Работа представляет собой исследование словарного запаса языка учащихся 5-11 классов. Автор проводил социологические опросы, делал мониторинговые исследования, в результате которых собрал достаточно обширный материал по вышеуказанной теме. Работа получила 3 место на 2 областной научно-практической конференции учащихся "Русский язык в XXI веке" в г. Саратове.
Вложение | Размер |
---|---|
zhargonizmy.doc | 139.22 КБ |
Жаргонные слова и выражения
в лексиконе школьников II и III ступеней обучения
Введение
Неужели есть «словесный мусор»?
И, как пчёлы в улье опустелом
Дурно пахнут мёртвые слова.
Н.С. Гумилёв
Сегодня многие учёные, политические и общественные деятели, а особенно педагоги обеспокоены состоянием русской речи. Дело в том, что за последние годы усилился поток жаргонных слов и выражений в русский литературный язык. Причём, жаргонизмы проникают во многие сферы деятельности людей: в СМИ (молодёжные программы: «Дом -2», «Comedi-сlub»), в публицистическую литературу, в выступления депутатов, видных политиков: ( В.В.Путин: «Мочить в сортире».; Д. А. Медведев: «Врубайтесь в тему»).
Так как дети очень чутки к разного рода изменениям и новшествам, то они очень быстро усваивают манеры общения взрослых, это, во-первых. А во- вторых, несоблюдение норм речевого этикета, свободный доступ к СМИ и неумение правильно сортировать демонстрируемый телевизионный материал (не всегда качественного уровня) порождает «засорение» речи жаргонизмами.
Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера. Но проблема в том, что эти «мёртвые слова» настойчиво просачиваются в речь школьников и прочно утверждаются в ней, тем самым, вытесняя литературные слова и выражения, общеупотребительные слова, делая речь вульгарной и агрессивной.
Актуальными сегодня являются слова великого классика нашей литературы А.И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать тему: Жаргонные слова и выражения в лексиконе школьников II и III ступеней обучения.
Целью данной работы является:
2. Классифицировать жаргонные слова и выражения школьной лексики
Против науки не попрёшь…
Слово – дело великое…
Л.Н. Толстой
Попробуем проанализировать термин «жаргонизм», который предлагали нам учёные разных лет. Так, в учебнике по русскому языку 1989 года для студентов педагогических институтов под редакцией Л.Ю. Максимова дано следующее определение: социальные и профессиональные жаргоны, или арго, - это речь людей, составляющих определённые обособленные социальные группы, или же людей, которых объединяет общая профессия.[1]
В учебнике современного русского языка 1990 года, автором которого является Дудников А.В., читаем следующее: в различных социальных группах и трудовых коллективах под влиянием определённых социально-психологических факторов могут появляться лексические единицы со сниженной профессиональной окраской, образующие в совокупности профессиональные жаргоны. Близкими к жаргонной лексике являются и арготизмы. Арго – это замкнутый социальный диалект, который характеризуется наличием искусственно придуманных слов, заменяющих общеупотребительную лексику и употребляемых или в целях конспирации или ради преднамеренного «выпячивания» носителями данного арго своей социальной обособленности и «несхожести» с общепринятыми нормами общественного поведения.2[2]
Авторы учебника «Современный русский литературный язык» 1999 года под редакцией П.А. Леканта так определяют жаргонную лексику (или жаргонизмы): это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпровождением и т. п.3[3]
Можно приводить много определений слова «жаргонизм», но вывод один – жаргонизмы – это слова , составляющие особенности речи какой-либо группы людей, объединённых единой профессией или занятием.
Предлагаем следующую дифференциацию жаргонизмов русского языка, которая воспроизведена в диаграмме на странице 4.
К ниже приведённым жаргонизмам мы бы добавили ещё и так называемые жаргонизмы художественной литературы. Они иногда употребляются в художественных произведениях как средство создания определённого образа или настроения. Так, например, в романе И.Ильфа и Н. Петрова «Золотой телёнок» для воссоздания творческой деятельности «какого-нибудь крестьянского писателя-середнячка из группы «Стальное вымя» авторы используют жаргонизмы: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился».4[4]
Виды жаргонов
Профессиональные жаргоны
Социальные жаргоны
Возрастные жаргоны
Жаргон антиобщественных групп
Классифика
ция
групп
Люди разных профессий
Социальные группы людей
Школьники Студенты
Наркоманы
уголовные элементы
Надо отметить, что вся специфика жаргонов заключена в лексике. Многие жаргонные слова имеют специальный смысл, есть и такие, которые по форме отличаются от слов общеупотребительных. Для жаргонизмов характерна высокая степень метафоричности выражений, экспрессивная окраска.
Специфична речь представителей разных профессий: врачей, военных (прапорюга - прапорщик, слон – боец, прослуживший полгода в армии), официантов ( тошнот – неприятный клиент), продавцов (товар скинуть - продать, наколоть – обмануть покупателя) и т.д. Профессиональные жаргоны используются при общении на производственные темы. За пределами профессии данный жаргон непонятен и поэтому не используется.
Отличается своими особенностями и речь социально-обособленных групп людей. Мы имеем в виду специфические объединения людей по «интересам»: футбольные фанаты, автолюбители, спортсмены, и т.д.
Несколько слов нужно сказать и об офенском языке, так как его представители составляли одновременно и социально, и профессионально замкнутую группу. Данный язык был в ходу у бродячих купцов – коробейников в России в XVI-XX вв. Они зашифровывали свои слова в понятный только им язык, который сами придумали. Приведём в пример текст на офенском языке от 1822 года и его перевод В.Д. Бондалетовым в 1974 году.
«Масовской курёхой стремыжный пендюх прохандырили трущи. Массы биряли клыги и гомза. Кубы биряли бреять и в устреку кундяков и егренят. А ламонные карюки курешали курески, ласые лашата грошались
. А здебешний бендюх прихлят кассы, и массы стехнем стоду чунаться».
Давайте переведём данный текст.
«Нашей деревней третьего дня проходили солдаты. Мы их угощали брагою и вином. Женщины подавали кушать и в дорогу им дали пирогов и яиц. А красные девки пели песни, малые же ребята смеялись.
А сегодня пожалуют священники, и мы будем богу молиться».
Сегодня нам известно выражение «по фене ботать», которое означает – владеть блатным жаргоном. Кто знает, может быть, язык офеней способство-вал возникновению этого жаргонизма. А яркие фенечки, которые украшают запястья молодых девушек и девочек-подростков, тоже, возможно являются производными офенского языка.
Побеседуем или побазарим?
Следует избегать некрасивых,
неблагозвучных слов.
А.П. Чехов
Во многих языках существовали и существуют школьные жаргоны. В современном русском языке они тоже есть. Как и другие профессионально и социально ограниченные разновидности языка, они специфичны в области лексики (родоки – родители, домашка – домашнее задание и т.п. ) Но по сравнению со многими социальными и профессиональными жаргонами школьные жаргонизмы имеют ярко выраженную отличительную черту: для носителей школьного жаргона характерна игра со словами и в слова, изменение его смысла и формы для того, чтобы создать выразительные, эмоционально окрашенные средства ( ботаник – ученик, который занимается на «4» и «5»; лоханулся – допустил ошибку; лузер – неудачник и т.д.)
В этом языковом явлении наблюдается уход от обыденной, серой жизни, игра, выдумка. Школьный жаргон похож на его носителей – он такой же подвижный, резкий, громкий. Это продукт странного желания изменить мир, перекроить его на свой манер. Это желание утвердиться , показать своё «я». Ученики называют отметки – параша, пара, парашка – неудовлет-ворительно; трояк, тройбан – удовлетворительно; пятак – отлично.
Ученики на свой лад переиначивают названия учебных предметов: матека – математика, русиш – русский язык. Школьный жаргон быстро и легко впитывает в себя слова из уголовного языка: фильтруй базар – следи за своей речью, метлой не мети – перестань говорить и т.д. Активно используют ученики заимствования из разных языков: бойфренд – парень, с которым встречаешься, фейс начистить – физически расправиться с кем-то.
В лексике школьного жаргона существуют две крайности: с одной стороны, чёткость и конкретность данных определений: тормоз – медлительный человек, плохо соображающий. С другой стороны, размытость значений. Иногда жаргонные слова невозможно перевести на литературный язык: прикольная игра – трудно определимая положительная характеристика предмета; наехать – совершать действие агрессивного характера. В последние годы очень активно пополняется школьный жаргон компьютерной лексикой: хакер, чайник, завис, скинь на флешку и т.д.
Ещё одной особенностью школьного жаргона является его обновляемость
Меняются поколения, меняется и жаргон. Пройдёт лет пять – семь, и старые жаргонизмы сменятся новыми. В качестве примера приведём отрывки, изобилующие жаргонизмами, из телевизионного детского юмористического журнала «Ералаш» разных лет.
80-е годы.
Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»
«Классный Днепр при клеевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клеевые воды свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит».
Конец 90-х годов.
Отзыв старшеклассника на просмотренный фильм по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Понял, блин, она его намотала. А он – раз и ни-ни, а тот – шасть к ней, а она, во даёт, под электричку и копец!»
2004 год.
Отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», написанное В.А. Власовым, опубликованное в журнале «Чем развлечь гостей».
Однажды в весёлую зимнюю пору
Я из дому выскочил прямо в мороз.
Гляжу и балдею: из лесу на гору
Кобыла воз тянет за собственный хвост.
И тут я приметил: с ней рядом так чинно
Шурует пацан…этот, ну, Колобок.
В крутых башмаках и в прикиде нехилом,
А ростом не вышел – чуть больше сапог.
Я тут же к нему: «Ну, хелло, мужичище!»
А он мне как рявкнет: «Ща рыло начищу!»
- Чё тащишь? Дровишки? Украл их, небось?
- Не понял, брателло. Ты дурь эту брось!
- Щас в кумпол заеду и лошадь – тю-тю!
- Ещё слово вякнешь – я ласты слеплю!
- А чё, бедолага, большая семья?
- Всего мужиков-то – отец мой да я.
Семья-то большая, а толку чего:
Тянем со скрипом, как быдло, ярмо.
- Да уж, печально. Как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал
- Ну, чикса, - промолвил малюточка басом,
Рванул под уздцы и туда зашагал.
И смешно, и грустно. Ведь употребление жаргонных слов в среде школьников свидетельствует о низком уровне культуры говорящих. Это свидетельство засорения литературного языка, снижения культуры общения.
Скажем и о другой черте школьных жаргонизмов. Это ограниченность тематики. Выделяется около десятка семантических классов наименований, внутри которых существует много синонимов. Предлагаем собственный вариант классификации жаргонных слов и выражений школьников по семантическим классам наименований. Это далеко на полный перечень групп жаргонных слов. Есть и положительные, и отрицательные оценки, названия одежды, обуви, названия предметов быта и т.д.
1.Названия лиц – 66 слов
Жаргонизм | Лексическое значение |
Водила Чувак, братан, брателло, братуха, пряник, крендель Чувиха, чува, чикса, тёлка, фифа, цаца Предки, родаки Крутой, крутышка, крутизна Училка, препод Ботаник Лох, лохопетор, лохушка, лоха, лохунья, лошара, лошарик Чмо, чмошник, чмошница, чмырина Стукач, дятел Лошадь, кобыла Мелочь пузатая, малявки, шмокодявки, гаврики, мелкие, зелёные Лоб, конь, жеребец Бойфренд, хахаль Лузер, лопух Летящий Мент, мусор Синяк, синюха, синичелло Хакер Чайник Овца Бревно, полено Затычка Вешалка, глиста Доход, глист | Водитель Молодой человек Девушка, девочка Родители Деловой или богатый человек Учитель, преподаватель Ученик, который занимается на «4» и «5» Человек, не пользующийся уважением среди сверстников Категория ниже лоха Человек, который жалуется старшим Старшеклассница или девочка крупного телосложения Ученики начальной школы Старшеклассник или юноша крупного телосложения Парень, с которым встречаешься Неудачник Странный Милиционер Человек, который говорит неправду или много говорит Человек, злоупотребляющий алкоголем Взломщик компьютерных систем или специалист высокого класса при работе с компьютером Человек, слабо разбирающийся в компьютерных технологиях Девушка, не отличающаяся высоким уровнем интеллекта Человек, не проявляющий активности Слишком активный человек Худая и высокая девушка Худой и высокий юноша |
2. Названия частей тела – 54 слова
Жаргонизм | Лексическое значение |
Кумпол, тыква, дыня, чердак, крыша, крышняк, калган, бубен Фонари, буркалы, зенки, пешки Кегли, огрызки, грабли, грабалки, клешни Корявки, ковырялки Шнопак, шнобель рубильник, пятак Фанера Костыли, поршни, батоны, копыта, коньки, ласты Клыки, частокол, резцы Вымя Грызло, хайло, варежка, хлебало, хлебальник, хлебалка, хлебница, хавальник Патлы, пакли Фейс, мурло, табло, торец, пачка, моська Локаторы Ливер, требуха Мослы Лобешник Свисток | Голова Глаза Руки Пальцы Нос Скелет Ноги Зубы Грудь Рот Волосы Лицо Уши Внутренности Кости Лоб Губы |
3. Названия денег – 16 слов
Жаргонизм | Лексическое значение |
Баксы, капуста, зелень, зелёные Бабло, бабки, баблосы, лаве, мани, гроши, монета (подкинь монет) Кусок (устар.) Лимон Копейка (нов.) Рубалёк, рублик | Доллары Деньги Дай денег Тысяча Миллион Тысяча Рубль |
4. Названия действий и состояний – 59 слов и выражений
Жаргонизм | Лексическое значение |
Свалить, слинять, смыться Наехать Тащиться, ловить кайф Отрываться, колбаситься, торчать, оттопыриваться Стоять на стрёме Тусить, тусоваться, шляться Допетрить, врубиться, воткнуться Завалить грызло, заглохнуть, захлопнуться и не отсвечивать Выпендриваться, выёживаться, вылупаться, вытыкиваться Долбануться об угол Буксовать Шевелить поршнями, двигать булками, чесать резче Включить тумблер, чесать репу, Приколоться, прикалываться Врубить глушок погромче Вылупиться Оборзеть, опухнуть Лафу гонять, бамбук курить Дать шмотки погонять Пургу гнать, мозги парить Фильтруй базар Ответить за базар Харе базарить Очко жать Клыки набобрить Батон крошить Погонять тряпки Склеить ласты, кони двинуть, копыта отбросить Пролететь Замутить Катить бочку Запарить, задолбать, достать Глаза обшить | Уйти, убежать Обратиться с угрозами Получать удовольствие Активно отдыхать
Охранять Гулять, проводить время Додуматься, догадаться, понять Замолчать Выделяться, отличаться от общей массы Очнуться Долго думать Быстрее двигаться Думать Подшутить над кем-нибудь Включить музыку громче Смотреть Потерять чувство совести Ничего не делать Поменяться одеждой Говорить неправду Следить за речью Отвечать за свои слова Прекратить разговоры Бояться Почистить зубы Говорить об одном и том же Поменяться одеждой Умереть Опоздать Организовать Обвинять в чём-то, наговаривать Надоесть Плохо видеть |
«О бедном жаргоне замолвили слово…»
Берегите чистоту языка, как святыню.
И.С. Тургенев
Автор данной работы не стремился совершить открытие в области лексикологии, но сказать своё слово и выразить отношение к проблеме злоупотребления жаргонными словами своих сверстников имеет право. Необходимо всё-таки вскрыть причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьников.
Жаргонизмы не являются украшением нашей речи, более того, они наносят ущерб общению и пониманию между людьми разных поколений. Бабушки иногда не понимают своих внуков, и это объяснимо. Внуки из поколения не «Pepsi», а «Next» порой такое «заворачивают», что у бабушек «уши в трубочку сворачиваются». Да, что-то я увлеклась жаргонизмами.
Если серьёзно говорить об этой проблеме, именно проблеме, то необходимо постоянно напоминать ученикам о недопустимом употреблении жаргонизмов в речи. Конечно, запретить их использование в речи невозможно, а вот помочь ребятам не утонуть в море «низких слов» - это трудная, но вместе с тем выполнимая задача. Необходимо привлекать внимание детей к родному языку, формировать у них языковой вкус. Нужно больше общаться на русском литературном языке, больше читать, мыслить. Ведь опуститься до уровня общения первобытных людей, когда в ходу были только жесты да нечленораздельные звуки, можно и очень легко. А вот подняться до уровня высокообразованного человека – это сложно, но тоже можно.
Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым. Во-первых, потому что я из интеллигентной семьи, во-вторых, потому что моя бабушка была учителем русского языка и литературы, в-третьих, потому что я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
Заключение
В результате работы удалось прийти к следующим выводам:
1. Жаргонные слова и выражения составляют отдельную, обособленную группу лексических элементов языка
2. Выделено 4 вида жаргонов и 4 группы носителей жаргонных слов и выражений
3. Жаргонизмы – это подвижная, изменяющаяся языковая категория
4. Собран лексический материал ( из речи старшеклассников) по 4 семантическим классам наименований
5. Названы 8 причин увеличения числа жаргонных слов и выражений в речи школьников
В дальнейшем будет продолжено собирание лексического материала для классификации жаргонизмов по наименованиям.
P.S. В процессе работы по данной теме мной было прочитано достаточное количество книг, журналов. Кстати и несколько глав из «Евангелия от митьков».
Кощунственно звучат все слова этого, с позволения сказать, произведения. Но есть фраза, которая мне запомнилась отчётливее других: «И пошёл прочь Иисус, потому что не любил лохов»[5]. ( гл. 10).
Вот опять «вечные вопросы»:
Но это уже тема другой работы.
[1] Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов.Ч.1./Под ред. Л.Ю. Максимова.-М.: Просвещение, 1989.
[2]2 Дудников А.В. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. Вузов. – М.: Высш. .шк., 1990
[3]3 Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В. П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. Шк., 1999.
[4]4 Ильф И.А, Петров Е.П. Двенадцать стульев. Золотой телёнок.- Одесское областное издательство., 1958г.
[5] Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. с.679.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Какая бывает зима
Мороз Иванович
Рисуем кактусы акварелью
Рисуем тыкву