Научно-исследовательская работа на X школьную конференцию молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Вложение | Размер |
---|---|
leonardo.doc | 913 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
На X школьную конференцию
Молодых исследователей
научно-социальной программы
«Шаг в будущее»
«Повлиял ли Леонардо да Винчи на развитие
научно-технического прогресса, как своего времени,
так и последующего?»
Автор: Лила Константин Олегович,
Кузнецов Дмитрий Владимирович
9 «Б» класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Руководитель: Буфан Марина Григорьевна
Учитель ИЗО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
2011
«Повлиял ли Леонардо да Винчи на развитие научно-технического прогресса, как своего времени, так и последующего?»
Лила Константин, Кузнецов Дмитрий
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
Город Радужный
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
9 «Б» класс
Аннотация
Леонардо да Винчи – кто он был, что мы знаем о нем? Несомненно, он самая загадочная личность в истории человечества – величайший гений всех времен, опередивший свое время. Он создавал картины поразительной красоты, а свои научные открытия Леонардо широко использовал в длинном ряде изобретений, которые излагал в многочисленных трактатах…
Проведя опрос среди учащихся, учителей и других респондентов, мы пришли к выводу, что большинство опрашиваемых уверены в том, что изобретения Леонардо да Винчи используются или были взяты за основу в современных технических разработках, которыми пользуется человечество в современном мире: парашют, вертолет, танк, водолазный костюм и многое другое. Мы проанализируем деятельность Леонардо, которая развивалась под знаком абсолютизации опыта, и узнаем, действительно ли оставленное им научное наследие применяется в наше время.
Цель нашего исследования выяснить, повлиял ли Леонардо да Винчи на развитие научно-технического прогресса, как своего времени, так и последующего.
Наша исследовательская работа будет интересна тем, кто любит загадки истории, кто хочет расширить свой кругозор в области мировой художественной культуры. Данная работа может применяться на уроках ИЗО, МХК, физики как дополнительный материал.
Введение
Леонардо да Винчи – великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Его творчество – сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник, но сам Леонардо да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. За всю свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин. Все они нам известны, о них слагают легенды, а ученые продолжают изучать. Его вклад в мировую художественную культуру, несомненно, является исключительно важным. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.
И все-таки Леонардо-ученый, на наш взгляд, личность куда более загадочная и интересная. Почему до сих пор он так привлекает наше внимание, почему весь мир разгадывает его загадки? Им были изобретены: выдвижная лестница (ею пользуются пожарники и сейчас), трехскоростная коробка передач, винторез, велосипед, вертолет, водолазный костюм, военная техника, складная мебель и многое другое. Он разработал бесчисленные устройства, которые экономят ручной труд, и заложил основы автоматизации производства. Простое перечисление его внехудожественных интересов кажется невероятным: анатомия, ботаника, картография, геология, математика, оптика, механика, гидравлика, акустика, гражданское строительство, конструирование оружия, планировка городов… Откуда он черпал свои знания и почему его изобретения, столь современные для нашего времени, не были использованы в далеком 15 веке? Может быть, тогда наш мир выглядел бы по другому, был более совершенен благодаря Леонардо да Винчи…
Изучив литературу и интернет ресурсы по проблеме, мы пришли к выводу, что большинство авторов сходятся во мнении, что Леонардо «…один из тех, кто закладывал основы современной науки»[1]. Это может обозначать только то, что мы применяем его научное наследие в наше время. Отсюда гипотеза: человечество использует научные открытия Леонардо да Винчи в современном мире.
Проблема состоит в том, подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Для решения были поставлены задачи:
В 2012 году исполнится 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи – титана и гения эпохи Возрождения. Было бы актуальным посвятить нашу работу этой знаменательной дате. Тем более что в наше время художественное мировое искусство незаслуженно забывается, особенно в образовательных учреждениях. Новизна нам видится в том, что по данной теме исследовательские работы в нашей школе не проводились.
I. Мир Леонардо. Предшественники.
Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути — в античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрожде нием или Ренессанс. В различных странах Западной Европы она охватывает период с XIV в. по начало XVII в.
Рассмотрим состояние стран Европы на момент, предшествующий новому для нее периода. Германия занята освоением Прибалтики, Литвы, разворачивает деятельность тевтонского и литовского орденов. Во второй половине 15-ого века в результате османской экспансии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. И в связи с этим ученые Византии иммигрировали в близлежащие страны. Англия и Франция были заняты «столетней войной».
А что же представляла собой Италия? Несмотря на междоусобицы, Италия интенсивно торгует с другими странами, преимущественно морскими путями, возникают банки, следствием переселения ученых из Византии стало учреждение академий в Падуе и Генуе. Италия занимает первенство в технологическом развитии данной отрасли, несмотря на то, что типография появилась здесь лишь в середине 1460-ых годов. Церковь постепенно теряет власть над обществом.[2]
Возрождение, стремившиеся к истине всеми путями, не знало противоречий между искусством и наукой. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мысли теля. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей[3]. Именно в Италии появляются ученые изобретатели, которые, как и позже Леонардо, делают зарисовки невиданных приспособлений.
В литературе о Леонардо да Винчи, как правило, таких сведений нет. Мы попытались найти эти сведения в интернете. Выяснилось, что у Леонардо были предшественники и он был знаком с их трудами, такими как рукописи Мариано Такколы, на полях которых Леонардо оставил свои записи. Поразительно, но как же рисунки ученых раннего Возрождения напоминают работы Леонардо. Это в первую очередь Мариано Таккола (1382-1453) -- итальянский художник, инженер, администратор. Автор технических трактатов «О машинах», в которых имеются рисунки различных машин и механизмов, снабжённые комментариями.
Страница из манускрипта Такколы с изображением водолаза.
Водолазный костюм Леонардо
Или Франческо ди Джорджо Мартини (1439 – 1501 г., Сиена) - итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель, и военный инженер.
Страница из манускрипта ди Джорджио
Колесница с серпами Джорджио
Дальше рисунок Леонардо да Винчи. Поразительное сходство!
Видимо идеи Леонардо черпал из разных источников, переосмысливая и во многом дополняя чужие проекты. Его «закрытые колесницы, безопасные и неприступные», в примитивном виде появились еще в римские времена. Леонардо значительно развил идею, превратив колесницу в прикрытую панцирем вооруженную повозку, а по-современному – танк, укомплектованный пушкой[4]. Но нечто похожее мы находим у Гвидо да Вигевано (1280 – 1349). С работами Леонардо книгу сближает изображения танков (у Вивегано еще без огнестрельного оружия), среди них приводимые в движение ветром.
Танк Вигевано
Выписки из трудов других авторов, скрытые цитаты, комментарии и наблюдения, а часто и прямые заимствования, встречающиеся в его текстах, свидетельствуют о том, что его знания намного превосходили обычный уровень людей его круга и профессии, а талант и интуиция наделяли его умозаключения глубиной и силой провидения[5]. Может поэтому, его работы нам более интересны, так как очень близки нашему пониманию и возможному практическому их применению.
II. Недосягаемая высота
«Я желал бы творить чудеса..»[6], так писал великий гений Леонардо да Винчи. Для своего времени он действительно был волшебником или даже магом, таким его считали. В первую очередь он, конечно, был известен как художник, скульптор конной статуи для Сфорца и распорядителем дворцовых пиров, где изумлял гостей демонстрацией механических диковин. Славился Леонардо и своими предсказаниями, которые и по сей день остаются для нас загадками. Но нам так же известно, что Леонардо был автором множества разработок и чертежей, невиданных для тех времен изобретений от самых простых механизмов до сложнейших устройств. Он, даже в 1482 году, прибыв ко двору Людовика Сфорца, представился как военный инженер, хотя ни в одном источнике не упоминается, что Леонардо обучался военному делу. И так же нигде не упоминается, что его изобретения были использованы в практике. Почему? Во-первых, как нам кажется, не надо забывать о том времени, когда происходили эти события. Общество не было готово к таким новшествам и с осторожностью принималось все новое. Во-вторых, Леонардо сам не стремился афишировать свои изобретения. Известный факт, что он все свои рисунки сопровождал записями, которые невозможно было прочитать. Писал он слева направо, мелко, да еще в зеркальном отражении.
В нашем распоряжении был фильм BBC «Леонардо да Винчи. Человек, который хотел знать все» где ученые и исследователи пытаются воплотить идеи Леонардо да Винчи в жизнь. По сделанным чертежам Леонардо оказалось, что во всех изобретениях заложена ошибка. Из этого можно сделать вывод, что свои изобретения Леонардо не испытывал, иначе бы ученым не пришлось бы их переделывать, чтоб они действовали согласно их назначению. Он был скорее ученым исключительно по призванию. Леонардо да Винчи обладал огромным любопытством ученого в отношении тайн природы, но тому что он узнавал, он не находил применения. Скрупулезность его рисунков показывает, что он вынашивал мысль о воплощении своих идей в жизнь – но никогда не шел дальше идеи. Он всегда обращался к новому прежде, чем делал последний шаг, который привел бы к превращению его проектов в конкретную вещь. Это же нам повествует его биограф Вазари: «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое»[7]. Все его записи и рисунки оставались в секрете, он ни кому не позволял в них заглядывать, изучать их и применять на практике. И в этом основная причина его неуспеха как ученого: ведь достижение научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к отшельничеству Леонардо вступал только в те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться в одиночестве.
III. Наследие или миф
Мы провели опрос среди учащихся, учителей и других респондентов, и пришли к выводу, что большинство опрашиваемых уверены в том, что изобретения Леонардо да Винчи используются или были взяты за основу в современных технических разработках, которыми пользуется человечество в современном мире, такие как парашют, вертолет, танк, водолазный костюм и многое другое.
Наш опрос состоял из двух простых вопросов:
Было опрошено 80 человек, половина респондентов на первый вопрос ответили – художник, вторая – художник и ученый. На второй вопрос 100% были ответы – парашют, вертолет, танк, Мона Лиза (!)
Во второй главе нашего исследования мы установили, что, несмотря на то, что все аппараты Леонардо были весьма впечатляющими и, хотя бы теоретически, совершенно пригодными для своих целей, почти все они остались неосуществленными. Единственное настоящее изобретение, которое хоть как-то приписывают Леонардо - колесцовый замок для пистолета (для получения искры пистолет заводился ключом).
А как же дело обстоит в наше время, повлиял ли Леонардо да Винчи на развитие научно-технического прогресса нашего времени? Возьмем, к примеру, вертолет.
Мысль о летательном аппарате, который мог бы подняться в воздух, возникла давно, естественно первенство отдается Леонардо да Винчи, который в 1500 году нашей эры нарисовал чертеж огромного винтообразного вертолета. "Чтобы увидать летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланской крепости и увидишь черных стрекоз»[8], понятно речь идет о будущем вертолете. Но он никогда не пробовал построить вертолет, потому что у него не было мотора. В 1783 году во Франции был показан игрушечный вертолет, известный под названием «китайский волчок». До сих пор неизвестно, кто его изобрел. В 1796 году сэр Джон Кейли делал опытные образцы китайских волчков, а также сконструировал вертолет, который приводился в движение паром. В 1796 году сэр Джон Кейли делал опытные образцы китайских волчков, а также сконструировал вертолет, который приводился в движение паром.
В течение следующих ста лет многие люди занимались конструированием вертолетов. Самое трудное состояло в том, что не существовало мощных, но легких двигателей. Такой двигатель был сделан лишь во времена Первой мировой войны. Он позволил сконструировать вертолет, который оторвался от земли с человеком на борту. В 1909 и 1910 годах Игорь Сикорский сконструировал два вертолета.
Может проблема Леонардо состояла в том, что не было в то время соответствующих материалов для постройки вертолета или других летательных аппаратов, например, парашюта.
Парашют. Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины — локоть — равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает 6-7 метров.
Но, как оказалось позже, Леонардо да Винчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели. Ж. Бланшар в 1785 г. начал проводить эксперименты с парашютом. Вначале он подвешивал небольшие парашюты внизу под корзиной и спускал с высоты на потеху публике различных животных — собак, котов. Они в полном здравии и целости снижались на землю. Значит, если сделать парашют подходящих размеров, то и человек сможет благополучно спуститься с высоты в случае аварии воздушного шара. Леонардо сдержал обещание, сказав, что человек на парашюте сможет вернуться на землю с любой высоты. Только через 300 лет, в 1797, такой прыжок совершил Андрэ Жак Карвалан с парашюта.
Танк. Ответа на вопрос, как и какими средствами, прорвать фронт, искали во всех воюющих армиях. Одним из первых попытался ответить на него английский полковник Свинтон. 20 октября 1914 года Свинтон обратился в военное министерство с предложением построить бронированную машину на гусеницах, использовав для этого американский трактор Холт. Танк изобрели через 400 лет после Леонардо в первую Мировую войну.
Какие из этого можно сделать выводы? Можно было бы предположить, что все эти идеи изобретатели нашего времени могли «подсмотреть» у Леонардо. Но дело в том, что черновики Леонардо появлялись постепенно. Сначала бесценные заметки принадлежали ученику Леонардо, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв. Отдельные мысли Леонардо, впрочем, были сведены вместе еще в XVI веке, составив «Трактат о живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >>», но это были, скорее всего, записи доступные для широкого читателя, ведь их не надо было расшифровывать. Это было сделано гораздо позже. Считается, что "открыл" инженера Леонардо некий Карло Аморетти — итальянский ученый, опубликовавший издание рукописей Леонардо да Винчи (Милан, 1804 и 1816). И все, придуманное Леонардо было уже изобретено во время великой промышленной революции.
Наша гипотеза, что человечество использует научные открытия Леонардо да Винчи в современном мире – опровергнута.
Безусловно, труды любого ученого должны рассматриваться в сопоставлении с достижениями его предшественников и современников и в свете их влияния на последующее развитие науки. Вследствие скрытности Леонардо и обнаружения части его рукописей лишь через 300 лет после их написания, естественно, не приходится говорить о влиянии этих записок на последующее развитие естественных наук и техники. Серьезного сопоставления текстов Леонардо да Винчи с сохранившимися рукописями и даже с публикациями современников и предшественников до второй половины XX в. практически не проводилось.
Заключение
Учитывая противоречивый характер работ Леонардо, его врагам было не сложно осудить его. Достаточно было одних рисунков. А то, что он писал задом наперед, говорило о том, что ему было, что скрывать от тех, кто хотел избавиться от него.
Но к этому моменту он завершил невероятное количество исследований, которые описывает с гордостью. Даже его анатомия, еще один героический провал. Как и большинство его работ, она так и не была опубликована. Документы лежали в безызвестности веками, пока человечество пыталось догнать Леонардо да Винчи.
Вклад Леонардо не имеет значения, потому что он был утерян. Он ни на кого и ни на что не повлиял. А когда был вновь открыт его вклад в науку, все, о чем он писал, было уже известно. Но, не зная того, он все же оставил миру свое наследие. Он забрал ее с собой, покидая Рим. Она сопровождала его последующие 15 лет, и она была с ним, когда он умер. И после того как все забыли именно Леонардо, Мона Лиза помогла нам вспомнить о нем. Она пронесла его имя через века к новым зрителям, для которых любопытство не было преступлением, туда где свободомыслие приветствовалось. Именно ее необъяснимая улыбка напоминает о тайнах разгаданных Леонардо, в его поисках всего.
Список литературы:
[1] Петров Б. Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель – М., Наука, 1965
[2] Яков Вуркгардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2002
[3] Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М., 1996 г.
[4] Свеченовская И. Леонардо да Винчи. Зашифрованный гений, «Нива», С-Пб., Москва, 2006
[5] Уэллэйс Роберт. Мир Леонардо. 1452-1519 – М.: ТЕРРА, 1997
[6] Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. – «Попурри», 2004
[7] Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008, Формат: PDF
[8] Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. – «Попурри», 2004
Позвольте, я вам помогу
Два Мороза
Зимовье зверей
Отчего синичка развеселилась
Крутильный маятник своими руками