Работа представляет собой лингвистическое исследование на литературном материале. Концептуальный анализ художественного текста - перспективное, активно развивающееся направление филологической науки.
Вложение | Размер |
---|---|
koncept_more.doc | 89.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 8 г. Мурманска
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по краеведению
Концепт море
в поэзии Кольского Севера
(на материале произведений В.А. Смирнова)
Автор: Фогт Елизавета, обучающаяся 10 Б класса гимназии № 8 г. Мурманска
Научный руководитель:
Колычева Вера Леонидовна,
учитель гимназии № 8
г. Мурманска
Мурманск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира..........................5
1.1. Понятие концепт.....................................................................5
1.2. Структура концепта.................................................................5
1.3. Методика описания концепта.................................................7
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале произведений В.А. Смирнова..................................................................8
Заключение...............................................................................................12
Литература................................................................................................14Приложения..............................................................................................16
Введение
Мастер художественного слова говорит обо всем на свете, он принадлежит миру, вечности. Но, как писал известный французский композитор Камиль Сен-Санс, «если у искусства и нет родины, то у художников она есть». Это значит, что родной край так или иначе присутствует в их произведениях.
Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии». [Пушкин, 1976: т. 6, с. 238]
Специфика Кольского Севера заявляет о себе существованием круга природных и культурных реалий, каждая из которых служит своего рода визитной карточкой края, его атрибутом: северное сияние, полярная ночь и полярный день, сопки, ягель, морошка и другие. В этом списке не только то, что неизвестно или почти неизвестно жителям средней полосы или юга России, но и привычные русскому слуху наименования — море, залив, чайка, солнце. В речи жителей Кольского Заполярья эти общерусские слова наиболее востребованы, актуальны. В лексическом значении таких слов проявляется некоторое своеобразие, появляются дополнительные, не свойственные общерусскому сознанию коннотации. [Родченко, 2008: 5]
Актуальность данной работы определяется существующей востребованностью использования новых приемов анализа художественной ткани произведений В.А. Смирнова, включенных в региональный компонент программы по литературе.
Предметом исследования является концепт море в поэзии В. Смирнова, способы его вербализации в стихотворениях (авторские парадигматические ряды, своеобразие синтагматики компонентов парадигматических рядов).
Источником исследования являются тексты стихотворных произведений В.А. Смирнова, приведенные в издании:
Фактический материал, собранный методом сплошной выборки, представлен более чем тремястами словоупотреблений лексических единиц, участвующих в вербализации названного концепта и организации его концептосферы.
Цель данной работы – выявить специфику концептуальной картины мира в языковом сознании жителей Кольского Севера на примере концепта море.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
Гипотеза исследования состоит в том, что выявление и описание концептов художественного текста раскрывают важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.
Основным методом исследования текстового материала в данной работе является концептуальный анализ. Реализации этого метода способствуют приемы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, лингвистическое моделирование, ассоциативный лингвистический эксперимент, семантический анализ словарных дефиниций, контекстуальный, а также сопоставительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования как при литературоведческом и лингвистическом изучении поэзии Севера, так и при подготовке к занятиям цикла «Литературное краеведение».
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира
1.1. Понятие концепт
Термин «концепт» до сих пор не имеет единого определения, хотя он прочно утвердился в современной лингвистике, исследованием его плодотворно занимаются Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, С.Е. Никитина, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина и др.
Анализ определений разных исследователей позволяет выделить следующие инвариантные признаки концепта:
1) это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном
представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая
полевую структуру;
2) это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;
3) концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;
4) концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его
прагматику;
5) это основная ячейка культуры.
Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. [Маслова, 2007: 47]
В нашем исследовании предлагаем принять в качестве рабочего следующее определение: концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.
1.2. Структура концепта
У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), история, сжатая до основных признаков содержания, современные ассоциации, оценки, коннотации.
З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав множество определений концепта; пришли к выводу, что когнитивный концепт формируется в сознании человека из:
а) его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира
органами чувств;
б) предметной деятельности;
в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании
концептами;
г) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен
человеку в языковой форме);
д) путем сознательного познания языковых единиц [Попова, Стернин,
2001: 40].
Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных по времени образования, по происхождению, по семантике. Особая структура концепта включает в себя:
Каждый концепт, как сложный ментальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:
В более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.
1.3. Методика описания концепта
Основными приемами лингвокогнитивного описания концептов через анализ языковых данных являются:
Очевидно, что чем больше из вышеперечисленных методов и приемов использует исследователь, тем больше признаков концепта он выявит и тем ближе к истине будет построенная им модель концепта. [Смирнова, 2009: 247-253].
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера
(на материале произведений В.А. Смирнова)
2.1. Концепт море в русском языковом сознании
Воспользовавшись данными толковых и энциклопедических словарей, можно выделить следующие лексические значения концепта море:
Происхождение слова море носит общеславянский характер. Легко узнаваемо в украинском, белорусском, болгарском, сербохорватском, словенском, чешском, словацком, польском, верхне- и нижнелужицком языках. Родственно литовскому, латышскому, древнепрусскому, готскому, англосаксонскому, авестийскому, латинскому, греческому эквивалентам.[Фасмер, 1996: Т. 2, с. 653]
Для построения лексико-фразеологического поля концепта мы обратились к словарям синонимов и антонимов. Оказалось, что слово море имеет синонимы только в значении «много» и синонимический ряд в этом случае выглядит так: море, бездна, пучина, прорва, поток. Антонимических пар словарь не дает.
Исходя из вышеперечисленного концепт море репрезентуется в русском языке посредством таких лексем, как море, океан, вода, пространство, озеро, залив, бездна, пучина, прорва, поток. Для определения ядра полевой структуры концепта в русском общеязыковом сознании обращаемся к ассоциативному словарю. Статистика по нашему запросу следующая: всего реакций на стимул — 523, из них различных реакций — 187, одиночных реакций — 124, отказов — 1. Среди различных реакций наиболее популярные такие: синее — 72, Черное — 52, голубое — 18, вода — 15, волны — 13, соленое — 12, теплое — 12.
Соответственно при упоминании о море чаще всего представляют себе конкретное Черное море, с теплой соленой водой основных оттенков синего цвета, характеризующееся наличием волнения. Следовательно, в центре представлений современного русского человека о море лежит значение «место летнего отдыха», которое актуализируется также частотностью реакций типа «солнце», «песок», «счастье». В этом смысле эмоциональная оценка моря естественно положительная.
Если же рассматривать представления о море в диахроническом аспекте, то здесь картина совершенно другая. Море было прежде всего местом промыслов: рыболовного, китобойного, зверобойного, мореходного. Эмоционально-оценочный фон подобных представлений чаще всего резко отрицательный, так как морские промыслы всегда таили в себе угрозу человеческой жизни и здоровью. Об этом красноречиво свидетельствуют фольклорные материалы. (Хорошо море - с берегу. Тихо море, поколе на берегу стоишь. Не ищи моря, и в луже утонешь. Жди горя с моря, беды от воды.) [Даль, 1998: Т. 2, с. 903]
Результаты ассоциативного эксперимента, проведенного нами среди жителей города Мурманска, подтверждают данные как синхронического, так и диахронического представлений о море. (См. Приложение № 1)
Реакции типа «блаженство», «загар», «красивое», «отдых», «отпуск», «песок», «радость», «ракушки», «солнце», «счастье», «удовольствие» подтверждают первую линию — море как место летнего отдыха. И таких реакций большинство. За линию «море — работа» голосуют другие ассоциации: безработное, корабли, подлодки, рыба, Северный флот. Их значительно меньше. Что же касается эмоциональной оценки, то здесь море — амбивалентно. Оно, с одной стороны, ласковое, нежное, спокойное, прозрачное, теплое, чудо, лечит, плещется, хранит, а с другой стороны, холодное, суровое, грязное, штормящее, темное, несущее смерть, поглощающее, опасное, бушует.
Картину деривационного поля концепта море дает нам «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова. Абсолютное большинство слов этого гнезда соотносятся со значением «место работы, промысла» (море, моряк, моряна, по-морскому, военно-морской, воздушно-морской, помор, поморянин, море-океан, мореплавание, мореплаватель, морепродукт, мореход, мореходство, мореходный, беломор, североморец). Есть здесь и группа слов (поморье, приморье, лукоморье), которые несут в себе значение территории. [Тихонов, 1985: с. 627-8]
Синтагматическое поле исследуемого концепта в большей степени относится к значению «часть океана», и лишь немного к представлению о море как месте отдыха на побережье. О таком соотношении свидетельствуют материалы «Словаря сочетаемости слов русского языка» под редакцией Денисова П.Н. и Морковкина В.В. [Денисов, Морковкин, 1983: с. 288]
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы о структуре концепта море:
2.2. Море в языковой картине мира В.А. Смирнова
По материалам книги В.А. Смирнова «Я люблю мое Заполярье», используя метод сплошной выборки, мы составили небольшой словарь репрезентантов концепта море (см. Приложение № 2).
Для вербализации своих представлений о нем поэт использовал следующие лексемы: бездна, валы (2), взводень (4), влага, вода (15), волны (38), глубь, голомень, голубизна, даль (3), залив (6), лужица, мили, море (76), морская гладь, морюшко (2), океан (11), прибой (6), пучина (2), работа (2), тоня, цунами, шторм (9).
Некоторые репрезентанты (бездна, вода, залив, море, океан, пучина) совпадают с теми, которые были выявлены нами при анализе общеязыкового сознания. Мы же обратимся к тем, что отражают собственно авторское восприятие. Это такие слова, как валы, взводень, влага, волны, глубь, голомень, голубизна, даль, лужица, мили, морская гладь, прибой, работа, тоня, цунами, шторм.
Данный ряд можно разделить на четыре группы. Первая (голомень, даль, мили) поддерживает словарное значение «большое пространство». Вторая (влага, глубь, голубизна) освещает физические категории моря. Третья (валы, взводень, волны, морская гладь, прибой, цунами, шторм) отсылает нас к движению воды, что свидетельствует об отношении к морю как живому существу. Этот вывод подтверждается многочисленными примерами сочетаемости. Море у В.А. Смирнова вздыхает, дышит, задыхается, стучится, пляшет, бьет, ластится, испытывает негодование, робко жмется; оно печальное, хмурое, тревожное. Четвертую группу составляют слова работа и тоня, которые открывают нам профессиональное отношение автора к морю, о чем говорят и биографические данные.
В.А. Смирнов родился в поселке Териберка Мурманской области в семье с поморскими корнями и крепкими традициями. Вся жизнь поморов была неразрывно связана с морем. Каждый мальчишка с малолетства приобщался к семейному промыслу. Знание народных примет, связанных с морем, морских ветров, умение управлять карбасом, первичные навыки навигации и чтения лоций — это неотъемлемая часть картины мира жителя Поморья. В зрелые годы Владимир Александрович некоторое время учительствовал на плавбазах рыбного флота. Но и земля неизменно тянула поэта к себе. Как сам он писал позднее: «Не всех мальчишек-поморов обязательно тянет в море. Так случилось со мной. Я окунулся в земные проблемы, в геологию». [Коржов, 2008: 531]
Эмоциональная оценка понятия море в произведениях В.А. Смирнова либо нейтральная, либо негативная. Об этом свидетельствуют данные поэтом определения. Море у него черное, студеное, суровое, дикое, волны зыбкие, крутые, семибальные, валы тяжелые. Вторят здесь и глагольные формы: бушует, измочалил, расходилась, бьют, хлещут, разбивается вдрызг, рокочет, вскипел.
Обращает на себя внимание активное использование автором поморских диалектизмов при обозначении земли и моря. Для объяснения таких слов, как лывы, заберег, тоня, взводень, голомень, мы обратились к словарю И.С. Меркурьева «Живая речь Кольских поморов» [Меркурьев, 1997] и обнаружили, что:
Употребление диалектных слов обусловлено отнюдь не желанием автора расширить свой словарь или внести в произведения немного экзотики, так называемого местного колорита. Подобная лексика отсылает нас к происхождению поэта, его поморским корням.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Заключение
В заключение подведем итоги проведенного исследования, а также остановимся на некоторых перспективах изучения концептов в языковой картине мира человека.
Целью нашего исследования было выявление специфики концептуальной картины мира в языковом сознании жителей севера на примере концепта море.
Работа представляет собой первый опыт теоретического осмысления и аналитического описания указанного концепта в языковой картине мира на материале произведений В.А. Смирнова.
Основные результаты работы могут быть сведены к следующему.
Основным концептом в поэзии Кольского Севера, как показывает творчество В.А. Смирнова, является море, что определяется этногеографическими и историческими особенностями, спецификой экономики и культуры. Указанное слово относится к группе древнейших в языке. Это один из важнейших концептов русского языкового сознания.
В общеязыковом восприятии в настоящее время происходит заметное смещение представлений о море. Море в русском языковом сознании исторически связано с представлением о тяжелых и опасных морских промыслах. В восприятии современного человека происходит смещение центра этого концепта к значению «место отдыха». Сознание же северян по данному вопросу поддерживает оба направления, что объясняется окраинным положением нашего региона, имеющего почти неограниченные возможности для выхода в открытое море.
Представления В.А. Смирнова о море, отразившиеся в его творчестве, отсылают нас к исконному, поморскому восприятию этого концепта в значении «место промысла», что самым тесным образом связано с происхождением и обстоятельствами его жизни.
Таким образом, мы выяснили, что отражение моря в языковом сознании жителей Кольского Севера существенно отличается от восприятия того же объекта в общеязыковом сознании. Оно несет на себе отпечаток региональной специфики. Возможно ли вообще в таком случае говорить о единстве концептов в сознании всех русских людей?
Анализ концептов в языковой картине мира поэта открывает широкие возможности для изучения как индивидуальных языковых картин мира, характеризующих отдельную языковую личность, так и языковых картин мира целого языкового сообщества. По словам, Ю.С. Степанова, ученый «должен стремиться показать не только коллективные представления как реальности общества, но и гипотезы, создаваемые об этой реальности наиболее выдающимися членами общества».[Степанов, 1997: 25] Такие гипотезы, их своеобразие, индивидуальный характер и акцентировка в них авторских смыслов могут проявиться во всей своей полноте только на фоне коллективных языковых представлений, в развитие которых, в свою очередь, они вносят свой вклад. Изучение языковой картины мира творческой личности и, в частности личности художника слова, есть вместе с тем важный этап постижения глубинных закономерностей общеязыковой картины мира, наивно-языковых представлений человека о мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Приложение № 1
МОРЕ
Какое? Баренцево (2), безработное, бескрайнее, бескрайность, бирюзовое, блаженство (2), блики, большое, большое скопление воды, буря, бухта, вдохновение, вода (3), волнистое, волны (5), вселенная, глубокое (2), голубое, гребешки, грязное, живой организм (2), загар, залив, зеленовато-голубое, зеленое, злое, корабли, красивое, ласковое (7), лохматое, можно смотреть не отрываясь, нежное, океан, опасность (2), отдых, отпуск (2), пена, песок (2), печаль (2), поглощающее, подлодки, прозрачное (2), прохлада, радость (3), разное, ракушки, рыба (2), свежесть, северное, Северный флот, серое, синее (3), смерть, соленое (6), солнце (2), спокойное (2), стихия, суровое, счастье, темное, теплое (6), удовольствие, ураган, холодное (2), цунами, Черное, чудо, шторм (2), штормящее.
Что делает? Что сделало? беспокоится, брызгает, бурлит, бушует (5), волнуется (2), кипит, лечит, льется, мокрит, переливается, плавает, плещется, течет, увлекает, хранит, шевелится, штормит (4), шумит (3).
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Лиса Лариска и белка Ленка
Три орешка для Золушки
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Лиса и волк