Матрёшка - любимый всеми российский сувенир. А что мы знаем о ней?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.99 МБ |
Слайд 4
Русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она приобрела небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?
Слайд 5
Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог.
Слайд 6
В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Эту фигурку завезли с острова Хонсю. Однако японцы утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безызвестный русский монах.
Слайд 7
Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую…
Слайд 8
Он расписал первую российскую «матрешку» на русский лад.
Слайд 9
Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец.
Слайд 10
Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху.
Слайд 11
В провинции имя Матрена, а ласково Матреша было одно из распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово"mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой .
Слайд 12
В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Слайд 13
«МАРТЕШКА» это полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Данное определение дано в словаре Ожегова.
Слайд 15
Первая русская разъемная кукла, названная Матреной, матрешкой, родилась в особняке в Леонтьевском переулке, д.7 в мастерской-магазине А.И. Мамонтова "Детское воспитание" в самом конце 19 века.
Слайд 16
Вскоре после своего рождения, в 1900 году, матрешка отправляется на Всемирную торгово-промышленную выставку в Париже, где ее награждают бронзовой медалью за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Она получает всемирную известность и любовь, становится одним из национальных символов России.
Слайд 17
В 1902 году производство матрешек переведено в Сергиев Посад.(после переименован в г.Загорск) Бурный расцвет изготовления и росписи матрешки в начале ХХ века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрешки на многие годы. В это время создаются основные типы росписи, особенностью которых была реалистичность изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетами цветов, либо в зимних полушубках с шалью на голове, жених и невеста и т.д.
Слайд 18
Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Тема сказок тоже всегда манила мастеров русской матрёшки. Иллюстрировались «Репка», «Иван царевич», «Курочка Ряба» и др. Фантазия мастеров не знала границ.
Слайд 19
С 1922 года начинают производить матрешку в городе Семенове Нижегородской губернии. Роспись семёновской матрешки восходит к традиции "травного" орнамента Древней Руси. Основа композиции - пышный букет на фартуке, а главная особенность - использование только трех основных цветов: красного, желтого и зеленого.
Слайд 20
Спустя несколько десятилетий в этом же регионе возникает еще один центр изготовления матрешки - село Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. Эти матрешки отличает крупная "крестьянская" роспись, яркий колорит.
Слайд 21
Вятская матрешка - самая северная из всех российских матрешек. В городе Нолинске пишут голубоглазых девушек-северянок. А с конца 1960-х годов характерной особенностью вятских красавиц становится аппликация их ржаной соломкой.
Слайд 22
Тверские матрешки славятся своей тонкой токарной работой - деревянные куколки, тонкие и светящиеся как скорлупка яйца. Для этих матрешек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.
Слайд 23
Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Слайд 24
Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.
Слайд 25
Затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Слайд 26
В 2000 году Фонд народных художественных промыслов РФ провел выставку, посвященную 100-летию первой русской матрешки. Это послужило открытию музея. И в 2001 году Фондом народных художественных промыслов РФ был открыт первый в России "Музей матрешки".
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Разноцветное дерево
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Бородино. М.Ю. Лермонтов