Дети идут в школу, что бы учиться. Но умение считать, писать и читать не единственное, что ребенку желательно уметь и чему ему предстоит научиться, когда он в первый раз переступает порог школы. На самом деле, легко ли быть первоклассником? Именно этот вопрос вызвал у меня интерес, так как я в дальнёйшем хочу связать свою жизнь с профессией учителя.
Вложение | Размер |
---|---|
distancionnaya_konferenciya.doc | 77.5 КБ |
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОМ
Землянскова Анна уч-ся 8 «Б» класса
Руководитель Степанцова Е.А
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
«Мамочка, ура!!! Каникулы!!!» Так встретила свою маму (мою сестру) моя племянница, когда она пришла забрать ее из школы в конце учебного года. Да, первый учебный год остался позади. Каким он был? Безусловно, трудным. Я вижу, как сильно она устала. Что-то получилось, что-то нет. Возможно, родители сделали немало ошибок в этом и для неё первом учебном году. Часто можно услышать мнение окружающих: да успокойтесь, палочки – крючочки... Да, дети идут в школу, что бы учиться. Но умение считать, писать и читать не единственное, что ребенку желательно уметь и чему ему предстоит научиться, когда он в первый раз переступает порог школы. На самом деле, легко ли быть первоклассником? Именно этот вопрос вызвал у меня интерес, так как я в дальнёйшем хочу связать свою жизнь с профессией учителя.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании первоклассника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Так думали и наши родители, когда покупали ранец и школьные принадлежности. Ранец должен быть удобным (по всем медицинским параметрам) и конечно красивым (это условие моей племянницы!). Принадлежностей набралось много!
Приняты новые СанПиНы, разработанные Роспотребнадзором и там сказано «Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов - полутора килограммов, для 3-6 классов - 2,5 килограмма, 7-8 классов - 3,5 килограмма, для 9-11 классов - четырех килограммов». Провожу эксперимент. Взвешиваю ранец первоклассницы. О, ужас! Он весит больше 5 килограмм, плюс вес сменной обуви. Тяжело и поэтому портфель носят или родители или я. Я узнала, что предлагают, что один комплект учебников должен быть дом, а другой в школе, но, увы, пока такого нет.
Все родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими людьми, умели правильно оценивать себя и свои действия. Взрослые стараются обратить внимание на ошибки или неправильное поведение детей. Критикуют, делают замечания, ругают, тем самым пытаясь помочь ребенку исправиться. Часто бывает, что взрослые обращают внимание только на промахи, а хорошее воспринимается как нечто само собой разумеющееся и остается незамеченным.
Придирчивость, чрезмерно строгое отношение к неудачам могут закрепить так называемую «боязнь сделать ошибку», когда ребенок теряет смелость и ждет указаний и подтверждения правильности действий от взрослого.
Чем больше ребенок получает информации о том, что он успешен – похвалы, положительные оценки, позитивное внимание родителей, - тем более трудолюбивым, умным, способным, смелым аккуратным он представляет себя. Если его много критикуют, усиливается образ плохого – ленивого, глупого, слабого, неаккуратного.
Дети в этом возрасте действительно хотят быть хорошими, ценят и стремятся к теплым отношениям с родителями, стараются соответствовать их ожиданиям. Лучше, если родители будут чаще замечать положительные моменты и игнорировать (как бы не замечать) часть ошибок, давая возможность детям самим их обнаружить и исправить. Однако попустительство, полное отсутствие контроля и поддержки значимости обучения создает трудности адаптации ребенка к школе, ее требованиям и правилам.
Мне конечно далеко ещё до мамы, но из моих наблюдений хочется сделать некоторые выводы. Ребенку необходимо предоставить как можно большую самостоятельность и в тоже время не оставлять его один на один с теми трудностями, с которыми он не может справиться. Пример минимальной организующей помощи:
1) напомнить ребенку, что пора делать уроки;
2) обсудить, что именно он будет делать в первую очередь;
3) составить план действий;
4) проверить, что получилось после самостоятельного выполнения;
5) поэтапный контроль
Постоянное присутствие взрослого нежелательно, т. к. часто это приводит к зависимости ребенка от индивидуального контроля взрослого.
Наблюдая за первоклассникамив школе, большинство случаев «школьной дезадаптации» у детей связано с трудностями не интеллектуального, а поведенческого и эмоционального плана. Сохранение традиционных домашних ритуалов, связанных к отходу ко сну, совместные игры, и т. п. помогут снять напряжение после уроков. С началом школьной жизни детство не заканчивается, игра остается важнейшей частью жизни первоклассника.
Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.
Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять.
Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым, и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не надо пытаться во что бы то ни стало, как можно раньше, обучать ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите малыша "Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".
Возможно, я не всё сумела охватить, но думаю, эта тема станет темой моей исследовательской работы в этом году. Но уже сейчас можно сделать вывод, что быть первоклассником непросто!
Литература
Несчастный Андрей
Хризантема и Луковица
Кактусы из сада камней
Н. Гумилёв. Жираф
Как нарисовать небо акварелью