В работе рассматриваются общие для русской и татарской литературы темы и проблемы. Исследование проведено на анализе произведений В.Распутина и А.Еникеева.
Вложение | Размер |
---|---|
stariki.doc | 64 КБ |
Лаишевский районный отдел образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Среднедевятовская средняя школа».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
Общие темы и проблемы
произведений русской
и татарской литературы.
Выполнила
ученица 11 класса
Миляшова Елена
Учитель:
Халиуллина Е.Н.
В создании национальной духовной культуры разных народов особая роль принадлежит художественной литературе. Очень много общего в литературах разных народов. И, прежде всего общие духовно – нравственные ценности, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии.
Мне бы хотелось сравнить произведения русского писателя В.Г.Распутина и татарского писателя А.Н.Еникеева. На мой взгляд, их объединяет общая тема (тема гибели патриархальной традиционной жизни русского, татарского, башкирского народов) и общая проблема (проблема взаимоотношений и преемственности поколений, проблема отцов и детей).
Проблема отцов и детей берёт начало ещё в классической литературе, но мне кажется, как никогда остро соседствует с этой проблемой тема разрушения национальных традиций и как следствие – забвение своих корней.
Многие вечные вопросы в произведениях В.Г.Распутина задают себе старухи, и они же отвечают на них своей жизнью: «…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёринской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведёт он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится……эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда – нибудь к чему – то, ради чего жили поколения людей?» На эти вопросы у Дарьи пока только один ответ: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Как бы вторит Дарье героиня А.Еникеева Акэби: «Конечно, ни дочь кашмау, ни сноха –хаситэ не станут надевать – это Акэби понимает. Но ведь не одна только мать и свекровь носила их в своё время, а тысячи подобных ей башкирских девушек и молодух. Хотя бы поэтому должны бы они беречь эти уборы. Забудется же иначе всё это , потеряется, исчезнет…Ну хорошо, жила на свете старуха Акэби. Она была до сих пор единственной живой нитью, связывающей их с родной землёй, с её жизнью, с её народом. Рвётся теперь эта последняя нить…Что делать, не уйдёшь от судьбы, не объедешь её!...Но вот что страшно – с этой живой нитью будет отрезан путь и к родной земле. И сама деревня Юлкотлы среди ковыльной степи, и люди её постепенно забудутся. Но должен ли быть отрезан этот путь к родной земле, должны ли быть, о господи, забыты и жизнь на ней, и люди её? Нет, Акэби никак не может примириться с этим. Родина для неё – это родная земля. В этой земле лежат кости предков, на этой земле живут её сверстники – дед Миннибай и старуха Минджихан, повзрослевшие у ней на глазах молодые мужчины и женщины и путающаяся у них под ногами детвора – разве может она их забыть, куда бы ни уехала, сколько бы ни прожила на свете. Вот об этом и хотелось сказать детям перед смертью».
Акэби вырастила и воспитала четверых детей, все получили высшее образование, занимают большие посты, материально обеспечены. Однако одинокая жизнь Акэби похожа на «долгий сон в ожидании сладкого сновидения». Редкий приезд детей летом в деревню был таким сновидением, настоящим праздником для матери: «всё на свете забывала она при них, так и светилась от радости и счастья». Дети приезжали лишь на короткое время: «одного ждала работа, другой торопился на курорт», внуков не оставляли, боялись, как бы они не заболели в деревенских условиях. У каждого есть машина, отдыхают в Крыму. А вот надгробного камня, даже самого скромного на могиле отца нет. «В отгороженном канавой маленьком кладбище на краю деревни покоится его прах. У изголовья нет камня. Могилу его знают только я да ещё несколько деревенских стариков. После нас никто не будет знать, и она сровняется с землёй…Неужто и это вас не беспокоит?» У старшего Суфияна пятеро детей, и ни один из них не знает родного языка отца, языка Акэби.
Больную Акэби дочь увозит в город. Вроде бы и заботятся о матери дети, жалеют и беспокоятся о ней. Но не желают выслушать последнего её слова, последнего желания матери, не стараются понять её душу. Почему? Трудно ответить на этот вопрос, но сердце матери угадало: «…дети её – люди совсем иного склада, чем она, они неузнаваемо изменились с тех пор, как оторвались от её подола. Тяжело старухе сознавать это, будто осиротела вдруг и осталась одна – одинёшенька…»
Чтобы не создавать себе лишние неудобства, дети увозят мать в больницу. «Спустя трое суток ночью Акэби скончалась. Умерла она одна. Никого не беспокоя, молча, тихо отошла, отправилась в свой последний путь. Будто в родную Юлкотлы».
Но дети не выполнили и последнего пожелания матери: похоронить её по мусульманским традициям на родной земле. «Решили, что звать муллу и читать заупокойную не следует, а про саван русские женщины, обмывающие покойников, ничего не знали. Так что поневоле пришлось снарядить мать «по – современному»…»
Очень похожа ситуация в повести В.Г.Распутина «Последний срок». Главное действующее лицо повести – восьмидесятилетняя старуха Анна. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Дети Анны – типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу. «Мы ведь, мама, не вольные люди, - говорила матери Люся, - что хочу, то и делаю. Мы на работе.» Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришло время умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете. Находясь уже одной ногой на том свете, мать сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё это ради своих детей. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать».
А что же они? А они решают свои проблемы. Каждый занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её. Снова звучит мотив одиночества среди родных людей. «Старуха лежала на кровати так легко и невесомо, что сетка под ней совсем не прогибалась; у старухи дежурили только глаза, а тело, растленное на кровати и застывшее в немой неподвижности, оставалось без толчков и забот – как чужое. Не было никакой нужды трогать его: старуха давно уже лежала одна, будто потеряла себя от всех остальных и никак не может найтись». И Анна наедине сама с собой задаёт те же вопросы, что и Дарья из «Прощания с Матёрой», и Акэби: «После неё останутся на свете ребята, а у самой старухи никого и ничего не останется, даже себя. Интересно, куда денется её жизнь? Ведь она жила, это было совсем недавно. Кому достанется её жизнь, которую она, как работу, худо ли, хорошо ли довела до конца? Ну да, рукавички из неё не сошьёшь – это правда. Помянут словом, кивнут в её сторону, и всё – была и быльём поросла. А потом и поминать забудут. Тоже правда. А что ей ещё надо? Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скручивалась в верёвку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой – то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась? А оставила после себя другие жизни – хорошо это или плохо? Кто скажет? Кто просветит? Зачем? Выйдет ли из её жизни хоть капля полезного, жданного дождя, который прольётся на жаждущее поле»?
Вся жизнь Анны – это пример устойчивости, способности, как сказал философ И.А.Ильин, сберечь «живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости…острое чувство «правды» и «кривды»…дух милосердия». Она и в смертный час сохранила живое сердце. Никогда она не будет докучать детям упрёками или назиданиями. Да и к вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику. Дар кроткости, всепрощения, способность вообразить извечно любимое живёт в ней.
Но почему тогда так невозвышенно очень многое в поведении детей Анны?
«Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там»,- приглашает Илья Анну.» Почему дочь Люся твердит своё: «Мы тебе о жизни, ты нам о смерти»? Почему боль старухи, ожидающей Таньчору, вообще никем не понята?
Девочка Нинка, внучка старухи, увидела, как один из отъезжающих грубовато предлагает другому: «Может, на дороженьку выпьем?»; услышала, как другая «тётя» (Люся), явно не слыша слов старухи: «Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите», советует бабушке: «Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти».
«-Они нехорошие, - сказала Нинка.».
Они и в самом деле « нехорошие», и не только в момент их явно бесчувственного отъезда. Их «нехорошесть» - в отсутствии самобытности, внутренней цельности, в отъединённости даже…друг от друга.
Разве не так же выглядят дети Акэби?
«- О самом необходимом я и хочу просить тебя, дочка…Вы молодые, обычаев шариата не знаете, если сама не скажу, кто догадается похоронить меня по – нашему…Сунете в ящик и зароете…
Дочь встала, она, как всегда, куда – то спешила.
- Нашла о чём печалиться, мама!..Давай кончим этот разговор…Врачей надо слушаться».
«- Сынок, умоляю вас, похороните меня, ради бога, по – нашему.
А Суфиян, не дав себе труда подумать, с необычайной лёгкостью ответил ей:
- Так и сделаем, мама, так и сделаем, обязательно!...Только ты мамочка не торопись пока умирать, ладно? Поживи ещё, поживи, родная, назло всем богам и муллам!...»
Я думаю, что выразителем авторской позиции является пожилой поэт. Его речь на похоронах Акэби - это прежде всего обвинение в адрес детей, а читателям самим предстоит решить, может это относится к каждому из нас.
«Навсегда расстались мы с нашей матерью, с человеком белоснежной, чистой души…Да, да, она для всех нас была мамой. Мало того, я не колеблясь, назову её святой матерью башкирского народа… Но знали ли мы её? Сумели ли увидеть её святую душу – её чистое сердце и святые помыслы?...Вот вы - её сыновья, дочери, зятья, - что вы можете сказать о вашей бедной матери, о её жизни, полной самоотверженной любви к вам?...Нет же, ничего вы сказать не можете…»
Многое понял и сын Анны Михаил. Он в финале уже не принял, как это было в начале повести, предложения Ильи выпить на дорожку. Пришло просветление, мудрое понимание места матери в его жизни. Он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о её великой роли в жизни: «Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая её очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться…Вроде как на голое место вышел и тебя видать…»
Не скрою, мне тяжело было читать эти произведения – безысходность какая – то чувствуется. Опять приходят на память слова Дарьи: «…слабы мы, непамятливы и разорены душой».
Но есть всё – таки надежда на то, что изменимся мы, другими станем. И надежда связана с детьми: не с детьми наших старух, а с их внуками. Вспомним внучку Акэби Гузель. Она не сторонилась родной бабушки, напротив тянулась к ней, ластилась. «Лишь она так мило и трогательно называла её «бабуленькой». Когда старуха слышала это желанное, бесценное для неё, берущее за душу слово, глаза наполнялись слезами. Именно с ней, маленькой Гузель, часто забегавшей к ней в комнату, хотелось поговорить очень осторожно, доступными её пониманию словами, объяснить ей то, что тревожило душу. Но как ей объяснить?»
И только маленькая внучка Анны Нинка каким – то детским чутьём понимает чувства бабушки. Может быть, потому что дети очень чувствительны к неискренности, лжи. Детской своей душонкой она поняла больше, чем эти взрослые, так и не нашедшие времени для матери:
«Старуха слышала, как прозвучали за окнами шаги, как что – то сказал и засмеялся Илья. Потом всё стихло, и старуха закрыла глаза.
Её растолкала Нинка.
-Возьми, баба. – Нинка протягивала конфетку. Старуха отвела её руку.
- Они нехорошие, - жалея старуху, сказала Нинка об отъезжающих.
Губы у старухи шевельнулись – то ли в улыбке, то ли в усмешке……
Ночью старуха умерла.»
Это внучка Танька из рассказа Распутина «В ту же землю» говорит слова, которые, может быть, вернут Пашуту к жизни: «Бабушка, ты разговаривай со мной! Ты думаешь, что я неродная, а я родная…хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе». Танька, не задумываясь, отправляется на похороны, чтобы проститься с умершей прабабушкой, чтобы не оставить бабушку один на один со своей бедой. Она в свои пятнадцать лет о многом задумывается и многое понимает. Понимает, что жизнь должна быть устроена иначе.
Будем надеяться, что из них вырастут мудрые женщины, они поймут ту «коренную правду», что ищет Дарья в повести «Прощание с Матёрой»: «Человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род часть народа, народ – часть Родины…Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки». Сами поймут и донесут эту правду до своих детей и внуков.
У Распутина, как и у Еникеева «человек в большей степени зависит от мира, чем мир от человека…» И в то же время писатели не снимают с человека ответственности за свои поступки, за свою жизнь. У читателей не возникает чувство обречённости в целом. Писатели остаются верными таким традиционным началам любой национальной литературы, как «проповедь добра, совестливость, обострённое чувство истины, правда и надежда».
Совесть, вина, судьба, память являются ключевыми нравственно – философскими категориями в произведениях Распутина В.Г. и Еникеева А.Н.
ЛИТЕРАТУРА.
Астрономический календарь. Май, 2019
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Нарисуем попугая цветными карандашами
Композитор Алексей Рыбников
Снеговик