Данная работа была представлена на районной научно-практической конференции в 2009 году. Цель исследования заключалась в выявлении роли центров немецкой культуры Омской области в системе сохранения этнической культуры российских немцев.
МОУ «Золотухинская ООШ»
«РОЛЬ ЦЕНТРОВ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ
СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ»
Подготовила: ученица 9 класса
Караваева Татьяна.
Руководитель: учитель истории
Караваева Ю.Г.
Золотухино - 2009
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………3-5
Глава I. Проблемы сохранения культуры российских немцев.………..………6-9
Глава II. Характеристика деятельности Центров немецкой культуры в Омской области.
§ 1. Нормативно-правовая база деятельности Центров немецкой культуры в Омской области ……………………………………………….……………..10-13
§ 2. Деятельность Центров немецкой культуры на территории Омской области………..……………………………………………………………………14-18
Заключение………………………………..……………….……………..19-20
Список использованной литературы………………………………...….21-22
Приложение………………………………………………………………23-30
Введение.
Актуальность. Наличие интереса к истории немцев в России является уже объективной реальностью. За последние годы резко активизировалась деятельность научного сообщества в изучении этой сложной и актуальной проблемы. Изучение истории российских немцев способствует формированию, как этнического самосознания представителя этноса, так и персональной самооценки человека, что для российских немцев является одной из насущных задач выживания этноса.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Российской Федерации проживает около 600 тысяч немцев. Они занимают 15 место по численности среди других народов России. Из них в Омской области проживает 76334 немца[1].
Современная ситуация с положением немецкого этноса в России потребовала обратиться к проблеме сохранения этнической культуры, как важнейшему условию сохранения национальной идентичности российских немцев.
В современной исторической, политической, философской и другой литературе термин «российские немцы» вызывает разночтения. Немцев, живущих в России, рассматривают как единый народ, называя его «российские немцы». Российские немцы, т.е. люди, принадлежащие к двум культурам одновременно.[2]
В своей работе я опираюсь на определение данное Г.Бельгером: « <…>, что под названием «российские немцы» имеются в виду вовсе не немцы, обитающие на территории России, а вообще весь этнос, который некогда был закамуфлирован под идеологическое клише «советские немцы» и разметен державной волей по всем городам и весям нынешнего несуразного Содружества Независимых Государств»[3].
До настоящего времени нет междисциплинарных монографических исследований по современным проблемам российских немцев. В Сибири недосягаемым примером и исключением являются работы специалистов Омска под руководством Н.А. Томилова и Т.Б. Смирновой. Несмотря на обширную литературу по теме исследования, отсутствуют специальные научные исследования в данной области. В качестве самостоятельного предмета исследования деятельность Центров немецкой культуры в системе сохранения этнической культуры российских немцев не рассматривалась. Этот вопрос освящается, скорее, на уровне публицистики и полемики в печати.
Источники. Одной из главных составляющих источниковой базы исследования явились нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, периодическая печать, статистические данные.
Предметом исследования является деятельность Центров немецкой культуры на территории Омской области.
Территориальные рамки исследования охватывают современные границы Омской области.
Цель исследования заключается в выявлении роли центров немецкой культуры Омской области в системе сохранения этнической культуры российских немцев.
Для достижения поставленной цели определен следующий круг задач:
- выявить и проанализировать проблемы сохранения этнической культуры российских немцев;
- дать характеристику нормативно-правовой базе деятельности ЦНК;
- проанализировать деятельность центров немецкой культуры на территории Омской области.
Структура данной работы строится с учетом поставленных задач. Она состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе выявляются и анализируются основные проблемы сохранения этнической культуры российских немцев.
Во второй главе дается нормативно-правовая характеристика деятельности центров немецкой культуры (ЦНК), также предлагается рассмотреть практическую деятельность ЦНК на территории Омской области.
Методы исследования. В работе используются методы анализа анкет, источников, изученной литературы и материалов периодических изданий по соответствующим вопросам.
Глава I. Проблемы сохранения этнической культуры российских немцев.
За последние десятилетия в этнической культуре и этническом самосознании российских немцев произошли значительные изменения. Последние 15-20 лет можно считать переломными, поскольку трансформации подвергались все сферы культуры и идентичности.
Главной причиной трансформации культуры и идентичности немцев были непрерывные миграции, которые привели к значительным колебаниям в численности и расселении. К началу XXI в. Немецкое население Сибири сократилось почти вдвое, большие и процветающие немецкие сёла почти обезлюдели или полностью изменили свой облик. Причины такого стремительного вначале роста числа немцев в Сибири, а затем – такого же стремительного сокращения, безусловно, заключается в миграционных процессах. Ведущую роль в этих процессах играли добровольные переселения, депортация и эмиграция. Эти факторы и определяли динамику численности немецкого населения в Сибири. Очень большим было влияние на культуру немцев русских сибиряков и других народов, в непосредственной близости с которыми проживали немцы. Этнокультурное взаимодействие происходи не только между немцами и другими народами, но и различными группами немцев, которые приехали в Сибирь из разных мест. Результатом этого взаимодействия было сложение консолидированных культурных комплексов, с одновременным сохранением отдельных локальных и конфессиональных особенностей культуры.
Стремительно развиваются ассимиляционные процессы. Немцы все чаще называют родным языком – русский. Увеличивается число смешанных браков, что отрицательно сказывается на сохранение немецкого языка и национальных традиций.
Свое национальное возрождение немцы связывали с Германией. По результатам опроса немцы указали следующие причины эмиграции: желание улучшить условия жизни (54,5%), переезд к родственникам, воссоединение семей (30%), нестабильная политическая ситуация в России (4,7%), беспокойство за будущее детей (4,7%), необходимость лечения в Германии (3,1%), сложная криминальная обстановка в России (1,5%), нежелание служить в армии (1,5%). [4]
Все эти проблемы способствовали утрате важной составляющей любого народа – национальной культуры. Исследования ученых показывают, что фактически молодое поколение немцев не знает национальных традиций и обычаев, не владеет немецким языком. Утрачена религиозность этноса. В немецких семьях национальные традиции, обычаи не передаются. Ассимиляционные процессы приняли необратимый характер, утрачена преемственность в поколениях, бабушки и дедушки не передают свой национальный язык, культуру детям и внукам. В современный период, когда многие традиции не сохранились, необходима консолидация вокруг немецких культурных обществ, деятельность которого, прежде всего, должна быть направлена на молодежь. Молодежь должна стать впоследствии распространителем немецкой культуры. Иначе произойдет утрата богатой немецкой культуры с многовековой историей.
Последние этносоциологические опросы показали, что произошли изменения этнических параметров немецкого населения. Процентное соотношение численности населения Омской области по результатам переписи немецкого населения в 1989 г. Составляет 6,3%, а в 2002 г. 3,7%, тем самым можно сказать, что численность населения сократилось на 2,6% (Приложение № 1, №2).Так же произошли изменения в языковой сфере. По данным последнего опроса, родным немецкий язык назвали 71,2% опрошенных, а в 1989 г. – 84,6% (Приложение №3). Изменилась ситуация с языковой компетентностью: с одной стороны, с 3,4 до 8,2% выросла доля немцев, не владеющих немецким языком. С другой стороны, до 51,1% выросла доля, владеющих немецким языком свободно (Приложение № 4). Так же увеличилось число людей, отмечающих народные и религиозные праздники. Например, если по данным опроса 1989-1991 гг. пасху праздновали 78% опрошенных, рождество 54,9%, то по данным опроса 1999-2001 гг. 87,% и 84,3% соответственно. С 75% до 91,8% выросла доля лиц одобряющих обряд крещения. (Приложение № 5).
Эти изменения произошло благодаря той работе, которая проводилась по пропаганде немецкого языка и национальной культуры, а также возросшим этническим самосознанием немцев. Я основывалась на данные переписи населения 1989 г. и 2002 г. В 2010 г. состоится следующая перепись населения. Очень интересно будет узнать, какие произошли изменения в немецкой среде за 8 лет.
В деревни Золотухино проживает 346 человек. Из них 110 человек – немцы (Приложение № 6). Мною был проведен опрос среди немецкого населения д. Золотухино. Я составила анкету, в которой было 6 вопросов (Приложение № 7). Всего было опрошено 47 человек. Были получены следующие результаты. Родным немецкий язык назвали 57,4% опрошенных (Приложение №8). 57,4 % опрошенных свободно владеют немецким языком (Приложение № 9). Пасху празднуют – 91,4%, рождество – 89,3%. Хочется отметить, что кроме этих праздников других не указывали (Приложение № 10). Также опрос показал, что практически утерян процесс передачи национально-культурных традиций из поколения в поколение в семье. Старшее поколение не передает знание языка своим детям и внукам.
Несмотря на определённые сдвиги, можно определить следующий круг проблем в системе сохранения культуры российских немцев на современном этапе:
- почти не осталось мест компактного проживания немецкого населения;
- практически утеряна система школьного и высшего образования на немецком языке;
- ослаблено культурное влияние религии;
- практически утерян процесс передачи национально – культурных традиций из поколения в поколение в семье.
Эти проблемы вызваны следующими причинами:
- дисперсное проживание немецкого населения;
- наличие большого числа межнациональных браков;
- отсутствие национальных школ;
- высокий престиж русского языка, который ускорял адаптацию в иноязычной среде.
Таким образом, не смотря на то, что миграция в Германию является в последнее десятилетие едва ли не определяющим фактором этнического развития российских немцев, численность их и в России, и в Сибири остается большой. Немцы находятся на 15-м мести по численности среди народов России (1989 г. – 842 295 чел., 2002 г. – 597 212 чел.). Они занимают восьмое место в Тюменской области, четвертое место в Кемеровской, Омской и Томской областях, и по-прежнему, второе место в Алтайском крае и Новосибирской области. Поэтому вопрос сохранения этнической культуры очень важен для российских немцев (Приложение №11, №12).[5]
Утрата многими российскими немцами родного языка и культурных традиций не была результатом их готовности легкого отречения от своей национальной культуры или тем более отказа от своей национальной принадлежности. Она является прямым результатом сталинской политики, репрессий и нераздельно связана с последствия Второй мировой войны. Вследствие депортации, многолетних репрессий и притеснений российские немцы и сегодня еще не в состоянии сохранять и развивать свою культурную идентичность. В связи с этим необходимо обратить внимание на деятельность центров немецкой культуры, важнейшими задачами которых в современных условиях являются меры по сохранению национальной идентичности российских немцев, среди которых важнейшими являются: поддержание и сохранения языка, национальной культуры.
Глава II. Характеристика деятельности Центров немецкой культуры в Омской области.
§1. Нормативно – правовая база деятельности Центров немецкой культуры в Омской области.
Существующее в Российской Федерации нормативно-правовое поле дает населению возможность национального самоопределения и саморазвития, в т.ч. и сохранения этнических культур, в рамках национально-территориальных и национально-культурных образований.
В настоящее время в регионе функционирует: 42 центра немецкой культуры; 1 центр социальной поддержки трудармейцев; 9 филиалов центров немецкой культуры; немецкая национально-культурная автономия Омской области, имеющая статус региональной организации; 15 местных национально-культурных автономий (1 городская межрайонная, 3 городских окружных, 11 сельских); 3 отраслевых региональных методических центра; 4 национальные общественные организации.[6]
Подобные учреждения функционируют в строгом соответствии с российским и региональным законодательством.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Германии о поэтапном решении проблем российских немцев и о культурном сотрудничестве.
1. Концепция государственной национальной политики РФ.
В документе назывались принципы, заложенные в основу возрождения национальной самобытности и самоорганизации: равноправие граждан вне зависимости от их национальности, недопустимость дискриминации и национальной, расовой и религиозной нетерпимости; признание сложившегося в международном сообществе подхода к праву наций на самоопределение как праву членов всех этнических групп представлять и отстаивать свои интересы через демократические институты власти без посягательств на территориальную целостность страны; возможность у представителей различных национальностей самостоятельно определять свои социально-культурные цели, защищать свои права и свободы, создавать свои ассоциации, общества и другие институты гражданского общества.
2. ФЗ «О национально- культурной автономии».
Для России появление этого правового акта значило существенную перемену во внутренней политике страны. Теперь же провозглашались новые принципы: вне зависимости от места проживания человека он мог, объединившись с другими людьми своей национальности, организовать органы автономии и рассчитывать при этом на поддержку государства.
III. Региональный уровень.
VI. Местный уровень.
Договор о сотрудничестве и взаимодействии между омским филиалом ЗАО «Общество развития Новосибирск» и органами местного самоуправления и Положением о деятельности ЦНК.
Наша область, взаимодействуя с Германией, накопила большой опыт в данной сфере международного сотрудничества. Безусловно, в этом сыграло исключительную роль создание на её территории немецкого национального образования – Азовский район.
За период сотрудничества между Россией и Германией (Омской областью и Германией) с начала 1990-х гг. в целях оказания поддержки российским немцам было сделано следующее.
10 июля 1992 г. был подписан протокол о сотрудничестве между Россией и Германией с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. Подписание данного протокола послужило началом плановой, систематической поддержки российских немцев со стороны России и Германии. За этот период ФРГ выделила Омской области на поддержку немцев более 200 млн. немецких марок, направленных на возрождение и развитие языка, культуры и самобытности немцев Омского Прииртышья.
В Омской области был создан Российско-немецкий образовательный центр для подготовки учителей, воспитателей детских садов и работников культуры.
В разные годы посредниками между Омской областью и Германией выступали различные немецкие организации. Это и ФауДэА (VDA) – Общество поддержки немцев за рубежом, Контактбюро «Омск – Азово», Немецкое общество по немецкому сотрудничеству (ГТЦ) с его структурным подразделением – Омским филиалом ЗАО «Общество развития Новосибирск мбХ» (господин Фрик).[7]
GTZ реализует гуманитарный проект «Брайтенарбайт». Этот проект содействует возрождению и развитию культуры, традиций, языка для российских немцев. Проект «Брайтенарбайт» - это поддержка Германии в решении взаимосвязанных проблем российских немцев:
1. Создание Центров немецкой культуры в местах компактного проживания российских немцев.
2. Осуществление программной деятельности в ЦНК, проведение традиционных немецких праздников, создание клубов по интересам, информационная работа.
3. Организация и проведение курсов по возрождению традиций, обычаев и языка российских немцев.
4. Работа с детьми и молодежью: создание летних лингвистических лагерей, проведение зимних и летних языковых площадок, организация детских и юношеских клубов.[8]
Для регулирования отношений между органами местного самоуправления и «Обществом развития» создана юридическая база. Разработаны и подписаны обеими сторонами договор о взаимодействии и сотрудничестве и Положение о Центре немецкой культуры[9].
Центр немецкой культуры – является учреждением национальной культуры.
Главной целью Центра является обеспечение благоприятной перспективы для сохранения и развития языка, культуры, обычаев и традиций российских немцев.
Для достижения указанной цели Центр осуществляет в установленном законом порядке следующие виды деятельности:
- проводит курсы немецкого языка; организует работу кружков, творческих коллективов различной жанровой направленности;
- проводит мероприятия с учетом традиционных обрядовых и календарных праздников российских немцев; осуществляет социальную поддержку трудармейцев;
- создает и обеспечивает деятельность детских, молодежных и иных клубов;
- организует работу по сбору материалов, представляющих историко-этнографическую ценность;
- создает и организует работу национальной библиотеки и музея. [10]
Насколько Центры справляются с данными задачами, определяется в ходе подведения итогов областного конкурса «Центр года».
В настоящее время центры имеют все необходимое для работы.
Таким образом, говорить о возрождении, сохранении и развитии культуры российских немцев без участия органов власти не только наивно, но и вредно. Кто думает и делает по-другому, тот преследует любые другие цели, но только не цели решения проблем немецкого этноса.
§2. Деятельность Центров немецкой культуры на территории Омской области.
В 1992 году был образован Азовский немецкий район. С тех пор повсеместно в различных районах Омской области в местах компактного проживания немцев стали появляться Центры встреч (Центры немецкой культуры).
Для многих сел открытие таких Центров стало заметным событием в общественной жизни. Центры сразу же превращаются в место встреч людей разных возрастов, интересов и национальностей. Деятельность ЦНК носит открытый, социально-ориентированный характер.
Свою работу ЦНК проводят по разным направлениям:
- культура, образование, работа с молодежью и детьми;
- общественная и социальная работа;
- историко-краеведческая работа;
- участие в общегородских мероприятиях.
Первостепенное внимание в ЦНК уделяется организации бесплатных курсов немецкого языка. Курсы языка для детей и взрослых помогают совершенствовать навыки разговорной речи. Занятия проходят интересно, часто в игровой форме. Преподавателями являются талантливые педагоги с большим опытом работы.
С начала деятельности курсов немецкого языка осенью 1996 года в рамках проекта «Брайтенарбайт», кроме организации бесплатных курсов немецкого языка (базовый разговорный курс), для всех возрастных групп выделились другие направления по данному проекту:
- языковые лингвистические лагеря и площадки в дни зимних и летних каникул для детей российских немцев;
- семинары по повышению квалификации для педагогов регионов Сибири с использованием нетрадиционных и самых современных методов и подходов в преподавании немецкого языка;
- публикации учебно-методических материалов, пособий по языку и культуре;
- всесторонняя методическая помощь филиалам и культурным центрам.[11]
В ЦНК имеется богатая немецкая библиотека учебной и художественной литературы, в том числе много книг по истории быта немцев Поволжья, Сибири и Казахстана. Фонд библиотек постоянно пополняется новой литературой, присылаемой из Москвы и приобретаемой за счет ЗАО «Общество развития».
В ЦНК имеется и эффективно используется компьютерная, видео-, музыкальная аппаратура.
Ядром деятельности ЦНК является работа с молодежью. Для данной возрастной категории людей при центрах открываются молодежные клубы.
В Азовском ЦНК работает молодежный клуб «Duzfreund» - «Мы с тобой на ты». Ребята из клуба ведут большую работу по сохранению традиций, пропагандируют здоровый образ жизни, устраивают акции против наркотиков, организовали фитнес-клуб «Аделина»[12].
Молодежные клубы привлекают подростков, тем самым вносят вклад в обеспечение занятости молодежи в вечернее время. Руководители клубов ставят перед собой большие задачи – привлечь как можно больше подростков, а также наладить сотрудничество с подобными клубами других ЦНК.
Детям в Центрах уделяется особое внимание. Через ЦНК дети ежегодно отдыхают в лингвистическом лагере. Для них работают бесплатные курсы немецкого языка, два раза в год организовываются лингвистические площадки, а также работают кружки.
В Полтавском ЦНК существует детская театральная студия. В репертуаре маленьких артистов спектакли на двух языках, с которыми дети выступают перед различной аудиторией. Это сказки известных немецких писателей, небольшие миниатюры и фрагменты театрализации для различных мероприятий. Декорации и костюмы для театральной студии «Маска» создают ребята на занятиях прикладного творчества. Кроме того, занимаются изготовлением картин из теста, оригинальных визиток, панно из зерна и крупы, мягких игрушек, оформлением зала к праздникам.[13]
Следует отметить, что работа с маленькими гражданами нашей страны требует серьезности и большого умения.
Еще одним важным направлением деятельности Центров является работа с пожилыми людьми. Каждый год по два ветерана-трудармейца поправляют свое здоровье в областных санаториях. Креативный подход к организации тематических вечеров для бабушек и дедушек вызывает у посетителей не только позитивные эмоции. Щедро накрытые столы, профессиональное музыкальное оформление, оригинальные сценарии, душевное общение и заводные танцы позволяют людям пожилого возраста быть уверенными в том, что о них заботятся и ни на секунду не забывают. Во многих Центрах действуют клубы пожилых людей.
Проводить народные праздники в Центрах стало доброй традицией. Их ждут, им рады. Учитывая значимость национальных праздников в жизни любого этнического сообщества, их проводить так, чтобы они оставили в душах людей неизгладимый след.
Очень интересно проходят такие обрядовые праздники, как «Ostern» (Пасха), «Weihnachten» (Рождество), «Erntedankfest» (Праздник урожая). Звучат стихи песни на немецком языке. Исполняются национальные танцы, ставятся мини-спектакли.
Нельзя не сказать и о любимом молодежью празднике «Valentinstag». В этот вечер звучат на русском и немецком языках признания в любви, комплименты друг другу, смех, веселье.
В августе проводится День памяти и скорби. Немного трудармейцев осталось, но они с удовольствием посещают ЦНК. А в этот прискорбный день они заново переживают то, о чем забыть, даже если очень хочется, невозможно. Это общение дает им силу и веру в лучшее будущее. И для них важно осознать, что молодое поколение их понимает, ценит огромный вклад, который они внесли в развитие своей страны. Традиционно отмечаются и День Благодарения, Троица. В праздновании непременно есть языковые викторины для детей и их родителей, интересные конкурсы с призами, выставки поделок и многое другое.
Еще одним важным направлением деятельности Центров является ведение историко-краеведческой работы. Цель этой работы состоит в содействии изучению, сохранению и популяризации истории российских немцев. Во многих Центрах имеются музеи, посвященные истории российских немцев.
31 октября 1992 года г. состоялось освящение нового здания Лютеранской церкви, построенной благодаря братской помощи лютеран Германии.
Центр встреч Евангелическо-Лютеранской общины призван обеспечить сохранение и углубление немецкой идентичности. В Центре встреч открыта библиотека, работают языковые курсы, проводятся еженедельные мероприятия. При Центре работают курсы немецкого языка. Преподаватели из университетов Германии и г. Омска проводят занятия по современным методикам. Занятия проводятся в вечернее время, учебные группы формируются из числа желающих по предварительной записи.[14]
Ежегодно ЦНК принимают участие в культурных мероприятиях на территории Омской области: областной вокальный конкурс «Weihnachtsstern» (Рождественская звезда), областной фестиваль немецкой культуры «Феникс», детский областной фестиваль немецкой культуры «Nachtigall» (Соловей), детский областной вокальный конкурс «Maiglockchen» (Ландыш)[15]. Также проводится областной конкурс среди ЦНК на лучший сценарий народного праздника «Erbe-Наследие». Целью конкурса является выявление, изучение и распространение лучшего опыта в организации народных праздников в ЦНК области.
Также каждый год среди ЦНК проводится областной конкурс «Центр немецкой культуры года». Целью конкурса являются дальнейший рост качественных и количественных параметров деятельности центров, создание оптимальных условий для сохранения и развития культуры, языка, традиций и обычаев российских немцев, проживающих в Омской области, повышение профессионального уровня руководителей центров, клубов, кружков и национальных коллективов художественной самодеятельности.
За последние годы ЦНК накоплен определенный опыт деятельности в соответствующих условиях.
Так, выполняя основную задачу по сохранению национальной самобытности, развитию культуры российских немцев Центры многое делают для установления стабильных межэтнических связей и развития межнационального сотрудничества. Они вносят заметный вклад в воспитание толерантного отношения к культурам разных народов.
Заметно активизировалась работа Центров в сфере пропаганды среди детей и молодежи здорового образа жизни.
На современном этапе главная задача состоит в том, чтобы сохранять и укреплять сеть ЦНК, усиливать её работу, придать её деятельности стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Таким образом, деятельность ЦНК имеет огромное значение и заслуживает поддержки, как со стороны органов власти, так и со стороны различных общественных формирований.
Реализуя на практике общечеловеческие, гуманные ценности, расширяя сотрудничество с центрами культур разных народов, населяющих Омское Прииртышье, воспитывая уважение к истории российского народа и любовь к Родине – Центры немецкой культуры вносят свой достойный вклад в укрепление межнационального мира, сохранения этнической культуры.
Заключение.
В данной работе была выявлена роль центров немецкой культуры Омской области в системе сохранения этнической культуры российских немцев.
По мере достижения цели в ходе работы последовательно был решен ряд следующих задач:
На протяжении столетий культурная идентичность российских немцев сохранялась и передавалась в семьях, в религиозных общинах. Это происходило в условиях совместного проживания в селах и тесных контактах в городах. В современных условиях дисперсного проживания немецкого населения, наличия большого числа межнациональных браков, урбанизации, а в последнее десятилетие – глобализации, роль этих факторов существенно снизилась. В сегодняшней России почти не осталось мест компактного проживания немецкого населения. Практически утеряна система школьного и высшего образования на немецком языке, ослаблено культурное влияние религии, с трудностями сталкивается процесс передачи национально-культурных традиций из поколения в поколение в семье. За годы депортации и репрессий была утеряна прежняя социо-культурная инфраструктура немецкого населения. В конце 80-90-х годов прошлого столетия получило развитие массовое переселение многих тысяч семей бывших советских немцев в Федеративную Республику Германия.
На этом фоне происходил процесс создания и становления по сути новой социо-культурной инфраструктуры оставшегося немецкого населения. Ее основу составляют общественные объединения с их многочисленными активистами; формирующиеся органы самоорганизации немецкого меньшинства.
В условиях чрезвычайно дисперсного проживания немецкого меньшинства главенствующая роль в вопросах сохранения и развития культурной идентичности и общности российских немцев принадлежит центрам немецкой культуры. ЦНК являются теми уникальными структурами, которые позволяют всем российским немцам и членам их семей изучать немецкий язык, сохранять и развивать свою культурную идентичность, передавать культурные традиции подрастающему поколению и, таким образом, в определенной степени восполнять утраченные в прошлом национальные особенности.
Я хорошо понимаю, что ЦНК не могут полностью возместить те возможности, которые были бы при совместном проживании немецкого населения. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что подходящей, реальной альтернативы центрам немецкой культуры в масштабах всего этноса российских немцев, всей страны сейчас не существует.
Сегодня ЦНК часто являются для человека первым местом, куда он приходит, чтобы узнать информацию о Германии, о немецкой культуре и истории. ЦНК имеют широкий спектр деятельности для своих посетителей в этом направлении. Являясь национальными общественными объединениями, они не замыкаются на своих проблемах, а активно выстраивают отношения со многими организациями в России и Германии. Зачастую они являются инициаторами поиска и установления партнерств между школами, вузами, городами. Тем самым можно рассматривать ЦНК как важные элементы для построения прочного фундамента в германо-российском сотрудничестве.
Вся деятельность в пользу российских немцев может и должна основываться на инициативе самого немецкого населения, на стремлении самим сделать всё возможное для сохранения этнической принадлежности.
Список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение № 1.
Численность немецкого населения в Омской и Новосибирской областях,
Алтайском крае.
1989 г. | 2002 г. | |
Алтайский край | 128 тыс. чел. | 79 тыс. чел. |
Омская область | 134 199 чел. | 76334 тыс. чел. |
Новосибирская область | 61 497 чел. | 47 тыс. чел. |
Приложение №2.
Приложение № 3.
Приложение № 4.
Приложение № 5.
Приложение № 6
Приложение № 7.
Анкета для российских немцев д. Золотухино.
1. Какой язык Вы считаете родным?
2.Владеете ли Вы свободно немецким языком?
5. Как Вы относитесь к межнациональным бракам?
6.Намерены ли Вы уехать в Германию?
Приложение №8.
Приложение № 9.
Приложение №10.
Приложение № 11.
Приложение № 12.
[1] Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Омской области: Стат. Сб./ Омскстат – Омск, 2005.- с. 89.
[2] Савоскул М.С. Миграция этнических немцев в Германию и типы их этнической идентичности// Немцы Сибири: история и современность: Материалы V международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Б. Смирнова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2006. – С. 142.
[3] Бельгер Г.К. Эволюция национального самосознания в творчестве российских немцких писателей. Выступление на семенаре «Отражение в литературе духовного и национального сознания народа Казахстана» 17 апреля 1997 г.// Бельгер Г.К. Помни свое имя. Статьи и выступления о литературе и культуре российских немцев. – Алма-Ата: Гылым, 1999. – С.150.
[4] Смирнова Т.Б. Динамика современных этнических процессов у немцев Западной Сибири // Немцы Сибири: история и культура: Материалы IV международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Б. Смирнова. – Новосибирск: 2003. – С. 127.
[5] Смирнова Т.Б. Трансформация этнической культуры, этнической идентичности, этнической самоидентификации немцев Сибири в конце XX – начале XXI в.: причины и результаты//Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации: Материалы международной научно-практической конференции. М., 29-30 октября 2007 г. – М.: «МСНК - пресс», 2008. – С.50.
[6] Баах С.В. Российские немцы на территории Омской области: национальная самоорганизация в 90-е годы XX – начале XXI века// Немцы Сибири: история и современность: Материалы V международной научно-практической конференции/ Отв. ред. Т.Б. Смирнова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2006. – С. 83-86.
[7] Эйхвальд В.В. Центры немецкой культуры в контексте решения этнических проблем немцев Омского Прииртышья// Культура. 2002. № 3. С. 47
[8] В.Шмидт. Десять лет проекту «Брайтенарбайт»// Культура. 2006. № 11. С. 141.
[9] Положение о деятельности Центров немецкой культуры// Культура. 2000. № 1. С. 35.
[10] Там же. С.36.
[11]В.Шмидт. Указ. соч. С. 140.
[12] Пашутина Р.И. О времени и о нас// Культура. – 2004 г. № 6. – С.75.
[13] Нечипоренко А.А. Из опыта работы Полтавского центра// Культура. – 2002 г. № 3. – С.56.
[14] Эккерт А.П. Социально-культурное сотрудничество России и Германии (на примере Омской области)// Немцы Сибири: история и современность: Материалы V международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Б. Смирнова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2004. – С. 171.
[15] Нейфельд Ю.В. Уверены в своей необходимости// Культура. – 2002 г. № 3. – С.30.
Слайд 1
Роль центров немецкой культуры в системе сохранения этнической культуры российских немцев. Подготовила: Караваева Татьяна. Руководитель: Караваева Ю.Г.Слайд 2
Цель - выявить роль центров немецкой культуры Омской области в системе сохранения этнической культуры российских немцев. Задачи : - выявить и проанализировать проблемы сохранения этнической культуры российских немцев; - дать характеристику нормативно-правовой базе деятельности ЦНК; - проанализировать деятельность центров немецкой культуры на территории Омской области.
Слайд 3
Предметом исследования является деятельность Центров немецкой культуры на территории Омской области. Территориальные рамки исследования охватывают современные границы Омской области.
Слайд 12
Круг проблем в системе сохранения культуры российских немцев: - почти не осталось мест компактного проживания немецкого населения; - практически утеряна система школьного и высшего образования на немецком языке; - ослаблено культурное влияние религии; - практически утерян процесс передачи национально – культурных традиций из поколения в поколение в семье.
Слайд 13
Причины: -репрессивная политика советского государства в отношении этнических немцев; -дисперсное проживание немецкого населения; -наличие большого числа межнациональных браков; - отсутствие национальных школ; - высокий престиж русского языка, который ускорял адаптацию в иноязычной среде.
Слайд 14
Численность немецкого населения в Омской и Новосибирской областях, Алтайском крае. 1989 г. 2002 г. Алтайский край 128 тыс. чел. 79 тыс. чел. Омская область 134 199 чел. 76334 тыс. чел. Новосибирская область 61 497 чел. 47 тыс. чел.
Слайд 17
В настоящее время в регионе функционирует: - 42 центра немецкой культуры; -1 центр социальной поддержки трудармейцев; - 9 филиалов центров немецкой культуры; - немецкая национально-культурная автономия Омской области, имеющая статус региональной организации; - 15 местных национально-культурных автономий (1 городская межрайонная, 3 городских окружных, 11 сельских); - 3 отраслевых региональных методических центра; - 4 национальные общественные организации.
Слайд 18
Главная цель Центров немецкой культуры заключается в обеспечении благоприятной перспективы для сохранения и развития языка, культуры, обычаев и традиций российских немцев. В центре немецкой культуры д. Золотухино.
Слайд 19
Основные направления деятельности ЦНК: - создает условия для развития национального самодеятельного творчества; - проводит курсы немецкого языка; организует работу кружков, творческих коллективов различной жанровой направленности; - проводит мероприятия с учетом традиционных обрядовых и календарных праздников российских немцев; осуществляет социальную поддержку трудармейцев; - создает и обеспечивает деятельность детских, молодежных и иных клубов; - организует работу по сбору материалов, представляющих историко-этнографическую ценность; - создает и организует работу национальной библиотеки и музея; - осуществляет информационно-консультативную деятельность и т.д.
Слайд 20
В музее немецкой культуры д. Золотухино.
Слайд 21
Вся деятельность в пользу российских немцев может и должна основываться на инициативе самого немецкого населения, на стремлении самим сделать всё возможное для сохранения этнической принадлежности.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Без сердца что поймём?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Лиса Лариска и белка Ленка
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Ледяная внучка