмотреть на образ жизни главных героев.
Таким образом, сформировать высокий уровень культуры можно, не только опираясь на научные знания, но и на усвоение ценностей культуры, накопленных человечеством, в том числе на примерах классической художественной литературы. Еще А. Моруа говорил: «Для формирования ума недостаточно выслушать учителя, пусть даже самого превосходного. Нужно самому подумать и поразмыслить». Другое его высказывание подтверждает необходимость неоднократного возвращения к любимой книге: «Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь. Хорошую книгу читают и перечитывают много раз».
Данный учебный проект позволяет учащимся овладеть конкретным способом познавательной деятельности, прививает навыки сотрудничества и использования различных источников информации, повышает их творческий потенциал и интерес к родному языку, способствует развитию духовно-нравственной личности.
Проект может также служить основой для создания новых интегрированных образовательных программ в сфере учебно-методической работы, поскольку предполагает получение знаний в более эффективной форме в результате соединения близких по содержанию предметов, обеспечивая тем самым межпредметные связи. Такая организация учебного процесса, стимулирующая заинтересованную работу учеников, позволяет организовать переход от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Мать-и-мачеха
Мороз Иванович
Рисуем осень: поле после сбора урожая